Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРОЙ В ШКОЛАХ ЛЕНИНГРАДА'

УСЛОВИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРОЙ В ШКОЛАХ ЛЕНИНГРАДА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРОЙ В ШКОЛАХ ЛЕНИНГРАДА»

коммунальных домах, медицинских, торговых и других организациях. В настоящее время эта система вводится и для частновладельческого сектора.

В этом отношении большую роль сыграли решения горисполкома о санитарной очистке города, обязавшие все предприятия, учреждения и частные домовладения вывозить мусор не реже одного раза в 3 дня.

Неоднократно на заседаниях горисполкома и райисполкомов обсуждались вопросы борьбы с мухами. Широкий размах противомушиные мероприятия получили в 1960 г. при подготовке к Дню здоровья 11 июля.

Все противомушиные мероприятия медицинские организации и население проводили по специальному обращению городской санитарно-эпидемиологической станции, доведенному до каждого лечебного учреждения и населения. Все сотрудники станции были раскреплены по отдельным районам и участкам города для руководства санитарными мероприятиями.

Следует отметить улучшение работы дезинфекционной станции в отношении качества дезинфекционной обработки помещений, внедрения новых для Грозного инсектицидов — хлорофоса, мышьяковистых препаратов, применение которых в выгребах дает от 90 до 100% гибели личинок мух.

До сих пор обработку выгребов проводили почти исключительно хлорной известью, что при недостаточном качестве и дозировках ее было неэффективным.

В числе мероприятий по борьбе с мухами, проводившихся в последние годы, необходимо отметить работу паразитологического отдела городской санитарно-эпидемиологической станции в очагах дизентерии, которые регулярно обрабатывали бонификаторы антимушиными средствами 1 раз в неделю. Проводили обработку санитарных установок, дворовых и жилых помещений в случае обнаружения в последних мух. Из препаратов применяли дусты ДДТ, ГХЦГ и флицид. Всего было обработано за 2 года 162 ООО м2.

Уменьшение, а местами полное исчезновение мух в эпидемических очагах явилось одной из причин резкого уменьшения заболеваемости дизентерией в городе.

Осуществление перечисленных противомушиных мероприятий на основе массового вовлечения в борьбу с мухами работников различных учреждений, предприятий и населения города способствовало улучшению общего санитарного состояния города и обусловило резкое снижение численности мух.

Поступила 21/1Х 1960 г

-й- -¿г -¿г

УСЛОВИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРОЙ В ШКОЛАХ ЛЕНИНГРАДА

Врач Е. Н. Выдрина Из Ленинградской городской спортивной школы молодежи

В стране выросли кадры выдающихся спортсменов, добившихся мирового первенства по различным видам спорта. Строятся многочисленные спортивные сооружения, отвечающие современным методическим и гигиеническим требованиям.

Однако еще мало внимания уделяется школьникам. Условия их занятий физкультурой во многих школах не отвечают элементарным требованиям; во многих школах, построенных в 1935—1937 гг., гимнасти-

5 Журнал «Гигиена и санитария» № 4

65

ческие залы до сих пор отсутствуют, занятия физкультурой проходят в помещениях, приспособленных из 2 классов. Площадь таких «залов» около 100 м2, высота 3,5 м. Габариты их не позволяют развернуть самую необходимую работу по программе школы. Построение учащихся (даже 20 человек) для выполнения вольных упражнений создает тесноту в зале. Подвес колец при высоте зала 3,5 м не обеспечивает нужного качания. При выполнении упражнений на высоких брусьях учащиеся касаются ногами потолка. Проведение спортивных игр в таком зале невозможно.

«г

1 зопп

болыипи юл малый. тл

К^З зал из 2 млассоО

Рис. 1. Средняя запыленность воздуха в трех залах.

Школы, построенные в 1952—1956 гг., имеют малые гимнастические залы размером 16X8X4,5 м3. Условия занятий в таких залах почти идентичны условиям занятий в залах, приспособленных из помещений 2 классов. При выполнении вольных упражнений в таком зале вплотную к стенам размещается лишь 24 человека. Мест для преподавателя и капитально укрепленных снарядов совсем не остается. Расположение учеников в шахматном порядке картины не меняет.

Мы провели обследование санитарно-гигиенического состояния этих залов. Для сравнения был взят и большой зал, условия для занятий в котором можно считать хорошими. В каждом зале определяли бактериальную обсеменность воздуха (прибором Кротова), запыленность (прибором Оуэнса № 1), температуру и влажность воздуха (психрометром Ассмана).

Исследования проводили в динамике с 1-го по 6-й урок первой смены весной, осенью и зимой (по три дня в сезоне). Уборка всех залов была примерно одинаковой. Проветривание велось регулярно в каждую перемену.

Полученные данные показали, что с уменьшением размеров зала ухудшались санитарные условия. Относительная влажность воздуха увеличивалась в малом зале и зале, приспособленном из помещений 2 классов, примерно одинаково: в середине дня, т. е. к 3—4-му уроку она достигала 60—80%, запыленность воздуха характеризовалась следующими данными: 3000—4000 пылинок в 1 см3 (рис. 1).

Особенно показательны цифры бактериальной обсеменности воздуха. В малом зале обсемененность воздуха к 6-му уроку достигала 160 000 колоний в 1 см3, а в зале, приспособленном из помещений 2 классов доходила даже до 250 000 колоний в 1 см3 воздуха (рис. 2). В малом зале весной даже на занятиях с постоянно открытыми окнами в течение

Рис. 2. Бактериальная обсемененность воздуха в различных залах.

1 — большой зал; 2—малый зал; 3 — зал из двух классов.

220000

200000 „ 180000 5 160000 "=> тооо 1120000 I 100000 * 80000 | вот * тоо 20000 о

250000

1 2 3 4 5 В

уроки

вб

всех 6 уроков бактериальная обсеменность воздуха к 6-му уроку достигала 70 000 колоний в 1 см3. Ряд авторов (Н. И. Тавастшерна, А. А. Дворкина, Ц. Л. Усищева, М. В. Антропова, Л. Е. Любомирский и др.) показали, что занятия физкультурой, проведенные в хороших микроклиматических условиях, вызывают повышение «мозговой» работоспособности (Ц. Л. Усищева, М. В. Антропова), увеличивают мышечную силу и т. д.

Мы провели в двух залах наблюдения за динамикой работоспособности. Один контрольный зал был большой размером 22X10X6 м, второй зал — малый (16X8X4,5 м). В обоих залах по договоренности с преподавателями было проведено 20 уроков по однородной методике и с одинаковой физической нагрузкой. До и после таких уроков учащиеся выполняли определенные задания по корректурным таблицам Анфимова.

По заданию учащиеся вычеркивали определенные буквы в течение одной минуты. На 2-й минуте занятие усложняли введением условного торможения. Таблицы обрабатывали по методу А. Н. Кабанова с введением коэффициента К, отражающего динамику тормозных и возбудительных фаз в коре головного мозга. Чем выше оказывалась работоспособность учащегося, тем меньше замедлялась работа при введении условного тормоза на 2-й минуте.

Анализ полученных данных, как и следовало ожидать, показал, что условия малого зала не только не способствуют повышению работоспособности учащихся, а, наоборот, снижают ее, углубляют тормозные процессы в коре головного мозга. Число ошибок, допускаемых учащимися после урока физкультуры в малом зале, возрастает. Число просмотренных знаков по сравнению с исходными несколько уменьшается.

Совершенно противоположные результаты дает обследование учащихся, занимающихся в большом зале.

Изучение пульсовых кривых, выведенных на правильно построенных уроках физкультуры в зале, приспособленном из помещений 2 классов, показало, что число пульсовых ударов у занимающихся возрастает на 60%, т. е. почти втрое превышает благоприятную реакцию. О занятиях в малых залах можно сказать словами П. Ф. Лесгафта, «что лучше свежий воздух без физической культуры, чем физическая культура в таких помещениях».

Выводы

1. Занятия в залах, приспособленных из помещений 2 классов, и в малых залах следует прекратить и вынести проведение этих занятий целиком на открытый воздух.

2. Необходимо добиться, чтобы в ближайшее время была произведена достройка помещений спортивных залов к школам, которые построены в 1935—1937 гг.

ЛИТЕРАТУРА

Антропова М. В. Изв. Акад. пед. наук, 1955, в. 66, стр. 112. — Кротов Ю. А. Гиг. и сан., 1953, № 4, стр. П. — Любомирский Л. Е. Там же, 1959, № 1, стр. 40.— Тавастшерна Н. И. В кн.: Сборник трудов Ленинградск. научн.-исслед. ин-та физической культуры. М.—Л., 1936, т. 2, стр. 221.

Поступила 20/Х 1960 г.

* тйг -й-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.