НЕПРЕРЫВНОЕ ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛЮДЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
А. В. Глузман Ю. В. Богинская
В статье анализируется современное состояние непрерывного инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Авторами выделяются группы условий, необходимых для создания системы непрерывного образования детей и молодежи с инвалидностью.
The article analyzes the current state of continuous inclusive education of people with disabilities. The authors highlight the conditions of developing lifelong learning system for children and youth with disabilities.
Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями, непрерывное образование, инклюзивное образование, социально-педагогические условия.
Key words: people with disabilities, continuous education, inclusive education, social-pedagogical conditions.
Современная система образования все больше концентрирует в себе функции социализации личности, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня остро ощущается потребность в том, чтобы помочь людям с инвалидностью полноценно включиться в жизнь общества, что предполагает реализацию права на доступное и непрерывное образование, совершенствование и создание специализированных образовательных структур, технологий обучения. Особая роль в социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья отводится системе непрерывного образования. Так, в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. третьим системным приоритетом определено развитие сферы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека [3]. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» непрерывное образование обеспечивает возможность реализации права на образование в течение всей жизни [7].
В настоящее время все развитые государства мира реализуют программы формирования систем непрерывного образования (обучения на протяжении всей жизни - life-long learning), особо уделяя внимание таким категориям населения, как пожилые люди и лица с инвалидностью [8]. Зарубежные исследователи (M. Adams, G. Biesta, L. Conlon, D. Haines, A. Lillywhite, D. Livingstone, M. Nind, R. Roth, P. Sawchuk, M. Terepocki, S. Vanstone) в своих трудах большое внимание уделяют созданию нормативной базы по обеспечению непрерывности и преемственности обучения лиц с инвалидностью, технологиям непрерывного инклюзивного образования, а также разработке и внедрению индивидуального образовательного маршрута для каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Как утверждают отечественные исследователи (С. В. Алехина, Д. З. Ахметова, Л. Ф. Гайнуллина, А. С. Госпорьян, В. М. Гребенникова, А. В. Москвина, З. Г. Нигматов, Н. И. Никитина, Е. М. Старобина, Т. А. Челнокова, Г. В. Юсупова Е. Л. Яковлева),
30
необходимы изменения сферы и смыслов современного непрерывного образования людей с ограниченными возможностями здоровья исходя из современных реалий российской образовательной системы [2; 4; 5; 6].
В Российской Федерации система непрерывного инклюзивного образования только начинает формироваться. Как указано в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [7]. В инклюзивном образовании модель непрерывной образовательной вертикали предполагает схему построения маршрута обучения ребенка с инвалидностью с учетом преемственности доступности и качества учебно-реабилитационных услуг: (а) дошкольного образовательного учреждения; (б) общеобразовательного учебного заведения; (в) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; (г) центра социально-психологической реабилитации; (д) среднего профессионального учебного заведения; (е) высшего учебного заведения; (ж) учреждений дополнительного образования; (з) других заинтересованных учреждений (общественные организации, поликлиники, учреждения соцзащиты и т. п.). В свою очередь система непрерывного инклюзивного образования представляет собой: во-первых, совокупность преемственных профессиональных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского педагогического образования; во-вторых, сеть взаимодействующих между собой учебных заведений и учреждений среднего, высшего и послевузовского педагогического образования; в-третьих, федерально-региональную систему управления педагогическим образованием.
Непрерывное инклюзивное образование для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья и их семей является чрезвычайно важным, так как позволяет иметь предсказуемую образовательную стратегию, преемственность форм и методов, технологий адаптации и интеграции, а также возможность выбора оптимального варианта обучения и воспитания ребенка с инвалидностью.
В свою очередь создание системы доступного и качественного непрерывного образования для лиц с инвалидностью возможно при реализации трех групп условий: структурно-функциональных, адаптивно-интеграционных и психолого-педагогических [1].
Структурно-функциональные условия характеризуются модернизацией социальной и образовательной среды, а также структуризацией интегрированного учебно-реабилитационного процесса. К этой группе условий можно отнести: (а) внедрение в каждой образовательной организации целостной системы социально-педагогической поддержки детей и молодежи с инвалидностью, учитывающей материально-техническое, кадровое, учебно-
методическое, медико-реабилитационное и ресурсное обеспечение организации; (б) обеспечение эффективного функционирования учебно-
реабилитационного структурного подразделения (службы, центра, отдела, сектора) по сопровождению лиц с ограниченными возможностями, изменяющего традиционную систему работы с детьми и молодежью данной категории; (в) реализация механизма социального партнерства образовательных организаций с местными органами исполнительной власти, территориальной
31
громадой и общественностью, направленного на создание и выполнение региональной программы поддержки инклюзивного образования детей и молодежи с инвалидностью. Реализация данной группы условий определяет содержательные и структурные изменения в концепции и модели непрерывного инклюзивного обучения лиц с инвалидностью, предполагает региональную и государственную поддержку деятельности учебно-реабилитационных центров инклюзивного образования лиц с инвалидностью.
Адаптивно-интеграционные условия направлены на расширение прав и возможностей детей и молодежи с инвалидностью в сфере непрерывного инклюзивного образования, а также включение данной категории в социокультурную и образовательную среду. В эту группу условий входят: (а) совершенствование архитектурно-средовой инфраструктуры образовательных учреждений, общежитий, а также учреждений, являющихся базами практик, досуга, способствующих обеспечению равных прав и возможностей в процессе адаптации лиц с инвалидностью к условиям обучения; (б) развитие социальных связей детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья, направленное на их интеграцию в коллектив сверстников, включение в активную жизнь; (в) модернизация и адаптация учебных программ, индивидуальных планов в соответствии с потребностями и возможностями лиц с инвалидностью, внедрение индивидуальных учебно-реабилитационных программ, позволяющих совершенствовать подготовку адаптированного учебнометодического обеспечения дисциплин. Реализация данных условий позволит создавать в образовательных учреждениях доступную архитектурно-средовую инфраструктуру, соответствующую типовым строительным нормам, а также определить содержание, формы, методы, технологии адаптации и интеграции социально-педагогической поддержки детей и молодежи с ограниченными возможностями.
Содержанием психолого-педагогических условий являются особенности социализации и организации процесса непрерывного обучения детей и молодежи с ограниченными возможностями, а также методическая готовность преподавательского состава к работе с этой категорией лиц. К данной группе условий относятся: (а) соотнесение объема учебной нагрузки с возможностями и способностями, психофизическим состоянием детей и молодежи с ограниченными возможностями, способствующее повышению эффективности социально-педагогической поддержки обучения в интегрированной среде; (б) обеспечение внедрения технологий и методик социальнопедагогической поддержки учащихся и студентов с ограниченными возможностями, позволяющее оптимизировать учебно-воспитательный процесс в инклюзивных классах и интегрированных академических группах; (в) повышение профессионализма преподавательского и обслуживающего персонала, направленное на оптимизацию организации непрерывного инклюзивного образования детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, для развития целостной системы непрерывного инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимо создать определенные условия согласно государственным приоритетам и стратегиям развития образования в Российской Федерации, а также с учетом потребностей, возможностей и психофизиологических показателей лиц указанной категории.
32
Список литературы
1. Богинская Ю.В. Социально-педагогическая поддержка студентов с ограниченными возможностями в высших учебных заведениях: теория и практика: монография. - Ялта: РИО РВУЗ «КГУ», 2012. - 384 с.
2. Госпорьян А. С. Регулирование системы непрерывного интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в Российской Федерации / А. С. Госпорьян // Социальная политика и социология. - 2009. - № 5. - С. 219-229.
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы. - URL: http://минобрнауки.рф/документы/
4106/файл/3039/Р08ТАМ(ЭУ1ЕМ1Е_оМ5_арге1уа_2014д._№_295_^Г
4. Интеграция детей с ограниченными возможностями в процессе непрерывного (детский сад - школа - техникум - вуз) инклюзивного образования в городе Петрозаводске и районах Республики Карелия. Материалы исследования по проекту и практический опыт. -Петрозаводск, 2007. - 138 с.
5. Москвина А. В. Инклюзивный подход к непрерывному образованию людей с ограниченными возможностями здоровья // Непрерывное образование: XXI век. - Вып. 1 - 2013. -DOI: 10.15393/j5.art.2013.1944
6. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / Д.З. Ахметова,
З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и др. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. - 255 с.
7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - URL:http://минобрнауки.рф/документы/2974
8. Decision No 1720/2006/EC of the European Parliament and of the Council of 15 November 2006 Establishing an Action Programme in the Field of Lifelong Learning // Official Journal of European Union. - 2006. - L327. - November 24.
33