Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Дата публикации: 1.03.2018 № 1 (31). С. 237-240.
УДК 378.1; 316.444.5 В. А. МИЩЕНКО, И. А. ТЕНЮНИНА
Условия становления траектории профессионального развития студентов вузов
В данной работе представлены результаты научно-практического исследования по проблеме становления и профессионального развития студентов, раскрывается возможность профессиональной самореализации обучающихся вузов через построение индивидуальной траектории профессионального развития, представлен анализ основных условий, необходимых для становления траектории профессионального развития студентов в процессе обучения в высшем учебном заведении. Практика работы вузов, на примере гуманитарных направлений подготовки, свидетельствует о том, что в основном учебный процесс ориентирован на повышение компетентности будущего профессионала, при этом недостаточно учитывается индивидуальное своеобразие профессионального становления и развития студента в течение всего периода его обучения. Актуальность идей, содержащихся в исследовании, заключается в том, что авторы в ходе научно-исследовательской работы продемонстрировали попытку реализовать педагогические условия, способствующие активизации личностного, творческого и профессионального потенциала студента.
Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональное развитие, траектория профессионального развития
Perspectives of Science & Education. 2018. 1 (31)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Accepted: 13 January 2018 Published: 1 March 2018 No. 1 (31). pp. 231-236.
V. A. MlSCHENKO, I. A. Tenyunina
Conditions of the formation the trajectory of the professional development of students of institutes
In this paper are presented results of scientific and practical research on a problem of formation and professional development of students, the possibility of self-realization of students at institutes through constructing the trajectory of professional development is revealed, the analysis of the main conditions necessary for the development of the trajectory of the professional development of students in the process of studying at a higher educational institution is presented. The practice of the work of higher education institutions, on the example of humanitarian training directions, shows that the educational process is mainly focused on increasing the competence of the future professional, while not taking into account the individual identity of the professional formation and development of the student during the entire period of his education. The relevance of the ideas contained in the study is that the authors during the research work demonstrated an attempt to realize pedagogical conditions that promote the personal, creative and professional potential of the student.
Keywords: professional education, professional development, the trajectory of the professional development
инновационном сценарии развития страны системе российского образования отведена особая роль. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года образование рассматривается как один из результатов инновационного развития и как необходимое условие для системных изменений во всех сферах жизнедеятельности государства. В Концепции отмечается: «...возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и коопера-ционности» [1, с. 3]. Тем не менее, акцентируя внимание на современной системе высшего образования, следует остановиться на ряде существующих противоречий: преодоление традиции коллективного обучения и обеспечение индивидуального профессионального развития будущих специалистов на этапе профессиональной подготовки в вузе; отказ студентов от роли пассивного объекта обучения в пользу активной субъектной позиции, направленной на проектирование индивидуальной стратегии жизненного успеха; формирование и развитие не только профессиональных качеств, но и личностных качеств студентов, необходимых для успешной профессиональной деятельности; преодоление формализма в отношении студентов к обучению в виду отсутствия психологической готовности к определению индивидуальной цели образования, к самостоятельному выбору предметов для изучения, темпа и форм обучения. Возможностью преодоления вышеназванных противоречий является становление индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста в вузе для эффективного удовлетворения образовательных потребностей студентов и учета личностных качеств обучающихся. Под индивидуальной траекторией профессионального развития студента мы понимаем процесс саморазвития, самообразования и преобразования личности, построение проекта своего профессионального «Я», исходя из проявления индивидуальных качеств, мобильности в меняющихся условиях профессионально-педагогической среды [5, с. 161]. Педагогическое проектирование индивидуальных траекторий профессионального развития в вузе на уровне института, факультета - это создание организационно-педагогических условий для реализации индивидуальных траекторий профессионального развития студентов, возможности выбора - предметов, темпов обучения, возможности реализации своих индивидуальных целей, удовлетворения интересов и потребностей
[2, с. 32]. В современной отечественной научно-педагогической литературе не существует общепринятого определения понятия «педагогические условия». Оно может использоваться в широком и узком смыслах и включать в себя: только чисто педагогические компоненты; комплекс взаимодополняющих педагогических и психологических элементов; элементы, отражающие административную, кадровую, материальную и финансовую стороны организации педагогического процесса. В контексте нашего исследования условия понимаются как комплекс педагогических мер по достижению поставленных целей, включающий содержание, методы, приемы, формы организации обучения. Такое понимание не вступает в противоречие с другими интерпретациями «условий» в педагогике. Мы выделяем следующие условия становления траектории профессионального развития студентов.
1. Мотивационные условия. Основанием для выделения группы мотивационных условий является тот факт, что ситуация неопределенности активизирует активность студента к поиску пути выхода из нее. В нашем исследовании мотивационные условия составляют акмеологическую основу становления траектории профессионального развития, которая побуждает и направляет этот процесс из режима управления в режим самоуправления, саморазвития. Данная группа условий направлена на выявление проблем, противоречий, определяет цели, задачи и способы становления собственного профессионального пути, мотивирует студента к саморазвитию, самообразованию, самоконструированию. Мотивационные условия включают в себя поддерживание положительной мотивации обучающегося к самопрограммированию своей профессиональной деятельности; создание образовательной среды, стимулирующей профессиональную активность студентов. Опора на акмеологический подход (А.А. Деркач, А.А. Бодалев) [3; 4] позволяет определить возможности перехода личности от кульминации развития, достигнутой в одной фазе, к кульминации, характерной для следующей фазы. С позиции данного подхода становится возможным намечать пути педагогической компенсации недостигнутого на предыдущем отрезке жизненного пути оптимума развития, а также проектировать этапы профессионально-личностного продвижения от одной вершины к другой. Каждый человек достигает свои вершины наиболее оптимальным для него путем, который дает возможность выйти на высокий уровень профессионализма и поддержания стабильным творческого потенциала, опирающегося на возможности индивидуального самоопределения, самоорганизации, самообразования, самосовершенствования. Причем
Perspectives с^ Science & Education. 2018. 1 (31)
реализация потенциальных возможностей субъекта происходит как в повседневной деятельности, так и в изменяющихся условиях. Становясь субъектом труда, профессии, личность должна овладеть соответствующей профессиональной компетентностью: знаниями, умениями, навыками, профессиональными позициями, акмеологическими инвариантами. Акмеологические инварианты специалиста являются внутренними побудителями, обуславливающими его потребность в активном саморазвитии, продуктивной реализации творческого потенциала в продвижении к собственным вершинам совершенства. Для достижения высокого уровня профессиональной компетентности специалист не только «задействует» личностные резервы - способности, мотивы, цели. Им перестраивается вся система деятельности, выработка привычки к рабочим состояниям, специфическое согласование интеллектуальных условий с физическими и т. д. Такая личность вынуждена перестроиться в соответствии с требованиями и условиями профессии.
В силу этого, процесс становления траектории профессионального развития будущего специалиста осуществляется посредством перехода с одной вершины профессионального развития к другой под влиянием ситуаций (событий), которые способствуют появлению новых целей.
Для реализации данной группы условий мы использовали способ самопрограммирования. Самопрограммирование предполагает материализацию собственного прогноза о возможном совершенствовании себя в профессии.
2. Содержательные условия. Данные условия связаны с определением содержания процесса становления траектории профессионального развития у обучающихся. Данная группа условий способствует успешной адаптации и саморазвитию студента в изменяющихся условиях образовательной среды, формированию у него готовности и способности мобильно приспосабливаться к изменяющейся среде, осуществлять творческий подход к решению профессиональных проблем. Для реализации этой группы условий необходимо погружение в профессиональную деятельность. Это возможно либо в обстановке реальной профессиональной среды, либо в обстоятельствах, близко моделирующих профессиональную реальность. Поэтому погружение в профессиональную деятельность необходимо осуществлять в двух направлениях: погружение в моделируемую среду (в условиях психолого-педагогического практикума) и погружение в реальную профессионально-педагогическую среду (в условиях практики). С целью помочь будущему специалисту подготовиться к профессиональной деятельности
с ее многоаспектными ситуациями выбора, научить успешно справляться с решением профессиональных задач, проявлять активность при столкновении с затруднениями, самостоятельно восполнять недостающие знания, то есть стремиться к самосовершенствованию и саморазвитию. Средствами, способствующим реализации данной группы условий, являются игровые технологии, тренинги профессионального роста, акмеологическое проектирование.
3. Организационные условия. Данные условия способствует установлению и удержанию педагогически целесообразных взаимоотношений преподавателей и студентов, основанных на сотрудничестве и взаимном интересе к профессиональной деятельности. Организация процесса становления траектории профессионального развития студентов, обеспечивает переход от внешнего управления процессом становления траектории профессионального развития у будущих специалистов к самоуправлению. В основе этого перехода заложены процессы самоконструирования и саморазвития. Благодаря им происходит адаптация студента к изменяющимся условиям образовательной среды, мобилизация их потенциальных возможностей, сознательное управление собственной деятельностью на основе личностно-профессиональных установок и траектории своего продвижения к вершинам профессии. Данные условия реализуются с помощью погружения будущих специалистов в реальную профессиональную среду при реализации важнейшего условия - организации учебной, производственной практики, как со-бытия преподавателя и студентов в профессионально-педагогической деятельности.
4. Регулирующие условия. Способствуют анализу, учету и коррекции процесса и результатов становления траектории профессионального развития студентов. К регулирующим условиям мы относим следующие: побуждение студентов к сознательному управлению собственной деятельностью на основе личностно-профессиональных установок и траектории своего продвижения к вершинам профессии; обеспечение самомониторинга становления траектории профессионального развития студентами.
На эффективность процесса становления траектории профессионального развития студентов непосредственно влияют следующие педагогические условия: мотиваци-онные, содержательные, организационные, регулирующие. Эти условия являются системообразующими в данном контексте, то есть непременными характеристиками становления траектории профессионального развития обучающихся, не исключающими и ряда других.
ЛИТЕРАТУРА
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. от 08.08.2009) [Электронный ресурс], http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/rasp_2008_N1662_red_08.08.2009 (дата обращения: 11.11. 2017).
2. Бережная И.Ф. Взаимодействие преподавателей и студентов в процессе проектирования индивидуальной траектории профессионального развития // Вестник Воронежского государственного университета. 2012. № 1. С. 30 - 34.
3. Бодалев А. А. Психология о личности / А.А. Бодалев. М.: Изд-во МГУ, 1988. 188 с.
4. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала / А.А. Деркач М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та. Воронеж: МОДЭК, 2004. 752 с.
5. Тенюнина И.А. Модель становления траектории профессионального развития студентов педагогического вуза // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск: Изд-во НПГУ. 2013. № 6. С. 160 - 166.
1. Instruction of the Government of the Russian Federation "The Concept of Long-Term Social and Economic Development of the Russian Federation for the Period to 2020" dated November 17, 2008 No. 1662-r (as amended on 08.08.2009) [Electronic resource]. Available at: economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/rasp_2008_N1662_red_08.08.2009 (accessed 11 November 2017). (in Russian)
2. Berezhnaya I.F. Interaction of teachers and students in the process of designing an individual trajectory of professional development. Vestnik Voronezh State University. 2012. no. 1. P. 30 - 34. (in Russian)
3. Bodalev A.A. Psychology about the person / A.A. Bodalev. Moscow, MGU Publ., 1988. 188 p.
4. Derkach A.A. Acmeological foundations of professional development / A.A. Derkach, Moscow-Voronezh, Modec Publ., 2004. 752 p. (in Russian)
5. Tenyunina I.A. The model of the development of the trajectory of the professional development of students at a pedagogical university. Siberian Pedagogical Journal. Novosibirsk: Publishing house of the National University of Russia. 2013. no. 6. P. 160 - 166. (in Russian)
REFERENCES
Информация об авторах Мищенко Владимир Александрович
(Россия, Ханты-Мансийск) Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии. Югорский государственный университет E-mail: [email protected]
Information about the authors
Mischenko Vladimir Aleksandrovich
(Russia, Khanty-Mansiysk) Associate professor, doctor of pedagogical sciences, head of the department of pedagogy and psychology. Yugra State University E-mail: [email protected]
Тенюнина Инна Александровна
(Россия, Ханты-Мансийск) Преподаватель кафедры педагогики и психологии Югорский государственный университет E-mail: [email protected]
Tenyunina Inna Aleksandrovna
(Russia, Khanty-Mansiysk) Senior of the Department of Pedagogy and Psychology Yugra State University E-mail: [email protected]