УДК 796
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ
В.А. Золотенко*
В статье автором исследуются проблемы психофизической подготовленности курсантов образовательных учреждений МВД России в период их обучения на занятиях по физической подготовке для дальнейшей успешной профессиональной деятельности.
Ключевые слова: прикладная физическая подготовка; психофизическая подготовленность; профессиональная деятельность.
PROFESSIONAL APPLIED PHYSICAL TRAINING AS A MEANS OF EDUCATION AND PERSONAL CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS MIA RUSSIA V.A. Zolotenko
In the article the author investigates the problem of psycho-physical fitness of students of educational institutions of Ministry of Internal Affairs of Russia during their training sessions on physical preparation for the further successful career.
Keywords: applied physical preparation; psychophysical preparedness; professional activities.
В современном мире среди глобальных проблем, порожденных техногенной цивилизацией, одной из важнейших является правильное развитие и сохранение человеческой личности, человека как биосоциального существа. Приоритетная роль в решении этой проблемы отводится науке и образованию. В этой связи правомерно обратиться к физической культуре, которая фактически в настоящее время является единственным естественным средством гармонизации (устранения) возникших противоречий между техногенной цивилизацией и биосоциальной природой человека [1,3].
Как известно культура вообще и, физическая культура, в частности, фиксирует как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности на разных этапах обществен-
ного развития, в рамках определенных эпох, общественно-экономических формаций, этнических и национальных особенностей. Она вносит вклад в формирование целостной личности, способной адекватно действовать в многообразном социокультурном мире, ориентирует человека на разнообразные формы социальной активности.
С.Л. Рубинштейн писал: «Психические свойства личности — не изначальная данность; они формируются и развиваются в процессе ее деятельности. Подобно тому, как организм не развивается сначала, с тем чтобы затем начать функционировать, а развивается, функционируя, так и личность не формируется сначала, с тем чтобы затем начать действовать: она формируется, действуя, в самом ходе своей деятельности» [7]. Идея С.Л. Рубинштейна, согласно которой, личность проявляется и развивается в деятельности, в том числе профессиональной, нашла продолжение
* Золотенко Василий Анатольевич, адъюнкт кафедры педагогики Санкт-Петербургского университета МВД России, мастер спорта России. E-mail: [email protected].
в тезисе А.Н. Леонтьева: «Личность формируется и проявляется в деятельности и в то же время сама оказывает влияние на протекание деятельности: личность и деятельность тесно связаны» [8]. Причем эта связь двусторонняя: общий уровень развития личности является условием для начала развития профессионального, а профессиональное развитие существенно влияет на общее развитие личностных функций человека. Исторически сложилось так, что человеческое тело в течение тысячелетий выработало способность встречать внешний раздражитель мобилизацией физических резервов. Освоение сфер трудовой и производительной деятельности привело к усложнению двигательных задач, обеспечению способности успешно решать их в качественном отношении, обеспечивать автономность существования. Особенности личности, являясь профессионально важными качествами, могут оказывать значительное влияние на успешность, надежность и другие объективные показатели профессиональной деятельности. Выпускники юридических факультетов и образовательных учреждений, как правило, поднимаются по ступеням власти быстрее, поэтому на становление личности тех, кто получает юридическое образование, следует обращать особое внимание.
Деятельность сотрудников органов внутренних дел связана с работой по профилактики правонарушений среди лиц склонных к их совершению, выявлению правонарушителей и задержанием преступников. Вся эта деятельность достаточно часто сопровождается смертельной опасностью, дефицитом информации и времени для принятия ответственных решений, постоянным изменением обстановки, непредсказуемостью действий задержанных и другими стресс-факторами экстремальных ситуаций. Но основным предназначением сотрудников органов внутренних дел является предупреждение и пресечение возникновения чрезвычайных ситуаций.
Успешность профессиональной деятельности сотрудника и его совершенствование во многом определяется умением управлять своим эмоциональным состоянием, способностью мобилизовать внутренние резервы для достижения цели, смелостью, мужеством, решительностью, высоким уровнем физической подготовленности, уверенным владением приемами самозащиты,
рукопашного боя и табельным оружием, юридически грамотным и соразмерным применением мер специального пресечения. Для решения этих проблем требуется разнообразие двигательных реакций, необходимых организму, тонкая диффе-ренцировка и точность движений. При всем своеобразии комплексов профессионально важных качеств, необходимых сотруднику ОВД, следует выделить ряд личностных качеств, выступающих как профессионально значимые. Это, прежде всего, волевые качества, в основе которых лежит способность к преодолению трудностей в достижении цели, настойчивость, целеустремленность, а также ответственность, самоконтроль, адекватность самооценки, эмоциональная устойчивость, психологическая надежность, склонность к риску. Одним из важных условий развития личности и эффективности профессиональной подготовки является необходимый уровень здоровья, физической подготовленности и юридического интеллекта.
Результаты исследований В.Л. Марищука, М.Я. Виленского, В.И. Ильинича, РТ. Раевского, Ю.Ф Подлипняка, Д.Ф Палецкого, В.П. Полянского, С.Н. Баркалова и других показали возможности средств профессионально-прикладной физической подготовки и спорта в формировании не только физических, но личностных и профессиональных качеств, что является залогом успеха в воспитании личности сотрудника органов внутренних дел. Длительный бег, плавание, лыжная подготовка формируют волевые качества - настойчивость, решительность, выдержку и самообладание; рукопашный бой, борьба и бокс - решительность и смелость; игровые виды спорта
- инициативность, смекалку, коллективизм и чувство ответственности перед товарищами [5].
Мотивированное применение психофизических возможностей, умноженное на знания в соразмерности их применения, определяет профессионализм сотрудника. Совмещение педагогических воздействий не только на физическую природу человека (физические качества), но и одновременно и на развитие интеллектуализации этого процесса приводит к гармонизации развития целостной личности, способной эффективно решать профессиональные задачи. Профессионально-прикладная физическая подготовка не должна представлять собой двигательное натаскивание
к действиям в чрезвычайных ситуациях, ограниченное развитием лишь физических качеств и направленное на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия к правонарушителям. Обеспечение физической и юридической готовности, к профилактическим действиям в зависимости от содержания оперативно-служебной деятельности - основные слагаемые воспитания и профессиональной подготовленности сотрудников ОВД. При этом необходимо сбалансированное соотношение двигательного опыта, физических качеств, интеллектуального и юридического самосовершенствования. Недооценка любого из компонентов профессиональной подготовки может привести к потере смысло-жиз-ненных ориентиров, здоровья, низкой культуре, в конечном счете - деформации личности.
Одной из основных задач, кафедры физической подготовки является задача обеспечения психофизической готовности выпускников к будущей профессиональной деятельности. Профессиональная психофизическая готовность включает в себя достаточную профессиональную работоспособность, наличие необходимых резервных физических и функциональных возможностей организма для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям профессиональной и внешней среды, объему и интенсивности труда, способности к полному восстановлению в заданном лимите времени, наличия мотивации и личностных качеств в достижении цели.
Процесс направленного формирования личности курсантов и слушателей в процессе профессионально-прикладной физической подготовки рассматривается как целое, системное, многоуровневое и многоаспектное явление и находит выражение:
- в самовоспитании и саморазвитии личности;
- в подчинении всех элементов структуры личности ее основной доминанте - направленности, обеспечивающей непрерывность, преемственность всех периодов ее развития и обеспечения ее самодеятельности;
Литература
- в актуализации сформированных ранее и воспитании недостающих качеств;
- в развитии всех компонентов «должен», «хочу», «могу», их связей и «возвышении» потребностей до уровня социально-нравственных ориентиров;
- в результативности связей личности с внешним миром, обществом.
При этом новая стратегия профессиональной подготовки курсантов должна заключаться не только в специально организованных занятиях по физической подготовке, а также самостоятельной, осознанной и активной двигательной деятельности в целях эффективной психофизической адаптации к сложившимся социально-правовым условиям современной жизни.
В процессе физической подготовки, при очевидном превалировании телесного компонента, по сути приоритетным в силу специфики профессии, важно сохранить и приумножить духовное совершенствование, ориентировку на повышение идейности, гражданственности, гуманизма, трудолюбия, творческой устремленности, нравственности. Отсутствие нравственных воспитательных воздействий на личность приводит к крайним позициям подготовки сотрудника, нарастившего мышцы, силу и при отсутствии юридического интеллекта, безнравственного, без чувства собственного достоинства, понимающего смысл всех действий только с позиции «силы». Это наносит непоправимый моральный ущерб органам внутренних дел и, в конечном итоге, государству. А с другой стороны, недостаточная физическая подготовка приводит к психической и физической деформации личности - трусости, предательству, слабому здоровью. Курсант должен сам выработать в себе постоянную привычку заниматься физическими упражнениями, чтобы обеспечить гармоничное равновесие между умственными и физическими нагрузками, всегда быть готовым вести бескомпромиссную борьбу с преступностью, защищать законные права и интересы граждан России.
1. Виленский М.Я. Личность студента в гуманитарном, образовательно-развивающем пространстве физической культуры // Личность студента в образовательно-развивающем пространстве физической культуры: Тезисы докладов. - М., 2003. — С. 11-17.
2. Горбатов В.В. Формирование физической подготовленности курсантов вузов МВД в процессе овладения боевыми приемами борьбы: дис...канд. пед. наук. - СПб, 2006. - 172 с.
3. Курамшин Ю Ф Современные подходы к структуре физической культуры личности // Актуальные проблемы тории и практики физической культуры: Межвузовский сборник / Под общей ред. В.И. Григорьева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. - С. 68-73.
4. Физическая культура и физическая подготовка: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России / И.С.Барчуков, Ю Н. Назаров, С.С. Егоров и др.; под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова.
- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 431 с.
5. Кшевин B.C., Морозов В В., Усенко В.П. Физическая подготовка: учебное пособие - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003. - 288 с.
6. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 480 с.
7. Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2010. — 713 с.
8. Леонтьев Д.А. Симбиоз и адаптация или автономия и трансценденция: выбор личности в непредсказуемом мире // Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества / под ред. Е.И. Яцуты. - Кемерово: ИПК «Графика», 2002. — С. 3 - 34.