Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СДВИГОВ У РАБОТНИЦ ПРИ ПОДБИВКЕ ШПАЛ'

ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СДВИГОВ У РАБОТНИЦ ПРИ ПОДБИВКЕ ШПАЛ Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
57
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF LABOUR CONDITIONS AND PHYSIOLOGICAL CHANGES IN WOMEN DURING THE DRIVING OF SLEEPERS

The results of physiological investigations and gynecological examinations of women working with sleeper-drivers ESD-1 and ESD-3 have shown that the work with these types of sleeper-drivers does not comply with the hygienic requirements, since these implements are very heavy (ESD-1—32,5 kg) and the vibrations exceed the permissible parameters. It is necessary to prohibit women work with these types of sleeper-drivers.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СДВИГОВ У РАБОТНИЦ ПРИ ПОДБИВКЕ ШПАЛ»

Discharge of untreated sewage into the reservoir proved to be the main cause of infection of the population of Cherepovets and the neighbouring districts with diphyllobothriasis.

Since the construction of the reservoir there has been a rise in the morbidity rate of malaria among the inhabitants of its shores, although cases of malaria were quite rare a few years ago owing to elfective preventive measures.

ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИИ ТРУДА И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СДВИГОВ У РАБОТНИЦ ПРИ ПОДБИВКЕ ШПАЛ

Кандидат биологических наук М. Г. Бабаджанян, старший научный сотрудник Е. И. Костина, инженер В. Я. Чирков

Из Центральной научно-исследовательской лаборатории гигиены и эпидемиологии

МПС СССР

Для уплотнения балласта под шпалами при текущем и капитальном ремонте пути на сети железных дорог применяются электрические вибрационные шпалоподбойки типа ЭШП-1. На этой работе заняты преимущественно женщины.

В работах В. И. Башмакова, И. М. Гелис, А. П. Бружес, В. С. Раевского и М. Г. Бабаджанян была дана сравнительная оценка различных видов инструмента (ударного, пневматического, электрического), применяемого при подбивке шпал. Авторы указывали на существенные недостатки их с гигиенической точки зрения: а) большой вес, превышающий допустимый для женщин при переноске груза; б) значительную вибрацию, передающуюся от инструмента человеку; в) сильный и неприятный шум.

С целью устранения отмеченных недостатков Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (инженер А. А. Дулгарян) была сконструирована новая шпалоподбойка весом 19,5 кг (ЭШП-3). В дальнейшем опытной машинно-путевой станцией № 15 (инженер А. С. Груев) к этой шпалоподбойке предложено амортизационное приспособление, смягчающее вибрацию, передаваемую с рукоятки инструмента на руки подбойщицы.

Проведенные ЦНИЛГЭ (инженером В. Я. Чирковым) испытания этих типов электрошпалоподбоек показали, что при частоте вибраций в 50 гц на электрошпалоподбойке типа ЭШП-3 амплитуда их превышала 1 мм, а на той же шпалоподбойке с амортизатором достигала 0,57 мм. Таким образом, устройство амортизатора привело к снижению амплитуды примерно в два раза. Среднее статическое нажатие Ъри подбивке щебеночного балласта на рукоятку обеих шпалоподбоек равнялось 25— 35 кг, а максимальное статическое нажатие доходило до 43 кг. Сила обратного удара на ЭШП-3 равна 4—6 кг, а на ЭШП-3 с амортизатором не превышает 4 кг. Эти параметры охватывают около 80% зоны работы.

Приведенные данные показывают, что оборудование электрошпалоподбоек типа ЭШП-3 амортизатором инженера А. С. Груева способствовало некоторому снижению амплитуды вибраций, воздействующей па работу. Однако выявленные величины амплитуды вибраций и силы нажатий на рукоятку шпалоподбойки превышают величины, допущенные «Временными санитарными правилами по ограничению влияния вибраций», утвержденными Главным государственным санитарным инспектором СССР 11 августа 1955 г. за № 191-55.

При работе с вибрирующим инструментом отмечаются некоторые нарушения физиологических функций организма.

Е. Ц. Андреевой-Галаниной, В. А. Бондиной, Л. Н. Грацианской, 3. М. Бутковской, В. В. Ефимовым и др. описаны нарушения периферического кровообращения в виде ангиоспазма и атонии у рабочих пневмати-ков, бурильщиков и анклопфщиков. М. Е. Маршак, Д. С. Губер-Грмц, В. А. Гербер и др. показали расстройство периферической чувствительности (тактильной, болевой, температурной) у рабочих, подвергающихся воздействию вибрации. По наблюдениям этих авторов, женщины больше подвержены вредному воздействию вибрации, чем мужчины.

Мы изучали условия труда и физиологические сдвиги у работниц при подбивке шпал. Производился фотохронометраж рабочего дня шпало-подбойщиц, определение состояния сердечно-сосудистой системы у работниц (пульс и кровяное давление), исследование возбудимости мышц кисти руки и плеча работниц методом хронаксиметрии, капилляроскопия

ногтевого ложа пальцев кисти руки и гинекологическое обследование работниц.

Проведение гинекологического обследования диктовалось не только тем, что вибрация шпало-подбоек вызывает сотрясение всего организма, но и тем, что работница упирается в рукоятку инструмента животом. При этих условиях вибрация передается на внутренние органы, особенно малого таза.

Подбивка шпал шпалопод-бойками представляет собой напряженный физический труд, характеризующийся подъемом тяжести, резким шумом и сильным сотрясением всего тела, особенно рук, верхней части туловища и головы. Стоя ногами на шпале, работница поднимает и опускает электрошпало-подбойку и производит уплотнение грунта под соседней шпалой; По мере надобности шпалоподбойку перемещают вдоль шпалы или от шпалы к шпале.

Подбивка балласта, по данным фотохронометража рабочего дня путевых работниц, в зависимости от вида ремонта пути и специализации бригады может занимать до 70% рабочего времени с перерывами для пропуска поездов, занимающими около 14% рабочего дня.

Физиологические исследования шпалоподбойщиц показали следующее. Пульс в зависимости от продолжительности времени непрерывности подбивки шпал по окончании подбивки доходил до 144 ударов в минуту. Артериальное давление у 11 из 17 обследованных до работы оказалось несколько повышенным по сравнению с возрастной нормой при нормальной частоте пульса: у работниц 22—26 лет максимальное артериальное давление было равно 135—140 мм ртутного столба. Пять человек из 11 жаловались на шум в ушах, головные боли и одышку (см. таблицу).

Из 31 обследованных 27 работниц предъявили жалобы на боли в руках, усиливающиеся ночью, которые локализуются либо в области отдельных сегментов конечности, либо захватывают всю конечность. Работницы отмечали также судороги в пальцах. Нами отмечены у отдельных работниц случаи уплотнения мышц и отечности рук, а у всех шпалоподбойщиц были выявлены омозолелости и трещины кожи ладоней рук. У лиц, не работающих со шпалоподбойкой, таких изменений не было обнаружено.

Наличие болей в руках у шпалоподбойщиц послужило поводом к исследованию хронаксии мышц.

Результант физиологических исследований работниц

. Сердечнососудистая система Хронаксия мышц

Показатели пульс артериальное давление межкостные мышцы бицепс

В пределах

нормы . . . 17 5 3 10

Выше нормы — 11 13 3

Ниже нормы — 1 — 3

Всего обследо-

нанных . . . 17 17 16 16

Измерение производилось до начала работы. У 13 из 16 работниц отмечено резкое удлинение хронаксии межкостных мышц, в 2—3 раза превышающее норму (по Д. А. Маркову и Бургиньону) (см. таблицу). У остальных работниц показания хронаксии были равны верхней границе нормы — 0,40 а. Хронаксия бицепса у большинства этих же работниц не выходила за пределы нормы и была в пределах 0,04—0,20 о. Такое избирательное изменение хронаксии работающих мышц свидетельствует о том, что основная работа по преодолению отраженного удара электро-шпалоподбойки падает на мышцы кисти и предплечья.

Капилляроскопическое обследование 17 шпалоподбойщиц позволило до некоторой степени выяснить состояние периферического кровообращения у них. У большинства шпалоподбойщиц наблюдалось преобладание малых форм капилляров и у половины обследованных — узкие, спастические формы капилляров. Капилляры располагались неравномерно, группами в промежутках между ними иногда были различимы запустевшие капилляры. Все это свидетельствует . о повышенном тонусе капилляров.

Руки шпалоподбойщиц в большинстве случаев были холодными, циа-нотичными. Работницы жаловались на онемение, судороги и похолодание рук от мытья и на боли в руках, усиливающиеся по ночам. Иногда из-за судорог и онемения кистей рук они прекращали работу со шпалопод-бойкой.

Все эти симптомы указывают, по-видимому, на начальные явления вибрационной болезни (I стадия по В. Г. Артамоновой).

Произведенное гинекологическое обследование 41 женщины (31 шпа-лоподбойщица и 10 женщин, не работающих с электрошпалоподбойкой) показало, что в процессе работы с электрошпалоподбойкой у многих женщин отмечалось расстройство менструаций. Дисменорея наблюдалась у 14 женщин (до работы со шпалоподбойкой этим страдали только 5 женщин) , обильные месячные — у 8 женщин (до работы — у 5 женщин) . t '

Поскольку шпалоподбойщицы работают в основном с инструментом, который имеет вес 32,5 кг (т. е. превышающий допустимую норму для женщин на 12,5 кг) и дает чрезмерно большую вибрацию, вполне закономерен в соответствии с существующим законодательством вопрос о запрещении женского труда на шпалоподбойке весом 32,5 кг, необходима замена ее шпалоподбойкой облегченного веса с вибрацией, не превышающей величин, регламентированных «Временными санитарными правилами по ограничению вибраций для работающих ручным пневматическим инструментом на производстве».

Поступила 23/V 1956 г.

INVESTIGATION OF LABOUR CONDITIONS AND PHYSIOLOGICAL CHANGES IN WOMEN DURING THE DRIVING OF SLEEPERS

M. G. Babadzhayan, candidate of biological sciences, E. I. Kostina, senior scientific collaborator, V. Ya Chirkov, engineer

The results of physiological investigations and gynecological examinations of women working with sleeper-drivers ESD-1 and ESD-3 have shown that the work with these types of sleeper-drivers does not comply with the hygienic requirements, since these implements are very heavy (ESD-1—32,5 kg) and the vibrations exceed the permissible parameters.

It is necessary to prohibit women work with these types of sleeper-drivers.

Ъ -к Ъ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.