Условия соци&.лной адаптации ребенка в контексте теории Дж.Боу. би
сделать первые пробы в различных сферах профессиональной деятельности и на основе этого опыта наметить наиболее оптимальную область для последующей реализации своих жизненных, планов.
3. Влияние операционального опыта и опыта сотрудничества в их взаимодействии обеспечивает более высокий уровень профессионального самоопределения у старшеклассников.
Библиографический список
1. Осницкий А.К. Структура, содержание и функции регуляторного опыта человека: Дис. ... доктора психол. наук. - М., 2000.
2. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. - М.-Нальчик: Изд. Центр «Эль-фа», 1996.-125 с.
3. Осницкии А.К Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся // Вопросы психологии - 1992 - № 1. - С 52-59.
Ю.С.Ершова
УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ ДЖ. БОУЛБИ
В дошкольный период происходит вхождение ребенка в мир людей: овладение элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями, усвоение простых форм цеятельности [5]. Рассогласование требований и ожиданий социальной среды и субъекта может привести к дезадаптации и отклоняющемуся поведению. Поэтому важным моментом является определение условий социальной адаптации ребенка-дошкольника, выявление проблем и трудностей, возникающих у детей в процессе социального развития. Процесс социальной адаптации ребенка в первые годы его жизни обладает очевидными особенностями, которые проявляются в формирующихся социальных эмоциях и чувствах, детерминирующих выбор направлений в поведении ребенка.
Основу социальной адаптации формирует появление у ребенка в первый год жизни чувства привязанности к близким взрослым. Первый год жизни, а особенно период новорожденности - это время адаптации ребенка к новым внеутробным условиям жизни. Д. Боулби в своей теории привязанности писал, что в первые месяцы жизни устанавливается тесная эмоциональная связь между матерью и ребенком, которая не сводима ни к сексуальности, ни к инстинктивному поведению. Д. Боулби доказывал, что мать для ребенка является надежной защитой, своеооразной базой, которую он время от времени покидает, стремясь исследовать окружающий мир [1].
Хотя тенденция к Формированию привязанности имеет эволюционно-генетическое происхождение, само качество привязанности зависит от внешних факторов - главным образом от отношений с матерью, т.е. определяется чувстьительностью матери к потребностям ребенка и ее нежностью и заботой. П. Криттенден в своих работах выделяет следующие типы привязанности. Тип В - у чувствительных и заботливых матерей вырастаю, дети уверенные в себе, с чувством собственной безопасности и надежной привязанностью. Тип С - у матерей с непоследовательным и непредсказуемым типом реагирования дети испытывают неустойчивое напряженное отношение к матери; такая привязанность была названа тревожно-амбивалентной. Тип А - ограничивающи ¡, нечувствительные и отвергающие матери имеют избегающих и неуверенных детей, с ненадежной привязанностью, которая сопровождается чувством опасности.
Согласно теории привязанности, качество привязанности, возникшее в раннем детстве, определяет дальнейшее развитие всех познавательных, коммуникативных и эмоциональных возможностей ребенка. Привязанность как мотивационно-поведенческая система складывается к концу первого года и становится базисом, на котором происходит дальнейшее развитие личности ребенка К этому возрасту в психике ребенка складывается важнейшее образование, которое Боулби назвал «внутренняя
©Ю.С. Ершова, 2107 (
Психология
рабочая модель». Она представляет собой неразрывную и взаимообусловленную связь себя и другого. Ребенок воспринимает себя через отношение к нему близкого взрослого, а этого взрослого (фигуру или персону привязанности) через то, как он к нему относится. Например, в случае надежной и безопасной привязанности ребенок воспринимает себя как любимого, достойного уважения, смелого, умного, а близкого взрослого -как источник любвч, чащиты и уважения. Если его привязанность ненадежна и небезопасна, он относится к себе как к отвергнутому, нелюбимому, ни к чему не способному, а предмет его привязанности становится источником страха опасности. Таким образом, отношение ребенка к себе и его представление о себе определяют его отношение к близким ззрослым (прежде всего к матери).
Наиболее сильная привязанность развивается у тех детей, чьи родители доброжелательны и внимательны к потребностям ребенка. Положительная оценка родителями качеств своих детей особенно важна в начальный период формирования самосознания. Если дети чувствуют, что любимы и высоко ценимы родителями, их самооценка будет положительной и они будут уверены в своих способностях [4]. Поэтому дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, возникающих в процессе социальной адаптации, а также связанных со здоровьем трудностей с обучением в школе, общении со сверстниками, и, наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных социально-психологических проблем и комплексов. Таким образом, одним из условий социальной адаптации ребенка - дошкольника выступают детско-родительские отношения, а именно тип привязанности ребенка к матери.
В период раннего возраста (от года до трех лет) общение малыша со взрослым становится все более социальным, в том смысле, что у ребенка появляются не только биологические, витальные потребности, но и социальные - в общении, в овладении человеческими способами познания и действия. Однако следует помнить, что ребенок раннего возраста еще долгое время после акта рождения удерживает биологическую связь с матерью. И эта связь помогает сохранять эмоциональную устойчивость, эмоциональный
комфорт, без которых нарушается баланс в развитии и не формируется доверие к миру (Э.Эриксон).
Таким образом, привязанность к матери -сложное социальное чувство. Ученые отмечают, что даже при идеальном уходе за младенцем его развитие замедляется. Если он лишен социального общения с близкими людьми. Начиная с попутора лет, оценка поведения ребенка взрослыми становится одним из важных источников его чувств. Похвала, одобрение окружающих вызывают у детей чувство гордости, и они пытаются заслужить положительную оценку, демонстрируя взрослым свои достижения. Несколько позднее, чем чувство гордости, ребенок начинает испытывать чувство стыда в случаях если его действия не оправдывают ожиданий взрослых, порицаются ими. Конечно, развитие самоуважения, чувства гордости и стыда совсем не означает, что ребенок под их влиянием систематически контролирует свои поступки. К такому контролю он еще не способен.
Вторым показателем социальной адаптации ребенка является социальное знание, которое начинает постепенно формироваться в дошкольном возрасте, включающее в себя представления ребенка о других и о себе.
В возрасте 3-5 лет ребенок начинает осознавать себя как субъекта деятельности, он становится субъектом общения, у него формируется самооценка. Самооценка ребенка непосредственно зависит от тех оценок, которые чают ребенку и его успехам значимые для него взрослые.
Ребенок с адекватной самооценкой осознает, что хорошо думать и говорить о себе является проявлением чувства собственного достоинства, которое помогает обрести уверенность в своих силах. Детям с адекватной самооценкой присущи активность, жизнерадостность, общительность, оптимизм. Ребенок с низкой самооценкой не уверен в своих способностях, возможностях. Даже имея представление о своих положительных качествах, он испытывает постоянный комплекс неполноценности, который мешает ему. Так, выполнив что-то хорошо, получив похвалу и высокую оценку своей деятельности, он затрудняется отнести ее к себе, считая случайностью. Следовательно, ребенок с заниженной самооценкой обнаруживает общую негативную тенденцию в ситуации оценивания себя другими и самим со^ой.
В основе формирования низкой самооценки лежит чувство вины и стыда, т.е. рассогласование того,
164
Честник КГУ им. Н.А. Некрасова» 2007. Том 13
Условия социальной адаптации ребенка в контексте теории Дж.Боулби
каков я и мое поведение, с тем, каким я должен быть в соответствии с ожиданиями значимых для меня людей. Детям с заниженной самооценкой свойственны пассивность, повышенная ранимость, обидчивость. Они часто отказываются от участия в играх из-за боязни оказаться хуже других или вступают в игру, но не проявляют инициативу, довольствуясь подчиненными ролями. Завышенная самооценка проявляется в том, что ребенок преувеличивает свои возможности и достоинства и обычно не обращает внимания на недостатки или вообще не признает их существования. В связи с этим возникает рассогласование между представлением ребенка о том, каким он себя видит, и реальным поведением, а также оценкой окружающими его поведения. Это порождает внутренний конфликт, который может вызвать агрессию, ложь и другие негативные проявления у детей. Для изменения самооценки требуется работа по самовоспитанию, которую ребенок должен выполнить сам, но с помощью взрослого. Невозможно избавиться от чувства неполноценности путем простого повышения своих объективных результатов в игре или продуктивной деятельности [3]. Таким образом, в дошкольном возрасте одним из факторов, влияющих на процесс социальной адаптации ребенка, является характер отношения не только с близкими взрослыми, но и со сверстниками.
Первостепенное значение для развития ребенка как социального существа имеет знание нормативов поведения. На протяжении раннего и дошкольного возраста ребенок через общение с окружающими его людьми (взрослыми, сверстниками детьми других возрастов) усваивает социальные нормы поведения. Усвоение норм предполагает гго, во-первых, ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение, во-вторых, у ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения. Если реоенок действует, выходя за рамки привычного поведения у него возникает ощущение дискомфорта; в-третьих, ребенок проникается определенным
эмоциональным отношением к этим нормам [2]. И уже к концу дошкольного возраста у каждого ребенка формируются достаточно устойчивые черты поведения в различных социальных группах, которые выступают в качестве третьего показателя социальной адаптации.
Таким образом, важнейшими компонентами социальной адаптации является согласование самооценок, притязаний и ожиданий субъькта с его возможностями и с реальностью социальной среды. В качестве основных условий социальной адаптации ребенка-дошкольника можно выделить: детско-роцительские отношения, а именно тип привязанности ребенка к матери, характер отношений со взрослыми и со сверстниками. Результатом успешной социальной адаптации является социально-психологическая компетентность. Цель последовательных успешных результатов социальной адаптации ребенка обеспечивает социальное развитие, которое ведет к социальной зрелости личности.
Библиографический список
1. Боулби Дж. Привязанность / Пер. с англ. Н.Г.Григорьевой, Г.В. Бурменской; общ. ред. и вступ. ст. Г.В. Бурменской. - М.: Гардарики, 2003. - 447 с.
2. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д.Марцинковской. - М.: Гардарики, 2003. - 255 с.
3 Лебеденко E.H. Развитие самосознания и индивидуальности. Вып. 1. Какой Я? Методическое руководство. - М.: Книголюб 2005.-64 с.
4. Смирнова Е.О., Радева Р. Развитие теории привязанности (по материалам работ П. Криттенден) // Вопросы психологии - 1999. -№1.-С. 105-116.
5. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. проф. В .А. Лабунской. - М.: Гардарики, 2001. - 397 с.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3, 2007
165