Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
426
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ДОШКОЛЬНИКИ С ОНР / ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кобзева Софья Вадимовна

Данная статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов формирования диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В статье рассмотрена сущность диалогической речи, описаны особенности диалогической речи дошкольников с общим недоразвитием речи, предложены виды деятельности на основе сказок для формирования диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Кобзева Софья Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF DIALOGICAL SPEECH OF PRESCHOOLERS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

This article is devoted to the consideration of the theoretical aspects of the formation of dialogical speech in preschool children with general speech underdevelopment. The article examines the essence of dialogic speech, describes the features of the dialogic speech of preschoolers with general speech underdevelopment, offers ideas of activity based on fairy tales for the formation of dialogic speech among preschoolers with general speech underdevelopment.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Pedagogy

УДК 37

DOI 10.21661/r-553980

Кобзева С.В.

Теоретические аспекты формирования диалогической речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Аннотация

Данная статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов формирования диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В статье рассмотрена сущность диалогической речи, описаны особенности диалогической речи дошкольников с общим недоразвитием речи, предложены виды деятельности на основе сказок для формирования диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

I

Ключевые слова: диалогическая речь, общее недоразвитие речи, дошкольники с ОНР, формирование диалогической речи.

Kobzeva S.V.

Theoretical Aspects of the Formation of Dialogical Speech of Preschoolers with General Speech Underdevelopment

Abstract

This article is devoted to the consideration of the theoretical aspects of the formation of dialogical speech in preschool children with general speech underdevelopment. The article examines the essence of dialogic speech, describes the features of the dialogic speech of preschoolers with general speech underdevelopment, offers ideas of activity based on fairy tales for the formation of dialogic speech among preschoolers with general speech underdevelopment.

I

Keywords: dialogical speech, general speech underdevelopment, preschoolers with general speech underdevelopment, the formation of dialogical speech.

ктуальность темы. Один из основных факторов становления личности в дошкольном возрасте - это развитие диалогической речи ребенка. Кроме этого, степенью развития диалогической речи ребенка-дошкольника определяется уровень сфор-мированности у него познавательных и социальных мотивов, потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, которые являются базисом личностной культуры (А.Г. Арушанова, М.И. Лисина, А.Г. Рузская и др.).

Овладение диалогической речью как средством познания и способом общения является наиболее весомым достижением дошкольного детства. В данный возрастной период ребенок овладевает социальным пространством отношений с окружающими посредством общения со взрослыми, а также с помощью игровых и реальных отношений со сверстниками. У ребенка в процессе диалога формируются коммуникативно-речевые умения и навыки: вступать в контакт, устанавливать и поддерживать речевое общение, понимать партнера, ак-

туализируются и развиваются речевые навыки [2, с. 37] (В.И. Терентьева, Л.Н. Усачева, Е.Г. Федосеева и др.).

Главная задача в речевом развитии дошкольников состоит создании условий для овладения детьми языковыми средствами общения, к которым относятся: словарный запас; грамматический строй речи, умение использовать усвоенный языковой материал, строить полные, связные, последовательные и понятные для окружающих высказывания.

У детей с ОНР такие языковые средства, которые необходимы для полноценной диалогической речи нарушены. В силу стойких лексико-грамматических и фонетико-фонематических нарушений в речевом развитии таких детей отмечается заметное ограничение возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков. Дошкольникам с общим недоразвитием речи характерны трудности, связанные с программированием своего высказывания, синтезированием отдельных элементов в структурное целое, отбором

Педагогика

языкового материала (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, О.Е. Грибова, Т.Б. Филичева, Л.Б. Халилова, С.Н. Шаховская и др.).

В работах отечественных исследователей подчеркивается, что в системе логопедической работы с детьми с ОНР особое значение имеет именно формирование диалогической речи в силу структуры дефекта. Это сложная задача, для решения которой нужна длительная и целенаправленная работа логопеда, воспитателей, родителей и ребенка (Н.А. Чиркина, Т.Б. Филичева, Н.К. Усольцева).

Приоритетность в развитии диалогической речи означает необходимость соблюдения поэтапности, которая соответствует возрастным, психологическим, физиологическим особенностям, что является обязательным условием личностного роста дошкольника с общим недоразвитием речи. Главное для ребенка - автоматизация диалогической речи, которая реализуется в общении.

Целью данной статьи является рассмотрение теоретических аспектов формирования диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Проведенный анализ литературы по теме данной статьи показал, что проблема диалогической речи справедливо привлекает к себе внимание многих ученых, рассматривающих ее в зависимости от конкретного направления своих исследований. Однако, как справедливо замечает Л.И. Сахарчук, «...в первую очередь следует отметить, что диалог - это самый распространенный и самый древний вид речевой деятельности, через которую непосредственно реализуется социальная коммуникация» [7, с. 184].

Диалогическая речь является процессом речевого взаимодействия двух или более участников общения, которые в рамках речевого акта поочередно выступают то слушателем, то говорящим. Диалогическая речь является основой коммуникативного метода обучения общению. Оно характеризуется определенными коммуникативными, психологическими и лингвистическими особенностями, среди которых стоит выделить, прежде всего, коммуникативный аспект, при оптимальном учете которого минимизируется эмоциональное напряжение и устраняется односторонний характер общения. С психологической точки зрения диалогическая речь всегда мотивирована. Однако, в условиях обучения мотив сам по себе возникает не всегда. Именно поэтому необходимо создать условия, при которых появилось бы желание и потребность что-то сказать, передать чувства, подискутировать. Диалог предполагает зрительное восприятие собеседника и определенную незавершенность высказываний, что дополняется невербальными средствами общения (мимикой, жестами, пантомимикой) [1, с. 66].

Одной из важнейших особенностей диалогической речи является ее ситуативность, то есть фактически внешние обстоятельства, в которых происходит общение: место, время, личность партнера (партнеров), социальные роли участников и т.д [1, с. 66].

Диалогическая речь - это особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Исследователи определяют диалог как первичную естественную форму языковой коммуникации, классическую форму речевого

общения. Чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого представляет собой главную особенность диалога. Важным является то, что собеседники в диалоге всегда знают, о чем именно идет речь, и поэтому им не нужно развертывание мысли и высказывания. Именно по причине использования коммуникантами невербальных средств общения, диалог может характеризоваться неполнотой, сокращенностью, иногда фрагментарностью [8, с. 17-58].

У дошкольников с речевым недоразвитием отмечаются трудности в усвоении лексико-грамматических средств языка, в результате чего наблюдается несформи-рованность связной речи, в том числе и диалогической.

К особенностям диалогической речи детей с ОНР относится недостаточная информативность, нарушение логической организации и взаимосвязанности высказываний, их недостаточный объём, наличие лексико-грамматических нарушений [4].

Системные речевые нарушения у дошкольников с ОНР ведут к неполноценному формированию коммуникативных навыков, что, в свою очередь, не способствует обеспечению коммуникативного процесса, а, следовательно, и не способствует развитию познавательной деятельности, создает существенные препятствия в овладении детьми знаниями. В результате ребенку труднее усвоить навыки общения и сложнее подготовиться к обучению в школе.

У детей с ОНР чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве.

Нарушения в развитии речи детей с ОНР создают препятствия для своевременного и полноценного развития речевого общения. Поэтому коммуникативные навыки таких детей формируется весьма ущербно. При этом отмечается, что мотивы общения обусловлены органическими потребностями детей, как правило, физиологическими потребностями [3].

У дошкольников ведущий вид деятельности - это игра. У дошкольников с ОНР индивидуальные игры являются преобладающими. Такую ситуацию обусловливает отсутствие у детей коммуникативного опыта со сверстниками. Даже если дети и играют вместе, то их игра характеризуется непродолжительностью, трудностями в планировании хода игровых действий, подчиненных единому замыслу. В процессе игры дошкольник с ОНР испытывает трудности в формулировании инструкции по выполнению конкретных игровых действии. У детей с общим недоразвитием речи страдает регулирующая функция речи [5].

Основными средствами общения на этом этапе выступают речевые и предметно-действенные. Преобладание тех или иных средств зависит от уровня владения языковыми средствами, от языковой способности и речевой активности ребенка. Речевые средства общения представлены простой аграмматичной фразой. Количество слов во фразе зависит от владения ребенком языковыми средствами и правилами их функционирования на уровне предложения [6].

Для формирования диалогической речи у дошкольников с ОНР предлагаем использовать следующие

18 Интерактивная наука | 4 (59) • 2021

Pedagogy

виды работы на основе сказок. Считаем, что текст сказок - прекрасный материал для формирования навыков диалогической речи. Дошкольники с удовольствием рассказывают сказки, сохраняя народные образные выражения и изобразительные средства (сравнения, эпитеты), а также принятый в сказках своеобразный синтаксический строй, речи, структуру предложений, эмоциональные особенности произведения.

Составление вопросов по сюжетной картинке. Дети внимательно рассматривают картинку. Отвечают на вопросы логопеда. Затем по очереди составляют вопросы по картинке. Дается игровая мотивация: «Кто составит больше вопросов, тот станет победителем». Далее ведется подсчет количества вопросов, составленных каждым ребенком.

Изображение героев сказки, их характерных движений, жестов. Сначала логопед берет на себя роль каждого из героев и выступает в качестве образца, дети одновременно повторяют за ним. Затем проводится игра «Угадай»: дети по очереди встают и изображают задуманных героев, а остальные угадывают их.

Повторение заданных реплик с различной интонацией. Логопед произносит реплики с различной интонацией, дети повторяют за ним. Сначала хоровое повторение, затем индивидуальное проговаривание с помощью логопеда или самостоятельно.

Затем дети отгадывают загадки, близкие к теме прослушанной сказки.

Диалоги-импровизации с пальчиковыми куклами. Детям предлагается разыграть диалог друг с другом с помощью пальчиковых кукол-героев изучаемого произведения. В случае затруднений, логопед сам вовлекает ребенка в диалог, пытаясь вызвать у него интонацию удивления, возражения, радостного изумления и др.

Игра «Закончи предложение». Логопед говорит начало предложения по тексту изучаемой сказки, дети дополняют его.

Выводы. Рассмотрение особенностей развитие диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи позволило нам сделать ряд выводов: замедление речевого развития ограничивает речевой контакт со взрослыми и сверстниками, поэтому общение для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не является основным источником поступления знаний об окружающем. Запас сведений и представлений у них ограничен.

Итак, уровень общения детей с общим недоразвитием речи во многом определяется уровнем развития речи. Неясная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми.

По нашему мнению, сказка является наиболее эффективным и доступным средством развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Она активизирует детскую фантазию, развивает логическое мышление, память, речевые коммуникативные способности.

Литература

1. Бацевич Ф.С. Основы коммуникативной лингвистики: учебник / Ф.С. Бацевич. - Киев, 2004. - 236 с.

2. Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л.С. Волкова; под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 680 с.

3. Запорожец А.В. Психология личности и деятельности дошкольника / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1965. - 295 с.

4. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Знание, 1968. - 234 с.

5. Павлова О.С. Формирование коммуникативной деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи (монография) / О.С. Павлова. - М.: МОСУ 2007. - 96 с.

6. Салагина Н.Н. Специфика диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.Н. Салагина // Молодой ученый. - 2016. - №1. - С. 750-753.

7. Сахарчук Л.И. Диалог как базовая единица речи / Л.И. Сахарчук // Проблемы семантики слова, предложения и текста: Вып. 6. - К.: Издательский центр КДЛУ 2001. - С. 184-187.

8. Якубинский Л.П. Избранные работы: язык и его функционирование / Л.П. Якубинский. - М., 1986. - С. 17-58.

References

1. Batsevich, F. S. (2004). Osnovy kommunikativnoi lingvistiki: uchebnik., 236. Kiev.

2. Volkovoi, L. S., Shakhovskoi, S. N., & Volkova, L. S. (1998). Logopediia: uchebnik dlia studentov defektol. fak. ped. vuzov., 680. Volkova;; M.: VLADOS.

3. Zaporozhets, A. V., & El'konin, D. B. (1965). Psikhologiia lichnosti i deiatel'nosti doshkol'nika., 295. M.: Prosveshchenie.

4. Levinoi, R. E. (1968). Osnovy teorii i praktiki logopedii., 234. M.: Znanie.

5. Pavlova, O. S. (2007). Formirovanie kommunikativnoi deiatel'nosti starshikh doshkol'nikov s obshchim nedorazvitiem rechi (monografiia)., 96. M.: MOSU.

6. Salagina, N. N. (2016). Spetsifika dialogicheskoi rechi u doshkol'nikov s obshchim nedorazvitiem rechi. Molodoi uchenyi, 1, 750-753.

7. Sakharchuk, L. I. (2001). Dialog kak bazovaia edinitsa rechi. Problemy semantiki slova, predlozheniia i teksta: Vyp. 6, 184-187. K.: Izdatel'skii tsentr KDLU.

8. Iakubinskii, L. P. (1986). Izbrannye raboty: iazyk i ego funktsionirovanie., 17-58. M.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.