Научная статья на тему 'Управление нематериальными активами предприятия как средством получения конкурентных преимуществ: проблемы, перспективы, методические подходы'

Управление нематериальными активами предприятия как средством получения конкурентных преимуществ: проблемы, перспективы, методические подходы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1144
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ АКТИВ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ФРАКТАЛ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО АКТИВА / КОНКУРЕНТНАЯ ПОЗИЦИЯ / КРУГООБОРОТ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО АКТИВА / ИСТОЧНИКИ-ФРАКТАЛЫ / INTANGIBLE ASSET / COMPANY COMPETITIVENESS / FRACTAL OF INTANGIBLE ASSETS / COMPETITIVE POSITION / FLOW OF INTANGIBLE ASSETS / SOURCES-FRACTALS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щетинина Е.Д., Кондрашов И.Б., Дубровина Т.А.

Рассмотрены вопросы менеджмента нематериальных активов, необходимости его совершенствования в современных условиях. Предложено исследовать эти вопросы с позиции теории конкурентных преимуществ организации, в связи с чем изучены и классифицированы источники получения нематериальных активов, выделены их фракталы. Предложены методы оценки и выбора нематериального актива с учетом его влияния на конкурентную позицию предприятия. В работе представлена модель корпоративного менеджмента нематериального актива, а также базовая схема менеджмента нематериального актива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF INTANGIBLE ASSETS OF THE COMPANY AS MEANS OF GETTING COMETITIVE ADVANTAGES: PROBLEMS, PERSPECTIVES, METHODICAL APPROACHES

We considered questions connected with management of intangible assets, necessity of its improvement in modern conditions. We offered to investigate these questions from theoretical point of view of competitive advantages of the company, in connection with what we have studied and classified the sources of getting intangible assets, emphasized fractals. We offered methods of assessment and choice of intangible assets taking into account its impact on the competitive position of the company. In this work we presented the model of corporative management of intangible asset, and also a basic scheme of management of intangible asset.

Текст научной работы на тему «Управление нематериальными активами предприятия как средством получения конкурентных преимуществ: проблемы, перспективы, методические подходы»

5. Investitsii v stroitel'stve Irkutskoi oblasti 2000-2014 gg. [Investments in development of Irkutsk region 2000-2014]. Irkutsk, 2015. 76 p.

6. Sordiya V.N. The strategic priorities of logistics enterprise construction. Ekonomika stroitel'stva [Economics of development], 2015, no. 6 (36), pp. 67-75. (In Russian)

7. Ala-Risku T., Karkkainen M. Material delivery problems in construction projects: A possible solution. International Journal of Production Economics, 2006, vol. 104, pp. 19-29.

8. Blazevska-Stoilkovska B., Hanák T., Zileska-Pancovska V. Materials supply management in construction projects and satisfaction with the quality of structures. Tehnicki vjesnik, 2015, vol. 22 (3), pp. 721-727.

9. Hosseini M.R., Chileshe N., Rameezdeen R., Lehmann S. Reverse Logistics for the construction industry: Lessons from the manufacturing context. International Journal of Construction Engineering and Management, 2014, vol. 3 (3), pp. 75-90.

10. Kasaev B.S., Razakov A.A. The Problems of investment in innovations, range of products and technological re-equipment of the construction corporation. Studies in Engineering and Technology, 2015, vol. 2 (1), pp. 111-123.

Информация об авторах

Черняк Илья Самуилович, кандидат экономических наук, профессор кафедры управления промышленными предприятиями, e-mail: cyi@mail.ru; Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Конюхов Владимир Юрьевич, кандидат технических наук, профессор кафедры управления промышленными предприятиями, е-mail: c12@istu.edu; Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the authors

Chernyak I.S., candidate of economical sciences, Professor of Department of management of industrial enterprises, e-mail: cyi@mail.ru; Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Konyukhov V.Yu., candidate of technical sciences, Professor of Department of management of industrial enterprises, e-mail: c12@istu.edu; Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

УДК 65:657.421.3

DOI: 10.21285/2227-2917-2016-3-54-62

УПРАВЛЕНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫМИ АКТИВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК СРЕДСТВОМ ПОЛУЧЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ, МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

© Е.Д. Щетинина, И.Б. Кондратов, Т.А. Дубровина

Рассмотрены вопросы менеджмента нематериальных активов, необходимости его совершенствования в современных условиях. Предложено исследовать эти вопросы с позиции теории конкурентных преимуществ организации, в связи с чем изучены и классифицированы источники получения нематериальных активов, выделены их фракталы. Предложены методы оценки и выбора нематериального актива с учетом его влияния на

конкурентную позицию предприятия. В работе представлена модель корпоративного менеджмента нематериального актива, а также базовая схема менеджмента нематериального актива.

Ключевые слова: нематериальный актив, конкурентоспособность предприятия, фрактал нематериального актива, конкурентная позиция, кругооборот нематериального актива, источники-фракталы.

MANAGEMENT OF INTANGIBLE ASSETS OF THE COMPANY AS MEANS OF

GETTING COMETITIVE ADVANTAGES: PROBLEMS, PERSPECTIVES,

METHODICAL APPROACHES

© E.D. Schetinina, I.B. Kondrashov, T.A. Dubrovina

We considered questions connected with management of intangible assets, necessity of its improvement in modern conditions. We offered to investigate these questions from theoretical point of view of competitive advantages of the company, in connection with what we have studied and classified the sources of getting intangible assets, emphasized fractals. We offered methods of assessment and choice of intangible assets taking into account its impact on the competitive position of the company. In this work we presented the model of corporative management of intangible asset, and also a basic scheme of management of intangible asset.

Keywords: intangible asset, company competitiveness, fractal of intangible assets, competitive position, flow of intangible assets, sources-fractals

Наступивший век диктует жесткие и все возрастающие требования ко всем процессам человеческой деятельности - скорость, мобильность, обновление, смена концепций и модусов поведения и мышления. Особенно это касается экономики и ее моделей, технологических форм производства и управления. Обеспечивать рост и развитие, а также конкурентоспособность старыми методами становится невозможно, и требуется пересмотр и качественное развитие менеджмента на всех уровнях, особенно на уровне предприятий, корпораций, работающих в рыночных условиях.

В этой связи возрастает значимость процессов управления нематериальными активами. Известно, что они выступают средством повышения конкурентных преимуществ, укрепления позиции на рынке. Проблемам учета и оценки нематериальных активов (НМА) посвящены работы таких отечественных ученых, как Ю. Леонтьев, О. Романов, Г. Зайцева, Т. Федосова, О. Голубов, В. Поникаров, Д. Назаренко, И. Слабинская, Н. Панина. Согласно наиболее емкому определению нематериальные активы представляют совокупность не имеющего материально-вещественной формы оцениваемого имущества, сохраняющего свое содержание и используемого организацией в хозяйственной деятельности в течение длительного (более 12 месяцев) периода, обладающие способностью приносить доход и возможностью отчуждения [1]. Нематериальными активами признаются активы:

• идентифицируемые (имеющие признаки, отличающие данный объект от других, в том числе аналогичных) и не имеющие материально-вещественной (физической) формы;

• используемые тем или иным образом в деятельности организации;

• способные приносить организации будущие экономические выгоды;

• срок полезного использования которых превышает 12 месяцев;

• стоимость которых может быть измерена с достаточной надежностью, то есть имеется документальное подтверждение стоимости, а также затрат, связанных с их приобретением (созданием);

• при наличии документов, юридически подтверждающих права правообладателя.

Важно учесть, что при отсутствии любого из указанных критериев произведенные затраты не признаются нематериальными активами и являются расходами организации.

Совокупность созданных и приобретенных интеллектуальных ресурсов, знаний и опыта его работников, которые обеспечивают конкурентоспособность товаров (работ, услуг), представляют интеллектуальный капитал [2].

НМА, использующиеся в деятельности организации, выступают в виде:

• объектов промышленной собственности;

• объектов авторского и смежных прав;

• объектов прав пользования природными ресурсами и имуществом.

Объекты промышленной собственности - это часть интеллектуальной собственности, которая представляет не только информационный компонент производимой продукции (работ, услуг), но и исключительное право юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности, что в совокупности обеспечивает предприятию получение прибыли (изобретения, научные открытия, ноу-хау, рацпредложения, полезная модель и проч.). Объекты авторских и смежных прав включают перечень интеллектуальных продуктов, представленных произведениями науки, литературы, искусства. Объектами прав пользования природными ресурсами и имуществом являются: земля, лесные и водные ресурсы, материальное имущество (движимое и недвижимое) и нематериальное имущество, в том числе лицензии на право использования другими физическими и юридическими лицами нематериальных активов и лицензии, выдаваемые государственными органами на право осуществления какой-либо хозяйственной деятельности. К нематериальному имуществу относятся гудвилл и франшиза (франчайзинг). Особым объектом интеллектуальной собственности является патент, который представляет собой юридически закрепленные исключительные права пользования, производства и продажи на период, предусмотренный законодательством, исключительное право заключается в том, что оно действует против любого лица, желающего воспользоваться объектом интеллектуальной собственности, принадлежащим другому лицу, без его разрешения. Анализ и диагностика внутренних и внешних факторов неэффективного использования нематериальных активов позволит найти решение по обеспечению превращения их в движущую силу конкурентоспособности бизнес-организации. Отметим, что управление НМА является сложным процессом именно по причине сильной корреляции этих активов с внешней средой деятельности предприятия [3]. Процессы информатизации, прозрачности и глобализации привели к снижению срока эффективного использования данного вида необоротных активов. В современных условиях ведения бизнеса использование устаревшей технологии или отрицательная репутация предприятия не предоставляют возможности успешного хозяйствования такого субъекта на рынке. Нам представляется методически важным классифицировать источники возникновения НМА предприятия на внешние и внутренние. Опираясь на работы Р. Рейли и Р. Швайса [4], укрупнив их классификацию, можно выделить семь типов НМА по их источникам-фракталам:

• технологический фрактал (изобретательство и инновации в технике и бизнес-процессах);

• маркетинговый фрактал (разработка товарных знаков, фирменных названий, логотипов);

• информационный фрактал (программное обеспечение рабочих мест, компьютеров);

• исследовательский фрактал (связанные с инженерной деятельностью промышленные образцы, патенты на изделия, инженерные чертежи и схемы, проекты, фирменная документация);

• отношенческий фрактал (контракты с поставщиками и клиентами, лицензионные соглашения, договоры франшизы, соглашения о неучастии в конкуренции, репутация, гудвилл);

• фрактал человеческого капитала (договоры найма высококвалифицированной рабочей силы);

• фрактал земельных отношений (права на разработку полезных ископаемых, права на воздушное пространство, права на водное пространство).

Следующим важным направлением НМА-менеджмента представляется анализ и оценка влияния НМА на уровень конкурентоспособности продукции фирмы.

Опыт ведущих корпораций показывает, что именно нематериальные активы - при правильном подходе к их использованию - способны стать средством устойчивого и гармоничного развития, обеспечить высокую конкурентоспособность организаций и оптимальность их капитала [5]. Необходимо понимать, что полученные нематериальные активы относятся к доходам будущих периодов предприятий. Также НМА влияют на деловую репутацию предприятия. В практике существует положительная и отрицательная деловая репутация. Положительная деловая репутация определяется как надбавка к цене, за которую платит потребитель, также она учитывает в качестве отдельного объекта влияние экономики в целом. Отрицательная деловая репутация определяется как скидка от цены, которая предоставляется потребителю по причине отсутствия постоянных покупателей, стабильной работы отдела маркетинга, деловых связей, опыта и управления, низкого уровня квалификации работников и т.д. Реализуя цикл управления НМА при реструктуризации организация может повысить эффективность своей деятельности за счет наиболее полного и рационального использования информации, репутации и тех знаний, правами на использование которых она обладает. Отметим, что НМА вполне полноценны в отношении хозяйственного оборота бизнес-организации: их используют в коммерческих сделках, на них обращают имущественные иски, их вносят в качестве вклада юридических и физических лиц в акционерный капитал, включают их стоимость в состав основных фондов и амортизируют, включая в состав инвестиционных затрат.

Рассмотрим наиболее крупные этапы, или стадии, кругооборота НМА организации.

Первая стадия - появление нематериального актива, которое может быть обусловлено как деятельностью различных фракталов и инновационных подразделений самого предприятия, так и получением актива из внешних источников. Зачастую НМА - результат коллективного знания, творческого труда, синергии как внутренних, так и внешних участников экономических процессов, которые сложно отделить от социально-психологических, коммуникативных, маркетинговых и других, включая политические.

Вторая стадия - процесс капитализации данного объекта, его активация, включение в создание продукта и в прочие бизнес-процессы на основе долгосрочного планирования и стратегического маркетинга.

Третья стадия - проведение исследования и оценки потенциала передачи прав пользования, продажи или сдачи в аренду лицензий, патентов, опубликования результатов исследований, включения в список конфиденциальной корпоративной информации, а также реализация выбранного варианта коммерческого или иного использования НМА.

На основе учета этих стадий нами предлагается модель корпоративного НМА-менеджмента:

1. Постановка цели НМА-менеджмента, координация ее с функциональной и рыночной стратегиями корпорации.

2. Классификация всех объектов интеллектуальной собственности предприятия, анализ использования и правовой охраны данных объектов; определение рыночной и затратной ценности всех объектов нематериальных активов.

3. Пофрактальный анализ источников НМА, сравнение, изучение возможностей.

4. Изучение рынка и рыночных возможностей с точки зрения получения активов и их использования исходя из потребностей бизнес-среды.

5. Описание и принятие НМА-стратегии:

• целеполагание в отношении нематериальных активов: что хотим получить и с какой целью для предприятия? Отметим, что мы в данном случае рассматриваем в качестве цели укрепление конкурентных позиций предприятия;

• планирование вложений в НМА, необходимых для разработки, к примеру, новой технологии, поддержания текущего бизнеса или улучшения его конкурентоспособности;

• оценка стратегии НМА и возможностей основных конкурентов в конкретной области;

• расчет затрат на их поддержание и приобретение нового объекта, а также разработка плана действий по увеличению ценности нематериального актива в соответствии с общей стратегией предприятия, возможно сохранение объекта, его лицензирование или отказ от него;

• принятие решения о будущих инвестициях после того, как определено, какие знания потребуются в дальнейшем, будут ли они накоплены внутри организации или приобретены из внешних источников;

• сбор всего портфеля НМА;

• отбор наиболее эффективных систем стимулирования и мотивационных механизмов для персонала подразделений, входящих в систему управления нематериальными активами;

• установление контрольных точек для мониторинга реализации НМА-стратегии, оценка изменения конкурентной позиции вследствие реализации НМА-стратегии;

• повторение всего процесса систематически.

Проработав данную модель корпоративного НМА-менеджмента, можно составить базовую схему, представленную на рисунке.

Базовая схема НМА-менеджмента

Представленная модель позволяет: во-первых, проанализировать, какое место занимает предприятие и его конкуренты [6] на рынке и в гонке инноваций; во-вторых, принимать обоснованные и конструктивные решения о направлении вложений в НМА предприятия.

Методика выбора нематериального актива для финансирования и внедрения предполагает использование относительных оценок объектов НМА на основе сравнения их влияния на изменение конкурентной позиции предприятия. При этом на первом этапе изучаются фракталы, а затем более конкретно их составляющие. Это своего рода диагностика бизнес-системы с точки зрения значимости ее отдельных блоков для устойчивости во внешней среде, способности к ответам на средовые вызовы.

Она включает следующие ступени или действия:

• оценка значимости каждого фрактала (Э) для реализации конкурентного преимущества и изменения позиции предприятия на рынке;

• составление перечня возможных НМА (от 1 до п) по всем фракталам для получения конкурентного преимущества;

• экспертная оценка влияния /-го НМА на изменение конкурентной позиции предприятия, конкурентная позиция (КП) измеряется в данном случае долей рынка, зависящей от прироста числа потребителей;

• сопоставление полученных результатов с учетом значимости фракталов;

• выбор НМА на основе их ранжирования.

При выборе нематериального актива каждая организация выбирает для себя наиболее выгодный способ его поступления, опираясь на существующие фракталы. Для этого можно использовать шкалу, представленную в табл. 1.

Таблица 1

Шкала оценки важности фракталов

Фрактал Не важен Очень важен

1 2 3 4 5 6 7

Выбор приоритетного фрактала зависит от того, насколько данный фрактал важен для корпоративных стратегических целей (табл. 2). Как правило, экспертные суждения о важности того или иного фрактала в конкретных исторических и экономических условиях выносятся руководством организации.

Таблица 2

Пример выбора фрактала НМА для бренда Microsoft [7]

Фракталы Не важен Очень важен

1 2 3 4 5 6 7

Технологический

Маркетинговый

Информационный

Исследовательский

Отношенческий

Человеческого капитала

Земельных отношений

При оценке НМА учитывается его первоначальная стоимость, которая определяется способом его поступления в организацию.

Выделяют следующие варианты поступления НМА на предприятия:

1) за определенную плату;

2) создан самой организацией;

3) внесение актива в счет вклада в уставной капитал;

4) договор дарения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенно важно отметить, что права на нематериальные активы могут возникать на различных основаниях.

Первое основание - патент. На этом основании права возникают у самой организации, самостоятельно создавшей нематериальный актив. Второе - договор купли-продажи. На данном основании в состав нематериального актива включается деловая репутация предприятия. Третье основание - лицензионные договоры. На этом основании организация имеет право на использование НМА, созданных или зарегистрированных другими лицами. Четвертое - договор о передаче ноу-хау. В этом случае разработчиком передается не право, а само ноу-хау.

Ранги определяются по следующей формуле:

RHMAi = W ■ G

5

где W - вероятность достижения желаемого изменения КП; G - значимость фрактала.

Для примера авторами был рассчитан НМА для бренда Microsoft. По данным отчета компании, в 2015 году доля рынка, занимаемая Microsoft, составила 20 %. В сравнении с предшествующим годом доля рынка уменьшилась на 8 %, что, соответственно, говорит о снижении конкурентоспособности компании. Для решения данной проблемы авторами предлагается внедрение нематериального актива информационного фрактала. Выбор данного фрактала основывается на основном виде деятельности компании, а также ее основной цели - увеличении доли рынка.

Из табл. 3 видно, что ранг нематериального актива, значимость фрактала которого равна 3 (информационный фрактал), составил 2,4 - наибольшее значение, свидетельствующее о приоритетности этого актива для инвестирования.

Таблица3

Расчет ранга НМА для бренда Microsoft

Значимость фрактала, G Доля рынка, % Вероятность достижения изменения КП, W RHMAi

1 0,1 0,1

7 0,2 1,4

6 0,2 1

4 20 0,3 1,2

3 0,8 2,4

6 0,1 0,6

2 0,1 0,2

На основе полученных данных можно сделать вывод, что на конкурентоспособность предприятия положительно влияет только определенная структура НМА, вытекающая из стратегии, принятой в отношении этих активов.

Работа выполнена в рамках гранта по программе стратегического развития БГТУ им. В.Г. Шухова на 2012-2016 годы «Совершенствование механизма взаимодействия вуза и предприятий реального сектора экономики региона на основе маркетинга отношений».

Статья поступила 15.03.2016 г.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федосова Т.В. Бухгалтерский учет: курс лекций [Электронный ресурс]. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007. URL: http://planovik.ru/finance/m235/ (15.03.2016).

2. Мочалов В.Д., Мочалова Я.В., Петухов М.В. Методика оценки реализации конкурентных преимуществ современными промышленными предприятиями // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2015. № 5. С. 248-250.

3. Слабинская И.А., Бендерская О.Б. Методика корректировки бухгалтерской отчетности организации с учетом изменения цен // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2012. № 13. С. 8-17.

4. Рейли Р., Швайс Р. Оценка нематериальных активов. М.: Квинто-консалтинг, 2005. 792 с.

5. Judzinska A., Szczegolska M., Szczepaniak I. Ocena konkurencyjnosci glównych sek-torów gospodarki zywnosciowej. Warsaw: IAFE-NRI, 2007. 101 s.

6. Bagautdinova, N., GafUrov I., Kalenskaya N., Novenkova A. The regional development strategy based on territorial marketing (the case of Russia) // World Applied Sciences Journal. 2012. № 18 (18). P. 179-184.

7. Щетинина Е.Д., Кондрашов И.Б. Нематериальные активы как элемент бизнес-модели в стратегии предприятия // Белгородский экономический вестник. 2015. № 3 (79). С. 24-30.

REFERENCES

1. Fedosova T.V. Bukhgalterskii uchet: kurs lektsii [Accountance: course of lectures]. Taganrog, TTI YuFU Publ., 2007. Available at: http://planovik.ru/finance/m235/ (accessed 15.03.2016).

2. Motchalov V.D., Mochalova Y.V., Petuhov M.V. The Methodology of assessing the realization of competitive advantages of modern industrial enterprises. Vestnik Belgorodskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta im. V.G. Shukhova [Bulletin of Belgorod State technological university named after of V.G. Shukhov], 2015, no. 5, pp. 248-250. (In Russian)

3. Slabinskaya I.A., Benderskaya O.B. Correcting methods of accounting reports of the company taking into account changing of price. Bukhgalterskii uchet v byudzhetnykh i nekom-mercheskikh organizatsiyakh [Accountance in budget and non-commercial organizations], 2012, no. 13, pp. 8-17. (In Russian)

4. Reili R., Shvais R. Otsenka nematerial'nykh aktivov [Assessment of intangible assets]. Moscow, Kvintokonsalting, 2005. 792 p.

5. Judzinska A., Szczegolska M., Szczepaniak I. Ocena konkurencyjnosci glównych sek-torów gospodarki zywnosciowej. Warsaw, IAFE-NRI, 2007. 101 p.

6. Bagautdinova, N., Gafurov I., Kalenskaya N., Novenkova A. The regional development strategy based on territorial marketing (the case of Russia). World Applied Sciences Journal, 2012, no. 18(18), pp. 179-184.

7. Shchetinina E.D., Kondrashov I.B. Intangible assets as element of a business model in the strategy of the company. Belgorodskii ekonomicheskii vestnik [Belgorod economic news], 2015, no. 3 (79), pp. 24-30. (In Russian)

Информация об авторах

Щетинина Екатерина Даниловна, доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга, тел.: +7 (4722) 54-16-39, e-mail: schetinina@inbox.ru; Белгородский госу-

дарственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 308012, Россия, г. Белгород, ул. Костюкова, 46.

Кондрашов Иван Борисович, консультант отдела анализа рынка труда, e-mail: vanlord@yandex.ru; Управление по труду и занятости населения Белгородской области, 308004, Россия, г. Белгород, ул. Славянская, 7 б.

Дубровина Татьяна Александровна, аспирантка, e-mail: t.kos92@mail.ru; Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 308012, Россия, г. Белгород, ул. Костюкова, 46.

Information about the authors

Schetinina E.D., doctor of Economics, Professor of the Department of marketing, tel: +7 (4722) 54-16-39, e-mail: schetinina@inbox.ru; Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, 46 Kostyukova St., Belgorod, 308012, Russia.

Kondrashov I.B., consultant of the department of labour market analysis, e-mail: vanlord@yandex.ru; Management of local labour and employment of Belgorod region, 7 b Slavianskaia St., Belgorod, 308004, Russia.

Dubrovina T.A., Post-graduate, e-mail: t.kos92@mail.ru; Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, 46 Kostyukova St., Belgorod, 308012, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.