Научно-практическая статья
УДК 278 © Е. Н. Щеголихин, 2021
DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-1-84-61-65
13.00.08 Теория и методика профессионального образования
Условия самореализации личности в мультимедийной образовательной среде вуза
Щеголихин Евгений Николаевич 1
начальник отдела информационно-технического обеспечения учебного процесса. E-mail: [email protected]
1 Краснодарский университет МВД России, 350005, Краснодар, ул. Ярославская, 128, Россия
Реферат
Введение. Социокультурные изменения в обществе актуализируют проблему профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде образовательной организации МВД России, выступающей значимым вектором практико-ориентированной подготовки курсантов, определяющей динамику и эффективность их профессионального роста. Целью данного исследования стало выявление взаимосвязи мотивации и направленности на профессиональную самореализацию личности в процессе подготовки в вузе. Материалы и методы. Для изучения специфики профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде образовательной организации МВД России проведен анализ проблемных вопросов, имеющих место в процессе практико-ориентированной подготовки. Использовалась методика «Тест-суждений самореализации личности». В исследовании приняли участие курсанты первого курса в количестве 42 человек в возрасте от 19 до 21 года. Результаты и обсуждение. На основе выявленного противоречия между необходимостью совершенствования процесса профессиональной самореализации курсантов в МВД России с учетом современных требований и недостаточной разработанностью теоретического обоснования его содержания, внедрения педагогических условий и информационно-коммуникационных практико-ориентированных технологий в образовательный процесс высшей школы разработаны педагогические условия как совокупность необходимых и достаточных средств, содействующих организации самообразования, созданию практико-ориентированных условий, направленных на профессиональную самореализацию, способствующих индивидуальной и дифференцированной помощи курсантам, формированию доверительного поля взаимодействия субъектов, внедрению активных методов обучения, профессиональной направленности используемых электронных образовательных программ и образовательных информационно-коммуникационных технологий. Выводы. Разработанные и реализованные в практике подготовки курсантов условия могут представлять практический интерес для использования идей самореализации личности в мультимедийной образовательной среде вузов системы МВД России.
Ключевые слова: самореализация; условия, информатизация; мультимедийная образовательная среда.
Для цитирования: Щеголихин Е. Н. Условия самореализации личности в мультимедийной образовательной среде вуза // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26, № 1(84). С. 61-65. Р01: 10. 24412/1999-6241-2021-1-84-61-65
Основные положения
1. Рассмотренные условия профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде образовательной организации МВД России позволяют совершенствовать процесс практико-ориентированной подготовки, направленной на использование современных информационно-образовательных программ.
2. Уровень профессиональной деятельности сотрудников полиции зависит от эффективности условий профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде в процессе обучения в образовательной организации МВД России.
Введение
Актуальность, значимость и сущность проблемы.
Идея самореализации и самоактуализации на современном этапе совершенствования высшего отечественного образования является центральной. Самореализация личности, как считает Маслоу, важнейшая потребность в реализации своих возможностей, своих потенциальных качеств. При этом данные качества называют по-разному: самоактуализацией, самореализацией, интеграцией, психическим здоровьем, индивидуализацией, автономией, креативностью, продуктивностью. «Это синонимы реализаций потенций индивида, становления человека в полном
смысле этого слова, становления тем, кем он может стать» [1]. Динамизм преобразований, происходящих в информационно и технологически насыщенном современном мире, выдвигает высокие требования к самореализации личности в непрерывно изменяющихся условиях. Специфика этого процесса в рамках современной образовательной организации связана с изменением содержания информационного пространства, его противоречивостью, изменением целей и задач системы образования [2]. Целью данного исследования стало определение взаимосвязи мотивации и направленности на профессиональную самореализацию личности в процессе подготовки в вузе.
Теоретические предпосылки и состояние проблемы. В конце прошлого столетия приоритетным для подготовки конкурентоспособных специалистов стало приобретение информационной компетентности, что потребовало систематизации разрозненных эклектичных средств информатизации. Стала очевидной необходимость разработки целостной системы, способной обеспечить прорыв в разработке информационной среды в вузе. С ориентацией на компетентностную парадигму в подготовке специалистов новой формации в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования отмечается необходимость формирования
у обучающихся готовности работать с источниками информации, использовать в практической деятельности современные технологии получения информации. Информационная среда вуза включает мультимедиа, представляя в таком случае мультимедийную образовательную среду, позволяющую взаимодействовать с внешним миром через электронные образовательные программы, сеть Интернет, Интранет и т. д.
В условиях мультимедийной образовательной среды проблема самореализации понимается как реализация себя, удовлетворение своих познавательных потребностей, мотивов и целей профессионального самосовершенствования. Приверженцы гуманистической психологии К. Роджерс, Д. Олпорт, А. Маслоу полагают, что стремление к самосовершенствованию предусматривает направленность на общечеловеческие ценности и смыслы. Вместе с тем развитие личности происходит целостно и является результатом собственной деятельности человека [3].
Самореализация как объективный процесс носит процессуальный, динамический характер и не может завершиться, так как у личности постоянно возникают новые идеи, цели, стремления. Маслоу отмечает, что самореализация предполагает стремление человека к развитию своих потенциальных задатков и возможностей. Процесс интенсивной и осознанной самореализации происходит в студенческие годы. В направленности на профессиональную деятельность личность соотносит свои достижения с другими субъектами внешней части среды. Данный процесс имеет и обратную направленность: личность пытается повлиять на окружающую его среду, ибо человек меняется в среде и с помощью среды.
Для эффективного процесса самореализации в мультимедийной образовательной среде значимыми представляются условия, влияющие на интенсивность данного процесса [4; 5].
В контексте данной проблемы мы рассматриваем педагогические условия профессиональной самореализации обучающихся в вузе, учитывающие:
1) направленность на практико-ориентированную подготовку с учетом мультмедийной образовательной среды;
2) влияние внешних и внутренних факторов образовательной организации, в рамках которой обучающиеся осуществляют самореализацию;
3) мотивацию обучающихся, способствующую осмыслению инновационности и креативности процесса овладения информационными и коммуникационными технологиями.
При определении условий профессиональной самореализации в мультимедийной образовательной среде мы исходили из того, что на современном этапе развития высшего образования отмечаются низкие профессиональная компетентность и конкурентоспособность. Решить данную проблему может практико-ориентированная направленность процесса подготовки специалистов.
Практико-ориентированную направленность обучающихся в вузе трактуют как приобретение профессионального опыта в процессе освоения профессиональной среды в результате различных видов практик, предусмо-
тренных учебным планом (Ю. П. Ветров, Н. И. Клушина
[6]); как освоение профессионально ориентированных технологий, нацеленных на формирование профессионально важных качеств на основе использования возможностей контекстного обучения (А. А. Вербицкий
[7], В. А. Шершнева [8]). Практическое знание своей профессии в условиях конкуренции на рынке труда молодых специалистов требует дополнительных усилий в процессе образовательной деятельности в вузе через формирование мотивации обучающегося, способствующей его саморазвитию. Позитивная мотивация профессиональной практико-ориентированной деятельности обучающегося в условиях мультимедийной образовательной среды является основой эффективности самореализации, ибо «высокий уровень профессиональной мотивации субъекта — одно из основных условий его эффективной профессиональной деятельности» [9].
Истоки концепции самореализации личности отмечены в работах 1902 г., когда данное понятие было определено как «осуществление возможностей развития „Я"» [10]. В Оксфордском словаре приводится следующее толкование: «Самореализация — реализация собственных усилий человека, возможностей развития „Я". Этот процесс может быть назван самореализацией (или развитием)... Согласно христианским воззрениям, это не вершина достижений, но божий дар» [11].
Разрабатывая концепцию профессиональной самореализации курсантов, мы учитывали значение данного понятия как «сбалансированное и гармоничное раскрытие всех аспектов личности; развитие генетических и личностных возможностей» [12]. Было принято за основу мнение А. Маслоу [1], Э. Фромма [13] о том, что самореализация является показателем личностной зрелости и одновременно условием ее достижения. В процессе профессиональной самореализации курсантов подтверждаются слова Э. Фромма о том, что жизнедеятельность человека как «растение стремится быть здоровым растением, как зерно содержит в себе стремление стать деревом» [13, с. 220]. При разносторонности теорий зарубежных исследователей их авторы склонны к тому, что своеобразие человека создает рамки его самореализации.
Несмотря на теоретическую и практическую значимость проведенных исследований, проблема профессиональной самореализации современного индивида в данной социокультурной ситуации остается не в полной степени изученной. Особый интерес представляют такие вопросы, как поведение личности и ее стремление к самореализации в условиях обучения в высшей школе.
Материалы и методы
Для изучения специфики профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде образовательной организации МВД России проведен анализ проблемных вопросов, имеющих место в процессе практико-ориентированной подготовки. Использовалась методика «Тест-суждений самореализации личности» [14]. В исследовании приняли участие курсанты первого курса в количестве 42 человек в возрасте от 19 до 21 года.
Результаты и обсуждение
В аспекте изучения проблемы самореализации личности нами были выявлены внутренние и внешние факторы мотивации обучающихся в условиях мультимедийной образовательной среды современного высшего учебного заведения.
В ходе исследования по методике «Тест-суждений самореализации личности» основное внимание уделено показателям самореализации личности (целенаправленность, оптимистичность, желание брать на себя ответственность, эмоциональность, самоконтроль и саморегуляция).
Анализ составляющих мотивации, способствующей направленности на профессиональную самореализацию, выявил, что наиболее значимые из них «ответственность», «настойчивость», «целеустремленность». Ответы обучающихся на вопросы анкеты свидетельствуют, что испытуемые готовы при осуществлении профессиональной деятельности брать на себя ответственность за свои действия и поступки (21,6%); они обладают целеустремленностью, способствующей достижению цели (40,8%); осознают значимость соблюдения правовых норм и правил поведения (45,6%).
Серия вопросов анкеты направлена на определение степени активности в стремлении к самореализации, что обусловлено рядом таких показателей, как темперамент, жизненная энергия. Как правило, активность и готовность личности к реализации своего потенциала значимо взаимосвязаны с ответственностью (43,2%).
На наш взгляд, вызывает интерес тот факт, что мотивация в процессе самореализации является основой для осуществления целенаправленной и планомерной работы над собой в условиях мультимедийной образовательной среды. При этом учитывались факторы эгоцентризма, побуждающие личность осуществлять узколичностные действия. Личность выбирает для себя определенные направления самореализации, которые формируются под влиянием социальной среды. Полученный результат свидетельствует о влиянии мотивационной направленности на уровень профессиональной самореализации. Была обнаружена закономерность, заключающаяся в том, что чем выше уровень профессиональной направленности, тем значимее мотивация самореализации (55,2%).
В процессе реализации разработанных условий были выявлены параметры мультимедийной образовательной среды, направленные на их профессиональную самореализацию:
— пространственность мультимедийной образовательной среды, учитывающая: а) предварительно проводимую профориентационную работу; б) предоставление исчерпывающей информации о приобретаемой профессии; в) разработку информационных программ для адаптации обучающихся; г) организацию взаимодействия с преподавателями, работодателями на основе проведения бесед, мастер-классов, дискуссий; д) проведение конференций на базе образовательной организации; е) наличие материально-технической базы, позволяющей эффективно реализовать основные функции мультимедийной образовательной среды;
— современный тайм-менеджмент [9] мультимедийной образовательной среды, предполагающий: а) формы и методы подготовки на основе организации учебного и свободного времени; б) систематическое проведение методических семинаров, посвященных освоению технологий тайм-менеджмента;
— организационная культура высшей школы, которая ориентирована на мультимедийную образовательную среду и учитывает образовательную деятельность педагогического коллектива, реализующую адаптацию электронно-образовательных программ;
— когерентность (согласованность) мультимедийной образовательной среды, предполагающая: а) высокую степень согласованности влияния на личность данной среды; б) учет запросов профессиональной деятельности; в) формирование у обучающихся личностных и профессиональных качеств, необходимых для эффективной деятельности в современном обществе;
— активность мультимедийной образовательной среды, выраженная во внедрении передовых информационных технологий;
— мобильность мультимедийной образовательной среды, отвечающая современным запросам практической деятельности, использование технологий, мультимедиа-программ, презентаций и пр.
Анализ условий, эффективных для самореализации личности в мультимедийной образовательной среде, свидетельствует, что мультимедийные программы направлены на развивающее обучение, способствуют интенсификации процесса усвоения знаний, комбинированию электронных образовательных программ на основе применения компьютерных технологий, предоставляют обучающимся множество различных вариантов решения проблемы. Кроме того, тщательно подобранное содержание практико-ориентированной подготовки придает процессу приобретения информационной культуры личностный смысл и ценность. Технологии получения и обработки информации раскрывают синергетический спектр процесса обучения, которое выступает содержательным элементом мультимедийной образовательной среды как открытой информационной системы.
Важнейшим условием самореализации личности в мультимедийной образовательной среде является овладение способами взаимодействия обучающихся, к которым следует отнести:
— групповые и мелкогрупповые занятия, посвященные поиску и систематизации информации по изучаемой проблеме;
— продуктивное участие в презентации самостоятельно полученного материала, что обеспечивает познавательную активность, мотивацию к самореализации;
— ситуации, содействующие развитию коммуникативных и организаторских способностей;
— самопознание своих индивидуальных и профессиональных качеств, помогающих активной самореализации в учебной деятельности и самообразовании.
Саморазвитие личности в мультимедийной образовательной среде обеспечивается взаимосвязью человека
с внешним миром и его адаптацией в ней, способностью к самостоятельному пополнению знаний. В условиях такой среды эффективно осуществляется самопрезентация курсантов, что предопределяет возможность саморазвития в мультимедийной образовательной среде. В условиях мультимедийной образовательной среды меняются функции преподавателя: курсант получает навыки самообразования и самоорганизации. Самообразование в процессе мультимедийного обучения способствует включенности личности в пополнение знаний, умений и навыков в соответствии с потребностями самоизменения и самовоспитания.
Таким образом, стремление к самореализации личности наиболее эффективно формируется в студенческие годы в мультимедийной образовательной среде. Это обусловлено стремлением личности обрести свой социальный статус: мультимедийная образовательная среда способствует самоутверждению, определению тактических и стратегических целей личности в учебно-профессиональном становлении, побуждает к активности и непрерывному саморазвитию.
Выводы
1. Представленные условия профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде вуза содействуют практико-ориентированной
направленности, индивидуальной и дифференцированной помощи курсантам, взаимодействию субъектов образовательного процесса, внедрению активных методов обучения на основе электронных образовательных программ и образовательных информационно-коммуникационных технологий.
2. Определены параметры мультимедийной образовательной среды, направленные на их профессиональную самореализацию (пространственность; современные технологии тайм-менеджмента; организационная культура высшей школы, когерентность (согласованность); активность; мобильность) с учетом современных запросов практической деятельности.
3. Предложенные в статье педагогические пути решения проблемы являются научно-методической основой для дальнейшего исследования феномена профессиональной самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде образовательной организации МВД России.
Перспективы. Рассмотренные аспекты исследуемой проблемы не исчерпывают всей ее полноты. Дальнейшего изучения требуют вопросы самоорганизации курсантов, использования современных технологий тайм-менеджмента, направленных на интенсификацию образовательной деятельности ведомственных вузов.
Список литературы
1. Maslow A. H. Toward a psychology of Being. 2-nd ed. N.-Y., 1968. 153 p.
2. Turavets N. R., Skripkina A. V., Gorbacheva D. A., Gorbachev A. A. Business reputation and management of the socio-pedagogical image formation of institutions of higher education. International journal of humanities and cultural studies (IJHCS). 2016. No 12(107). Pp. 266-270.
3. Туравец Н. Р., Щуров Е. А. Методологические аспекты концепции профессионального саморазвития курсантов в процессе обучения в вузе МВД России // Региональная культура как фактор устойчивого развития общества: социально-политические, этнонациональные и информационные аспекты : сб. мат-лов междунар. науч. конф. Краснодар, 2013. С. 285-290.
4. Кудинова И. Б., Белоусова С. С. Взаимосвязь духовно-нравственного самосознания и самореализации личности в период взрослости // Вестник РУДН. Серия : Психология и педагогика. 2017. № 14(1). С. 38-51.
5. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. 119 с.
6. Ветров Ю. П., Клушина Н. И. Практико-ориентированный подход // Высшее образование в России. 2002. № 6. С. 43-46.
7. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М., 2004. 84 с.
8. Шершнева В. А. Как оценить междисциплинарные компетентности студента // Высшее образование в России. 2007. № 10. С. 48-50.
9. Скрипкина А. В., Бойко К. Ю. Организация и самоорганизация учебного времени студентов как ресурс современного высшего образования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 8. С. 257-259.
10. Dictionary Psychology and Philosophy / Ed. by Baldwin J. M. Vol. II. London, 1902. 512 p.
11. The Oxford English Dictionary. Second edition / Prepared by Simpson J. A., Wein S. C. Vol. XIV. Oxford, 1989. 921 p.
12. A Comprehensive Dictionary of psychological and psychoanalytical terms a gwide to usage / Ed. by Horacl B. N.-Y., London, Toronto, 1958. 488 p.
13. Фромм Э. Душа человека. М., 1998. 664 с.
14. Кудинов С. И. Полисистемный подход исследования самореализации личности // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 11. С. 337-346.
Поступила 10.09.2019; одобрена после рецензированиям 20.11.2019; принята к публикации 30.07.2020.
Practical Science Article
UDC 278 © E. N. Shchegolikhin, 2021
DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-1-84-61-61-65
13.00.08 Theory and Methods of Professional Education
Facilities for Personal Self-Realization in the University Multimedia
Educational Environment
Evgeny N. Shchegolikhin 1
chief of the Informational Technical Support Service, post-graduate student. E-mail: [email protected] 1 Krasnodar University of the Russian Ministry oflnternal Affairs, 128, Yaroslavskaya st., Krasnodar, 350005, Russia Abstract
Introduction. Socio-cultural changes in the community cause the problem of cadets' professional self-realization in a multimedia learning environment of the educational organization of the Russian Ministry of Internal Affairs, which is a significant area of cadets' practice-focused training and it determines the dynamics and effectiveness of the professional growth. The aim of the research is to reveal interconnection between motivation and focus on professional self-realization of a person in the course of studies at a higher educational institution. Materials and Methods. To study the specifics of cadets' professional self-realization in a multimedia learning environment of an educational organization of the Russian Ministry of Internal Affairs some problematic issues arising in practice-focused training were examined. The method of "Test-Judgments of Personal Self-Realization" was employed. The survey involved forty-two first-year cadets from 19 to 21 years old. Results and Discussion. Basing on the revealed contradictions between the necessity for improvement of the process of cadets' professional self-realization in the Russian Ministry of Internal Affairs with regard to modern requirements on the one hand and insufficiently developed theoretical reasoning of its content, implementation of pedagogical conditions and informational communication practice-focused technologies into the educational process of the higher school on the other hand, pedagogical facilities were developed as a collection of necessary and sufficient means contributing to the organization of self-education, creation of practice-focused facilities targeted on professional self-realization and promoting individual and differentiated assistance for cadets, formation of confidential area of interaction among the subjects, implementation of active learning methods, professional focus of the applied electronic educational programmes and educational informational communication technologies. Conclusions. The facilities developed and implemented in the cadets' training can be of practical interest for using the concepts of personal self-realization in a multimedia educational environment of higher school of the Russian Ministry of Internal Affairs.
Keywords: self-realization; facilities; informatization; multimedia educational environment.
Citation: Shchegolikhin Е. N. Facilities for Personal Self-Realization in the University Multimedia Educational Environment. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2021. Vol. 26, № 1(84). Pp. 61-65 (In Russ.). DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-1-84-61-65
References
1. Maslow A. H. Toward a psychology of Being. 2-nd ed. N.-Y., 1968. 153 p.
2. Turavets N. R., Skripkina A. V., Gorbacheva D. A., Gorbachev A. A. Business reputation and management of the socio-pedagogical image formation of institutions of higher education. International Journal of Humanities and Cultural Studies (IJHCS). 2016. No 12(107). Pp. 266-270.
3. Turavets N. R., Shchurov E. A. Methodological Aspects of the Concept of Cadets' Professional Self-Development in the course of studying at a higher educational institution of the Russian Ministry of Internal Affairs. Regional Culture as the Factor of Stable Development of the Society: Socio-Political, Ethnic-National and Informational Aspects. Materials of international scientific conference. Krasnodar, 2013. Pp. 285-290. (In Russ.)
4. Kudinova I. B., Belousova S. S. Interrelation of Moral and Spiritual Self-Consciousness and Personal Self-Realization in Adulthood. Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy. 2017. No 14(1). Pp. 38-51. (In Russ.)
5. Kuzmina N. V. Teacher's Personal Professionalism of a Teacher and a Practical Training Supervisor. Moscow, 1990. 119 p. (In Russ.)
6. Vetrov Yu. P., Klushina N. I. Practice-focused Approach. Higher Education in Russia. 2002. No 6. Pp. 43-46. (In Russ.)
7. Verbitsky A. A. Competence-based Approach and the Theory of Context learning. Moscow, 2004. 84 p. (In Russ.)
8. Shershneva V. A. How to Estimate Student's Interdisciplinary Competences. Higher Education in Russia. 2007. No 10. Pp. 48-50. (In Russ.)
9. Skripkina A. V., Boyko K. Yu. Students' Learning Time Management and Self-Management as a Resource of Higher Education. Humanities, Socio-Economics and Social Sciences. 2015. No 8. Pp. 257-259. (In Russ.)
10. Dictionary Psychology and Philosophy. Ed. by Baldwin J. M. Vol. II. London, 1902. 512 p.
11. The Oxford English Dictionary. Second edition. Prepared by Simpson J. A., Wein S. C. Vol. XIV. Oxford, 1989. 921 p.
12. A Comprehensive Dictionary of psychological and psychoanalytical terms a guide to usage. Ed. by Horacl B. N.-Y., London, Toronto, 1958. 488 p.
13. Fromm E. Man's Soul. Moscow, 1998. 664 p. (In Russ.)
14. Kudinov S. I. Polysystem Approach to the Studies of Personal Self-Realization. Siberian Pedagogical Journal. 2007. No 11. Pp. 337-346. (In Russ.)
Submitted: 10.09.2019; approved after reviewing: 20.11.2019; accepted for publication: 30.07.2020.