Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19'

УСЛОВИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ПАНДЕМИЯ / ГОСУДАРСТВО / ПОДДЕРЖКА / РАЗВИТИЕ / БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мрочковский Николай Сергеевич

В последнее время несколько международных организаций опубликовали прогнозы по аспектам экономического воздействия пандемии коронавируса. В июньском обновлении экономических перспектив МВФ за 2020 г. прогнозировалось снижение мирового ВВП на 4,9% в 2020 г., что на 1,9 процентного пункта ниже апрельского прогноза, с последующим частичным восстановлением и ростом на 5,4% в 2021 г. Отчет о мировых инвестициях за июнь 2020 г. показывает сокращение мировых иностранных инвестиций до 40% в 2020 г. и их дальнейшее сокращение на 10% в 2021 г. МОТ оценивает влияние COVID-19, которое приведет к росту глобальной безработицы на 5,3 млн (низкий сценарий) и 24,7 млн (высокий сценарий). Это свидетельствует о том, что поддержание деловой активности будет особенно трудным для малых и средних предприятий. В статье показано, как пандемия COVID-19 влияет на субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП), сообщается о первых свидетельствах и оценках ее воздействия, а также приводится перечень ответных мер политики, направленных на повышение устойчивости МСП в 60 странах. Учитывая быстрые темпы развития событий, обзор ответных мер стран не является исчерпывающим и в некоторых случаях включает запланированные ответные меры политики, работа над которыми еще продолжается или просто находится на стадии публичного объявления. Последние опросы предприятий показывают некоторое улучшение ситуации, связанное со значительными политическими усилиями по устранению дефицита ликвидности малых и средних предприятий и отменой локальных мер в ряде стран. В этом контексте политическая перспектива постепенно смещается с мер поддержки ликвидности для выживания МСП, которые по-прежнему остаются приоритетом в большинстве стран, на поддержку восстановления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мрочковский Николай Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT FOR SME ENTITIES IN THE COURSE OF COVID-19 PANDEMIC

A number of international organizations have published recently the forecasts concerning aspects of economic impact exerted by corona-virus pandemic. In July update of economic outlook for 2020 the IMF forecast a drop in global GDP by 4.9% in 2020, which is lower by 1.9 per cent point in comparison with the April forecast, which will be followed by partial restoration and growth by 5.4% in 2021. The report on global investment for July 2020 shows a downfall in global foreign investment to 40% in 2020 and later its further decline by 10% in 2021. MOT estimates the COVID-19 impact, which will cause an increase in global unemployment by 5.3 m (a low scenario) and 24.7 m (a high scenario). It proves that support of business activity will be especially difficult for small and medium enterprises. The article shows how COVID-19 pandemic influences entities of small and medium entrepreneurship (SME) and demonstrates first evidences and estimations of its impact. It also provides a list of political steps aimed at raising SME sustainability in 60 countries. Taking into account the fact that the situation is changing very fast, the review of possible steps is not exhaustive, in some cases it includes political measures only planned for implementation that are being still discussed or considered. The latest surveys of enterprises showed a certain improvement of the situation connected with serious political efforts aimed at elimination of liquidity deficit at small and medium enterprises and suspension of local restrictions in some countries. In this context political perspective is slowly shifting from measures of supporting liquidity for SME entities, which are still a priority in the majority of countries, to measures of supporting restoration.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19»

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2022-1-109-113

УСЛОВИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-191

Н. С. Мрочковский

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,

Москва, Россия

В последнее время несколько международных организаций опубликовали прогнозы по аспектам экономического воздействия пандемии коронавируса. В июньском обновлении экономических перспектив МВФ за 2020 г. прогнозировалось снижение мирового ВВП на 4,9% в 2020 г., что на 1,9 процентного пункта ниже апрельского прогноза, с последующим частичным восстановлением и ростом на 5,4% в 2021 г. Отчет о мировых инвестициях за июнь 2020 г. показывает сокращение мировых иностранных инвестиций до 40% в 2020 г. и их дальнейшее сокращение на 10% в 2021 г. МОТ оценивает влияние COVID-19, которое приведет к росту глобальной безработицы на 5,3 млн (низкий сценарий) и 24,7 млн (высокий сценарий). Это свидетельствует о том, что поддержание деловой активности будет особенно трудным для малых и средних предприятий. В статье показано, как пандемия COVID-19 влияет на субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП), сообщается о первых свидетельствах и оценках ее воздействия, а также приводится перечень ответных мер политики, направленных на повышение устойчивости МСП в 60 странах. Учитывая быстрые темпы развития событий, обзор ответных мер стран не является исчерпывающим и в некоторых случаях включает запланированные ответные меры политики, работа над которыми еще продолжается или просто находится на стадии публичного объявления. Последние опросы предприятий показывают некоторое улучшение ситуации, связанное со значительными политическими усилиями по устранению дефицита ликвидности малых и средних предприятий и отменой локальных мер в ряде стран. В этом контексте политическая перспектива постепенно смещается с мер поддержки ликвидности для выживания МСП, которые по-прежнему остаются приоритетом в большинстве стран, на поддержку восстановления. Ключевые слова: устойчивое развитие, пандемия, государство, поддержка, развитие, бизнес.

CONDITIONS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT FOR SME ENTITIES IN THE COURSE OF COVID-19 PANDEMIC

Nikolay S. Mrochkovskiy

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

A number of international organizations have published recently the forecasts concerning aspects of economic impact exerted by corona-virus pandemic. In July update of economic outlook for 2020 the IMF forecast a drop in global GDP by 4.9% in 2020, which is lower by 1.9 per cent point in comparison with the April forecast, which will be followed by partial restoration and growth by 5.4% in 2021. The report on global investment for July 2020 shows a downfall in global foreign investment to 40% in 2020 and later its further decline by 10% in 2021. MOT estimates the COVID-19 impact, which will cause an increase in global unemployment by 5.3 m (a low scenario) and 24.7 m

1 Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы по теме «Моделирование процессов обеспечения устойчивого развития российских субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVГО-19», финансируемой из средств ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова».

ш

(a high scenario). It proves that support of business activity will be especially difficult for small and medium enterprises. The article shows how COVID-19 pandemic influences entities of small and medium entrepreneurship (SME) and demonstrates first evidences and estimations of its impact. It also provides a list of political steps aimed at raising SME sustainability in 60 countries. Taking into account the fact that the situation is changing very fast, the review of possible steps is not exhaustive, in some cases it includes political measures only planned for implementation that are being still discussed or considered. The latest surveys of enterprises showed a certain improvement of the situation connected with serious political efforts aimed at elimination of liquidity deficit at small and medium enterprises and suspension of local restrictions in some countries. In this context political perspective is slowly shifting from measures of supporting liquidity for SME entities, which are still a priority in the majority of countries, to measures of supporting restoration.

Keywords: sustainable development, pandemic, state, support, development, business.

Согласно крупномасштабному опросу европейских малых и средних предприятий, проведенному в период с февраля по май 2020 г., 51% респондентов сообщили, что просроченные платежи привели к снижению их ликвидности во время кризиса СОУГО-19 по сравнению с 39% в 2019 г. Кроме того, наблюдался заметный рост в процентном соотношении малых и средних предприятий, которым пришлось согласиться на более длительные сроки оплаты, чем им удобно.

Докризисные данные из Германии показывают, например, что существует значительный разрыв в распространенности договоренностей о дистанционной работе по размеру фирм. Более крупные предприятия используют режим рабочего времени, основанный на доверии (необходимое условие для нормальной удаленной работы), чаще, чем их более мелкие коллеги. Опросы показывают, что пандемия увеличила использование цифровых технологий малыми и средними предприятиями, хотя между странами есть существенные различия. В то же время разница между малыми и крупными фирмами по-прежнему значительна: внедрение цифровых технологий малыми и средними предприятиями составляет примерно половину от этого показателя более крупных фирм.

Наконец, устоявшимся малым фирмам часто сложно адаптировать свои бизнес-операции к текущей ситуации по сравнению с крупными фирмами (и стартапами). Они сталкиваются с более серьезными ограничениями в отношении операционных навыков. Например, малые и средние

предприятия с меньшей вероятностью будут обладать управленческими способностями для соблюдения новых нормативных требований, гарантирующих безопасность клиентов и сотрудников. Также они менее склонны к инновациям как в процессах, так и в товарах и услугах по сравнению с их более крупными аналогами и стартапами.

В период с 1 января по 1 апреля 2020 г. падение доходов для малых и средних предприятий в Соединенных Штатах Америки составило от 40 до 50% с доходов, в январе 2021 г. - еще на 31% ниже по сравнению с прошлым годом. В Австралии продажи малого бизнеса снизились на 15% с 1 марта по 30 сентября 2020 г. Центральный банк Ирландии оценил дефицит доходов МСП в 2020 г. в размере от 10,3 млрд до 11,7 млрд евро.

Согласно более чем 180 опросам малых и средних предприятий в 32 странах, мониторинг которых проводила ОЭСР с февраля 2020 г., с начала пандемии 70-80% предприятий испытали серьезное падение доходов/продаж. Несколько опросов показали, что это падение доходов составляет от 30 до 50%.

Исследование испанской организации малого и среднего бизнеса СЕРУМЕ, опубликованное в феврале 2021 г., показало, что новая национальная изоляция приведет к потере доходов в размере 1,8 млн евро в неделю для испанских компаний, 60% из которых будут понесены малыми и средними предприятиями.

Для поддержки МСП в Европе Европейский союз разработал Стратегию МСП для

устойчивой и цифровой Европы, которая базируется на реализации следующих принципов:

- снижение регуляторной нагрузки и улучшение доступа к рынкам (стратегия малого и среднего бизнеса предлагает действия по устранению нормативных и практических препятствий для ведения бизнеса);

- улучшение доступа к финансированию;

- поддержка перехода к устойчивому развитию и цифровизации.

Значительная часть фирм приняла решительные меры. К ним относятся просьба к работникам взять отпуск без сохранения заработной платы, работать с пониженной оплатой (20% опрошенных) или даже увольнение постоянного персонала (10% опрошенных). Почти треть (30%) компаний сообщает о нехватке рабочих в результате мер сдерживания, выполнения обязанностей по уходу за членами семьи или страха заражения. Это тревожная статистика для тех, кто обеспокоен условиями труда.

Компании реагируют на экономические последствия СОУГО-19 по-разному. Половина опрошенных малых и средних предприятий сократила производство товаров и услуг, чтобы соответствовать сокращению спроса и ограничениям на их производство. Более одной трети (38%) предприятий ведут переговоры с работниками об изменении заработной платы или с банками и поставщиками о пересмотре условий оплаты. Реже некоторые малые и средние предприятия пытаются диверсифицировать свои каналы продаж или продукты, чтобы попытаться уменьшить влияние кризиса на свой бизнес.

Малые и средние предприятия откликаются на опрос по-разному, но все они едины в просьбах о поддержке для обеспечения их устойчивости в условиях пандемии. Их приоритеты ясны: 57% компаний хотели бы получить совет по профилактике инфекций, остальные - по вопросам непрерывности бизнеса.

Из ответов на опрос ясно, что обучение по вопросам охраны труда и техники безопасности и непрерывности бизнеса имеет важное значение для помощи предприятиям в выживании в условиях пандемии. Однако эти услуги должны дополняться решительными действиями правительства.

Поскольку денежные потоки являются ключевой проблемой, предприятиям нужен легкий доступ к краткосрочной ликвидности, а также отсрочка платежей за коммунальные услуги и отчислений на социальное страхование.

Недавно в блоге МОТ были определены важнейшие направления, которые могут помочь малому бизнесу противостоять COVID-19. К ним относятся экстренные беспроцентные ссуды и денежные гранты для поддержки заработной платы.

Правильная политика имеет решающее значение для обеспечения выживания малых и средних предприятий. Несмотря на значительную борьбу, с которой сталкиваются предприятия, реакция правительства на пандемию COVID-19 может помочь создать позитивное, устойчивое развитие и устойчивое будущее для малого бизнеса во всем мире.

Еще один важный аспект касается вопроса о том, как будет происходить восстановление малых и средних предприятий. Для многих стран, где все еще действуют меры изоляции, слишком рано отвечать на этот вопрос. Однако некоторые данные из Китая показывают, что малые предприятия восстанавливаются медленнее, чем более крупные фирмы. Например, показатель возобновления работы промышленных малых и средних предприятий составляет 76%. Индекс менеджеров по закупкам в производственной сфере Китая (PMI) для более мелких фирм сократился, а для крупных предприятий увеличился.

Учитывая особые обстоятельства, с которыми в настоящее время сталкиваются малые и средние предприятия, страны приняли меры для их поддержки. Несмотря на то, что в первую очередь они обеспо-

коены общественным здравоохранением, внедряется широкий спектр мер для смягчения экономического воздействия вспышки коронавируса на бизнес. В частности, многие страны срочно принимают меры для поддержки МСП и самозанятых в это крайне сложное время, уделяя особое внимание инициативам по поддержанию краткосрочной ликвидности. Такая политика принимает разные формы. Некоторые страны сосредоточили свое внимание на более общей политике, которая может смягчить удар по экономике и всем предприятиям. Например, во многих странах центральные банки вмешались, чтобы поддержать кредитование, облегчив денежно-кредитные условия и позволив коммерческим банкам предоставлять больше кредитов МСП.

В связи с падением производства и спроса многие малые и средние предприятия сталкиваются с проблемами выплаты заработной платы, а также отпуска по болезни для пострадавших работников. Правительства приняли меры по выплате заработной платы сотрудникам, временно не имеющим работы или находящимся в отпуске по болезни. Страновые подходы сильно различаются, учитывая, что рынок труда и институты социального обеспечения различны. В некоторых случаях выплаты направляются компаниям, чтобы они могли продолжать выплачивать заработную плату и избегать увольнений. В других случаях государство вносит вклад в долю работодателя в оплачиваемом отпуске по болезни.

Открываются возможности для временного сокращения рабочего времени или увольнения работников, чтобы противостоять воздействию пандемии.

Спустя два года после начала пандемии можно предложить 15 рекомендаций, которые дают полезную информацию о том, как разработать эффективную, действенную и последовательную политику в отношении малого и среднего бизнеса и предпринимательства в эпоху после СОУГО-19:

1. Обеспечение быстрой поддержки политики в отношении МСП путем упрощения доступа к поддержке эффективных систем цифровой доставки при сохранении подотчетности и эффективности.

2. Обеспечение политической поддержки, сосредоточенной на жизнеспособных существующих компаниях и стар-тапах.

3. Перезагрузка политики стартапов для повышения потенциала инновационных новых предприятий.

4. Обеспечение инклюзивности мер поддержки и охват уязвимых слоев населения МСП, включая женщин и предпринимателей из числа меньшинств.

5. Переосмысление подходов к политике в отношении самозанятых предпринимателей.

6. Избежание чрезмерной задолженности малых и средних предприятий и кризиса их платежеспособности за счет использования акционерного и квазиакционерного капитала, а также других видов поддержки, не связанных с долгом.

7. Подготовка ответственных стратегий выхода для мер экстренной поддержки ликвидности.

8. Поддержка второго шанса реализации стартапов.

9. Обеспечение программ восстановления МСП.

10. Цифровизация малых и средних предприятий и новых фирм.

11. Принятие мер для повышения устойчивости МСП и стартапов.

12. Укрепление устойчивости МСП.

13. Реализация эффективных механизмов управления.

14. Обеспечение консультирования и участия малых и средних предприятий в процессах принятия государственных решений относительно ответных мер политики на пандемию и разработки планов их восстановления.

15. Оценка политики предоставления мер в отношении МСП в связи с СОУГО-19.

Список литературы

1. Балдина Ю. А. Роль и место субъектов малого и среднего предпринимательства в современных экономических условиях // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. - 2016. - Т. 26. - № 4. - С. 7-10.

2. Беломестнов В. Г., Сандакова Н. Ю., Беломестнова И. А. Предпринимательская активность как основа развития экономического пространства регионов: возврат к традициям // Образование и право. - 2020. - № 2. - С. 20-25.

3. Гарнов А. П., Гарнова В. Ю., Тишкина Н. П. Современное состояние и проблемы развития малого бизнеса // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2019. - № 1 (103). - С. 135-144.

4. Калаев Д. «Делать попкорн вместо французской кухни»: как спасти бизнес в пандемию. - URL: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/399959-delat-popkorn-vmesto-francuzskoy-kuhni-kak-spasti-biznes-v-pandemiyu

5. Лобанов Д. И., Петелина Е. А., Багреева Е. Г. Адаптация предпринимателя в период пандемии // Образование и право. - 2020. - № 4. - С. 448-453.

References

1. Baldina Yu. A. Rol i mesto subektov malogo i srednego predprinimatelstva v sovremennykh ekonomicheskikh usloviyakh [The Role and Place of SME Entities in Current Economic Conditions]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Ekonomika i parvo [Bulletin of the Udmurtskiy University. Series: Economics and Law], 2016, Vol. 26, No. 4, pp. 7-10. (In Russ.).

2. Belomestnov V. G., Sandakova N. Yu., Belomestnova I. A. Predprinimatelskaya aktivnost kak osnova razvitiya ekonomicheskogo prostranstva regionov: vozvrat k traditsiyam [Entrepreneurial Activity as a Basis for the Development of Regional Economic Space: Back to Traditions]. Obrazovanie i parvo [Education and Law], 2020, No. 2, pp. 20-25. (In Russ.).

3. Garnov A. P., Garnova V. Yu., Tishkina N. P. Sovremennoe sostoyanie i problemy razvitiya malogo biznesa [Current Situation and Problems of Small Business Development]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2019, No. 1 (103), pp. 135-144. (In Russ.).

4. Kalaev D. «Delat popkorn vmesto frantsuzskoy kukhni»: kak spasti biznes v pandemiyu ['To Make Pop-Corn instead of French Cuisine': How to Rescue Business in Pandemic]. (In Russ.). Available at: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/399959-delat-popkorn-vmesto-francuzskoy-kuhni-kak-spasti-biznes-v-pandemiyu

5. Lobanov D. I., Petelina E. A., Bagreeva E. G. Adaptatsiya predprinimatelya v period pandemii [Adaptation of the Entrepreneur in Pandemic]. Obrazovanie i parvo [Education and Law], 2020, No. 4, pp. 448-453. (In Russ.).

Сведения об авторе

Николай Сергеевич Мрочковский

кандидат экономических наук, доцент базовой кафедры Благотворительного фонда поддержки образовательных программ «КАПИТАНЫ» «Инновационный менеджмент и социальное предпринимательство» РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: nikolay@mrochkovskiy.ru

Information about the author

Nikolay S. Mrochkovsky

PhD, Assistant Professor of Basic Department of Charity fund for support of educational programs "Capitains" "Innovative Management and Social Entrepreneurship" of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: nikolay@mrochkovskiy.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.