Научная статья на тему 'Привязанность ребенка к матери как фактор ранней социализации'

Привязанность ребенка к матери как фактор ранней социализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2799
545
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социализация / привязанность / тип привязанности / «незнакомая ситуация» / психическое развитие / личность / "unknown situation" / socialization / attachment / the type of attachment / psychical development / personality

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Василенко Маргарита Анатольевна

Исследуется привязанность, ее типы, стабильность этого феномена в младшем дошкольном возрасте, описываются авторская модификация метода М. Эйнсворт «Незнакомая ситуация» и характеристики личности матери, в частности, самоактуализация, и степень ее уверенности в себе, оказывающие влияние на формирование типа привязанности. Освещается взаимосвязь типа привязанности, уровня психического развития и развития личности ребенка, процесс вхождения в новую социальную среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Василенко Маргарита Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attachment, its types, and the stability of this phenomenon in pre-school age are studied. A modification of M. Answort"s method Unknown situation is applied. The mother"s personality is described, particularly self-actualization and confidence that have an impact on the development a type of attachment. The interrelation of a type of attachment, the level of psychical development and the development of the child"s personality, and entry into new social environment is highlighted.

Текст научной работы на тему «Привязанность ребенка к матери как фактор ранней социализации»

27. Revich B. A. «Gorjachie tochki» himicheskogo zagrjaznenija okruzhajushchej sredy i zdorov'e naselenija / Obshchestvennaja palata Rossijskoj federacii; Komissija obshchestvennoj palaty RF po ekologicheskoj politike i ohrane okruzhajushchej sredy / otv. red. V. M. Zaharov. M., 2007. 192 s.

28. Semenovich A. V. Vvedenie v nejropsihologiju detskogo vozrasta: uchebnoe posobie. M.: Genezis, 2005. 319 s.

29. SerdcevM. I. Ekologija, metabolizm, zdorov'e. Chita: Izd-vo Chitinskogo pedinstituta, 1996. 161 s.

30. Sostojanie nervno-psihicheskogo zdorov'ja detej i podrostkov, prozhivajushchih v ekologicheski neblagoprijatnom regione Vostochnogo Zabajkal'ja / N. V. Govorin, I. A. Zimina, E.V Abashkina, T. P. Zlova, E. M. Vishnjakova, JA. A. Koshmeleva, A. S. Berezkin // Sibirskij vestnik psihiatrii i narkologii. 2003. № 1 (27). S. 61-63.

31. SuhanovA. A. Vlijanie ekologicheski neblagoprijatnoj sredy na intellektual'noe razvitie detej: dis. ... kand. psihol. nauk. M.: PI RAO, 2005. 150 s.

32. Tereshchenko Je. V Psihologicheskaja ocenka vlijanija jekologo-himicheskih faktorov na lichnostno-harakterologicheskie osobennosti podrostkov: avtoref. dis. . kand. psihol. nauk. Stavropol', 2002. 21 s.

33. Hashchenko N. N. Social'no-psihologicheskie faktory zhiznedejatel'nosti lichnosti na ekologicheski neblagoprijatnyh territorijah (Chernobyl'skij sled): Avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. M.: Institut psihologii RAN, 2002. 21 s.

34. Hrabrov A. V Osobennosti psihologo-pedagogicheskoj reabilitacii detej iz radiacionno zarazhennyh rajonov Kaluzhskoj oblasti: Dis. ... kand. psihol. nauk. M.: RGB, 2003. 147 s.

35. Chernobyl'skij sled. Psihologicheskie posledstvija Chernobyl'skoj katastrofy. M.: MGP «VOTUM — Y», 1992. 253 s.

36. ChernoushekM. Psihologija zhiznennoj sredy / Per. s cheshsk. I. I. Popa. M.: Mysl', 1989. 174 s.

37. Shagieva N. M. Osobennosti razvitija poznavatel'nyh funkcij u detej shkol'nogo vozrasta v uslovijah Zabajkal'ja: Avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. SPb, 1997. 18 s.

38. Jelizbarjan E. G. Nekotorye patofiziologicheskie harakteristiki organicheskogo porazhenija golovnogo mozga u detej v zone ekologicheskogo neblagopoluchija Zabajkal'ja: Dis. ... kand. med. nauk. Chita, 2004. 140 s.

39. JakovlevaM. A. Fiziologicheskij status studentov v dinamike social'noj adaptacii v uslovijah Severa: Dis. ... kand. biol. nauk. Syktyvkar, 2003. 18 s.

М. А. Василенко

ПРИВЯЗАННОСТЬ РЕБЕНКА К МАТЕРИ КАК ФАКТОР РАННЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Исследуется привязанность, ее типы, стабильность этого феномена в младшем дошкольном возрасте, описываются авторская модификация метода М.Эйнсворт «Незнакомая ситуация» и характеристики личности матери, в частности, самоактуализация, и степень ее уверенности в себе, оказывающие влияние на формирование типа привязанности. Освещается взаимосвязь типа привязанности, уровня психического развития и развития личности ребенка, процесс вхождения в новую социальную среду.

Ключевые слова: социализация, привязанность, тип привязанности, «Незнакомая ситуация», психическое развитие, личность.

M. Vasilenko

CHILD'S ATTACHMENT TO THE MOTHER AS THE FACTOR OF EARLY SOCIALIZATION

Attachment, its types, and the stability of this phenomenon in pre-school age are studied. A modification of M. Answort's method "Unknown situation " is applied. The mother's personality is described, particularly self-actualization and confidence that have an impact on the development a type of attachment. The interrelation of a type of attachment, the level ofpsychical development and the development of the child's personality, and entry into new social environment is highlighted.

Keywords: socialization, attachment, the type of attachment, "unknown situation", psychical development, personality.

Актуальность нашей работы обусловлена ростом сложно адаптирующихся в обществе детей, недостаточным исследованием процесса ранней социализации, которая охватывает время от момента рождения ребенка до его поступления в школу (М. Г. Андреева, В. А. Сластенов) [1], и психологического сопровождения на этом этапе. В настоящее время интерес исследователей направлен на увеличение и накопление знаний о феномене привязанности и его влиянии на процесс ранней социализации. Существует практическая значимость увеличения и дополнения теоретических знаний о роли личности матери в формировании типа привязанности.

Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, Л. И. Божович указывали на то, что социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в определенную социальную среду, в систему социальных связей; с другой, — это процесс активного воспроизведения индивидом системы социальных связей за счёт его активной деятельности и вхождения в социальную среду [2; 5; 7].

Факторами социализации называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. По мнению Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, А. А. Му-дрика, И. С. Кона, А. В. Петровского, насколько существует много обстоятельств, вариантов их сочетания, настолько же много и факторов социализации. Среди факторов влияния семьи на социализацию личности выделяют следующие: структура семьи, позиция ребенка в ней, основные социализато-ры (значимые взрослые), личностный, нравственный и творческий потенциал семьи, стиль воспитания [2; 5; 7; 8].

Большинство исследователей указывает на важность отношений в семье и на отношения с матерью как первый шаг в социализации ребенка. Еще Л. С. Выготский отмечал, что «психическая природа человека представляет совокупность общественных отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры». Как считает М. И. Лисина, общение

ребенка с матерью в первый год жизни носит эмоционально-личностный характер, и в процессе этого общения к первому году жизни ребенка формируется эмоциональная связь. Д. Боулби, Д. Винникот и М. Эйнс-ворт, П. Криттенден также указывали на этот факт, но они рассматривали эмоциональную связь в контексте привязанности ребенка к матери. И привязанность определяли как «подвид эмоциональной связи, в которой чувство безопасности человека связывается с отношениями», а также как «один из видов социального поведения», становящийся «матрицей», по которой в дальнейшем строятся отношения ребенка с другими людьми [3]. Качество привязанности, по их мнению, в свою очередь, определяет успешность адаптации ребенка в новых социальных условиях.

Таким образом, привязанность мы рассматриваем как один из первых шагов в социализации ребенка, с одной стороны, а с другой стороны, при успешности этого первого шага привязанность впоследствии становится фактором дальнейшего процесса социализации.

На наш взгляд, привязанность ребенка к матери — это его первый опыт вхождения в социум, первый этап социализации. Согласно взглядам М. Эйнсворт, Д. Боулби, П. Криттенден, А. Реана, качество привязанности оказывает одно из определяющих влияний на развитие чувства безопасности, доверия, способности к сепарации ребенка, которые поддерживают все дальнейшие аспекты психического развития, адаптации и определяют успешность всех остальных этапов социализации.

Мы изучаем особенности влияния эмоциональной привязанности в диаде «мать — ребенок» на успешность социализации ребенка на этапах его вхождения в новую социальную среду в значимые моменты жизни, такие как поступление в детский сад.

Поскольку характер устанавливаемых отношений с другими людьми зависит от личностной зрелости самого человека, о чем говорили К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, это еще больше проявляется в ситуации детско-родительских отношений, так как ребенок является более зависимым, нуждается

в поддержке и защите. В связи с этим подчеркивается важность развития личности самой матери.

Таким образом, основной целью нашего экспериментального исследования является изучение влияния привязанности на эффективность процесса ранней социализации детей младшего дошкольного возраста. Эффективность процесса социализации традиционно связывается с такими критериями, как развитие личности (присвоение ролей, норм, ценностей) (Г. М. Андреева), которое возможно на основе своевременного развития психических процессов (Л. С. Выготский), и успешной адаптации к новым средам, предполагающей легкость вхождения в коллектив, установление контактов и приспособляемость к изменяющимся условиям.

Исходя из теоретических обобщений, мы ставим следующие задачи:

1. Изучить распространенность различных типов привязанности в возрасте двух-пяти лет и определить стабильность характера эмоциональной связи в диаде «мать — ребенок».

2. Исследовать влияние личности матери на процесс формирования привязанности.

3. Изучить взаимосвязь качества привязанности с критериями эффективности ранней социализации (развитие личности и успешность адаптации).

Исследование проводилось в течение трех лет, с 2007 года. В нем приняли участие 127 человек (64 диады «мать — ребенок», 64 ребенка и 63 матери, одна из матерей воспитывает близнецов), из них в лонгитюдном двухлетнем исследовании — 32 ребенка. В исследовании принимали участие единственные дети из полных семей в возрасте двух-трех лет, не имеющие органических патологий, их матери 25-35 лет, состоящие в браке и воспитывающие единственного ребенка (исключение — мать близнецов) и эти же дети, но спустя два года. Проведение эксперимента осуществлялось в константных условиях: в отдельной комнате, в дневное время суток, с постоянным составом участников.

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы: наблюдение, клиническую беседу с воспитателями

и родителями детей, анализ медицинских карт, психодиагностические методы и методы математической статистики. Для диагностики привязанности использовался модифицированный авторским коллективом метод М. Эйнсворт «Незнакомая ситуация. Для определения особенностей эмоциональной связи с матерью у детей четырех-пяти лет мы воспользовались проективным методом Н. Каплан, в котором единицы оценки качества привязанности те же самые, что и в процедуре «Незнакомая ситуация» для детей двух-трех лет, а именно: предлагаются ситуации расставания с матерью, поведения в одиночестве, вступления в контакт с незнакомым взрослым, ожидания встречи с матерью. Для диагностики особенностей развития личности ребенка четырех-пяти лет использовался проективный метод М. Г. Махортовой «Расскажи историю», самооценку изучали по методу «Лесенка» [6]. Мы также использовали следующие диагностические методы: «Методика исследования самоактуализации личности (САМОАЛ) А. П. Головко, И. П. Ищенко, Т. Ю. Шиляева и тест-опросник «От неуверенности к уверенности» Н. Н. Обозова, для изучения особенностей личности матери.

Исследуя особенности психического развития у детей двух-трех лет мы воспользовались комплексной методикой оценки психического развития детей, предложенной Е. А. Стребелевой. А изучая особенности психического развития детей четырех-пяти лет — стандартными методами психологического исследования, предложенными А. Н. Берштейном («Последовательность событий», «Складывание разрезных фигур и картинок»), А. Р. Лурия, Л. С. Выготским и Б. В. Зейгарник («10 слов», «Классификация», «Найди отличия»), модифицированным методом Э. Сегена [6].

Среди методов математической статистики мы воспользовались следующими критериями: х2 Фридмана, х2 Пирсона, угловое преобразование Фишера (ф), и-критерий Манна-Уитни.

Представим результаты исследования.

Модификация метода М. Эйнсворт заключалась в выделении единиц наблюдения за ребенком двух-трех лет, в разработке

критериев диагностики, с помощью которых оценивалось поведение ребенка в «Незнакомой ситуации», записанное на видеокамеру. В результате экспертной оценки проведенного исследования четко обозначились две группы привязанности ребенка к матери, условно названные надежным и симбио-тическим (амбивалентным) типами привязанности, а также один случай тревожно-избегающего типа привязанности.

Изучая стабильность феномена привязанности, мы провели лонгитюдное исследование, т. е. детей, у которых определили тип привязанности в два-три года, исследовали на определение особенностей эмоциональной связи с матерью с помощью проективного метода, адаптированного для возраста детей четырех-пяти лет, в котором единицы

оценки качества привязанности аналогичны обозначенным в эксперименте «Незнакомая ситуация» для детей двух-трех лет, а именно: предлагались ситуации расставания с матерью, поведения в одиночестве, вступления в контакт с незнакомым взрослым, ожидания встречи с матерью. Результаты, полученные при исследовании стабильности привязанности, представлены в табл. 1.

Анализируя полученные результаты, мы видим, что часть детей переместилась из группы надежной привязанности в группу ненадежной. Мы предполагаем, что эти изменения могут быть обусловлены наличием влияния различных внешних факторов. В частности, стрессовый фактор влияет на снижение надежности привязанности,

Гистограмма

Количественное соотношение типов привязанности в общей выборке (в процентах)

ао

70

60

50

40

30

20

1 о

В7 2

31,2

1 ,6

типы при вяза нности

■ надежный тип привязанности □ тревожно-избегаю щ ий тип привязанности

|сим биотич ески й тип привязанности

Таблица 1

Изменения в распределении типов привязанности в выборке по результатам лонгитюдного исследования (в процентах)

Возраст детей Надежный тип привязанно сти Симбиотический тип привязанности Тревожно-избегающий тип привязанности

<-> 1

2-3 года 62,5* 3/,5 0*

4-5 лет 25* 25 50*

Примечание. Здесь и далее * обозначены статистически значимые отличия.

поскольку в истории детей, перешедших из группы надежной привязанности в группу ненадежной, отмечены такие факторы как: многочисленные переезды, разводы, потеря работы одним из членов семьи, конфликты в семье, утраты ближайших родственников. И только у одного ребенка, по словам родителей и воспитателей, качество и условия жизни не изменились. Таким образом, наша гипотеза о стабильности и неизменности типа привязанности во времени не подтвердилась, хотя многие исследователи подтверждают стабильность этого феномена. Д. Боулби, М. Майн и другие лишь предполагали, что тип привязанности неизменен во времени, но указывали на необходимость дальнейших исследований в этой области.

Следующей нашей задачей было определение влияния личности матери на формирование того или иного типа привязанности.

В качестве характеристик личности матери, влияющих на успешность социализации ребенка, мы рассматриваем степень уверенности в себе и уровень самоактуализации матери. Мы опираемся на взгляды Д. Вин-никота, К. Хорни, Э. Эриксона, которые говорили о том, что женщины, открытые опыту, доверяющие миру и людям, способные реалистично воспринимать окружающую действительность, себя и своих детей, формируют надежную привязанность у своих детей чаще, чем матери, не обладающие этими характеристиками.

Результаты исследования взаимосвязи индивидуально-личностных особенностей

матери и формируемого ими типа привязанности представлены в табл. 2.

Анализ данных показал, что матери, обладающие перечисленными характеристиками, в большей степени формируют надежную привязанность. Матери, уверенные в себе, в большей степени формируют надежную привязанность. Это связано с тем, что уверенность человека проистекает из доверия к миру и к людям и чувства защищенности в отношениях с ними. Поэтому такие матери способны создавать и для своего ребенка безопасное пространство, что является одним из условий формирования надежной привязанности.

Таким образом, можно говорить, что уровень самоактуализации и степень уверенности матери в себе влияют на формирование различных типов привязанности.

Рассматривая взаимосвязь привязанности как фактора социализации с критериями эффективности ранней социализации, мы опираемся на работы Л. С. Выготского, М. И. Лисиной, Л. И. Божович, которые в своих трудах указывали на взаимосвязь развития личности ребенка и успешности его социализации, а также на современную концепцию здоровья С. М. Громбаха и Ю. Е. Вельтищева.

Поскольку личность детей двух-трех лет не представляется возможным изучить непосредственно, а основой развития личности является развитие психических процессов (Л. С. Выготский), мы изучаем особенности психического развития детей двух-трех

Таблица 2

Взаимосвязь уровня самоактуализации и степени уверенности в себе матери с различными типами привязанности (в процентах)

Тип привязанности, формируемый матерью с рассматриваемыми характеристиками Характеристики личности матери

Уровень самоактуализации Степень уверенности в себе

Надежный тип привязанности высокий низкий высокая низкая

77* 23* 86* 14*

Ненадежный тип привязанности 41* 59* 24* 76*

лет и личность детей четырех-пяти лет, для изучения особенностей которой возможно использовать стандартизированные методы.

Проанализировав полученные в ходе исследования результаты изучения уровня развития психических процессов у детей двух-трех лет, можем отметить следующее. В заданиях, направленных на выявление соотносящих действий, целенаправленности действий, практического ориентирования, уровня развития целостного восприятия анализа образа, наглядно-действенного мышления, развития ручной моторики, понимания жестовой инструкции в группах с надежным и симбиотическим (амбивалентным) типами привязанности наблюдаются значимые различия.

Таким образом, в исследовании установлена взаимосвязь между уровнем развития психических процессов детей двух-трех лет с их типом привязанности к матери.

Обратившись к изучению особенностей психического развития детей четырех-пяти лет с различными типами привязанности, мы можем отметить более высокий уровень развития мыслительных процессов, памяти и внимания, а также благополучие нервно-психического развития детей с надежным типом привязанности и отставание нервно-психического развития от возрастных норм у детей с ненадежным типом привязанности. Причем различия между подтипами ненадежного типа привязанности не существенны по обозначенным критериям.

Рассматривая связь типа привязанности и развития личности детей четырех-пяти лет, мы анализировали такие характеристики развивающейся личности ребенка, как: степень самостоятельности, конфликтности, доверия к миру, благополучия в отношениях с родителями, уверенности в себе, а также уровень развития психических процессов.

Результаты исследования самооценки детей 4-5 лет представлены в таб. 3.

Результаты экспериментального исследования позволяют описать различия в психологических характеристиках личности детей четырех-пяти лет с различными типами привязанности. Говоря об особенностях развития личности детей этого возраста с надежным типом привязанности, можно отметить, что они легко идут на контакт, обладают относительной самостоятельностью, хорошо простроенными личностными границами, высокой самооценкой, активно исследуют окружающий мир, уверены, что в сложной ситуации родители придут им на помощь и сами предлагают свою помощь другим людям.

Дети же с симбиотическим типом привязанности с трудом устанавливают контакт, сильно зависимы от родителей, личностные границы у половины обследованных детей размытые, испытывают страх и тревогу при исследовании мира. При этом половина детей обладает низкой самооценкой, и лишь четверть — высокой.

Детей с тревожно-избегающим типом привязанности отличают сложности

Таблица 3

Тип привязанности Показатели самооценки

высокая средняя низкая

Надежный тип привязанности 75* 25* 0

Симбиотический тип привязанности 25* 25* 50*

Тревожно-избегающий тип привязанности 12,5* 50* 37,5*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучение самооценки детей четырех-пяти лет с различными типами привязанности (в процентах)

вхождения в контакт, агрессивность, конфликтность, некоторая дистанцированность от родителей, критичность в оценивании себя, что не характерно для детей этого возраста и ведет к слишком раннему созреванию оценочной функции сознания и, как следствие, к формированию негативной оценки себя (С. Н. Чистякова, В. В. Столин).

Следующим критерием эффективности социализации является адаптация к новым средам. В качестве медико-биологических параметров адаптивных возможностей детей, на основании взглядов С. М. Громбаха, Ю. Е. Вельтищева, с позиции современной концепции непрерывности (континуума) здоровья, были выбраны показатели физического функционирования детей. В качестве основного показателя физического функционирования нами была выбрана заболеваемость, а особенности процесса вхождения в детский коллектив оценивались по наблюдениям и отзывам родителей и воспитателей. Мы можем отметить, что дети с надежным типом привязанности в течение первого года пребывания в детском саду болели в 1,6 раза реже детей с симбиотическим (амбивалентным) типом привязанности. Они также отличались легкостью вхождения в контакт с другими детьми и взрослыми, инициативностью, активностью, высоким эмоциональным фоном, реже плакали, с удовольствием оказывали помощь воспитателям и другим детям.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Наше исследование показало, что с

течением времени доля детей с надежной привязанностью статистически значимо уменьшается. Мы проследили следующую динамику: в два-три года надежная привязанность диагностировалась в 62,5% случаев, в четыре-пять лет — уже в 25%. Таким образом, отмечаем нестабильность, изменчивость этой связи в течение указанного промежутка времени под влиянием различных внешних факторов.

2. Влияние личности матери на формирование определенного типа привязанности доказано и осуществляется, в частности, такими характеристиками, как уровень самоактуализации личности матери и степени ее уверенности в себе.

3. Изучив взаимосвязь качества привязанности ребенка к матери с процессом ранней социализации ребенка, мы пришли к выводу, что качество привязанности влияет на эффективность процесса ранней социализации. Дети с надежным типом привязанности легче адаптируются к новым социальным средам, и развитие их личности происходит более эффективно. Дети же с ненадежным типом привязанности испытывают сложности при вхождении в новые социальные среды, а также менее эффективно развиваются как личность.

4. Результаты, полученные нами, позволяют утверждать, что привязанность ребенка к матери в диаде «мать — ребенок» является фактором ранней социализации и влияет на ее эффективность, посредством развития личности ребенка и его способности к адаптации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Г. М. М.: Аспект Пресс, 2001. 384 с.

2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 352 с.

3. Боулби Д. Привязанность. / Пер. с англ. / Под ред. Г. В. Бурменской. М.: Гардарики, 2003. 462с.

4. Винникот Д. Семья и развитие личности. Мать и дитя. — Екатеринбург: ЛИТУР, 2005. 400 с.

5. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2005. 512 с.

6. Никифоров Г. С. Диагностика здоровья. Психологический практикум. СПб.: Речь, 2007. 950с.

7. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека / Под ред. А. А. Реа-на. М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2010. 651 с.

8. Щетинина А. М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. 132 с.

Развитие профессионально-личностной готовности студентов — будущих педагогов...

REFERENCES

1. Andreeva G. M. M.: Aspekt Press, 2001. 384 s.

2. Bozhovich L. I. Problemy formirovanija lichnosti. M.: MPSI; Voronezh: NPO «MODEK», 2001. 352 s.

3. Boulbi D. Privjazannost' / Per. s angl. / Pod red. G. V. Burmenskoj. M.: Gardariki, 2003. 462 s.

4. VinnikotD. Sem'ja i razvitie lichnosti. Mat' i ditja. Ekaterinburg: LITUR, 2005. 400 s.

5. VygotskijL. S. Psihologija razvitija rebenka. M.: Eksmo, 2005. 512 s.

6. Nikiforov G. S .Diagnostika zdorov'ja. Psihologicheskij praktikum. SPb.: Rech', 2007. 950 s.

7. Psihologija cheloveka ot rozhdenija do smerti. Psihologicheskij atlas cheloveka / Pod red. A. A.Reana. M.: AST; SPb.: Prajm-Evroznak, 2010. 651 s.

8. WetininaA. M. Socializacija i individualizacija v detskom vozraste. Velikij Novgorod: NovGU im. Jaroslava Mudrogo, 2004. 132 s.

Н. Н. Зорина

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЁЙ

В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ЭСТОНИИ

Представленный материал посвящен актуализации проблемы подготовки будущих педагогов дошкольных учреждений к взаимодействию с семьёй в мультикультурной образовательной среде, вызванной потребностью семьи в психолого-педагогической поддержке со стороны детского дошкольного учреждения в вопросах обучения и воспитания ребёнка в мультикультурном обществе и недостаточной готовности педагогов-практиков к осуществлению данного вида деятельности.

Ключевые слова: мультикультурное образование, мультикультурная образовательная среда, профессионально-личностная готовность, педагогическое взаимодействие.

N. Zorina

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL-PERSONAL PREPAREDNESS OF PRE-SERVICE KINDERGARTEN TEACHERS FOR COOPERATING WITH FAMILIES IN THE MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN ESTONIA.

The article regards the issue of training pre-service kindergarten teachers for interacting with the family in the multicultural educational environment, the need of which is caused by the family's needfor psychological-pedagogical support from the preschool institution in the field of upbringing and teaching the child in the multicultural society and by the teachers' lacking readiness for this type of activity.

Keywords: multicultural education, multicultural educational environment, professionalpersonal preparedness, pedagogical interaction

Современные процессы глобализации, нарастающая межэтническая конфликтность требуют как от государства, так и от науки более глубокого осмысления вопросов взаимодействия в мультикультурном обществе. Особую актуальность приобретает необходимость формирования, развития и

подготовки к жизни в обществе личности, способной к диалогу, принимающей и понимающей не только свои, но и иные культурные ценности, осознающей себя частью национальной и мировой культуры.

Данные вопросы актуальны и для Эстонии, которая является полиэтническим

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.