Научная статья на тему 'СПОСОБНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ К ДИАЛОГИЧЕСКОМУ ВЗАМОДЕЙСТВИЮ'

СПОСОБНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ К ДИАЛОГИЧЕСКОМУ ВЗАМОДЕЙСТВИЮ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
93
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
диалогическая речь / диалог / общее недоразвитие речи / специфические ошибки / логопедическая работа / dialogical speech / dialogue / general speech underdevelopment / specific errors / speech therapy work

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Касаткина Наталья Сергеевна

В статье освещается актуальная проблема об особенностях диалогической речи старших дошкольников, имеющих речевую патологию. Указаны специфические типы ошибок и особенности, присущие диалогам этих детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Касаткина Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABILITY TO DIALOGICAL INTERACTION OF SENIOR PRESCHOOLERS WITH COMMON SPEECH PATHOLOGY

This article highlights the actual problem of the dialogic speech features of older preschoolers with speech pathology. Specific types of errors and features inherent in the dialogues of these children are indicated.

Текст научной работы на тему «СПОСОБНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ К ДИАЛОГИЧЕСКОМУ ВЗАМОДЕЙСТВИЮ»

УДК 373.2+376.37

СПОСОБНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ К ДИАЛОГИЧЕСКОМУ ВЗАМОДЕЙСТВИЮ

Касаткина Наталья Сергеевна.

Россия, г. Новосибирск, МКДОУ, детский сад № 173 учитель-логопед, педагог-психолог, nat. casatckina@yandex.ru.

Аннотация. В статье освещается актуальная проблема об особенностях диалогической речи старших дошкольников, имеющих речевую патологию. Указаны специфические типы ошибок и особенности, присущие диалогам этих детей.

Ключевые слова: диалогическая речь, диалог, общее недоразвитие речи, специфические ошибки, логопедическая работа.

ABILITY TO DIALOGICAL INTERACTION OF SENIOR PRESCHOOLERS WITH COMMON SPEECH PATHOLOGY

Kasatkina Natalia Sergeevna.

Russia, Novosibirsk, MSEI, Kindergarten No. 173 teacher-speech therapist, teacher-psychologist, nat.casatckina@yandex.ru.

Abstract. This article highlights the actual problem of the dialogic speech features of older preschoolers with speech pathology. Specific types of errors and features inherent in the dialogues of these children are indicated.

Key words: dialogical speech, dialogue, general speech underdevelopment, specific errors, speech therapy work.

Речевая патология является серьёзным препятствием для овладения ребёнком коммуникативными навыками, словесной речью как инструментом познания, социальными компетенциями, адекватными представлениями о связях и взаимозависимостях, существующих в окружающей действительности. Раннее выявление данного нарушения и своевременное начало логопедической работы, ориентированной на преодоление вторичных отклонений у детей указанной нозологической группы, является залогом их успешной интеграции в общество, систему социальных отношений, что предусматривает свободное владение вербальными средствами общения.

С учётом изложенного выше, можно утверждать, что одни из принципиально важных и значимых направлений логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), является развитие у них способности вступать в диалог с окружающими людьми: взрослыми и сверстниками.

Наблюдение за свободной и целенаправленно организованной деятельностью старших дошкольников с ОНР, включая процесс их взаимодействия друг с другом, с педагогами и родителями, позволяет констатировать, что диалогическая речь этих детей неполноценна. Наиболее явными являются следующие её недостатки и особенности:

- недоразвитие способности осуществлять развитие темы диалогического общения на всём протяжении процесса коммуникативного взаимодействия, а также быстрое угасание коммуникативных намерений, что может приводить к внезапному прерыванию взаимодействия с партнёром по общению;

- неумение в полной мере передавать те или иные сведения, насыщать продуцируемые сообщения информацией, отражать в диалогических единствах исчерпывающие данные, которые могут вызывать интерес у собеседников, обеспечить удовлетворение их запросов;

- нарушение логики при передаче собеседнику той или иной информации, возвращение к тому, о чём ранее уже было сказано. Это свидетельствует о наличии в составе диалогических единств неоправданных и нередко многочисленных повторов, осложняющих понимание содержания высказывания, продуцируемого ребёнком с ОНР;

- бедность арсенала используемых языковых средств в виде лексических единиц, устойчивых словосочетаний, типов фраз для точного выражения собственных мыслей. Это, несомненно, препятствует удовлетворению запросов, исходящих от собеседника, которые в процессе диалога требуют незамедлительной ответной реакции.

Кроме того, словесной речи детей указанной категории присущ и ряд иных специфических недостатков, обусловленных структурой нарушения, отмечающейся при речевой патологии. В частности, дошкольники с ОНР не умеют адекватно пользоваться речевым дыханием. Это особенно явно проявляется при употреблении лексем со сложной слоговой структурой. Голосовые возможности детей неполноценны. Кроме того, прослеживаются частотные случаи нарушения этими дошкольниками орфоэпических норм.

Осуществляя выбор языковых средств на этапе планирования реплики и её последующей реализации, ребёнок с ОНР демонстрирует скованность и неуверенность в себе.

Эти, а также некоторые иные недостатки и особенности, присущие диалогической речи старших дошкольников с ОНР, требуют учёта в ходе проектирования и последующей реализации программы логопедической работы, при определении методических приёмов и средств. Адекватно выстроенная траектория коррекционно-педагогического воздействия (в соответствии со структурой нарушения при патологии речи) обеспечивает оптимизацию педагогической деятельности в указанном направлении.

Библиографический список. 1. Касаткина Н.С., Воробьёва Е.А., Констанц Н.В. Социально-развивающий проект «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами театрализованной деятельности // Коррекционно-развивающая среда и инклюзивная практика помощи детям с ограниченными возможностями здоровья: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (27 ноября 2020 г.) / отв. ред. Н.А. Одинокова. - Новосибирск: Изд-во АНО ДПО «СИ111111ИСР», 2021. - С. 51-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.