Научная статья на тему 'Условия совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в образовательных учреждениях МВД России'

Условия совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в образовательных учреждениях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
469
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / PROFESSIONAL TRAINING / PHYSICAL TRAINING AND ITS DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотенко Василий Анатольевич

В статье рассматриваются условия, при которых наиболее целесообразно совершенствовать профессионально-прикладную физическую подготовку курсантов в образовательных учреждениях МВД России. Указаны источники, на основе которых необходимо строить теоретическую базу с дальнейшим воплощением в практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Золотенко Василий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Profession-applied of physical training and its development in higher educational establishment of the ministry of the interior

The article deals with the problem of profession-applied physical training and its development in higher educational establishment of the ministry of the interior.

Текст научной работы на тему «Условия совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в образовательных учреждениях МВД России»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009

Кадровое обеспечение

УДК 796

В.А. Золотенко*

Условия совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в образовательных учреждениях МВД России

В статье рассматриваются условия, при которых наиболее целесообразно совершенствовать профессионально-прикладную физическую подготовку курсантов в образовательных учреждениях МВД России. Указаны источники, на основе которых необходимо строить теоретическую базу с дальнейшим воплощением в практику.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, физическая подготовка, совершенствование.

V.A. Zolotenko*. Profession-applied of physical training and its development in higher educational establishment of the ministry of the interior.

The article deals with the problem of profession-applied physical training and its development in higher educational establishment of the ministry of the interior.

Keywords: professional training, physical training and its development.

Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов - это процесс воспитания у них физических качеств и овладения, двигательными умениями и навыками, необходимыми для профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Термин «профессиональноприкладная физическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность физического воспитания курсантов к служебной деятельности в ОВД. Являясь составной частью профессионально-прикладной подготовки курсантов, физическая подготовка представлена в образовательных учреждениях как самостоятельная учебная дисциплина. Она относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и призвана содействовать формированию высококвалифицированных специалистов для органов внутренних дел, способных успешно выполнять служебные обязанности по охране правопорядка и защите законных прав граждан.

Необходимость поиска условий совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки диктуется постоянно возрастающими требованиями к физической подготовленности сотрудников правоохранительных структур, определяющей их профессиональную пригодность.

Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки должно учитывать сложность работы сотрудников ОВД в условиях роста преступности и находить свое отражение в программах по учебному предмету «Физическая подготовка» для образовательных учреждений МВД России.

В процессе совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки при дефиците учебной литературы по данной проблематике возникает необходимость обратить внимание на труды ведущих отечественных теоретиков, научных работников и опытных специалистов в области физической подготовки Ю.Ф. Подлипняка, В.В. Яншина, С.В. Клименко, В.Г. Колюхова, В.Н. Лаврова, А.П. Купцова, Г.С. Туманяна, Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова и др., а также на то, что современная педагогика, психология, физиология и другие науки накопили определенный объем знаний, позволяющих разрешить обозначенные противоречия в теории и практике физического воспитания личности.

Разработана психологическая концепция активности субъекта (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, А.В. Петровский и др.); созданы философско-методологические основания анализа образования как процесса трансляции и реализации культуры (В.С. Библер, В.В. Давыдов, М.С. Каган, Ю.М. Лотман, Г.П. Щедровицкий и др.); изучены и обобщены закономерности развития и саморазвития личности (В.И. Андреев, Л.А. Волович, В.И. Загвязинский, М.Н. Таланчук, Г.А.

* Золотенко, Василий Анатольевич. Адъюнкт кафедры педагогики Санкт-Петербургского университета МВД России, подполковник милиции, мастер спорта России. Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 744-70-68; vazolotenko@rambler.ru.

* Zolotenko, Vasily Anatolevich. Associate faculties of pedagogics of the St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; St.-Petersburg, Engels Prospect 119, Apt. 11; 744-70-68; vazoloenko@rambler.ru.

Цукерман и др.); разработана теория самоактуализирующейся личности (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Бернс и др.; И.И. Брехман, 1990; Э.Н. Ваймер, В.В. Колобанов, 1994; Л.Г. Татарникова и др.). В рамках теории и методики физического воспитания и спорта разработаны концепции физической активности (В.К. Бальсевич, 1988), современные представления о содержании, средствах и методах физического образования (Б.А. Ашмарин, Л.П. Матвеев, 1991, и др.)1.

Теоретико-методологической основой совершенствования физической подготовки курсантов могут служить личностно-деятельностный подход к процессу формирования их профессиональных качеств, а также труды классиков отечественной и зарубежной педагогики Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, А.М. Макаренко, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского и др. Исследования, направленные на совершенствование профессиональноприкладной физической подготовки, должны оказать помощь курсантам в получении теоретических знаний в области физического воспитания, раскрыть его сущность, основные термины, понятия, изложить принципы, средства и методы, показать особенности профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел.

В процессе прикладной физической подготовки важно обучать курсантов основам теории и методики физического воспитания, в которых даны определения понятиям «физическое воспитание», «физическая подготовка», «физическое развитие», «физическое совершенство», «спорт». Необходимо раскрывать цели, задачи и принципы, средства и методы воспитания физических качеств. Целесообразно рассматривать вопросы взаимосвязи физической подготовленности и профессионального мастерства сотрудников ОВД. Следует обязательно заострить внимание на здоровом образе жизни. Учитывая слабую физическую подготовленность курсантов на момент поступления в образовательные учреждения МВД России, очень важно обратить внимание на их физическое развитие, а в дальнейшем - на его совершенствование. Физическое развитие предполагает становление, формирование и последующее изменение у курсантов морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Исследования2 показывают, что физическое развитие характеризуется, по крайней мере, изменениями трех групп показателей.

1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы (морфологию), человека.

2. Показатели здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека: функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции.

3. Показатели развития физических качеств (силы, выносливости скоростных способностей).

Физическое развитие как процесс изменения вышеуказанных показателей зависит от многих причин

и определяется целым рядом закономерностей, таких как наследственность, возрастная ступенчатость, единство организма и среды. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если эти закономерности известны и учитываются при построении процесса физического воспитания.

Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте.

Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.

Физическое совершенство - это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям службы и жизни.

Важнейшими конкретными показателями физически совершенного человека, по мнению А.М. Максименко3, являются:

1) крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в т.ч. и к неблагоприятным условиям жизни, службы и быта;

2) высокая общая физическая работоспособность, позволяющая добиться значительной работоспособности в различных областях деятельности;

3) пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;

4) всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие одностороннее развитие человека;

5) владение рациональной техникой осуществления жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия;

6) физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009

Кадровое обеспечение

На современном этапе развития органов внутренних дел основными критериями физического совершенства служат нормы и требования законов, наставлений по физической подготовке, государственных программ в сочетании с нормативами единой спортивной классификации.

Все это обеспечивает возможность последовательного овладения жизненно важными движениями, воспитания физических, моральных и волевых качеств, спортивного совершенствования курсанта.

Исходя из установок, содержащихся в докладе министра МВД России, с которым он выступил на учебно-методическом сборе руководителей образовательных учреждений, прошедшем в марте 2007 г., и решений февральской коллегии МВД России (2008 г.), требований ДКО МВД России, направленных на качественное улучшение подготовки кадров, возникает необходимость строить обучение на основе блочно-модульной системы, что можно отнести и к физической подготовке4.

На первоначальном этапе обучения целесообразно акцентировать внимание на темах, которые должны способствовать первоначальному развитию таких физических качеств, как выносливость, сила и укреплению здоровья курсантов на первом этапе обучения. К ним можно отнести темы, связанные с кроссовой подготовкой, с выполнением общеразвивающих и специальных подготовительных упражнений, не забывая в конце основной части каждого практического занятия давать задания для развития силовой выносливости (работа на перекладинах, брусьях, выполнение различных скоростно-силовых комплексов). Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости, можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и нагрузки преимущественно избирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.

Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов направлена на повышение их уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах служебной деятельности.

Правильный подход к физическому развитию и укреплению здоровья на первоначальном этапе обучения курсантов образовательных учреждений МВД России дает возможность успешного перехода для разучивания раздела специальная подготовка. Специальная физическая подготовка -специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности, предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека.

К разделу прикладной физической подготовки можно отнести темы, которые включают в себя рассмотрение таких вопросов, как удары и защиты, приемы борьбы стоя и лежа, болевые приемы стоя и сопровождения, техника наружного осмотра, связывание и надевание наручников, преодоление полос препятствий и т.д.

Для анализа процесса физического развития курсантов, получаемого в образовательных учреждениях, целесообразно обратить внимание как на общеразвивающие физические качества, так и на специальные. В обязательном порядке осуществлять текущий и рубежный контроль знаний, умений и навыков, приобретаемых на занятиях по физической подготовке и во время самостоятельной работы. Личный опыт преподавания показывает, что за учебный год необходимо систематически в процессе обучения осуществлять прием контрольных нормативов по физической подготовке.

Очень важно уделять внимание и методике преподавания физической подготовки как изложению существующих принципов органической связи профессионально-прикладной физической подготовки с практикой подготовки специалистов в образовательных учреждениях МВД России.

Для того чтобы цель сделать реально достижимой, для поиска условий совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки в физическом воспитании курсантов и слушателей необходимо решать комплекс конкретных задач (общепедагогических и специфических), которые отражают многогранность процесса воспитания, этапы возрастного развития воспитуемых, уровень их подготовленности, условия достижения намеченных результатов.

К специфическим задачам физического воспитания относятся две группы задач: задачи по оптимизации физического развития человека и образовательные задачи.

Решение задач по оптимизации физического развития человека должно обеспечить:

- оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку;

- укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание организма;

- совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций;

- многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности.

К специальным образовательным задачам относят:

- формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков;

- формирование спортивных двигательных умений и навыков;

- приобретение базовых знаний научно-практического характера.

Всестороннее развитие физических качеств имеет большое значение для человека. Широкая возможность их переноса на любую двигательную деятельность позволяет использовать их в разнообразных трудовых процессах, в различных и подчас необычных условиях среды.

Здоровье курсантов рассматривается как самая большая ценность, как отправное условие для полноценной служебной деятельности и счастливой жизни. На базе крепкого здоровья и хорошего развития физиологических систем организма может быть достигнут высокий уровень развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.

Список литературы

1. Горбатов, В.В. Формирование физической подготовленности курсантов ВУЗов МВД в процессе овладения боевыми приемами борьбы. - СПб., 2006.

2. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - № 3. - 2008.

3. Максименко, А.М. Основы теории и методики физической культуры. - М., 1999.

4. Физическая подготовка : учебное пособие. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003.

5. Холодов,Ж.К.,Кузнецов,В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Literature

1. Gorbatov, V.V. The formation ofthe physical training of cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs during mastering by fighting receptions of struggle. - SPb., 2006.

2. Journal of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - № 3. - 2008.

3. Maximenko, A.M. Fundamentals of the theory and methodology of physical education. -Moscow, 1999.

4. Physical training. Manual. - Moscow, 2003.

5. Kholodov, Z.K., Kuznetsov, VS. Theory and Methods of Physical Education and Sport : A manual for students. - Moscow, 2001.

1 См.: Горбатов В.В. Формирование физической подготовленности курсантов вузов МВД в процессе овладения боевыми приемами борьбы. Санкт-Петербургский университет МВД России, 2006. 161 с.

2 См.: Физическая подготовка : учеб. пос. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003. 284 с.

3 См.: Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. М., 1999.

4 См.: Кудин В.А. О профессионально-нравственном воспитании // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2008. № 3. С. 5-8.

УДК 355.34:37.032 В.А. Митрахович*

Сущность профессионализма военнослужащих контрактной службы Вооружённых Сил России

В статье раскрывается сущность профессионализма военнослужащих контрактной службы Вооружённых Сил России. Предназначена широкому кругу читателей, интересующихся вопросами, связанными с формированием и развитием профессионализма в различных видах социума.

Ключевые слова: профессионализм, военнослужащий, контрактная служба.

V.A. Mitrakhovich*. The essence of professionalism of military men of contract service in the Armed Forces of Russia.

The set of the essence of professionalism of military men of contract service in the Armed Forces of Russia is revealed in this article. It is intended to the broad audience of the readers who are interested in questions, connected with formation and development of professionalism in various kinds of society.

Keywords: professionalism, military men, contract service.

Современный этап строительства Вооружённых Сил РФ (комплектование их военнослужащими-контрактниками) остро проявил проблему формирования профессионализма у военнослужащих указанной категории.

Одним из методологических оснований в решении данной проблемы может служить педагогический подход, предполагающий использование развёрнутого сущностного понятия «профессионализм военнослужащих контрактной службы» в практической работе командиров и начальников всех звеньев управления воинских частей и подразделений по профессиональному образованию военнослужащих-контрактников.

* Митрахович, Вячеслав Александрович, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики, психологии и гуманитарных дисциплин филиала Астраханского государственного университета в г. Знаменске Астраханской области, подполковник. Россия, 416540, г. Знаменск Астраханской области, ул. Янгеля д. 4-б, кв. 22, тел. 8-(85140)- 2-16-57, e-mail -V_mitrakhovich@mail.ru.

* Mitrakhovich, Vyacheslav Alexandrovich, Ph. D. in Pedagogy, head of the Chair of Pedagogic, Psychology and Humanitarian’s branch’s of science at the branch of the Astrakhan State University in Znamensk Astrakhan region, lieutenant-colonel. E-mail -V_mitrakhovich@mail.ru.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.