Научная статья на тему 'Условия социализации студентов с ограниченными возможностями в инклюзивной образовательной среде'

Условия социализации студентов с ограниченными возможностями в инклюзивной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
312
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / SOCIALIZATION / SOCIO-PEDAGOGICAL CONDITIONS / INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рокотянская Леся Олеговна

Статья посвящена анализу условий социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья в социально-педагогическом аспекте. С учётом основных положений теоретических и эмпирических исследований, посвящённых социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья, были рассмотрены структурные составляющие исследуемой дефиниции, определены необходимые условия, обеспечивающие эффективность процесса социального становления и адаптации студентов с инвалидностью в инклюзивной образовательной среде высшего учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рокотянская Леся Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Terms socialization of students with disabilities in inclusive educational environment

This article analyzes the conditions of socialization of students with disabilities in social and pedagogical aspect. Taking into account the main provisions of theoretical and empirical research devoted to the socialization of students with disabilities there were considered structural components of the study definition, defined the necessary conditions to ensure the effectiveness of the process of social formation and adaptation of students with disabilities in inclusive educational environment of higher education.

Текст научной работы на тему «Условия социализации студентов с ограниченными возможностями в инклюзивной образовательной среде»

Л. О. Рокотянская

УДК [316.614: 378]-056.26

УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

[Плавной целью социально-педагогической деятельности в высшем учебном заведении, в котором обучаются студенты с ограниченными возможностями здоровья, является создание определённых условий для позитивно ориентированной социализации, способствующей их социальному развитию и самореализации.

В последние годы в сфере высшей школы актуальной проблемой является повышение для молодёжи с ограниченными возможностями доступности профессионального образования, которое является важным средством личностного и профессионального становления, одним из показателей успешной адаптации, социализации и интеграции в социум.

Усваивая систему ролей, студенты с инвалидностью приобретают социально значимые качества, формируют мировоззрение, свои цели, мотивы, интересы, чувства, личные и социально значимые потребности, развивают различные виды компетентности, в том числе и социальную компетентность, которая позволит им занять определённое место в обществе.

К сожалению, во многих случаях процесс социализации студентов с ограниченными возможностями не может рассматриваться как полноценный. За годы обучения студенты получают определённый опыт практической деятельности, однако не всегда готовы к выполнению различных функций в

обществе, часто не приобретают нужного социального опыта вследствие того, что процесс социального становления в вузе не учитывает особенностей развития человека с инвалидностью и необходимости создания определённых условий.

Ввиду этого, разработка, обоснование и учёт медико-реабилитационных, социальных и психолого-педагогических условий является определённой системой требований к вузам, предоставляющим студентам с инвалидностью возможность получить образование. И так как высшее учебное заведение является особой институциональной социализирующей средой, в нашем исследовании особое внимание мы уделяем социально-педагогическим условиям.

Проблемы социализации студенческой молодёжи в различных аспектах рассматривались в работах А. Безпалько, Т. Бондарен-ко, В. Виноградовой, Н. Грищенко, М. Лукашевич, Н. Нычкало, Г. Овчаренко, С. Савченко, А. Сухомлинского, С. Харченко. Социально-педагогические условия студенческого самоуправления исследовали Т. Лях, Е. Фаворов, Л. Шеина. Некоторые аспекты организации социально-педагогических условий социализации личности в системе образования изучали Ю. Богинская, С. Витвиц-кая, А. Глузман, В. Демчук, А. Капская, С. Карпенчук, Л. Мищик.

Но на современном этапе в образовательной сфере высшего учебного заведения проблема организации определённых социально-педагогических условий для успешной адаптации и социализации студенческой молодёжи с ограниченными возможностями ещё не является в полной мере предметом специального исследования. Это определяет актуальность нашего исследования.

Цель статьи - определение и содержательный анализ социально-педагогических условий социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде высшего учебного заведения.

Логика изложения материала предполагает краткий анализ основных содержатель-

20А//2 -

ных компонентов понятия социально-педагогические условия.

В первую очередь, определим сущностную характеристику понятия „условия". Так, в российской справочной литературе „условие" понимается как обстоятельство, от которого что-либо зависит; правила, установленные в какой-либо области жизни, деятельности; обстановка, в которой что-нибудь происходит [6, с. 588].

Философская трактовка этого понятия связывается с отношением предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может: „то, от чего зависит что-то другое (оговаривается), существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления" [11, с. 707].

В психологии изучаемое понятие, как правило, представлено в контексте психического развития и раскрывается через совокупность внутренних и внешних причин, определяющих психологическое развитие человека, ускоряющих или замедляющих его, оказывающих влияние на процесс развития, его динамику и конечные результаты [5, с. 270-271].

Педагоги занимают схожую с психологами позицию, рассматривая условие как совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное и психическое развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, а также на формирование личности [7, с. 36].

Таким образом, результаты комплексного анализа позволяют сделать вывод о том, что понятие „условие" является общенаучным, а его сущность в педагогическом аспекте может быть охарактеризована как совокупность причин, обстоятельств, которые влияют на развитие, воспитание и обучение человека. Такое влияние может ускорять или замедлять процессы развития, воспитания и обучения, а также влиять на их динамику и конечные результаты.

В нашем исследовании центральными являются социально-педагогические условия, которые, в отличие от любых других, находят своё применение в специфическом виде социальных отношений - педагогической действительности. Классическая педагогика рассматривает их как основу для обеспечения педагогических явлений. Как видно из определения, указанные условия складываются из двух компонентов - социального и педагогического.

Социальная составляющая возникает во взаимодействии людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных общественных структурах, что проявляется в различных отношениях индивидов и сообществ к явлениям и процессам общественной жизни [9, с. 275-276].

Данный компонент возникает как системная характеристика, как интегральный эффект непосредственного или косвенного взаимодействия людей, в нашем случае - в рамках инклюзивной образовательной среды вуза. Обращение к феномену социального, с одной стороны, расширяет совокупность объектов, которые влияют на результат социализации студенчества с инвалидностью, с другой - позволяет представить этот процесс во всём многообразии взаимодействий.

Второй составляющей понятия „социально-педагогические условия" является их родовая характеристика - условия педагогические. Традиционно они рассматриваются как основные при описании функционирования педагогических явлений. Однако в нашем случае этого явно недостаточно. Специфика исследования такова, что при рассмотрении проблемы социализации студенчества с ограниченными возможностями невозможно адекватно отразить и обеспечить успешность социализирующего процесса при помощи только педагогических условий.

Таким образом, диада понятий -„социальное" и „педагогическое" - образует самостоятельное, оригинальное пространство

исследования, определённое нами как социально-педагогические условия, определяющие взаимосвязь между педагогической и социальной действительностью.

Определившись с понятиями „условие", „социально-педагогические условия", мы переходим к их обоснованию в инклюзивной образовательной среде высшего учебного заведения.

В докторском диссертационном исследовании Ю. Богинской выделено три группы социально-педагогических условий: структурно-функциональные, адаптивно-интеграционные, психолого-педагогические.

Первая группа условий обусловлена необходимостью внесения изменений в структуру учебно-воспитательной работы посредством организации системы социально-педагогического сопровождения студентов с ограниченными физическими возможностями.

Следующая группа - адаптивно-интеграционные условия. Они обеспечивают расширение прав и возможностей молодёжи с инвалидностью в сфере высшего образования, а также включение студентов данной категории в социокультурную и образовательную среду.

Психолого-педагогические условия учитывают особенности социализации и организации процесса обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья, а также методическую готовность преподавательского состава к работе с данной категорией учащихся [2].

Отметим, что немаловажным в этой группе условий является сочетание учебно-воспитательного процесса с коррекционно-реабилитационными мероприятиями, учёт нозологий инвалидности, характера и степени нарушений здоровья, а также включение в учебный процесс специальных образовательных и коррекционных мероприятий, ориентированных на сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья.

Данная группа условий представляет научный интерес в рамках нашего исследо-

вания и является основой при обосновании социально-педагогической составляющей организации инклюзивной образовательной среды, способствующей социальному становлению студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Социализация студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях высшей школы предусматривает реализацию этого процесса во всех сферах: учебной, внеучебной (досуговой), общественной и возможна лишь при условии включенности во все три вида деятельности.

При реализации социально-педагогических условий, должны быть решены следующие задачи: адаптация студентов с инвалидностью в общественной, воспитательной и учебной жизни высшего учебного заведения; создание условий для самореализации; диагностика личностных, учебно-воспитательных проблем. Не менее важными являются социально-педагогический контроль и коррекция учебно-воспитательного процесса вуза, посредничество в решении определённого круга вопросов между студентами и преподавателями, помощь студентам с трудоустройством, информирование относительно их прав и обязанностей, социальная поддержка талантливой молодёжи.

Одним из социально-педагогических условий является организация социально-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью как в течение всего периода обучения, так и после окончания вуза. При обосновании необходимости такого сопровождения мы учитывали психофизиологические особенности студентов с инвалидностью, социальный аспект, а также специфику образовательной среды вуза - педагогический аспект. Социальный аспект сопровождения в работах некоторых исследователей трактуется как целенаправленный процесс передачи обществом социального опыта с учётом особенностей и потребностей студентов с инвалидностью (Л. Тюпти, Е. Кольченко, А. Никулина, П. Таланчук).

Педагогическая составляющая сопровождения студентов с ограниченными воз-

можностями здоровья представлена в трудах И. Липского, Е. Хорошайло [4; 12]. На основе анализа исследований данных авторов педагогическое сопровождение можно определить как целостную и комплексную систему поддержки и помощи, интегративную технологию создания условий для восстановления потенциала развития и саморазвития личности, а также систему межличностных отношений студентов с инвалидностью и специалистов, которые их сопровождают.

И в этой связи социально-педагогическое сопровождение студента с ограниченными возможностями здоровья представляет собой вид специально организованной социально-педагогической деятельности в вузе, которая заключается в выявлении, определении и решении проблем, возникающих в процессе обучения, реализации и защиты прав таких студентов, создании условий для оказания различных видов помощи в процессе социализации. Его цель - формирование у студента с инвалидностью активной жизненной позиции, способности к саморазвитию, саморегуляции, самосовершенствованию, адекватному восприятию профессиональных и социальных ролей и функций, и эффективной адаптации в образовательной, социальной и профессиональной среде.

Процесс социально-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями в вузе состоит из нескольких этапов. Первый этап сопровождения студента с инвалидностью осуществляется непосредственно в момент поступления в вуз, так как в этот период происходит формирование адекватных профессиональных установок и мотивов дальнейшей учебной деятельности. На этом этапе важна адаптация учащегося к учебному процессу, чему способствует разработка и проведение комплекса специальных мероприятий. В них входят учёт психологического аспекта сопровождения в комплексной социально-педагогической деятельности вуза (разработка коррекционных мероприятий, включающих индивидуальную и групповую работу); выявление оптимального соотношения режима учебных занятий,

отдыха и реабилитационных мероприятий с учётом показателей карт социально-психологического развития; подготовка информационных материалов для преподавательского состава по работе со студентами различных групп инвалидности; использование внеаудиторных интерактивных форм работы со студентами с ограниченными возможностями здоровья; учёт социально-педагогического аспекта: приобщение студентов с ограниченными возможностями здоровья к активной социальной деятельности, организация групп самопомощи, создание ситуаций социальных проб; организация содержательного досуга студентов

Второй этап сопровождения осуществляется непосредственно в период обучения и включает два основных вида социально-педагогической деятельности: непосредственно работа со студентами и информационно-консультативная работа с профессорско-преподавательским составом вуза. На этом этапе важны учёт медицинского аспекта учебно-реабилитационного процесса: своевременное получение информации о заболевании; организация совместно с медицинским работником занятий для сотрудников по оказанию срочной помощи в экстренных ситуациях проявления некоторых заболеваний; обеспечение особого подхода, который должен учитывать специфику болезни, порока, патологического состояния; разработка и внедрение медико-коррекционных мероприятий, индивидуальных реабилитационных программ, направленных на повышение стойкости организма; восстановление утраченных функций; социально-педагогическая защита прав и интересов студентов с инвалидностью; выработка у них навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия во внеучебной деятельности; содействие в деятельности института; развитие творчества; проведение собраний студентов по актуальным вопросам обучения и профессиональной реализации.

Информационно-консультативная работа с преподавательским составом в рамках социально-педагогического сопровождения

включает в себя организацию методической работы с преподавателями: обучающие семинары, методические совещания, консультации психолога по специфике работы со студентами различных нозологий инвалидности, помощь преподавателям в организации оптимального учебного процесса в группах студентов с инвалидностью, учёт особенностей процесса обучения при разработке рабочих программ учебных дисциплин, составление методических рекомендаций по дисциплинам, которые входят в учебный курс.

Выбор методов и способов обучения студентов с особыми образовательными потребностями должен отвечать современным стандартам успешного усвоения учебного материала. Это заключается во внедрении достижений компьютерных технологий в учебный процесс, подготовке аудио- и видеозаписей лекционно-обучающих материалов, включая конспекты лекций, использовании фонда электронной библиотеки, размещении информации по дисциплине в соответствующем разделе сайта учебного заведения с целью получения студентами-инвалидами дополнительных сведений по предмету.

Как сказано выше, одним из важных социально-педагогических условий является приобщение студентов с ограниченными возможностями здоровья к активной социальной деятельности. Одним из видов развития активной социальной позиции студентов с инвалидностью является организация деятельности групп самопомощи для студентов с инвалидностью при содействии волонтёров из числа студентов обычных групп.

Используя такую форму работы, как „группа самопомощи", мы исходили из определения этого понятия „как более или менее формальной организации непрофессионалов, которые преследуют общую цель ради достижения блага каждого члена группы" [10, с. 115-121].

В нашем случае речь идёт о группах, главной задачей которых являются изменения в психологии и поведении участников. Деятельность этих групп координируется двумя основными принципами. Первый

заключается в том, что люди, которые эффективно справились или справляются с личной проблемой (инвалидностью) - лучшие помощники по сравнению с профессионалами, которые не имеют в данной сфере собственного опыта. Второй - в том, что люди, которых объединила в группу самопомощи общая проблема (ограниченные возможности), помогая друг другу, помогают самим себе.

Мы использовали этот метод, с учётом следующих его значительных терапевтических факторов, которые важны для категории лиц с инвалидностью: общий опыт; помощь другим; постоянная система поддержки и информирования; получение обратной связи; обучение специальным методам взаимодействия; другие когнитивные процессы (формирование положительного Я-образа, улучшение взаимопонимания, расширение альтернатив поведения и восприятия и т. д.).

Следующим видом приобщения к активной социальной жизни является „метод социальных проб".

Процесс взаимодействия социальных институтов разворачивается в своеобразном пространстве, который мы определяем как „адаптационное пространство", в котором педагоги могут моделировать различные социальные ситуации, превращая его в так называемое „поле социальных проб". По мнению М. Рожкова, социальная проба - это „совокупность последовательных действий, связанных с выполнением специально организованной социальной деятельности в экономической, политической и духовной сферах на основе выбора способа поведения в этой деятельности, и являющаяся средством соотнесения самопознания и анализа своих возможностей в спектре реализуемых социальных функций" [8].

Об эффективности ситуаций социальных проб говорит и М. Губанова, отмечая их новизну и разнообразие для формирования социальной позиции, динамики социальных ролей, самореализации в отношениях [3].

В соответствии со спецификой нашего исследования под понятием „социальная

проба" мы понимаем особый педагогический механизм, который ставит студента с ограниченными возможностями здоровья в незнакомые для него социальные условия, требующие выработки новой модели поведения. Такой механизм активизирует адаптационные механизмы личности на физиологическом, психическом и социальном уровнях. Мы рассматриваем социальные пробы как специально организованные социально-педагогические условия, которые вводит педагог с целью адаптации к социальной жизнедеятельности.

Во время социальной пробы у студента происходит самооценка собственных возможностей на основе последовательного выбора способа социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей. Данный метод как составная часть технологии, направленной на успешную социализацию и адаптацию студентов с ограниченными возможностями здоровья, достаточно эффективен. Его специфика заключается в том, что, во-первых, он может быть использован практически во всех отраслях социальной жизни, во-вторых, способствует формированию у студента выраженной социальной позиции, в-третьих, с его помощью можно обеспечить устойчивость социальной ответственности личности в различных социальных ситуациях.

Успешность процесса социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья в значительной степени зависит от специфики и сформированности межличностных отношений в академической группе. Чаще всего этот процесс осуществляется на уровне учебной деятельности, когда связи между здоровыми студентами и студентами с инвалидностью устанавливаются и реализуются только в рамках учебного процесса. Нередки случаи, когда студент с инвалидностью не имеет связей с другими студентами даже в рамках учебного процесса. Очень часто студент с ограниченными возможностями занимает дезинтегративную позицию, требуя определённых „скидок на инвалидность", т. е. снижения требований к

себе со стороны окружающих, тем самым противопоставляя себя другим студентам.

В ходе интерактивных форм работы развивается межличностное взаимодействие, которое характеризуется влияниями и реакциями людей друг на друга и предполагает изменение поведения и деятельности. В нашем эксперименте использовались такие формы работы, как комплексы тренингов, построенных в соответствии с логикой процесса социализации и адаптации студента с ограниченными возможностями в инклюзивной образовательной среде вуза.

В заключении мы можем сказать, что социальное становление молодёжи с ограниченными возможностями имеет ряд особенностей и проблемных аспектов, поэтому эффективность этого процесса зависит от организации определённых условий социально-педагогической деятельности высшего учебного заведения.

При обосновании социально-педагогических условий мы учитывали, что личность инвалида развивается в соответствие с общими законами развития человека, а нозология определяет вторичные симптомы, возникающие опосредованно в течение социального развития. Болезнь, которая вызывает нарушения в биологической сфере человека, создаёт препятствие для социально-психологического развития.

Отметим, что социализация студентов с ограниченными возможностями в условиях высшей школы предполагает реализацию этого процесса во всех сферах - учебной, внеучебной, общественной, и возможна лишь при условии включенности во все три вида деятельности. И в этой связи нами были определены следующие социально-педагогические условия оптимизации процесса социализации студентов с инвалидностью: организация социально-педагогического сопровождения процесса обучения; приобщение студентов с ограниченными возможностями здоровья к активной социальной деятельности (организация „групп самопомощи", апробация „метода социальных проб"); использование внеаудиторных форм работы.

■juuitima^jtmc fid J,

Таким образом, изложенные социально-педагогические условия социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья в высшем учебном заведении заложены в программе исследования, а их результативность будет представлена в результатах экспериментальной проверки.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу условий социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья в социально-педагогическом аспекте.

С учётом основных положений теоретических и эмпирических исследований, посвящённых социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья, были рассмотрены структурные составляющие исследуемой дефиниции, определены необходимые условия, обеспечивающие эффективность процесса социального становления и адаптации студентов с инвалидностью в инклюзивной образовательной среде высшего учебного заведения.

Ключевые слова: ограниченные возможности, социализация, социально-педагогические условия, инклюзивная образовательная среда.

SUMMARY

This article analyzes the conditions of socialization of students with disabilities in social and pedagogical aspect. Taking into account the main provisions of theoretical and empirical research devoted to the socialization of students with disabilities there were considered structural components of the study definition, defined the necessary conditions to ensure the effectiveness of the process of social formation and adaptation of students with disabilities in inclusive educational environment of higher education.

Key words: disabilities, socialization, socio-pedagogical conditions, inclusive educational environment.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы обучения и воспитания людей с особыми потребностями: сб. науч. трудов / под общ. ред. П. М. Таланчук. -Киев : Ун-т „Украина", 2004. - Вып. 1 (3). -574 с.

2. Богинская Ю. В. Социально-педагогическая поддержка студентов с ограниченными возможностями в высших учебных заведениях: теория и практика. - Ялта: РИО РВУЗ „КГУ", 2012. - 384 с.

3. Губанова М. И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников // Педагогика. 2002. - № 9. -С. 32-39.

4. Липский И. А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сборник научных трудов. - Волгоград: Перемена, 2004. - С. 280-287.

5. Немов Р. С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС,

2003. - 352 с.

6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: АЗЪ, 1992. - 1539 с.

7. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике. - М.: Высшая школа,

2004. - 512 с.

8. Рожков М. И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся // Ярославский педагогический вестник. 1994. № 1. С. 16-19.

9. Социологический словарь / сост.: А. Н. Елсуков, К. В. Шульга. - Минск: Университетское, 1991. - 528 с.

10. Терлецька Л. Модель ттегрованого шдходу до корекцп особистосп методами групово! терапп // Сощальна психолопя.

2005. - № 3 (11). - С. 115-121.

11. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичёв [и др.]. - М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 840 с.

12. Хорошайло Е. С. Воспитание духовно-нравственных ценностей у студентов с ограниченными физическими возможностями: дис. ... канд. пед. наук. - Луганск, 2008. 203 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.