СУЩНОСТЬ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ РОСТА СТОИМОСТИ КОМПАНИИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ УЧЕТА И АУДИТА
Юрецкая Я.С., ассистент кафедры «Аудит и контроль» ФГОБУВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской
Федерации», внутренний аудитор ООО «Гэллэри сервис»
В статье освещаются вопросы, связанные с сущностью нематериальных факторов роста стоимости компании, их главенствующей ролью в обеспечении эффективности деятельности предприятия, а также вопросы, связанные с необходимостью правильного учета и аудита таких нематериальных факторов. Выделяются две группы нематериальных активов (НМА) - материализуемые и нема-териализуемые НМА, рассматривается влияние каждой группы на итоговые результирующие показатели деятельности компании.
Ключевые слова: эффективность деятельности, ключевые факторы роста стоимости компании, нематериальные факторы, материализуемые нематериальные активы, нематериализуемые нематериальные активы, оценочный аудит, прогнозная отчетность, сопутствующие аудиту услуги.
NATURE OF THE INTANGIBLE FACTORS OF THE COMPANIES' VALUE GROWTH AND PECULIARITIES OF THEIR ACCOUNTING AND AUDIT
Yuretskaya Y., assistant of Chair «Audit and Control» of Financial University under the Government of the Russian Federation, internal
auditor at «Gallery service», LLC
The article covers the nature of the intangible factors of the companies' value growth, their dominant role in ensuring the effectiveness of the company's activity, and issues related to correct accounting and audit of such intangible factors. Two groups of intangible assets (IA) are presented - IA carried forward and non-carried forward on manufacturing process. It also discloses the impact of each group in the final result indicators.
Keywords: operating effectiveness, key factors of the companies' value growth, intangible factors, intangible assets carried forward and non-carried forward on manufacturing process, valuation audit, forecasted statements, audit-related services.
В современных условиях хозяйствования экономическая эффективность деятельности компаний выдвигается на первый план. Жесткая экономическая среда ставит перед руководством компаний все новые и новые проблемы, обуславливает определенные потребности, тем самым заставляя руководство компаний видоизменять методы и характер управления предприятием. В ходе эволюции финансовых подходов к оценке эффективности функционирования бизнеса (Рис. 1) наметилась тенденция к избранию в качестве основного критерия эффективности деятельности компании показателя ее стоимости, а в качестве целевой функции - его максимизацию. Такой подход нацелен на решение стратегических задач организации за счет концентрации усилий на ключевых факторах стоимости.
Факторы стоимости можно определить как совокупность явлений и ресурсов внешней и внутренней среды фирмы, участвующих в создании новой стоимости. Они могут быть как финансовыми, так и нефинансовыми. К финансовым можно отнести такие важнейшие показатели, как: свободный денежный поток (FCF- Free Cash Flow), операционная прибыль (OI - Operation Income), чистая прибыль (NP - Net Profit), рентабельность инвестированного капитала (ROIC - Return on Invested Capital) и др. Тем не менее, финансовых факторов сегодня недостаточно для того, чтобы оценить эффективность работы организации. Они указывают лишь на результат деятельности компании, но при этом не раскрывают ее потен-
циальных возможностей и внутренних скрытых резервов роста. Это уже задача нефинансовых факторов.
Исследование компании Ernst & Young в области бизнес-рисков «10 основных бизнес-рисков» (The top 10 risks for business), в ходе которого участвовали компании с доходами от 1 млрд. долларов США, выявило, что свыше 40% участников исследования уверены, что «рыночные аналитики в настоящее время учитывают в своих оценках именно нефинансовые факторы в раскрытиях к отчетности» 4]. Влияние деятельности компании на окружающую среду, экономику и общество в долгосрочном аспекте серьезно интересует инвесторов, поставщиков и клиентов, местные сообщества, неправительственные организации, сотрудников и иных заинтересованных лиц. В бизнес-среде уверенно растет понимание того, что финансовые показатели на сегодняшний день в значительной мере зависят от вопросов устойчивого развития предприятия.
Другое исследование, проведенное в сентябре-октябре 2010 года той же компанией Ernst & Young, - «Конкуренция за лидерство: как добиться успеха в новых экономических условиях», выявило четыре основных нефинансовых фактора успешности современных компаний, а именно 4]:
■ укрепление бренда и деловой репутации, что обеспечивается активной позицией компании в области формирования и развития бренда, увеличения деловой репутации;
У слоеные обозначения:
EBIT- ('Earnings Before Interest and Taxes) - прибыль до вычета процентов и налогов;
ROE - (Return On Equity) -коэффициент рентабельности собственного капитала; ROA - (Return On.issets) -коэффициент рентабелъ ности активов;
ROIC - (Return On Invested Capita!) -коэффициент рентабелъ ности инвестированного капитала; ROS- (Return On Sales) - коэффициент рентабельности продаж; DCF - (DiscountedCash Flow) -дисконтированный денежный поток; EVA - (Economic Value Added) -экономическая добавленная стоимость.
Рис. 1. Эволюция финансовых подходов к оценке эффективности функционирования бизнеса
Чистая прибыль, Е0ГГ вое, вод, noie. ros t 1 DCF, Дисконтированная EVA
ö С й h s Ё У Ловдънов производство чонопродукции I 1 ] ^ ВьхСЩ Hfl новые t географические рынки 1 Открытие новых Ейииесов 1 1 1 ' * Развитие рынка капитала t V Слияния и поглощения 1 ^ Необходимость 1 контролировать будущее 1 V Рост стоимости
£ S 1 1 нематериальных активов
1920-30-е ГГ. 1930-80-е гг. 1 1 1980-е - настоящее время
Преимущества подходя 1 1 Преимущества подхода Преимущества подхода
* Простота I » Простоте i » Относительный показатель => 1 возможность сравнения различных J бизнес ов собой i i i 1 * Прямая связь с оценкой бизнеса 1 внешними инвесторами 1 * Умет стоимости капитала 1 * Отражение планируемого 1 будущего компании i i i
Таблица 1. Структура нематериальных факторов роста стоимости компании.
Нематериальные факторы стоимости
Факторы среды Факторы стоимости отдельных актинон
Внешние Внутренние
• степень развития отрасли; * степень прозрачности финансовой отчетности; • товарный знак, торговая марка, бренд;
• административные барьеры для входа на рынок: • подготовка нефинансовой отчетности; * патенты, лицензии, ноу-хау;
• конкурентная среда; ■ корпоративное управление; ■ гудвилл;
* оценка деловой репутации компании участниками рынка; ■ налаженность корпоративной культуры; ■ уникальные компетенции и знания сотрудников;
■ оценка бренда компании клиентами ■ стоимостная идеология н стоимостное мышление • клиентская база
■ создание инновационных товаров и услуг, что достигается посредством богатого интеллектуального капитала предприятия;
■ Повышение организационной гибкости, что, в конечном итоге, связано с организационной структурой компании и ее корпоративным управлением.
■ Повышение доверия заинтересованных сторон, что достигается посредством предоставления прозрачной и информативной отчетности, раскрывающей как финансовые, так и нефинансовые факторы.
Принимая во внимание результаты проведенных исследований, можно сформировать структуру нематериальных факторов стоимости современного предприятия, ориентированного на стоимостную концепцию управления (Таблица 1):
На сегодняшний день наиболее перспективной и управляемой частью имущества, составляющей значительную часть стоимости бизнеса, являются нематериальные активы. Это происходит за счет различных их составляющих: для торговых организаций - в основном за счет известности торговой марки, бренда; для научно-исследовательских и внедренческих предприятий - за счет человеческого капитала; для рекламных, консалтинговых, аудиторских, фармацевтических компаний - за счет деловой репутации, знаний и навыков сотрудников.
В своей работе «Невесомое богатство. Определите стоимость вашей компании в экономике нематериальных активов» Андрис-сен Д. и Тиссен Р. отмечают, что «сегодня руководители, недооценивающие значение нематериальных активов своих компаний, — это руководители, которые в таковые больше не годятся» 1, с. 17].
Нематериальные активы (НМА) можно разделить на две большие группы по критерию их способности материализовываться в процессе производстве - материализуемые и нематериализуемые. К материализуемым НМА следует, в первую очередь, отнести патенты, секреты производства (ноу-хау), а также лицензии (в российском учете лицензии в качестве НМА на сегодняшний день не учитываются). Такие активы напрямую связаны с производством. Они оказывают существенное влияние на выпускаемый компанией готовый продукт и применяемые технологии. Эффект от мате-
риализуемых НМА в финансовой отчетности компании находит свое отражение не в показателе стоимости имущества, ибо на сегодняшний день данная величина ничтожно мала, а в своем воздействии на общие объемы продаж и издержки производства.
Для подтверждения вышеизложенного из информационно-аналитической системы «СПАРК» были взяты ТОП-50 компаний по критерию «Величина активов» за 2012 год и по ним была рассчитана доля нематериальных активов в валюте баланса. Результаты ТОП-15 лидеров по значению показателя «доля НМА в валюте баланса» представлены в Таблице 2. Данные таблицы отсортированы в порядке убывания доли НМА.
Как видно из Таблицы 2, доля НМА крупнейших компаний в активе баланса составляет менее 1%. Исключением является лишь ОАО «Уралкалий», в балансе которого 17,8% всех активов составили нематериальные активы. Такая величина НМА объясняется следующим.
17 мая 2011 г. ОАО «Уралкалий» приобрело Группу «Сильвинит», создав одну из крупнейших в мире калийных компаний, ведущего мирового производителя удобрений и одну из крупнейших в России компаний по добыче полезных ископаемых. ОАО «Сильвинит» вело деятельность на трех рудниках на Верхнекамском месторождении калийно-магниевых солей в Пермском крае, а также полностью принадлежащее ОАО «Сильвинит» дочернее общество ОАО «Камская горная компания» владело лицензией на разработку Половодовского участка, примыкающего к трем действующим рудникам ОАО «Сильвинит» 5]. В таблице ниже приведены сведения о справедливой стоимости идентифицируемых консолидированных активов Группы «Сильвинит», ее обязательствах и условных обязательствах на дату приобретения:
Как видно из Таблицы 3, доля НМА приобретаемой компании в активе ее баланса весьма велика - 71%. Столь высокая стоимость НМА объясняется тем, что в целях выявления справедливой стоимости НМА на дату приобретения была произведена соответствующая оценка данных объектов. И как видим, взгляд на нематериальные активы с точки зрения того, как их оценивает рынок, помогает выявить истинную стоимость НМА. Так, согласно данным
Таблица 2. ТОП-15 лидеров по значению показателя «доля НМА в валюте баланса» в общем рейтинге компаний по критерию «Величина активов» за 2012 год
Место Наименование Значеннс Покамкми НМА в 2012 Доля НМЛ в активах {201Z)
45 Уралкалий, ОЛО 197 734 7М 35 199 777 17.80%
44 Ф] 1К. ОАО 206 ОКО 279 1 135 144 0.55%
3 НК Роснефть, ОАО 2 492 002 228 9 528 715 0.38%
18 НЛМК, ОАО 471 225 430 1 748 963 0.37%
2 РЖД, ОАО 4 330 803 ООО 8 067 000 0.17«,
6 Атом эмергопром. ОАО ! 136 371 907 1 639019 0.14%
22 Северсталь. ОАО 423 335 144 501 314 0.12%
7 ФСК Ь~ЭС, ОАО ! 122995 318 1 292 900 0.12%
п ММ К, ОАО 32В 621 ООО 357 0(H) 0.11%
II РусГидро, ОАО 753 779 000 719000 0.10%
8 Концерн Росэнергоатом, ОЛО ! 087 825 834 965 164 0.09%
32 ЮБ-лнэинг, ОАО 270 174 514 154 814 0.06%
23 МегаФон, ОАО 384 080 000 212 000 0.06%
16 Вы и не л Ком, ОАО 514 878 945 272 337 0.05%
9 А К Транснефть, ОАО 908 842 073 474 846 0.05%
Таблица 3. Сведения о справедливой стоимости идентифицируемых консолидированных активов Группы «Сильвинит», ее обязательствах и условных обязательствах на дату приобретения
Справедливая стоимость, в тыс. $ США
Активы
Основные средства 1 850 768
Нематериальные активы 6460432
Инвестиции в ассоциированные компании 25 875
Прочие внеоборотные финансовые активы II 190
Отложенные налоговые активы 118 108
Торговая и прочая дебиторская 'задолженность 177 861
Запасы 150464
Займы выданные 3 633
Безочзывные банковские депозиты 6987
Денежные средства и их эквиваленты 350577
Итого активы 9 155 S95
Обязательства
Кредиты и займы 1 323 507
Отложенные обязательства по налогу на прибыль 970 914
Обязательства по выплатам по окончании трудовой деятельное™ 12 486
Резерв по заполнению пустот, долгосрочная часть 52 215
Торговая и прочая кредиторская задолженность 52 948
Текущее обязательство по налогу на прибыль 5 583
Резерв под судейные риски 60 528
Резерв по заполнению пустот, краткосрочная часть 6 597
Итого обяза тел ьопта 2 4S4 77S
Или о справедливая стоимость идентифицируемых чистых активов 6671 117
Консолидированной бухгалтерской отчетности по МСФО за 2010 год величина НМА на конец отчетного периода составила 57,819 млн. руб. 5], или 2 056 тыс. долларов США 57,819 млн. руб. : 28,1220 руб. (курс USD на дату приобретения)]. Это означает, что справедливая стоимость данных активов оказалась в 3 142 раза больше.
Цена приобретения составила 8 825 614 тыс. долларов США. Превышение суммарного вознаграждения, уплаченного за приобретенную компанию, над справедливой стоимостью ее активов и обязательств за вычетом выкупленных собственных акций на общую сумму 2 067 872 долл. США, была отражена в качестве гудви-ла.
Таким образом, приобретенные в составе комплекса нематериальные активы (лицензии на добычу полезных ископаемых) увеличили величину НМА в 2011 году ОАО «Уралкалий» в 1 200 раз. При этом показатель выручки ОАО «Уралкалий» вырос в 2011 году в два раза.
Следует отметить, что приобретение компанией ОАО «Уралка-лий» Группы «Сильвинит» рассматривалось руководством в качестве основного катализатора роста стоимости компании и производилось в рамках стратегии, направленной на долгосрочный рост. Это было особенно подчеркнуто в годовом отчете ОАО «Уралка-лия» за 2010 год при анонсировании о предстоящей сделке. Владение лицензиями на новые месторождения открыло новые горизонты деятельности для компании. От сделки ожидается синергети-ческий эффект, начиная с 2013 года, в размере 100 млн. долларов в год 5].
Другим примером может служить история с патентом компании Amazon.com на «one-click покупку» на официальном сайте. Данный патент ежегодно увеличивает рост продаж примерно на 5% 6]. Так, если выручка Amazon.com в 2011 году составила 48,1 млрд. долларов США, соответственно порядка 2,4 млрд. долларов выручки в 2012 году было получено за счет патента. За 12 месяцев, заканчивающихся 31 марта 2012 года, операционная маржа Amazon составила 1,7%. Это означает, что около 40,8 млн. долларов США было получено дополнительно к операционному доходу за счет патента. И это без учета дополнительного дохода, получаемого Amazon от компании Apple, в виде платежей по лицензионному соглашению за право пользования технологией «one-click покупка», которое Amazon передала Apple в 2000 году.
К нематериализуемым НМА следует отнести, прежде всего, товарный знак, бренд (в российском учете такой объект как бренд на сегодняшний день отсутствует) и деловую репутацию (гудвилл). Данные НМА не материализуются в производстве и являются элементами маркетинговой стратегии предприятия. Они оказывают влияние на финансовую отчетность компании в части:
■ роста объема продаж и, соответственно, увеличения выручки;
■ получения прочих доходов, связанных с франчайзингом;
■ снижения затрат на выплату процентов по кредитам ввиду возможности получения кредита на более выгодных условиях.
Нематериализуемые НМА активно участвуют в формировании стоимости предприятия на фондовом рынке, существенно влияя на рост капитализации компании. Однако в силу отсутствия отлаженного механизма рыночной оценки таких активов, а также отсутствия учетных принципов в отношении них, разрыв между балансовой стоимостью компании и ее рыночной капитализацией, известный как коэффициент q Тобина, в настоящее время является существенным. Так, средняя стоимость всех компаний, котирующихся на Нью-Йоркской фондовой бирже, в 2,5 раза превышает их балансовую стоимость. А в сфере информационных технологий рыночная стоимость компаний в среднем десятикратно превышает их балансовую стоимость.
Для подтверждения данной позиции мы проанализировали рейтинг ТОП-100 самых дорогих (по объему капитализации) публичных российских компаний, составленный рейтинговым агенством «РИА Рейтинг», по итогам 2012 года. Для этого мы сгруппировали данные по капитализации в разрезе отраслей, в результате чего были выявлены 5 наиболее «капитализированных» из них. В ходе анализа мы исключили из расчета банковскую сферу, поскольку величина нематериальных активов в активе компаний данной отрасли ничтожна мала, либо вообще отсутствует, а потому проанализировать эффект от использования нематериализуемых НМА не представляется возможным. Итак, наиболее «капитализированными» отраслями по состоянию на 31 декабря 2012 года являются (Рис. 2): нефтегазодобыча и нефтепереработка, металлургия, телекоммуникации, электроэнергетика, а также химия и нефтехимия.
По предприятиям отобранных ТОП-5 отраслей мы рассчитали коэффициент Тобина как отношение размера капитализации к ве-
Капитализация на конец 2012 г., млн. руб
Медицина , Пищевая промышленность | 34923
I 37 361 Фармацевтика | ^1273 Строительство | 1д6доз Машиностроение многоотраслевой молдинг информационные технологии Добыча прочих полезный ископаемых Торговля Химии и нефтехимии Элеюроэнергетика телекоммуникации Металлургия Нефтегазодобычей нефтепереработка
Рис. 2. Капитализация по отраслям на конец 2012 года в млн. руб. Таблица 4. Расчет коэффициента Тобина по ТОП-10 компаниям наиболее капитализированных отраслей (по итогам 2012 года)
Ограсль Ка»папин Капитали мния на конец 2012, шли. руб Чистые активы на конец2012, в млн. руб. Oi нишенис ка питали за нин к раниеру чистых активов Ml
Химия и нефтехимия ОАО «ФосАгро» 154 476 11 093 13.93
ХИМИЯ и Ц€ф| ом v .1 я ОАО «Уралкалий» 690 903 59 492 11.61
1 )ефтетазодобыча и нефтепереработка ОАО «НОНА ПК» 1 049 408 173 387 6,05
11ефгегазшюбыча и нефтепереработ ка «Liurasia Drilling Company Limited» 159715 29 807 5.36
1 кфгегазодобыча и нефтепереработка (МО «Газпром нефтехим Саяаеат» 98 364 21 318 4,61
Телекоммуникация «VnpelCom Ltd# 517 119 134 894 3.83
Телеком мун икаци и ОАО «Мобильные ТелеСистемы» 507 780 147 851 3.43
Нефтегазодобыча л нефтепереработка ОАО<ЩЖ-ВР Холдинге 866 825 326 600 2,65
Металлургия «РУС АЛ» 291 402 110 648 2.63
MlM£LIJIVDI"Hil ОАО «Трубная Металлургическая Компания» 85 883 33 292 2.58
личине чистых активов. ТОП-10 компаний выглядят следующим образом (Табл. 4).
Как видно из Таблицы 4, по всем ТОП-10 компаниям превышение рыночной стоимости над балансовой составило более 2,5 раз, а по ОАО «ФосАгро» и ОАО «Уралкалий» и подавно 14 и 12 раз соответственно.
Таким образом, на сегодняшний день большинство нематериальных активов и их функционирование в виде товара требуют серьезных изменений порядка работы предприятий в современных условиях. Для инвестора компания представляет собой механизм, который должен генерировать максимально устойчивый денежный поток, и инвестор может выбрать, в какую из компаний, представленных на рынке, вложить свои деньги. Наибольшая сложность для него — правильно оценить преимущества данной компании с точки зрения трансформации сегодняшних инвестиций в максимально возможную прибыль в будущем (что включает в себя выплату дивидендов и рост рыночной стоимости). Инвестору необходимо оценить не только текущее состояние компании, но и прийти к заключению, как компания будет развиваться и работать в течение определенного периода, а именно за время, когда он намерен получить свои дивиденды. Цель нового подхода к управлению и отчетности - заглянуть «внутрь» предприятия и получить представление о механизме, от функционирования которого зависит взаимодействие между инвестированными и имеющимися в распоряжении ресурсами, внешними бизнес-партнерами и структурным капиталом компании. Таким образом, возникает необходимость расширить системы отчетности и контроля, с тем, чтобы помочь предприятиям оптимизировать действия и процессы, реально создающие ценности, а также помочь в управлении этими процессами и в оценке их. Венчурный капиталист и бизнес-аналитик Уильям Да-видоу писал: «Назрела необходимость выйти на новый уровень бухгалтерского учета, при котором количество движения компании будет измеряться ее положением на рынке, лояльностью покупателей, качеством и т.д. Не оценивая этих динамичных аспектов работы компании, мы устанавливаем ее стоимость так же неправильно, как если бы делали ошибки при сложении» 3, р.32].
Переход к такому характеру отчетности возможен, как видится автору, при реализации двух важнейших условий:
1. надежная оценка рыночной стоимости материализуемых нематериальных активов и их бухгалтерский учет по данной стоимости;
2. прогнозирование отчетности с учетом экономического эффекта от использования нематериализуемых (рыночных) нематериальных активов.
Рассмотрим подробнее каждое из предложенных условий.
Что касается первого условия, то здесь речь идет о том, что большинство материализуемых НМА (патентов, лицензий, ноу-хау) оценивается компаниями в целях бухгалтерского учета в копейки. А между тем, данные активы являются важнейшими генераторами будущих денежных потоков. Затратный подход для определения стоимости прав на результаты интеллектуальной деятельности, описанные в патентах, заявках на патенты и ноу-хау, не представляется, на наш взгляд, возможным использовать, так как данная совокупность объектов интеллектуальной собственности защищает права правообладателя на уникальную технологию, которую невозможно заменить другими объектами, которые бы являлись точной копией объектов оценки или имели бы аналогичные полезные свойства. Затраты на создание данных объектов интеллектуальной собственности не отражают будущих экономических выгод, связанных с их использованием. Кроме того, при создании таких объектов используются знания и навыки сотрудников компании, то есть человеческий капитал, затраты на который весьма сложно оценить. Ведь они выражаются не только в заработной плате или проведенных для них обучающих тренингах, но и в уникальных знаниях и новейших идеях, рождающихся в умах таких сотрудников. Таким образом, наиболее правильным подходом к оценке столь специфических объектов как патенты, лицензии, ноу-хау, то есть материализуемых НМА, видится исключительно доходный подход. И именно та оценка, которая была получена в рамках доходного подхода, должна быть отражена в бухгалтерском учете и бухгалтерской финансовой отчетности компании.
Безусловно, следует отметить и негативную сторону подобной оценки, связанную с тем, что зачастую ее могут проводить весьма не компетентные люди. Так, если американских или западноевропейских оценщиков бизнеса спросить, занимаются ли они оценкой нематериальных активов, то многие из них дадут отрицательный ответ и скажут, что это очень сложная работа, требующая особых знаний, опыта и осторожности. У нас же такую оценку может осуществить любая оценочная компания, а между тем, оценка нематериальных активов требует колоссальных знаний и опыта работы, а также особого профессионального подхода. Если этого нет, то подобная оценка может принести весьма плачевные результаты. Так, например, в 2002 году с помощью одного из недобросовестных оценщиков российская телевизионная компания ТВ-6 поставила себе на баланс сумму в несколько миллионов рублей нематериальных активов, очевидно, с целью продемонстрировать бурный рост своей стоимости . После чего компания «Лукойл», владевшая в то время 15% акций ТВ-6, настояла на пересчете стоимости этих активов, в результате чего их фактическая стоимость оказалась в 3 тысячи раз ниже ранее заявленной. В судебном порядке опровергнуть полученные результаты не удалось, а компания в итоге была ликвидирована.
На помощь в решении таких проблем должен прийти независимый аудит, который путем проведения экспертизы отчета по оценке стоимости нематериальных активов сможет оценить правильность выполненной оценщиком работы и дать рекомендации по устранению нарушений, выявленных в ходе такой проверки. Ввиду этого видится необходимым включение элементов оценки в методологию аудита нематериальных активов, которые должны разрабатываться с учетом методики определения стоимости нематериальных активов, применяемой профессиональными оценщиками.
Стоимостной аудит предполагает проведение следующих процедур:
■ аудит обоснованности выбранного подхода к оценке, а также конкретного метода оценки в рамках данного подхода;
■ аудит правильности определения срока использования объектов оценки;
■ аудит прогнозов форм отчетности (бухгалтерского баланса, формы отчета о прибылях и убытках), примененных корректировок и допущений;
■ аудит выбранных расчетных ставок (ставок роялти, ставок дисконтирования и тд.);
■ аудит правильности распределения прогнозной выручки по объектам оценки (в случае когда оцениваются одновременно несколько объектов);
■ аудит соответствия использованных методов и методик расчета действующим стандартам оценки (международным, российским, европейским и тд.)
■ иные процедуры.
Безусловно, такой подход в значительной степени усложнит работу аудитора не только ввиду увеличения длительности аудиторской проверки, но и в связи с повышением требований к его компетентности в данном вопросе, к его профессионализму. С другой же стороны, такая высокоинтеллектуальная деятельность может служить основанием для дифференциации в заработной плате.
Что касается второго условия, то здесь речь идет о том, что наличие у компании существенных нематериализуемых (рыночных) НМА позволяет ее руководству спрогнозировать возможный эффект от их применения, опираясь на рыночные индикаторы.
То, что деловая репутация компании в соответствии с международными и российскими стандартами учета возникает в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности лишь в рамках сделок по объединению бизнеса (IFRS 3, FAS 141) или при покупке предприятия как имущественного комплекса (ПБУ 14/2007), не говорит о том, что при отсутствии таких сделок компания не обладает деловой репутацией. Корпоративная деловая репутация - это то, как компанию воспринимают остальные участники рынка: поставщики, покупатели, финансово-кредитные институты, конкуренты, инвесторы, работники, государственные власти, СМИ. Периодический расчет гудвилла, как считают специалисты, полезен для оценки эффективности деятельности менеджеров, а также как «своеобразный индикатор резерва безопасности» 2, с. 17.. Такая оценка может учитываться в рамках управленческой/прогнозной отчетности и нести пользу при прниятии тех или иных управленческих решений.
Аналогично в отношении бренда компании. Для получения достоверной оценки рентабельности инвестиций в создание и развитие бренда, а также экономического эффекта от его управления необходимо производить расчет финансовой стоимости бренда. Стоимостная оценка брендов находится «на стыке» маркетинга и финансов. Потому и сами методы и подходы к оценке можно разделить на маркетинговые и финансовые. К финансовым следует отнести затратный, рыночный и доходный подходы. Маркетинговые методы связаны с качественными оценками ценности бренда. Существуют и комбинированные западные методы, позволяющие переводить рыночные показатели силы бренда в его финансовую стоимость, например, методы компаний Interbrand и Brand Finance. Стоимость бренда отражает его способность приносить дополнительные доходы в будущем. Оценка его стоимости помогает измерить ценность бренда в материальном выражении, способствует обоснованию кредитоспособности, приносит коммерческую выгоду при осуществлении сделок купли-продажи бизнеса, при слияниях и поглощениях, лицензировании и франчайзинге, первичном размещении акций, планировании налогообложения, поддержке судебных споров. Таким образом, информация об оценке бренда может, аналогично оценке гудвилла, включаться в управленческую/ прогнозную отчетность компании и служить основой для принятия стратегических управленческих решений.
Безусловно, такие расчеты в части оценки прогнозируемого эффекта от применения нематериализуемых НМА должны подвергаться тщательной независимой проверке. Поскольку указанные расчеты основываются лишь на прогнозных данных и соответственно доля субъективизма в таких вычислениях крайне велика, речь об аудите в его узком понимании (выражение мнения о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности), на наш взгляд, не может идти, т.к. это существенно увеличит аудиторский риск, причем снизить его будет практически нереально, поскольку собрать доказательства в отношении прогнозов не представляется возможным.
Решением данной проблемы, на наш взгляд, является оказание услуг по проверке прогнозной отчетности в рамках сопутствующих аудиту услуг наряду с обзорными проверками, согласованными процедурами и компиляцией финансовой информации. При оказании такого рода услуг аудитором должен быть выполнен большой объем аналитических процедур, связанных с глубоким финансовым и трендовым анализом, анализом биржевой информации, а также оценкой репутационных рисков компании.
Таким образом, на сегодняшний день в связи с бурным развитием экономики аудиторская деятельность должна претерпевать адекватные такому развитию изменения. Главенствующая роль в достижении современными компаниями устойчивого развития отводится нематериальным факторам, оказывающим первостепенное влияние на рост стоимости бизнеса. Потому вопросы, связанные с учетом и аудитом таких нематериальных факторов, выдвигаются сегодня на передний план. Аудит нематериальных факторов необходим многим российским предприятиям для того, чтобы правильно оценить и учесть уникальные активы, которыми такие компании обладают, а также принять адекватные управленческие решения.
Литература:
1. Андриссен Д., Тиссен Р. Невесомое богатство. Определите стоимость вашей компании в экономике нематериальных активов/ Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004.
2. Ковалев В. В. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью: Учебно-практическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007.
3. Davidow W., Malone M. The virtual corporation. Structuring and revitalizing the corporation for the 21st century. - N.Y.: Harper Business, 1992.
4. Официальный сайт компании Ernst & Young. URL: http:// www.ey.com
5. Официальный сайт ОАО «Уралкалий» http://www.uralkali.com
6. Официальный сайт компании Amazon: http://www.amazon.com