Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ'

СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
427
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / РЕЧЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ / ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Филиппова Оксана Николаевна, Кузнецова Дарья Игоревна

This article presents the results of an experimental study of the peculiarities of dialogic speech in preschoolers with general speech underdevelopment of level III and examines the specifics of the organization of speech therapy work on the formation of dialogic speech in preschool children with level III speech underdevelopment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Филиппова Оксана Николаевна, Кузнецова Дарья Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF SPEECH THERAPY WORK ON DEVELOPMENT DIALOGICAL SPEECH IN PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF LEVEL III

This article presents the results of an experimental study of the peculiarities of dialogic speech in preschoolers with general speech underdevelopment of level III and examines the specifics of the organization of speech therapy work on the formation of dialogic speech in preschool children with level III speech underdevelopment.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ»

О.Н. Филиппова, Д.И. Кузнецова

СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Аннотация. В данной статье представлены результаты экспериментального изучения особенностей диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, а также рассмотрена специфика организации логопедической работы по формированию диалогической речи у детей дошкольного возраста с III уровнем недоразвития речи.

Ключевые слова: диалогическая речь, речь детей дошкольного возраста, общее недоразвитие речи, речевая деятельность, связная речь, формирование диалогической речи, логопедическая работа.

O.N. Filippova, D.I. Kuznetsova

THE SPECIFICS OF SPEECH THERAPY WORK ON DEVELOPMENT DIALOGICAL SPEECH IN PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF LEVEL III

Abstract. This article presents the results of an experimental study of the peculiarities of dialogic speech in preschoolers with general speech underdevelopment of level III and examines the specifics of the organization of speech therapy work on the formation of dialogic speech in preschool children with level III speech underdevelopment.

Keywords: dialogic speech, speech of preschool children, general underdevelopment of speech, speech activity, coherent speech, formation of dialogic speech, logopedic work.

Диалогическая речь - первоначальная и главная форма вербального общения дошкольников. Посредством диалога дети получают знания об окружающем мире, устанавливают социальные контакты, общаются со сверстниками и взрослыми. Развитие диалогической речи является одним из важных факторов для полноценного, правильного речевого общения, развития связной речи.

Актуальность проблемы изучения диалогической речи дошкольников с III уровнем речевого развития обусловлена тем, что при достаточных исследованиях и разработке методов преодоления фонетико-фонетических, лексико-грамматических нарушений и формирования связной речи проблема развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи недостаточно изучена.

Целью данной работы является рассмотрение логопедической работы, позволяющей наиболее полно изучить особенности диалогической речи у детей дошкольного возраста с III уровнем речевого развития.

По мнению Л.П. Якубинского, «в дошкольном возрасте ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи» [6, 89].

Недоразвитие диалогической речи в дошкольном возрасте приводит к потере эмоциональных контактов со взрослыми и сверстниками, к недоразвитию речевых функций, к неудачам в построении отношений с окружающими.

Общее недоразвитие речи (ОНР) - наиболее частый случай в логопедической практике у детей дошкольного возраста. Р.Е. Левина отмечает: «Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи» [4, 53].

Речь дошкольника с общим недоразвитием носит преимущественно ситуативный характер и принимает форму диалога, но дети не обладают навыками и умениями связно выражать свои мысли, для них характерна замена связной речи односложными ответами на вопросы или простыми малораспространенными предложениями. Дети испытывают особые трудности с произнесением связных

151

монологических высказываний и ведением диалога, что приводит к тому, что они имеют ограниченные социальные контакты.

Г.В. Чиркина на основании результатов исследований выделила три группы дошкольников с ОНР по состоянию диалогической речи.

Дошкольники первой группы:

• умеют вступать в диалог, поддерживают его;

• используют не только вопросы, но и комментирующие и побуждающие реплики.

Дети второй группы:

• редко проявляют инициативу в общении, но поддерживают его, если к ним обращается взрослый или сверстник;

• если тема общения близка и интересна, то дети активны, но на вопросы предпочитают отвечать односложно.

Дети третьей группы:

• замкнуты;

• проявляют речевой негативизм;

• редко инициируют общение, не поддерживают его (особенно со сверстниками: приоритет отдаётся общению со взрослым);

• используют безадресные вопросы [5, 73].

Ребенок с Ш уровнем речевого развития владеет развернутой фразовой речью, но она характеризуется нарушением логической организации высказываний, их содержание несет мало информации и имеет недостаточный объем. Формирование диалогической речи значительно отстает, дети дошкольного возраста этого уровня не обладают способностью самостоятельно овладеть данной формой речи. Ребенок часто невнимателен и не знает, как выразить свои мысли, чтобы последовательно и точно передать их содержание. Его речь аграмматичная, сбивчивая и поверхностная, отсутствуют причинно-следственные связи. Дети могут слышать и понимать слова, а также активно участвовать в общении с другими людьми. Однако часть из них неактивна и замкнута при диалоге со своими сверстниками. Такие дети не задают вопросов, не проявляют заинтересованность и любопытство. Им трудно закончить разговор, у них не сформированы нормы и правила этикета, например, о том, что нельзя перебивать других людей, нужно дать им возможность закончить свою мысль и др.

Дети дошкольного возраста с III уровнем речевого развития часто упускают возможность проводить совместные игры со сверстниками из-за неспособности выражать свои мысли, страха быть смешным, даже если правила игры им хорошо доступны. Дети могут испытывать застенчивость при участии в игре из-за страха своей речевой некомпетентности.

С целью выявления особенностей развития диалогической речи у детей с III уровнем речевого развития мы решили провести эксперимент, в котором приняли участие дошкольники с III уровнем речевого развития в возрасте 5-6 лет. Численность детей экспериментальной группы - 10 человек, из них 4 мальчика и 6 девочек. Исследование диалогической речи дошкольников с III уровнем речевого развития проводилось на базе школы выходного дня «РечеГрад» Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ).

Для проведения данного экспериментального исследования нами была составлена методика по обследованию диалогической речи дошкольников с III уровнем речевого развития, в основу которой были положены диагностические методики Р.И. Лалаевой «Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей» [3] и Н.И. Левшиной «Пакет диагностических методик изучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста» [2]. Задания разработанной нами методики были следующими:

Задание 1. Игра «Опиши картинку»

Цель: исследовать уровень диалогической речи с опорой на серию сюжетных картинок.

Методика обследования: ребенку последовательно предлагаются по одной картинке указанной серии.

Инструкция: «Взгляни на картинки, что на них изображено? Посмотри внимательно и ответь на вопросы».

Пример вопросов:

• Что бабушка дала внуку?

• Куда отправился мальчик?

• Что случилось с бабушкиными пирожками?

Материал: серия из 4 картинок «Бабушкины пирожки».

Критерии оценки:

2 балла - высокий уровень.

Ребенок правильно отвечает на вопросы развернутой фразой, использует сложные речевые конструкции. Легко вступает в контакт. Последовательность событий сюжета не нарушена. Допускаются частичные незначительные пропуски ситуации.

1 балл - средний уровень.

Ответы в значительной степени соответствуют изображенной ситуации, но искажены отдельные смысловые звенья либо пропущены. Ребенок вступает в контакт, но стесняется. В речи наблюдаются аграмматизмы.

0 баллов - низкий уровень.

Ответы лишь частично соответствуют изображенной ситуации. Имеются искажения сюжета. Заостряет внимание на ненужных деталях, пропускает важные моменты. Использует 1 -2 односложных предложений. С трудом отвечает на вопросы, не выходит на контакт либо отказывается выполнять задание.

Задание 2. Игра «Инициатива»

Цель: определить уровень использования инициативного высказывания.

Методика обследования: сначала ребенку рассказываем о том, как провели прошлый день или выходной, тем самым мы подталкиваем ребенка к его собственному рассказу о проведенном дне. Можно задавать наводящие вопросы.

Инструкция: «Расскажи, как ты проводишь свои выходные?»

Критерии оценки:

2 балла - высокий уровень.

Ребенок легко вступает в контакт. Он отвечает развернутой фразой, без стеснения, активно ведет диалог. Без помощи наводящих вопросов сам начинает свой рассказ, который имеет логическую структуру, с началом и концом. Использует распространенные, сложные предложения. Не упускает важных деталей.

1 балл - средний уровень.

Ребенок вступает в диалог, но испытывает легкое смущение и зажатость, которые сам способен преодолеть. Рассказ составляет с помощью наводящих вопросов, нет логической структуры высказывания. Часто отвлекается, переключается на другое, заостряет внимание на ненужных деталях. Рассказ ребенка незавершенный.

0 баллов - низкий уровень.

Ребенок с трудом входит в контакт, это занимает долгое время, он стесняется и боится собеседника, ведет себя скованно, тихо. Ответы на вопрос односложные, либо просто кивает головой. Нет инициативы к рассказу. Отказ от задания.

Задание 3. Игра «Диалоги»

Цель: определить уровень диалогической речи детей при составлении диалогов по предложенной картинке.

Методика обследования: ребенку предлагается картинка, на которой запечатлены мама с ребенком, ведущие диалог. Детям нужно придумать, о чем они говорят, что произошло.

Инструкция: «Посмотри на картинку, кто на ней изображен? Давай попробуем пофантазировать, придумай, о чем же говорит мама с ребенком».

Материал: картинка «Мама с ребенком».

Критерии оценки:

2 балла - высокий уровень.

Диалоги, придуманные детьми, имеют сложную структуру. Содержание диалогов, как правило, отражает сюжет картины, но возможен и отход от нее. При передаче диалога дети пользуются прямой речью. Речь правильная, наблюдаются отдельные лексические и грамматические ошибки.

1 балл - средний уровень.

Дети не могут придумать начало диалога, его завершение. Предложения используются односложные, простые. Придуманный диалог поверхностный, малосодержательный, состоит из пары фраз, используются клишированные слова взрослых.

0 баллов - низкий уровень.

Дети не смогли придумать диалог, не поняли сути задания.

Далее для удобства работы нами были суммированы полученные баллы, с опорой на которые мы определяли общий уровень сформированности диалогической стороны речи детей, принимавших участие в экспериментальной работе:

5-6 баллов - высокий уровень;

3-4 балла - средний уровень;

0-2 - низкий уровень.

По результатам исследования нами была составлена сводная таблица, в которой отражены баллы, набранные детьми в ходе эксперимента:

Таблица 1

Результаты исследования

№ п/п Имя ребенка 1 2 3 Итого Уровень

1 Настя В. 1 1 0 2 Низкий

2 Даша Н. 1 0 0 1 Низкий

3 Артем О. 1 1 1 3 Средний

4 Влад Б. 2 1 1 4 Средний

5 Саша К. 0 0 0 0 Низкий

6 Даша Б. 1 1 1 3 Средний

7 Маргарита А. 1 1 1 3 Средний

8 Саша С. 2 1 0 3 Средний

9 София Я. 1 0 0 1 Низкий

10 Эмилия А. 2 1 0 3 Средний

Таблица 2

Сводные данные диагностики исследования

Уровни Количество детей %

Низкий 4 40

Средний 6 60

Высокий 0 0

Изучение и анализ материалов диагностической методики показал, что чаще всего дети могли вступать в диалог, но делали это без особой инициативы. Долго поддерживать заданную беседу не могли, некоторые дети на вопросы отвечали односложно, либо использовали сложные речевые конструкции, но с ошибками. Однако ответы на вопросы в большей степени были правильными и содержательными. Придуманные диалоги были поверхностны, в речи наблюдались лексические и грамматические ошибки. У некоторых детей обнаруживалось нарушение логической структуры высказывания. Многие не могли придумать завершение рассказа или диалога.

Другие дошкольники пассивно включались в диалог, вели себя скованно, неуверенно, ответы были односложными («да» или «нет»), в некоторых случаях они вообще ничего не могли ответить, не понимали сути вопросов, боялись уточнить задание. При составлении рассказа уделяли большое внимание ненужным деталям, упуская важные события, могли придумать короткий диалог только с

помощью наводящих вопросов, интерес к беседе отсутствовал. Долго размышляли перед тем, как ответить, а если и отвечали, то часто это было неправильно.

Таким образом, мы видим, что в целом у детей наблюдается средний уровень развития навыков диалогической речи, что составляет 60% от общего количества детей, принимавших участие в экспериментальной работе.

Низкий уровень навыков диалогической речи показали 40% детей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокий уровень навыков диалогической речи не показал ни один ребенок.

Обобщая результаты, можно сделать вывод, что большая часть детей дошкольного возраста с III уровнем речевого развития, принимавшая участие в экспериментальной работе, имеет заметное отставание в формировании диалогической речи. Следовательно, с детьми необходимо проводить целенаправленную работу по коррекции и исправлению выявленных недостатков.

С этой целью (с опорой на труды М.М. Алексеевой, Б.И. Яшиной [1] и др.) нами были составлены методические рекомендации относительно логопедической работы для воспитателей, логопедов и родителей по развитию диалогической речи дошкольников с III уровнем речевого развития.

Методика проведения логопедической работы по развитию диалогической речи у дошкольников с ОНР III уровня должна разрабатываться на основе дидактических принципов общей и специальной педагогики:

- индивидуального и дифференцированного подхода;

- единства диагностики и коррекции;

- учета ведущего вида деятельности;

- наглядности и доступности обучения;

- системности, последовательности и непрерывности коррекционного воздействия;

- поэтапного повышения требований;

- участия родителей в реализации коррекционных мероприятий.

Важным методом в логопедической работе является разговор с ребенком. Воспитатель или логопед должны понимать, что инициатива беседы первоначально производится ими, поэтому нужно заранее составить близкие для ребенка темы разговора, которые он смог бы поддержать. Можно использовать следующие логопедические приемы:

1. Давать ребенку словесные поручения, тем самым закрепляя навык речевого этикета. Например, Миша принеси, пожалуйста, машинку.

2. Расположить ребенка к себе путем использования игрушек, картинок, различных предметов, которые могли бы заинтересовать его и вызвать инициативу к общению.

3. Во время плановых фронтальных занятий нужно стимулировать ответы детей, особенно закрытых и молчаливых.

4. Использовать режимные моменты с целью коротких разговоров. Например, когда логопед или воспитатель ведет ребенка на занятие.

Занятия целесообразно проводить как индивидуальные, так и групповые для того, чтобы развивать коммуникативные навыки детей. Для начала лучше заниматься в небольших группах с целью комфортной работы, а потом наращивать количество детей.

Главным требованием к подбору логопедического материала является доступность для понимания детьми заданий.

Для начала нужно научить детей вслушиваться в речь взрослого, при этом развивая подражательную способность. Формировать у них навык вежливого отношения к речи других людей, а также дать представления о речевом этикете, о беседе в целом, как правильно задавать вопросы и отвечать на них. Примером упражнений может быть слушание фрагментов сказок или литературных рассказов, в которых содержится диалог между героями, и беседа по прослушанному материалу, также можно в игровой форме рассказать о реальных жизненных ситуациях, а потом на основе этого материала провести беседу с детьми.

Далее, закрепляя приобретенные знания, нужно научить детей соблюдать очередность в разговоре, не перебивать собеседника, сформировать навык заучивать стихи и рассказывать их по ролям, используя интонационное оформление. Также нужно учить детей строить диалоги, опираясь на прослушанные ранее литературные произведения или образец речи взрослого, учить задавать вопросы

друг другу и отвечать на них так, чтобы тема разговора развивалась. Примером игр может являться озвучивание сюжетных иллюстраций или фрагментов мультфильмов без звука. Важно также стимулировать детей к самостоятельному составлению диалога, учить корректно выражать свое мнение, импровизировать во время диалоговых игр. Можно давать задания детям на составление диалогов с опорой на наглядность и без нее.

Таким образом, исследования различных учёных и проведенный нами эксперимент доказывают, что диалогическая речь дошкольников с ОНР III уровня речевого развития имеет ряд специфических особенностей, таких как:

• недостаточная информативность;

• нарушение логической организации и взаимосвязанности высказываний;

• недостаточный объем;

• наличие лексико-грамматических нарушений.

Формирование диалогической речи играет важнейшую роль в процессе речевого развития дошкольника. Нужно знать, что развитие навыков диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня должно проходить в виде комплексной многоаспектной длительной работы, которая проводится с участием логопеда, психолога и педагога.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. /М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2. Диагностические методики по проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников: Учеб. пособие / Под ред. Н.И. Левшиной, Т.М. Бабуновой. - М.: Флинта, 2020. - 161 с.

3. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. - М., 2004.

4. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967. - 173 с.

5. Чиркина, Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста /Чиркина Г.В. - М.: Айрис -Пресс, 2008. - 209 с.

6. Якубинский, Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование / Л.П.Якубинский. - М.: Наука, 1986. - 208 с.

О.Н. Филиппова, Е.Н. Мищенко

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация: данная статья посвящена исследованию уровня подготовки к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи. С каждым годом растет количество первоклассников, у которых овладение письмом и чтением идет либо очень медленно, либо оба процесса проходят со стойкими нарушениями, развиваются различные типы дисграфии и дислексии, поэтому весьма важна своевременная подготовка детей к обучению грамоте.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, чтение, письмо, дисграфия, дислексия, состояния фонематических процессов, фонематический слух, звуковой анализ слова.

O.N. Filippova, E. N. Mishchenko

PREPARATION FOR LITERACY OF PRESCHOOLERS WITH GENERAL

SPEECH UNDERDEVELOPMENT

Abstract. This article is devoted to the study of the level of preparation for teaching literacy to preschoolers with general underdevelopment of speech. Every year, the number of first-graders is growing,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.