Научная статья на тему 'Условия, в которых оказывается услуга по продаже прав на нематериальный актив'

Условия, в которых оказывается услуга по продаже прав на нематериальный актив Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / РЫНОК УСЛУГ / РЫНОК НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ / ИНВЕСТИЦИИ В НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Булярский Сергей Викторович, Bulyarskiy S. V., Савельева Ольга Геннадьевна

В результате анализа условий продажи прав на нематериальные активы показано, что рынок услуг России является развивающимся. Это связано с недостатками законодательства, а также с трудностями защиты интеллектуальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Булярский Сергей Викторович, Bulyarskiy S. V., Савельева Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONDITIONS IN WHICH PROVIDES SERVICES FOR THE SALE OF THE RIGHTS TO THE INTANGIBLE ASSET

An analysis of the conditions of the sale of rights to intangible assets, it is shown that the services market of Russia is developing. This is due to shortcomings of legislation, as well as difficulties in protecting intellectual property.

Текст научной работы на тему «Условия, в которых оказывается услуга по продаже прав на нематериальный актив»

Булярский С.В., Савельева О.Г.

Ульяновский государственный университет E-mail: bulyarsky@ulctt.ru

УСЛОВИЯ, В КОТОРЫХ ОКАЗЫВАЕТСЯ УСЛУГА ПО ПРОДАЖЕ ПРАВ

НА НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ АКТИВ

В результате анализа условий продажи прав на нематериальные активы показано, что рынок услуг России является развивающимся. Это связано с недостатками законодательства, а также с трудностями защиты интеллектуальной собственности.

Ключевые слова: нематериальные активы, рынок услуг, рынок нематериальных активов, инвестиции в нематериальные активы.

Положительный экономический эффект от использования нематериальных активов рождает потребности в них у представителей бизнес-структур. Потребности бизнеса в нематериальных активах удовлетворяются объектами интеллектуальной собственности, которые в основном поставляют научные организации. Получение научными организациями заказов на исследования, на научные разработки от представителей бизнес-структур в целях наращивания нематериального актива и повышения эффективности производственного процесса является фактором для развития рынка услуг по продаже прав на нематериальные активы.

Рынок нематериальных активов является частью рынка услуг, поскольку реализует куплю-продажу интеллектуальной собственности. По нашему мнению, можно дать следующее определение: рынок нематериальных активов - это система социально-экономических отношений продавцов и покупателей, реализующая их экономические интересы, связанные с куплей-продажей прав на нематериальные активы.

Необходимость рынка нематериальных активов очевидна. Главным конкурентным преимуществом на современном перенасыщенном рынке играет качество. Проблема дефицита товаров и услуг отсутствует, на передний план выходят высококачественные, высокотехнологичные товары и услуги, а потому интеллектуальная собственность становится акселератором современного бизнеса. «Без полноценного рынка нематериальных активов инновационная экономика существовать не может. Эту азбучную истину стали постигать и в России» [1], по мнению К. Бес-четного. «Так, в США бренды, технологии,

патенты, другие элементы интеллектуальной собственности составляют около 30 процентов валового внутреннего продукта (ВВП), или более 4 триллионов долларов в год в денежном выражении. В России же доля НМА в ВВП чрезвычайно низка - 0,3 процента, а сам ВВП в 2009 году достиг всего 1,2 триллиона рублей» [1].

Первыми масштабную капитализацию НМА провели японцы в 70-80 годах XX века [2]. Удивительно было то, что при реальном объеме товарной массы, производимой Японией в те годы, размером в 3% от общемирового ВВП, суммарный капитал страны составлял более 40% совокупного мирового капитала [2]. Причины этого заключаются в том, что, начиная с 60-х годов, японцы начали скупать по всему миру продукты интеллектуального труда - НИОКРы, НИРы, патенты, ноу-хау, рационализаторские предложения и т. д. [2]. Затем результаты интеллектуального труда оценивались и ставились на баланс предприятия в качестве нематериальных активов. Это приводило к росту стоимости активов компании в целом, что впоследствии позволило проводить дополнительную эмиссию акций. Образовался цикл - корпорации создавали товарную массу в виде акций, государство эмитировало под них денежную, в результате чего возник так называемый «финансовый пузырь», способствовавший чрезвычайно интенсивному капиталообразованию, и к 1990-м стоимость акций, оборачивавшихся на токийской бирже, достигла астрономической по тем временам цифры - 5,2 триллиона долларов [2].

Наличием интеллектуальной собственности, точнее стоимостью нематериальных активов, отличаются современные инноваци-онно-развивающиеся организации. В погоне

за рыночной долей организации формируют специальные лаборатории, где занимаются разработками инноваций, даже если содержание лабораторий обходится очень дорого для компаний, поскольку необходимо покупать дорогое оборудование для оснащения лаборатории, содержать ученых, занятых в исследовательском процессе. Поэтому своя собственная лаборатория - это роскошь крупных компаний, у которых есть возможность отдавать миллиарды долларов на инновации, например, Ford Motor - корпорация, которая тратит на инновации больше всех автопроизводителей мира - почти 10 млрд долларов в год [3].

Важность нематериальных активов в современной экономике недооценить невозможно: информация и знания - основное преимущество любой организации. Такие виды деятельности, как поставка и обработка информации, притесняют организации, работающие с материальными активами. Знания становятся уникальным конкурентным преимуществом любой компании и ключевым ресурсом развития экономики. Сегодня стоимость товаров определяется не столько стоимостью физических ресурсов, а стоимостью знаний, которые заложены в новых товарах. Таким образом, с пониманием того, что знания могут быть товаром, с развитием инструментов защиты интеллектуальной собственности, что помогает превращению ее в товар, возникает рынок нематериальных активов. Его становление можно отнести к моменту возникновения патентного права в XVIII веке, а в 1812 году появился «Закон о привилегиях» в России. Документ «привилегии» удостоверял право на монопольное производство отдельных товаров, право на беспошлинную торговлю и т. п. Позже стали выдаваться привилегии на организацию производств и использование новинок. В 1896 г. было принято «Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования», которое, с дополнениями и усовершенствованиями 1900 и 1912 г., действовало до революции. В 1919 г., когда В.И. Ленин подписал «Положение СНК об изобретениях», патент был переименован в «Авторское свидетельство». В 1992 году Верховный Совет России принял «Патентный закон РФ». Российский патентный закон ввел новый объект промышленной собствен-

ности, «полезную модель». В настоящее время этот закон утратил силу по Федеральному закону «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» с 01 января 2008 года. Соответственно в настоящее время деятельность в области интеллектуальной собственности регулируется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.

История рынка нематериальных активов насчитывает около 100 лет, правовые основы рынка значительно моложе - около 15 лет, поэтому сам рынок нематериальных активов и его элементы можно считать зарождающимися. Если законодательство по правовому регулированию интеллектуальной собственности уже имеет достаточный опыт, хотя и не лишено недостатков, то профессиональная оценка только начинает оформляться. Кроме того, интеллектуальная собственность - лишь малая часть нематериальных активов, которые могут быть представлены на рынок, особенности функционирования большей части нематериальных активов вообще пока трудно поддаются контролю и оценке. Поэтому рынок нематериальных активов представляет на настоящий момент в основном куплю-продажу интеллектуальной собственности. В связи с этим мы пришли к выводу, что рынок нематериальных активов - это новый рынок для России, только начинающий свое становление и развитие.

Для анализа рынка нематериальных активов необходимо оценить показатели спроса и предложения как основных элементов любого рынка. Поскольку спрос - это желание, сопряженное с возможностью потребителя, в нашем случае купить нематериальный актив, рассмотрим данные статистики России относительно структуры инвестиций в нефинансовые активы (табл. 1).

Из таблицы 1 видно, что спрос на нематериальные активы низкий, составляет всего 23,6 млрд рублей в 2009 году. Если сравнить со спросом на основные средства, то в 2009 году спрос на нематериальные активы меньше более чем в 250 раз. «Стоимость нематериальных активов, учтенных в Реестре федерального имущества по состоянию на 1 января 2010 года, составила всего 1,5 млрд рублей, из которых интеллектуальная собственность -

1,4 млрд рублей (в том числе в казне Российской Федерации только 9 млн рублей) при ежегодных расходах бюджета только на гражданские НИОКР в сотни миллиардов рублей [4]. Таким образом, доля учтенных в собственности Российской Федерации нематериальных активов в ВВП составляет только 0,004 процента при кратном превышении доли нематериальных активов ведущих компаний и развитых стран мира над стоимостью материальных активов» [4].

Приведем еще один факт, иллюстрирующий пассивный спрос на нематериальные активы. Уже прошло более пяти лет после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 года №685 «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности», его требования до сих пор не исполняются государственными заказчиками. В России патентуется только каждое шестидесятое национальное изобретение, что в 100 раз меньше, чем в США, и в 50 раз меньше, чем в Германии [5].

Таким образом, рынок нематериальных активов характеризуется низким спросом, а это приводит к сокращению объемов производства, отставанию экономического развития, низким показателям результатов хозяйственной деятельности, падению благосостояния общества и так далее по цепочке последствий. Е. Федоров отмечал, что «в экономике страны не развиты инструменты и не созданы условия функционирования рынка нематериальных активов» [6]. На сегодняшний момент первостепенной задачей является усовершенствование законодательства, методов регистрации оценки и учета нематериальных активов, введением налоговых таможенных

бюджетных льгот для организаций, способствующих развитию инфраструктуры рынка, а также механизмов обеспечения защиты отечественных знаний. Кроме того, содействовать инновационности и эффективности развития при формировании инновационной экономики посредством инвестиций и поддерживающих государственных программ.

Неэффективность законодательства по защите интеллектуальной собственности, длительность процедуры регистрации патента, высокая стоимость процедуры оценки и патентования приводят к эффективности охраны интеллектуальных результатов в режиме засекречивания ноу-хау. Чтобы использовать технологию легально необходимо пройти процедуру регистрации патента, либо процедуру регистрации лицензионного договора, что может растянуться на срок до двух лет. В то время как ноу-хау можно использовать сразу в хозяйственной деятельности. Срок охраны технологии в режиме ноу-хау не ограничен формальными сроками действия патента (20 лет) и может использоваться по усмотрению правообладателя бесконечно. Относительно регистрации и оценке ноу-хау значительно дешевле, что еще раз свидетельствует о привлекательности его использования в хозяйственном обороте.

Следует отметить также, что низкий спрос не говорит о низких потенциальных потребностях в нематериальных активах, наоборот потребности экономики в нематериальных активах достаточно высокие. Потребность рынка в нематериальных активах можно оценить по формуле (1) [7]:

N18 = ИэуГвВП , (1)

Таблица 1. Структура инвестиций в нефинансовые активы в Российской Федерации (в фактически действовавших ценах)

2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009

миллиардов рублей

Инвестиции в нефинансовые активы -всего 1071,2 1347,6 1476,3 1845,3 2267,0 2945,7 3858,6 5281,5 6799,7 6117,4

инвестиции в основной капитал 1053,7 1335,9 1455,7 1824,9 2246,8 2893,2 3809,0 5217,2 6710,3 6040,8

инвестиции в нематериальные активы 15,9 9,0 7,6 9,1 10,0 24,4 20,7 28,1 30,7 23,6

инвестиции в другие нефинансовые активы 1,6 2,7 13,0 11,3 10,2 19,4 16,5 20,5 36,9 32,5

затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы 8,7 12,4 15,7 21,8 20,5

где Nis - требуемое количество вновь создаваемых объектов интеллектуальной собственности (патенты на изобретения, свидетельства на ПМ, ПО, ТЗ плюс объекты авторского права, публикации статей и пр.); Иэ - коэффициент, учитывающий исчерпание эффективности объектов интеллектуальной собственности и определяемый научно-техническим прогрессом (для стран с развитой рыночной экономикой Иэ = 0,35 0,41), для предприятий промышленности Иэ = 0,17 0,22 ; ВВП - внут-

ренний валовой продукт, руб.

Для России в целом, по данным 2009 года, ВВП - 38797,2 млрд руб. [8], тогда потребность в нематериальных активах составляет 33119,56 млрд руб.

Если следовать логике, президент исследовательского холдинга «Ромир» А. Миле-хин, который заметил, что «все ведущие страны стремятся довести долю интеллектуальных услуг в ВВП до 50%» [9], тогда потребность России в нематериальных активах составляет порядка 19398,6 млрд руб.

Неудовлетворенность потребности в нематериальных активах российской экономики приводит к низкой конкурентоспособности отечественных предприятий на мировых рынках. Завышенная цена в сочетании с низким качеством товаров отбрасывают отечественные предприятия за пределы рынка. По образному выражению профессора экономики Калифорнийского технологического института Б. Клейна, в условиях динамичной конкуренции к «невидимой руке» Адама Смита добавляется «скрытая нога», способная «вышибать» с рынка [9].

Продолжая рассматривать особенности рынка услуг по продаже нематериальных активов, можно заметить, что это рынок с неполнотой информации. Это вызвано тем, что получение информации в основном связано с затратами ресурсов, информация, полученная экономическими субъектами, не всегда надежна и быстро устаревает, объем не структурированной информации огромный и зача-

стую затрудняет нахождение полезной информации, а чтобы перерабатывать информации нужны определенные знания. Информация - это «смазка» рыночного механизма [10], благодаря которой он становится подвижным. Поэтому если информация, получаемая участниками рынка, несовершенна, то это вызывает дополнительные трансакционные издержки для субъектов рынка, следовательно, ведет к снижению экономического эффекта.

Сам процесс купли-продажи для нематериальных активов отличается от купли-продажи любого другого товара. Проиллюстрируем известный пример с яблоками: если у двух людей есть по одному яблоку, то обменявшись, у них по-прежнему будет по одному яблоку. Если два человека обладают двумя разными знаниями, обменявшись, они приумножат их, соответственно у каждого будет в два раза больше знаний. Знание, ма-териализированное в нематериальный актив, становясь товаром на рынке, не отдается, как отмечают некоторые ученые, а передается [9]. В отличие от традиционного рынка товаров, где покупая товар, мы становимся его собственником, покупая нематериальный актив, мы покупаем право пользоваться им, то есть извлекать полезные свойства. В связи с чем, вспоминая определение «услуги как действия, приносящего пользу» [11], мы приходим к выводу, что продажа нематериального актива является услугой. Поэтому процесс продажи нематериального актива мы отождествляем с услугой по продаже нематериального актива.

Таким образом, подводя итоги и обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что рынок услуг по продаже нематериальных активов характеризуется низкими показателя спроса и в то же время высокими показателями потенциальной потребности в инновационных высокотехнологичных, высококачественных товарах. Рынок характеризуется неполнотой, а в большей степени асимметричностью информации и высокой степенью дифференциации товаров.

12.06.2012

Список литературы:

1. Горбатова, А.А.«Когда будет создан рынок нематериальных активов?» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=34854

2. Полуян П.Н., Отырба А.В. Тайна нематериальных активов: рациональная магия или хитрый блеф? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.apn.ru/publications/article18042.htm

3.Тамберг В., Бадьин А. Инновационный маркетинг: кто виноват и что делать? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.reklamaster.com/articles/year/2009/id/12843/index.html

4.Степашин, С.А. Кризис глобализации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lgz.ru/article/13623/

5. Лопатин, В.Н. Проблемы и перспективы формирования рынка интеллектуальной собственности в России // Имущественные отношения в России . - 2008 . - №8 (23). - С. 3-20.

6. Федоров, Е.К. Заявление комитета государственной думы по экономической политике и предпринимательству // Парламентская газета. - 2009. - №15 (2357). - С. 7 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.reklamaster.com/articles/year/2009/id/12843/index.html

7. Пестунов, М.А. Управление конкурентоспособностью на основе анализа спроса интеллектуальной собственности // Вестник Челябинского государственного университета. - 2007. - №5. - С. 35-44.

8. Юдин, В.А. Будущее России зависит от уровня развития сферы интеллектуальных услуг [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.rian.ru/science/20100421/225052612.html

9. Туманян, И.В. Рынок инновационных услуг как элемент рыночной инфраструктуры // Сборник научных трудов. -Ставрополь: Экономика, 2002. - №6. - 109 с.

10. Альбер, М. Капитализм против капитализма. - СПб.: Эконом.школа, 1998. - С. 286.

11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

Сведения об авторах:

Булярский Сергей Викторович, заведующий кафедрой инженерной физики Ульяновского государственного университета, член-корреспондент АН Татарстана, Заслуженный деятель науки РФ,

доктор физико-математических наук, профессор 432017, г. Ульяновск, ул. Л. Толстого, 42, тел. (8422) 272462, 412086, 412354, e-mail: bulyarsky@ulctt.ru Савельева Ольга Геннадьевна, ассистент кафедры инженерной физики Ульяновского государственного

университета, кандидат экономических наук

UDC 330.1 Bulyarskiy S.V.

E-mail: bulyarsky@ulctt.ru

THE CONDITIONS IN WHICH PROVIDES SERVICES FOR THE SALE OF THE RIGHTS TO THE INTANGIBLE ASSET

An analysis of the conditions of the sale of rights to intangible assets, it is shown that the services market of Russia is developing. This is due to shortcomings of legislation, as well as difficulties in protecting intellectual property.

Key words: intangible assets, the services market, the market of intangible assets, investments in intangible assets.

Bibliography:

1. Gorbatova, A.A. When you create a market of intangible assets? [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.strf.ru/ material.aspx?CatalogId=221&d_no=34854

2. Poluyan P.N., Otyrba A.V. The secret of intangible assets: good magic or cunning bluff? [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.apn.ru/publications/article18042.htm

3.Tamberg V., Badin A. Innovative marketing: who is to blame and what to do? [Electronic resource]. - Mode of access: http:// www.reklamaster.com/articles/year/2009/id/12843/index.html

4.Stepashin, S.A. The crisis of globalization [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.lgz.ru/article/13623/

5. Lopatin, V.N. Problems and Prospects of the intellectual property market in Russia / / Property relations in Russia. - 2008. -№8 (23). - P. 3-20.

6. Fedorov, E.K. Statement of the State Duma Committee on Economic Policy and Entrepreneurship / / Parliamentary newspaper. -2009. - №15 (2357). - P. 7 [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.reklamaster.com/articles/year/2009/id/12843/ index.html

7. Pestunov, M.A. Management of competitiveness based on the analysis of the demand of intellectual property // Bulletin of the Chelyabinsk State University. - 2007. - №5. - P. 35-44.

8. Yudin, V.A. The future of Russia depends on the level of development of the sphere of intellectual services [Electronic resource]. -Mode of access: http://www.rian.ru/science/20100421/225052612.html

9. Tumanyan, I.V. Market innovative services as part of the market infrastructure // Proceedings. - Stavropol: Economy, 2002. -№6. - 109 p.

10. Albert, M. Capitalism against capitalism. - St.: Ekonom. shkola, 1998. - P. 286.

11. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Dictionary of Russian language. - M.: Azbukovnik, 1999. - 944 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.