Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТЕМ РЕЧИ'

УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
22
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / СВЯЗНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ / ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тубеева Фиалета Казбековна, Баликоева Мадина Владимировна

По мнению авторов данной публикации, умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка. В статье рассматриваются различные способы совершенствования связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи, показаны условия для развития различных форм монологической речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тубеева Фиалета Казбековна, Баликоева Мадина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR IMPROVING COHERENT UTTERANCE IN PRESCHOOLERS WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

The ability of children to use in communication with others correct speech, it is clear to express their thoughts, to speak in their native language purely and expressively is one of the necessary conditions for the full development of the child's personality.the article discusses various ways to improve coherent utterance in preschool children with general speech underdevelopment, and shows the conditions for the development of various forms of monological speech.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТЕМ РЕЧИ»

УДК 37

УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТЕМ РЕЧИ

CONDITIONS FOR IMPROVING COHERENT UTTERANCE IN PRESCHOOLERS WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

Тубеева Фиалета Казбековна

кандидат педагогических наук, доцент,

Северо-Осетинский государственный педагогический институт mamievab.y@yandex.ru

Баликоева Мадина Владимировна

магистрант,

Северо-Осетинский государственный педагогический институт mamievab.y@yandex.ru

Fialeta K. Tubeeva

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, North Ossetian State Pedagogical Institute mamievab.y@yandex.ru

Madina V. Balikoeva

Graduate Student, North Ossetian State Educational Institute mamievab.y@yandex.ru

Аннотация. По мнению авторов данной публикации, умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка. В статье рассматриваются различные способы совершенствования связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи, показаны условия для развития различных форм монологической речи.

монологическая речь, дети дошкольного возраста, общее недоразвитие речи, связное высказывание, выразительность речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

The ability of children to use in communication with others correct speech, it is clear to express their thoughts, to speak in their native language purely and expressively is one of the necessary conditions for the full development of the child's personali-ty.the article discusses various ways to improve coherent utterance in preschool children with general speech underdevelopment, and shows the conditions for the development of various forms of monological speech.

Keywords: monologue speech, preschool children, general speech underdevelopment, coherent utterance, expressiveness of speech in preschool children with general speech un-derdevelopment.

Ключевые слова:

Annotation.

Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, ведь это - всего первые 7 лет, но они имеют огромное значение для развития ребенка. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность [1].

И вот уже ребенок скоро пойдет в школу. Всем в семье хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли сделано для того, чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависят его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы [2].

К 5-ти годам речь ребенка должна быть, в основном, сформирована: он должен правильно строить фразу, четко произносить все звуки родного языка, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат [9].

Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка. На этапе раннего развития речь детей носит ситуативный характер: ребенок использует отдельные слова, звукоподражания, жесты, мимику. Окружающим такая речь понятна лишь в определенной конкретной ситуации. С того момента, когда речь ребенка потенциально может быть внеситуативной и внеконтекстной, считается, что он овладел минимумом речевых умений [3; 5; 8].

Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т.д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Использовать для этих занятий то, что дошкольник видит вокруг - дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» - «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор...» - «А что есть у дерева?» - «Корень, ствол, ветки, листья...» К этому возрасту дети, обычно, хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т.д.) [9].

Рассматривая с ребенком какой-то предмет, следует задавать ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего он сделан? Для чего он нужен?». Можно просто спросить: «Какой он?» Так ребенок учится называть самые разные признаки предметов, развивает связную речь.

Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх. Например, если спросить у дошкольника: «Что бывает высоким?» - «Дом, дерево, человек...». «А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» Или: «Что бывает широким?» -«Река, улица, лента...» - «А что шире - ручеек или река?» Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым? [3; 8].

Само собой разумеется, что для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно. Двух-трехлетний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней. Научиться пересказывать малышам хорошо помогает, так называемый, отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: «Жили-были дед...», а ребенок ее заканчивает: «...да баба»; взрослый: «И была у них...», ребенок: «...курочка Ряба» и т.д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: «Кого встретил Колобок?» - «Зайчика». - «Какую песенку Колобок ему спел?» и т.д. [5].

Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, можно предложить ему для пе-рессказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, сказки Сутеева. Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально. Постепенно следует подводить ребенка и к составлению рассказа по картине. Сначала, с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнет высказываться о том, что на ней изображено. Для таких занятий нужно использовать интересные ребенку игрушки. Четырех - пятилетнему ребенку можно предложить для сравнения две куклы или два автомобиля. Сначала ему придется внимательно их рассмотреть, а потом уже рассказать, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга. Учитывать описание различий для многих детей оказывается более простым занятием, чем нахождение сходных признаков. Получаются описание игрушек - можно предложить дошкольнику самому попробовать составлять небольшие сюжетные рассказы, подобрать несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, девочка - елочка - корзинка -грибок - ежик...). Спросите: Что могло случиться с девочкой в лесу? Кого она встретила? Что принесла домой? На первых порах можно предложить ребенку вариант рассказа от взрослого, а потом предоставить свободу действий малышу. Не страшно, если сначала он просто повторит рассказ взрослого. Нужно постепенно уводить его от подражания. Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем, делать это очень выразительно. Можно предложить им, помещенные ниже, творческие задания.

Вспомни случай.

Выбрать с ребенком какое-то событие, в котором он недавно участвовал. Например, как он гулял по набережной и смотрел праздничный салют, встретил с родителем бабушку на вокзале, отмечал день рождения... по очереди с взрослым рассказывать друг другу, что видели, что делали; припоминать как можно больше деталей - до тех пор, пока уже нечего будет добавить к сказанному.

Говорить по-разному.

Попробовать один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробовать использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!

Бюро путешествий.

Каждый день взрослые с ребенком отправляются по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить будни? Представить, что они отбывают в увлекательное путешествие. Обсудить вместе с малышом, на каком виде транспорта они будут путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности они встретят по дороге, какие достопримечательности увидят... Путешествуя, делиться впечатлениями.

Всегда под рукой.

Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, во время долгого ожидания в очереди или утомительной поездки в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или, хотя бы, просто ручка. Нарисовать на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку [3].

Лучший друг.

Если взрослый с малышом ждут чего-то в помещении, где разложены журналы, можно поиграть в «рассказы о лучшем друге». Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек - большой или маленький - или животное. Попросить его рассказать о своем «лучшем друге». Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать? [7].

Рассказы по картинкам.

Подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде «Веселых картинок»). Сначала смешать эти картинки и предложить малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задать несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - можно взять просто открытку. Спросить ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом?

Истории из жизни.

Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда, чаще всего, руки взрослого заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у в животе у мамы, когда еще не родился. Или как взрослый учился кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом... Некоторые истории придется рассказывать даже не один раз. Подключиться к игре могут все члены семьи [6].

Мой репортаж.

Если родитель с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи, рекомендуется предложить ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций можно использовать фотоснимки или видеосюжеты. Дать ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов, а также, понаблюдать за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливать. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся [11 ].

Семейное ток-шоу.

Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Для этого приготовте магнитофон или диктофон для записи, дайте «журналисту» в руки

микрофон - и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой... До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: «Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?» [11].

Измени песню.

Детям нравится петь о знакомых вещах - о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке... Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений -тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можно предложить и свой, «взрослый» вариант переделанного текста.

Чем закончилось?

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. С этой целью рекомендуется начать вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое взрослый должен сделать именно сейчас, но попросить ребенка рассказать позже, что произойдет дальше в мультфильме, и чем он закончится. Не забывайте поблагодарить рассказчика!

Таким образом, для коррекции и преодоления отставания в развитии речи у детей в дошкольном возрасте у родителей и педагогов имеется немало возможностей, которые они могут и обязаны максимально эффективно использовать.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1999.

2. Жан Пиаже. Речь и мышление ребёнка. М., 1994.

3. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург, 1999.

4. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций (5-7 лет). Ярославль, 2001.

5. Реан А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. СПб., 2000.

6. Романюта В.Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться. М., 2002.

7. Семенака С.И. Уроки добра. М., 2002.

8. Флерова Ж.М. Логопедия. Ростов-н/Д., 2000.

9. Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. СПб.; М., 1996.

10. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.

11. Шипицына Л.М. Азбука общения / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова. СПб., 2004.

12. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.

13. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. М., 2002.

Literature:

1. Andreeva G.M. Social psychology. M., 1999.

2. Jean Piaget. Speech and thinking of the child. M., 1994.

3. Zhukova N.S. Speech therapy. Overcoming the general underdevelopment of speech in preschoolers / N.S. Zhukova, E.M. Mastyukova, T.B. Filicheva. Yekaterinburg, 1999.

4. Kryazheva N.L. The world of children's emotions (5-7 years). Yaroslavl, 2001.

5. Rean A.A. Social pedagogical psychology / A.A. Rean, Ya.L. Kolominsky. SPb., 2000.

6. Romanyuta V.N. You and your friends. We teach children to communicate. M., 2002.

7. Semenaka S.I. Lessons of kindness. M., 2002.

8. Flerova Zh.M. Speech therapy. Rostov-n/D., 2000.

9. Khvattsev M.E. Speech therapy. Working with preschoolers. SPb.; M., 1996.

10. Shevandrin N.I. Social psychology in education. M., 1995.

11. Shipitsyna L.M. The ABC of communication / L.M. Shipitsyna, O.V. Zashchirinskaya, A.P. Voro-nova. SPb., 2004.

12. Elkonin D.B. Child psychology. M., 1960.

13. Yakovleva N.G. Psychological assistance to preschool children. M., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.