Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ВИДАХ САТИРИЧЕСКИХ ЖАНРОВ'

О НЕКОТОРЫХ ВИДАХ САТИРИЧЕСКИХ ЖАНРОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
255
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
специфика / стиль / жанр / памфлет / фельетон / особенности жанра / простонародные слова / церковнославянский язык / лексемы. / specificity / style / genre / pamphlet / feuilleton / genre features / common words / Church Slavonic language / lexemes.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Эгамназарова, Зулхумор

В данной статье речь пойдёт об особенностях некоторых видов сатирических жанров, а именно, о фельетоне и памфлете. Для раскрытия жанрового своеобразия сатиры рассмотрим вначале стилевые особенности сатирических произведений и более подробно остановимся на таких жанрах сатиры как фельетон и памфлет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME TYPES OF SATIRICAL GENRES

This article will focus on the features of some types of satirical genres, namely, the feuilleton and pamphlet. To reveal the genre originality of satire, we first consider the stylistic features of satirical works and dwell in more detail on such satire genres as feuilleton and pamphlet.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ВИДАХ САТИРИЧЕСКИХ ЖАНРОВ»

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 10 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

О НЕКОТОРЫХ ВИДАХ САТИРИЧЕСКИХ ЖАНРОВ

Зулхумор Эгамназарова

Академия Вооруженных Сил Республики Узбекистан Е2иШишог @ mail.ru

АННОТАЦИЯ

В данной статье речь пойдёт об особенностях некоторых видов сатирических жанров, а именно, о фельетоне и памфлете.

Для раскрытия жанрового своеобразия сатиры рассмотрим вначале стилевые особенности сатирических произведений и более подробно остановимся на таких жанрах сатиры как фельетон и памфлет.

Ключевые слова: специфика, стиль, жанр, памфлет, фельетон, особенности жанра, простонародные слова, церковнославянский язык, лексемы.

Ushbu maqolada satirikjanrlarning ayrim turlari, ya'ni felyeton va risolaning xususiyatlariga to'xtalib o'tiladi.

Satiraning janr o'ziga xosligini ochib berish uchun biz, avvalo, satirik asarlarning uslubiy xususiyatlarini ko'rib chiqamiz va felyeton, risola kabi satira janrlariga batafsilroq to 'xtalamiz.

Kalit so'zlar: o'ziga xoslik, uslub, janr, risola, felyeton, janr xususiyatlari, umumiy so'zlar, cherkov slavyan tili, leksemalar.

This article will focus on the features of some types of satirical genres, namely, the feuilleton and pamphlet.

To reveal the genre originality of satire, we first consider the stylistic features of satirical works and dwell in more detail on such satire genres as feuilleton and pamphlet.

Keywords: specificity, style, genre, pamphlet, feuilleton, genre features, common words, Church Slavonic language, lexemes.

ВВЕДЕНИЕ

В научной теории М.В. Ломоносова выделено три группы лексических единиц (3 стиля).

Специфика каждого стиля определена использованием определенных сочетаний слов разных групп.

Стиль любого произведения, в том числе сатирического, представляется авторскими размышлениями и закономерностями творческого процесса, а

ANNOTATSIYA

ABSTRACT

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 10 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

именно: стилевой позицией, индивидуальной речью персонажей, речевой интонацией. Тип интонации определяет специфику сатирического стиля, выраженную такими формами: юмором, сатирой, остроумием, сарказмом.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Юмор представляет особый вид комического, в котором внешняя комическая трактовка предмета изображения сочетается с внутренней серьёзностью. Юмор писателя помогает открыть истинную сущность явлений посредством противоположности: глупость оборачивается мудростью, мелочное - возвышенным. Ярким примером является произведение Н.В. Гоголя «Ревизор»: сатирическое обличение российских чиновников происходит благодаря невидимому герою - смеху. Использование юмористической интонации позволяет автору показать глупость и продажность чиновников, их страх перед вышестоящим начальством. Исходя из этого, следует, что юмор скрывает серьезные факты под маской смешного.

Второй формой сатирического осмеяния является ирония: содержание излагается позитивно, восторженно, слишком сильно восхваляется тот, кто на самом деле заслуживает порицания (или то, что надо показать с негативной стороны). Ирония становится поистине незаменимой в условиях тоталитарных режимов, запрещающих критику существующих порядков. Уличить сатирика, который использует иронию, очень сложно, поскольку он ничего не критикует, а напротив, восхваляет.

Третьей формой сатирического осмеяния служит остроумие. Это суждение автора, рассказчика, героя о событии, явлении, факте с использованием неожиданного сопоставления, которое и создает комический смысл того, о чём идёт речь. Остроту в тексте часто невозможно понять, так как смысл её заложен внутри лексических единиц, содержащих комическое противоречие. Произведение, написанное в остроумной форме имеет условно две стороны художественного стиля: обычная словесно-изобразительная сторона текста разрывается, переплетается мгновенными вспышками остроумия. В качестве примера приведем эпиграмму К. Пруткова:

«Пия душистый сок цветочка, Пчела даёт нам мёд взамен;

Хотя твой лоб - пустая бочка, Но всё же ты не Диоген».

Ещё одной формой сатирического осмеяния служит сарказм. Данная форма представляет собой крайнюю степень иронии или остроумия, поскольку смех смешивается с горечью, злостью. Сатира несет в себе необычайно сильную концентрацию эмоций, чаще всего негативной направленности - гнева,

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 10 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

ненависти. Такой сарказм чаще всего возникает в том случае, когда автор повествует не столько о комическом, сколько о вредном, опасном для социума, явлении. Используя сарказм, сатирик обрушивает все свои чувства и эмоции на описываемую реальность, поражая своего героя энергичным ударом словесного мастерства.

Подчеркнем, что в любом сатирическом произведении чаще всего сочетаются эти формы осмеяния действительности окружающего мира. В процессе развития литературоведения сформировались 9 видов сатирических жаров. Рассмотрим некоторые из них подробно.

Фельетон является малой формой сатиры, в центре которой находятся недостатки людей, черты их характера, их деятельность - всё то, что негативно отражается на других людях. Задачи писателя, использующего фельетон, помочь устранить недостатки, которые он высмеивает. В каждом фельетоне находится жизненная ситуация, которая может произойти с людьми. Как жанр литературы, фельетон бывает адресным и безадресным. Адресные фельетоны имеют точный адрес, реального антигероя в лице одного человека или организация, чья деятельность приносит обществу вред. Безадресные фельетоны чаще всего отражают крупномасштабные проблемы, события, в которых происходит обобщение нескольких сходных ситуаций и в которых действуют разные герои одного периода времени. У героев таких фельетонов не указаны конкретные имена и адреса, области их деятельности. Сам автор занимает позицию отрицания происходящих явлений. Одновременно с этим, автор фельетона использует какие-то компоненты памфлета, что сближает данный жанр с художественной сатирой. Фельетонист использует многие средства сатиры: гротеск, аллегорию, реминисценции (заимствования), метафору, иронию, гиперболу, литоту.

Многими исследователями выделены следующие виды фельетонов: статья, корреспонденция, очерк, зарисовка, жалоба, заявление, пьеса, скетч. В.Н. Вакуров все жанры фельетона подразделяет на четыре группы с учетом формы выражения авторского «я»: а) автор - участник событий; б) автор -наблюдатель событий; в) автор - активный комментатор событий; г) автор - нейтральный повествователь. Авторское «я» в фельетоне выступает в качестве выразительного средства: это способствует привлечению внимания читателей и выражению личного отношения к описываемым событиям.

Благодаря авторскому стилю повествования возникает индивидуальный сатирико-юмористический образ. Однако он не является самоцелью - за ним

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 10 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

стоит явление, на основе которого развертывается действие фельетона. Ещё одним изобразительным средством мастера фельетонов служит образ-тезис или доминанта. В качестве доминанты чаще всего выступают определённые предметы, пословицы, мифические сюжеты, объекты материальной и духовной культуры. Доминанта повторяется в различных частях произведения, составляя единое целое. [1, С. 53].

Многие фельетонисты используют наиболее простую деталь -использование образов из известных художественных произведений. Эта деталь в фельетоне используется для «подсветки» основной темы или ведущих черт характера главных героев. Например, Остап Бендер, Хлестаков, Плюшкин. Эти и многие другие литературные герои наполнены биографическими парадоксами, что помогает автору «раскрутить» тему в фельетоне методом параллелей или контрастных параллелей. Дополнительный, широко известный образ, способствует быстрому восприятию сущности происходящих явлений, характер и поступки действующих лиц. Для стиля фельетона характерна «короткая строка»: автор использует её для выражения мысли предельно кратко, выделяя абзацем. Абзац необходим и для интонационного выделения слов по типу ритмической прозы. На протяжении всего фельетона наблюдается чередование длинной строки с короткой, чаще всего «короткая строка» является в тексте замыкающим абзацем. В конце повествования количество «коротких строк» возрастает и служит итогом всего содержания фельетона и рассуждений самого автора.

Языковой строй данного жанра сатирического произведения характеризуется выразительностью речи - используются пословицы, поговорки, «крылатые слова», простонародные выражения и фольклорный материал. Необходимо, на наш взгляд, коснуться ещё одной особенности фельетона - это заголовок, в котором, в большинстве случаев, кроется краткая загадка сути описания.

Заголовок привлекает внимание читателей нестандартностью, ведущей к размышлению, - «К вопросу о тупоумии» (М. Кольцов), «Критика за наличный расчет» (В. Катаев), «Одесский язык» (В. Дорошевич). [2]. Рассмотрим это на примере фельетона В. Дорошевича «Одесский язык»: в самом названии заложена главная идея - характеристика особенностей языка одесситов. Для иностранцев, приезжающих в Одессу, этот язык не был понятен, поскольку многие слова произносились неточно и не соответствовали содержанию. Автор предлагает создать специальный словарь одесситов, подчеркивая отличие их

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 10 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

языка от общепринятого русского языка: «Северяне, приезжая в Одессу, утверждают, будто одесситы говорят на каком-то «китайском языке». Это не совсем верно. Одесситы говорят скорее на «китайско-японском языке».

Итак, стилистической особенностью фельетонов являются и авторские неологизмы - новообразования, которые созданы поэтами и писателями, -«кюхельбекерно» (А.С. Пушкин), «головотяп» (М.Е. Салтыков-Щедрин), «бездарь» (И. Северянин), «мыслебоязнь» (В. Дорошевич).

Поиски «фельетонных» фактов приводят автора к ограничению жестких рамок примитивности и отказу от многообразия самой действительности, что существенно отражается на стилистике жанра. Вывод автора отражается через противоречие, через представление ярких образов, применение особых стилистических приемов.

Вторым сатирическим жанром является памфлет. Данный жанр имеет несколько точек зрения по поводу происхождения: «Памфлет» - слово произошло от английского palme-feuillet: в дословном переводе - «листок, который держат в руке». Термин приобрел значение: «небольшое литературное произведение публицистического или вызывающе-личного характера» [Брокгауз, Ефрон 2008, с. 486]. Публицистичность тесно связана с художественными особенностями сатиры, критика носит разоблачительный, уничтожающий характер.

А.А. Тертычный рассматривает это понятие несколько иначе: в переводе с греческого («pamm fhlego») слово «памфлет» имеет значение: «все воспламеняю» или «все испепеляю». Данное понятие основано на мифологии: отражает представления людей о гневе олимпийских богов, в частности, Зевса-громовержца, который в ответ на несправедливость и зло, поражал своими молниями врагов. Памфлет в журналистике представляет собой сатирическое произведение, направленное на осмеяние определенных человеческих пороков и уничтожение героя, который является носителем опасного общественного зла

Предпосылкой памфлетного жанра стала саркастическая античная басня, служащая формой выражения социального протеста. Признаками памфлета служат следующие факторы: выявление логической связи между фактами, саркастическое обличение, содержащее в своей основе инвективу. Б.В. Какорина, характеризуя жанровый архетип инвективы, подчеркивает, что в этом виде обличительного послания используются активные нападки на личные черты и нравственные качества человека, занимающего государственную

[4, С. 106].

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 10 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

должность. Современная инвектива содержит оскорбительную, отталкивающую, безжалостную насмешку, основанную на антипатии. В инвективе происходит огрубение на лексическом уровне - употребляются вульгаризмы, грубые просторечные и жаргонные слова и выражения.

В эпоху Просвещения памфлет стал сильным политическим оружием. Яркими представителями жанра памфлета были: А. Н. Радищев (некоторые главы «Путешествия из Петербурга в Москву»), В. Г. Белинский, А. И. Герцен. Полемические тенденции в памфлете выражаются в тексте в двух вариантах: автор опровергает определенную систему мнений, подвергая ее критике с учетом высказываний собеседника; автор высказывает свою точку зрения, утверждая ее в полемике, диалоге с собеседником [5, С. 56].

Главными темами памфлетов служила политика, а объектом осмеяния -государственная система, философские или эстетические концепции. Существенными признаками памфлета как жанра являются:

а) синтез сатирических художественных и публицистических образных средств;

б) наличие в структуре памфлета прямых политических аргументов и пропагандистских идей, которые носят персональный характер;

в) преобладание идеологической конструкции, создающей новую реальность.

Отметим одну особенность памфлетного текста - он не создает полно адекватную картину мира, поскольку представлен всегда суждениями на основе оценки, отбором отдельных фактов, образов, изобразительных, риторических средств. Само обличение в памфлете имеет две направленности: открытую (прямую) и завуалированную (косвенную / непрямую). В зависимости от этого памфлет имеет прямую и косвенную модификацию.

При прямом обличии негативных процессов автор использует такие приемы: саркастические отступления, гневные ремарки, личное отношение к политику, событию или явлению. Главная цель такого обличения -сатирическое заострение и обобщение. Довольно часто в стилистике памфлета наблюдается грубая, бранная лексика, легко трансформирующаяся в инвективу. Однако нередко этот процесс модификации настолько эмоционален, что не позволяет понять само содержание текста. Созданию ярких художественных образов в памфлете способствуют такие выразительные средства художественной литературы: аллегорию, буффонаду, гиперболу, гротеск, иносказание, пародию, сарказм.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 10 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

При непрямом обличении автор создает маски, за которыми он прячется. В этом типе памфлета преобладает парадоксальное развитие сатирической мысли: при передаче событий и для смягчения оценки изображенного события автор использует средства комического. Таким средством выступает псевдоним, которым сатирик подписывает свое произведение. Иногда автор памфлета выступает в роли наблюдателя, что позволяет ему сгустить сатирические краски, однако при этом не отражает своего отношения к событиям или явлениям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Г.В. Лазутина отмечает, что памфлет служит не критикой нравов, а социальных явлений, позволяющих показать полную дискредитацию объекта критики. Данный жанр был очень популярен в годы Второй мировой войны, поскольку содержание памфлетов было направлено на обличение людей, негативных событий. Памфлет вызывал у читателей того сложного времени негодование, порой ненависть. В структуре жанра преобладают своеобразные композиционно-стилистические коммуникативные блоки: вводный, переходный, основной и заключительный. В качестве зачина (вводного блока), сатирик часто использует прием цитации, гротесковую поэтику, в которых заложен принцип алогизма. Авторские идеалы и представления, показанные в памфлете, скрыты в намеренном искажении фактов. Тем самым создается дистанция между авторским суждением (мировоззрением) и изображением события в тексте [3, С.109].

REFERENCES

1. Вакуров В.Н. Основы стилистики фразеологических единиц: (На материалах фельетона) / В.Н. Вакуров. - М.: Изд-во МГУ, 2013. - 175 с.

2. Журбина Е.И. Искусство фельетона / Е.И. Журбина. - М.: Художественная литература, 1965; 2012. - 287 с.

3. Лазутина Г.В., Распопова С.С. Учебное пособие / Г.В. Лазутина, С.С. Распопова. - М.: Аспект пресс, 2012. - 320 с.

4. Тертычный А.А. Жанры периодической печати / А.А. Тертычный. - М.: Аспект-пресс, 2014. - 178 с.

5. Тепляшина А.Н. Сатирические жанры современной публицистики / А.Н. Тепляшина . - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2016. - 190 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.