тельного анализатора, которое обусловлено раздражающими свойствами аммиака. Сдвиги со стороны обонятельного анализатора сочетались с брон-хоспастическими явлениями и изменениями переходного процесса в ав-торегулирующей системе синусового узла, носящими, по-видимому, рефлекторный характер. Обращает на себя внимание то, что аммиак в малых концентрациях отрицательно влиял на течение восстановительных процессов в обонятельном анализаторе, нарушения которых отмечались и в стадии клинического выздоровления у лиц, перенесших острые заболевания верхних дыхательных путей.
Выводы
1. Лица, перенесшие острые заболевания верхних дыхательных путей, в первые дни после выздоровления более чувствительны к воздействию малых концентраций аммиака, чем практически здоровые люди.
2. Концентрации аммиака, принятые в качестве допустимого уровня загрязнения атмосферного воздуха заводских территорий (30% ПДК воздуха рабочей зоны), оказывают неблагоприятное влияние на состояние обонятельного анализатора и функции внешнего дыхания лиц, перенесших острые заболевания верхних дыхательных путей .
ЛИТЕРАТУРА. Архипов A.C., Быховский Б. Б., Егоров Ю. Л. и др. — В кн.: Социально-гигиенические аспекты развития современного города и села в связи с интенсивным ростом химической промышленности. М., 1969, с. 36—47. — Бардин К. В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы. М., 1976. — Бухарест Ю. В. — В кн.: Математические методы анализа сердечного ритма. М., 1968, с. 28—30. — Вожжова А. И. Методики изучения функций анализаторов при физиолого-гигиенических исследованиях. Л., 1973. — Горшков С. И., 3 о л и н а 3. М., М о й к и н Ю. В. Методики исследований в физиологии труда. М., 1974. — Михайлов В. И., Пилипюк 3. И., Георгиевская В. С. и др. — »Гиг. труда», 1969, № 10, с. 53—55. — Соловьева Т. В., Хрусталева В. А. Руководство по методам определения вредных веществ в атмосферном воздухе. М., 1974.
Поступила 21/XII 1976 г.
THE EFFECT OF AMMONIA LOW CONCENTRATIONS ON PERSONS RECOVERED FROM ACUTE DISEASES OF THE UPPER RESPIRATORY TRACTS
A. P. Mikhailuts
Persons, who recovered from acute diseases of the upper respiratory tracts, in the first 2 to 4 days after clinical convalescence were found to be more sensitive to the action of ammonia than the practically healthy ones.
УДК 618.1-057:622.625.144
Ф. М. Коган, А. Г. Деминов, Е. Е. Троицкая, Т. Л. Колесникова, М. В. Ко-
пытова, Т. Т. Полякова
УСЛОВИЯ ТРУДА ЖЕНЩИН — МОНТЕРОВ ПУТИ АСБЕСТОВЫХ РУДНИКОВ
Научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний и Научно-исследовательский институт охраны материнства и младенчества, Свердловск
Предприятия по добыче и обогащению асбестовых руд располагают широкой сетью железных дорог, по которой асбестсодержащую руду доставляют на обогатительные фабрики, а породу и отходы — на отвал. Постоянное перемещение фронта горных работ и углубление карьеров требуют, естественно, частой переукладки железнодорожной колеи. Необходимо также обеспечить постоянный уход за железнодорожным полотном, ремонт его, рихтовку, уплотнение балласта и др. Эти обязанности возложены на рабочих — ремонтников пути, большинство которых составляют женщины. В
связи с непрерывным увеличением сети горных железных дорог асбестовых рудников число женщин — монтеров пути постоянно возрастает.
Опубликованные материалы свидетельствуют о том, что монтеры железнодорожных путей Министерства путей сообщения (МПС) выполняют тяжелые физические операции, нередко в условиях воздействия неблагоприятного климата, а также повышенных уровней шума и вибрации от работающих путевых машин и механизмов (М. Г. Бабаджанян и соавт.; Д. М. Демина и соавт.; Б. Б. Елизаров и М. С. Тюрин). Условия труда монтеров пути, занятых на открытых горных работах, имеют некоторые сходные черты с условиями при ремонте путей МПС. Вместе с тем на горных работах гораздо чаще производятся переукладка путей и весь комплекс сопутствующих операций. Кроме того, ряд работ не может быть выполнен с помощью путевых машин из-за большого числа отрезков с малым радиусом кривизны, а также уклонов, превышающих 40°/оо- Например, выправка и отделка пути с помощью специальной машины ВПО-3000 возможны только на постоянных путях. Кроме того, работая в непосредственной близости от участков добычи и горных отвалов, монтеры пути подвергаются воздействию асбестсодержащей пыли, выхлопных газов и шума от дизельных машин, а также отпалочных газов. В связи с этим были изучены особенности трудовых процессов и производственной среды монтеров пути асбестовых рудников и возможное влияние указанной специфики на некоторые функции женского организма и гинекологическую заболеваемость.
Бригада монтеров пути состоит из 8—12 человек. Работы производятся в одну 8-часовую смену, без регламентированных перерывов, нередко в условиях жестких сроков, определяемых графиком движения поездов. Характерными являются также многообразие выполняемых операций разной, нередко высокой степени тяжести и повышенная ответственность за сроки и качество работы. Более половины смены монтеры пути работают в наклонном положении. Число вынужденных наклонов, сочетающихся с напряжением брюшного пресса, доходит до 400 за смену. Максимальный вес перемещаемого груза в расчете на одного человека равен 40 кг и более; 80% продолжительности смены составляет активная работа.
Фотографирование рабочего дня, эргономические и физиологические исследования показали, что на долю тяжелых операций приходится около 58% продолжительности смены. К ним относятся удаление лишнего балласта из так называемых шпальных ящиков, перемещение отдельных рельсов вручную (рельсы весом 530—813 кг перемещают 6—8 человек), соединение стыков, расшивка пути вручную и др. О тяжести и напряженности труда монтеров пути мы судили по частоте сердечных сокращений, изменению мышечной силы и выносливости к статическим усилиям. Обследовано 48 женщин в возрасте от 21 года до 53 лет (41 старше 35 лет). Стаж работы в данной профессии от 1 года до 23 лет. Установлено, что среднерабочая частота пульса у монтеров пути 106±1,01 в минуту, а при выполнении таких операций, как перемещение шпал вручную, расшивка и зашивка пути, достигает 160 в минуту. Выносливость кистн по сравнению с дорабочим уровнем снижается в среднем на 30,3±2,6%. Полученные показатели позволяют отнести труд монтеров пути к категории тяжелых и напряженных.
На территории действующих рудников температура воздуха в теплый период года колеблется от 10 до 43°С, относительная влажность —от 10 до 90%, скорость движения воздуха — от 0 до 28 м/с. В холодный период года температура воздуха падает до —48°С, относительная влажность составляет 28—94?^, скорость движения воздуха — до 27 м/с.
Монтеры пути, работающие на различных участках рудников, подвергаются воздействию различных концентраций асбестсодержащей пыли и токсичных газов. Запыленность воздуха зависит главным образом от характера работц. Высокие концентрации пыли (1,5—66,0 мг/м3) отмечаются во время подсыпки свежего балласта лопатой на расстоянии 5—10 м от
шпалоподбивочной машины и при переукладке пути тракторным переукладчиком (1,9—51,0 мг/м3). Такие операции, как подбивка пути, замена отдельных шпал, подъем звеньев домкратами и др., не сопровождаются значительным пылевыделением, и концентрации пыли в воздухе обычно не превышают «фоновых» (0,5—3,5 мг/м3). На путевых работах в карьерах максимальное содержание окиси углерода превышает допустимую концентрацию до 30 раз, окислов азота — в 4 раза, акролеина — в 13 раз, формальдегида — в 1'/г раза.
Источниками шума на рабочих местах монтеров пути являются применяемые для ремонта пути виброударные машины и механизмы, а также действующие вблизи экскаваторы, буровые станки, большегрузные автосамосвалы, железнодорожные составы и др. Как установлено исследованиями, выполненными с помощью прибора фирмы «Брюль и Кьер», показатели звукового давления, генерируемые электропневматнческим костылезабивщиком, виброударным механизмом для подгонки рельсов (ВМПР), значительно (на 8—28 дБ) выше допустимых. Уровень шума в 2—3 м от шпалоподбивочной машины ШПМ-2 превышает санитарные нормы на 4—22 дБ, а на расстоянии 5—10 м— на 5—10 дБ, в основном на средних и высоких частотах. По данным Э. И. Гольдман и А. А. Дорфман, уровень шума при работе аналогичных машин других типов выше нормы на 1—14 дБ.
Локальная и общая вибрация создаются при использовании в основном электрошпалоподбойки (ЭШП) и ВМПР. Уровни виброскорости, создаваемые ВМПР, превышают на 8 дБ допустимый предел на частоте 35 Гц. Одним из наиболее распространенных инструментов в путевом хозяйстве является ЭШП вибрационного действия. Различные ее типы не отвечают гигиеническим требованиям вследствие большого веса и значительной вибрации. Так, вес ЭШП-1 32,5 кг, ЭШП-3—20 кг, ЭШП-ЗМ — 23,5 кг, ЭШП-6—21 кг. Локальная вибрация, передаваемая на руки работающих, превышала допустимые в основном на частотах 32 и 63 Гц; от ЭШП-3— на 10—13 дБ, от ЗШП-6— на 5—6 дБ (В. М. Горник и соавт.). Внедренная сравнительно недавно ЭША-7 весит вместе с амортизирующим устройством 20,4 кг; уровни генерируемой виброскорости в вертикальной плоскости превышают нормы на частотах 32 и 63 Гц в среднем на 6 дБ. Помимо действия локальной вибрации, рабочие-шпалоподбойщики, так же как и рядом работающие монтеры пути, подвергаются действию общей вибрации, передающейся через путевую решетку. Превышение составляет от 6 до 10 дБ по всему исследуемому спектру.
Для выявления возможного влияния комплекса условий труда на специфические функции женского организма проведено гинекологическое обследование 98 женщин—монтеров пути. Для сопоставления осмотрены 38 стрелочниц и дежурных по переезду, труд которых не связан ни с большими физическими усилиями, ни с действием вибрации. По возрасту и стажу работы в своей профессии обе группы сопоставимы (см. таблицу). Обследованные работницы были в возрасте от 30 до 50 лет, причем большинство старше 40 лет. Стаж работы в основной профессии более 11 лет.
Время наступления первой менструации у работниц основной и контрольной групп существенно не различалось. По данным анамнеза, медицинских и внебольничных абортов было в среднем 5 у 1 работницы как основ-
Процентное распределение обследованных женщин по возрасту и стажу работы в данной
профессии
Возраст, годы Стаж, годы
Группа до 20 21 —30 31 -40 41—50 ДО 1 2 — 10 11 —20 20 и более
Основная Контрольная — 1 25,5 31,5 73,5 68,5 5,1 7.8 57,2 50,1 37,7 42,1
ной, так и контрольной группы; число родов было также практически одинаковым (в среднем 2).
Таким образом, существенных различий по сравнению с контрольной группой по возрастному и стажевому составу, характеру полового созревания, числу абортов и родов не было.
У 40,8±7,88% работниц основной группы выявлены аномалии положения половых органов, в то время как в контрольной у 15,7±0,88% (Ж <Г 0,05). При этом среди осмотренных монтеров пути со стажем работы более 20 лет аномалии положения половых органов выявлены у 57%, в то время как среди работниц со стажем работы до 10 лет у 20%. При анализе гинекологической заболеваемости установлены статистически значимые различия с контролем в частоте кольпитов: в основной группе— у 8,1±0,9%, в контрольной—у 2,6±0,1%. Высокая частота их у работниц основной группы, возможно, связана с влиянием нестабильного микроклимата и воздействием асбестсодержащей пыли. Различия в частоте эрозий шейки матки, воспалительных процессов придатков, новообразований половых органов и нарушений полового цикла в основной и контрольной группах незначительны. Вместе с тем обращает на себя внимание более высокая частота первичного бесплодия в основной группе по сравнению с контрольной — 5,2 и 1,0% соответственно. Для выяснения причин кольпитов, а также этиопа-тогенеза частых случаев бесплодия необходимо проведение углубленного обследования. '
В работах о патологии половой сферы женщин — монтеров пути МПС (О. И. Барсукова; В. А. Повжитков и соавт.; В. С. Караганов) отмечается, высокая гинекологическая заболеваемость. Так, по данным О. И. Барсуковой, 45% женщин — монтеров пути страдали гинекологическими заболеваниями. Наиболее часто встречались опущения матки и влагалища (27,5%), воспалительные процессы, эндоцервициты, эрозии шейки матки и влагалища (24,5%), реже—нарушения менструальной функции (3,6%). В. С. Карабанов указывает, что до 30% женщин — монтеров пути страдают различными воспалительными процессами и резидуальными спаечными явлениями. Аномалии положения внутренних половых органов выявлены им у 17%, нарушения менструальной функции — у 14% обследованных женщин. Поданным В. А. Повжиткова и соавт., загибы шейки матки и опущение стенок влагалища встречаются у 20% обследованных женщин— монтеров пути, а воспалительные заболевания — у 10%.
Сопоставляя результаты наших исследований с данными указанных авторов о монтерах пути МПС, можно прийти к выводу, что у монтеров пути горных предприятий значительно чаще наблюдаются девиации и опущение половых органов. Это объясняется, очевидно, большим удельным весом тяжелых рабочих операций, часто выполняемых в вынужденном положении тела, а также частым использованием тяжелого виброгенерирующего инструмента.
Для профилактики указанной специфической патологии наиболее целесообразным было бы ограничение использования женщин в профессии монтеров пути и их рациональное трудоустройство. Существенного улучшения условий работы можно добиться путем дальнейшей механизации и автоматизации тяжелых и трудоемких процессов, внедрения звеносборочных баз, комбайнов, гигиенически приемлемых средств, малой механизации. Наряду с этим необходимо совершенствовать организацию деятельности монтеров пути путем внедрения рациональных режимов труда и отдыха.
Среди мероприятий по улучшению медицинского обслуживания несомненное значение имеют предварительные и периодические медицинские гинекологические осмотры. Для выяснения роли производственных факторов серьезное внимание следует уделить общему, профессиональному и акушерскому анамнезу и систематическому анализу гинекологической заболеваемости. Периодические гинекологические осмотры работниц этой группы необходимо проводить не реже 2 раз в год.
Выводы
1. Работа монтеров пути на добыче асбестовых руд относится к числу тяжелых и напряженных и характеризуется периодическим воздействием локальной и общей вибрации, шума, асбестсодержащей пыли, а также выхлопных и отпалочных газов.
2. У женщин — монтеров пути значительно чаще встречаются опущение влагалища и матки, ретродевиации матки, а также кольпиты.
3. Для предупреждения вредного влияния производственных факторов на женскую половую сферу монтеров пути целесообразно ограничить использование женского труда в данной профессии. Наряду с этим следует проводить гигиенические и медицинские мероприятия, соответствующие выявленным неблагоприятным условиям труда.
\
ЛИТЕРАТУРА. Бабаджанян М. Г., Костина Е. И., Чирков В. Я. — «Гиг. и сан.», 1957, № 11, с. 21—23. — Б а р с у к о в а О. И. О влиянии вибрации на женские половые органы. Автореф. дис. докт. Воронеж, 1970. — Г о р -н и к В. М., Таливанова Р. В., Стрижевская И. Е. — «Методические материалы и научи, сообщения Всесоюзн. научн.-исслед. ин-та железнодорожной гигиены», 1970, вып. № 35, с. 39—41. — Гольдман Э. И., Д о р ф м а н А. А. — Там же, № 32, с. 7—13. — Гольдман Э. И. — В кн.: Гигиена, физиология и эпидемиология на железнодорожном транспорте. М., 1972, с. 14—16. — Демина Д. M., Р а т н е р Е. М., Вейцман Э. Б. — «Методические материалы и научн. сообщения Всесоюзн. научн. исслед. ин-та железнодорожной гигиены», 1970, № 33, с. 3—8. — Елизаров Б. Б., Тюрин М. С. — В кн.: Материалы объединенной научной сессии Всесоюзного научн.-исслед. ин-та железнодорожной гигиены и санитарно-эпидемиологических станций сети дорог МПС. М., 1965, с. 52—53. — К а р а б а н о в В. С. — Там же, с. 117—119. — Повжитков В. А., Борисенко Г. А., Фельдман X. М. и др. — В кн.: Материалы научно-практической конференции врачей Дорожной объединенной больницы (Врачебно-сан. служба Октябрьской ж. д.). Л., 1970, с. 158—160.
Поступила 27/IX 1976 г.
LABOUR CONDITIONS OF WOMEN BUILDERS OF RAILROADS IN ASBEST
MINES
F. M. Kogan, A. G. Deminov, E. E. Troitskaya, T. H. Kolesnikova, M. V. Кору to va,
T. T. Polyakova
The authors noted unfavorable labour conditions, particularly the combined effect of hard physical work and vibration, that were responsible for a high incidence of anomalies of the sex organs' position and colpitis among women builders of railroads. Certain measures of preventing these diseases are suggested.
УДК 613.165:362.7
М. А. Шарова, В. И. Белявская, И. П. Никольская
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВРЕМЕНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ РАЗЛИЧНЫХ СВЕТОКЛИМАТИЧЕСКИХ
РАЙОНОВ СССР
Научно-исследовательский институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва; Московский университет им. М. В. Ломоносова
В главах СН и П 11-А-6-72 «Строительная климатология и геофизика» и 11-А-8-72 «Естественное освещение. Нормы проектирования» даны карта светоклиматического районирования территории СССР и таблицы суточного и годового хода рассеянной и суммарной освещенности горизонтальной поверхности в различных районах страны, с помощью которых можно рассчитать продолжительность использования естественного освещения в виде светового календаря в течение дня, недели, месяца и года при нормируемом значении коэффициента естественного освещения (КЕО). Разработка свето-