Научная статья на тему 'Условия реализации стратегии инновационного развития в России'

Условия реализации стратегии инновационного развития в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
432
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЧП / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ / СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хромова С. В., Попадюк Т. Г.

В современных условиях экономическое развитие страны невозможно без стимулирования инновационной активности. Уровень конкурентоспособности страны на общемировом рынке, а также основные макроэкономические показатели тесно взаимосвязаны с развитием инновационной сферы. Именно поэтому на данный момент Россия проводит активную инновационную политику, разрабатывая и проводя различные программы, как на федеральном, так и на региональных уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия реализации стратегии инновационного развития в России»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070

Продолжение таблицы 1

2012 17 117 37

2013 59 126 85

2014 29 156 80

Не раскрыто преступлений

2010 2 0 2

2011 0 0 2

2012 1 7 6

2013 0 0 0

2014 0 47 2

Преступления, уголовные дела по которым переданы в суд

2010 84 187 64

2011 28 204 116

2012 13 84 23

2013 53 136 94

2014 14 88 79

Таким образом, из данных таблицы видно, что снижается количество зарегистрированных преступлений по статьям 285 и 290 УК РФ, снижение составило 67,8% и 19,6% соответственно. Что касается раскрываемости преступлений, то она практически 100%. Так, по статьям 285 и 291 УК РФ количество нераскрытых преступлений варьируется от 0 до 6. Также необходимо отметить, что преступления, уголовные дела по которым переданы в суд, составляют существенную долю. Хотя не наблюдается стабильной тенденции роста или снижения данного показателя.

Однако проведенные анализ выявил и некоторые пробелы в деятельности правоохранительных органов по борьбе с экономическими преступлениями. Так по статье 291 УК РФ за исследуемый период выросло количество зарегистрированных преступлений на 35,6%. Также значительное количество не раскрытых преступлений отмечено по статье 290 УК РФ в 2014 году - 47 или 30,1%. Таким образом, Министерству внутренних дел России необходимо выработать меры по повышению эффективности работы по борьбе с экономическими преступлениями и обеспечению экономической безопасности страны с учетом современных тенденций в этом направлении. Список использованной литературы:

1. Хиревич Э. Ю. Инвестиционная безопасность регионов России как подсистема экономической безопасности страны [Текст] / Э. Ю. Хиревич, С. В. Швейцер // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 291-296.

2. Мусаев С. Г. Функции и задачи органов внутренних дел РФ по борьбе с экономическими преступлениями [Электронный ресурс]: КиберЛенинка — научная электронная библиотека, 2012. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-i-zadachi-organov-vnutrennih-del-rf-po-borbe-s-ekonomicheskimi-prestupleniyami

3. Правонарушения [Электронный ресурс]: Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/infraction/#

© Хиревич Э.Ю., Швейцер С.В., 2016

УДК33

С.В. Хромова

Студентка 2 курса магистратуры факультета «Менеджмент» Финансовый университет при Правительстве РФ Научный руководитель: Т.Г. Попадюк д.э.н., проф., зам. зав. кафедрой «Инвестиции и инновации»

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ

Аннотация

В современных условиях экономическое развитие страны невозможно без стимулирования

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070

инновационной активности. Уровень конкурентоспособности страны на общемировом рынке, а также основные макроэкономические показатели тесно взаимосвязаны с развитием инновационной сферы. Именно поэтому на данный момент Россия проводит активную инновационную политику, разрабатывая и проводя различные программы, как на федеральном, так и на региональных уровнях.

Ключевые слова

ГЧП, инновации, инновационная политика, инновационная Россия, стратегия инновационного развития

На современном этапе развития мировой экономики лидерами по большинству макроэкономических показателей являются страны, активно развивающие инновационный сектор. К примеру, по данным 2014 года максимальный уровень ВВП был у США ($ 17 419 млрд) и у Китая ($ 10 354 млрд)38. При этом и США, и Китай являются одними из лидеров по инновационному индексу, Россия же занимает лишь 49 место39. По этому стратегически важным является активное развитие инновационной сферы.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим инновационное развитие РФ, является программа «Инновационная Россия - 2020»40 - стратегия инновационного развития РФ в период с 2011 по 2020 гг. «Инновационная Россия - 2020» отражает основные цели, задачи, приоритетные направления и инструменты инновационной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях. Стратегия также задает приоритетные направления развития субъектам инновационной деятельности и определяет основы финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации научных разработок.

Основной целью, которую преследует стратегия «Инновационная Россия - 2020», является переход российской экономики к 2020 году на инновационной путь развития. При этом экономический рост и инновационное развитие тесно взаимосвязаны. Планируется, что инновационное развитие должно стать основным источником экономического роста за счет увеличения производительности труда, а также повышения эффективности производства в различных секторах экономики. В свою очередь, общий экономический рост сделает возможным появление новейших технологий, а также позволит государству более активно инвестировать в инновационное развитие.

Согласно программе «Инновационная Россия - 2020» среди основных направлений реализации инновационной стратегии России можно выделить:

• Формирование компетенций для инновационной деятельности;

• Усиление вовлеченности бизнеса в инновации;

• Повышение эффективности научной деятельности;

• Повышение общего уровня инновационности государства;

• Создание необходимой инфраструктуры для инновационного развития;

• Усиление вовлеченности в общемировую инновационную систему.

Первое из приоритетных направлений - формирование компетенций для инновационной деятельности. Его планируется осуществить, в первую очередь, за счет улучшения системы образования путем повышения квалификации педагогических кадров, модернизации как среднего, так и высшего образования и привлечения из-за рубежа высококвалифицированных специалистов. Крайне необходимым аспектом является культура непрерывного образования, в том числе и самообразования, желание самосовершенствования и стремление к получению новых навыков и знаний. Не менее важным является изучение иностранных языков, как фактор усиления коммуникаций с высококвалифицированными иностранными коллегами. На данный момент проводятся мероприятия по повышению престижа инновационной деятельности и привлечению молодых специалистов в эту отрасль.

38 The World Bank. GDP Ranking 2014 - http://data.worldbank.org/data-catalog/GDP-ranking-table

39 The Global Innovation Index 2014 - https://www.globalinnovationindex.org/content/page/GII-Home/

40 Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N2227-p «Об утверждении Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года» - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070

Вторым направлением реализации инновационной стратегии России является усиление вовлеченности бизнеса в инновации. Ключевым моментом здесь является принятие мер по повышению качества взаимодействия различных сторон (бизнеса, науки, государства, общества). Для этого необходимо формировать среду, благоприятную для инновационной деятельности. При этом необходимо устранить барьеры, которые сдерживают распространение инновационных технологий и активности, усилить стимулы для компаний различных масштабов к новейшим технологиям и разработкам. Немаловажным аспектом является предоставление налоговых льгот для инновационных предприятий, а также их субсидирование. При этом предоставление налоговых льгот является более простым процессом, поскольку государство не имеет необходимости предоставлять уже имеющиеся в его распоряжении средства, а лишь предоставляет возможность предпринимателям оставить себе часть заработанных ими ранее средств, подлежащих перечислению в бюджет.

Третье направление реализации инновационной стратегии России - повышение эффективности научной деятельности. Для этого необходимо предпринять меры для повышения качества кадрового потенциала, повышения эффективности сектора исследований и разработок, наращивания исследовательского потенциала на ключевых направлениях, в том числе за счет внедрения новых форм взаимодействия государства и бизнеса таких, как ГЧП. Таким образом, представляется крайне важным развитие механизмов и инструментов координации и взаимодействия всех участником инновационного процесса.

Четвертым направлением является повышение общего уровня инновационности государства. Его можно достичь, в первую очередь, за счет модернизации системы государственного управления и предоставления государственных услуг населению. Поэтому параллельно со стратегией «Инновационная Россия - 2020» реализовывается такая государственная программа, как «Информационное общество (20112020 гг.)»41. В рамках нее проводятся различные мероприятия по переводу услуг, которые осуществляют органы государственной и муниципальной власти населению, в электронную форму, развитию информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, внедрению информационных технологий в систему государственного управления и повсеместному внедрению электронного документооборота.

Примерами реализации данной программы являются электронные ресурсы «Портал государственных услуг РФ» и «Активный гражданин».

Портал государственных услуг РФ42 - справочно-информационный портал, который обеспечивает доступ физических и юридических лиц к государственным и муниципальным услугам РФ. Так, по данным Минкомсвязи РФ, за 2014 год порталом было оказано 16,8 млн федеральных услуг, 394 тыс региональных услуг и 339 тыс муниципальных услуг. Общее число зарегистрированных пользователей составило более 13 млн человек (почти вдвое больше, чем в 2013 г.).

Платформа «Активный гражданин»43 представляет собой систему электронных референдумов, которая была запущена по распоряжению Правительства Москвы в 2014 году. Главной задачей данной проекта является получение мнения граждан по вопросам, касающимся развития города. Так, по данным Правительства Москвы, всего за год работы проекта было зарегистрировано свыше 1 млн участников и проведено более 580 голосований в различных сферах жизни города, более 250 которых были реализованы. При этом популярность ресурса с каждым месяцем только увеличивается.

Таким образом, модернизация системы государственного управления проходит крайне активно, предоставляя все новые и новые услуги гражданам.

Помимо этого в рамках повышения общего уровня инновационности государства осуществляется

44

переход к осуществлению услуг по принципу «одного окна»44, то есть граждане имеют возможность

41 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» (2011-2020 годы)» -

http ://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162184/

42 Портал государственных услуг РФ - https://www.gosuslugi.ru/

43 Система электронных референдумов г. Москвы «Активный Гражданин» - https://ag.mos.ru/

44 Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 N 1376 «Об утверждении правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» -https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139747/

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070

получить весь комплекс услуг в одном месте. По данным Министерства Экономического Развития РФ, по состоянию на 22 октября 2014 года, на территории России было создано 1353 таких центра. Многофункциональные центры действуют под брендом «Мои документы».

Активное внедрение инновационных технологий в социальный сектор позволяет значительно повысить уровень оказываемых услуг, сократить сроки их предоставления, обеспечить контроль их качества, повысить их доступность населению. Немаловажным фактором является привлечение иностранных экспертов, которые на опыте своих стран могут оптимизировать систему оказания государственных услуг.

Также для успешной реализации мер, направленных на поддержку и стимулирование инноваций в социальной сфере и инфраструктурных отраслях проводится работа по снятию регуляторных ограничений на распространение инноваций, в том числе пересмотр государственных стандартов в области закупок, формирование механизмов передачи в частное управление объектов социальной инфрастурктуры и совершенствование лизинговых механизмов, в частности в области медицины и строительства.

На данный момент одну из ведущих ролей в снижении барьеров для инновационного бизнеса играет «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», основанное в 2011 году. Агентство осуществляет поддержку проектам, координируя их с финансовыми организациями, различными фондами, институтами развития, органами власти по вопросам оказания поддержки.

Немаловажным аспектом повышения общего уровня инновационности государства являются государственные закупки - инструмент стимулирования инновационной активности. Государственные закупки могут формировать спрос на инновации.

С целью реализации данной инициативы был создан интернет-портал «Госзакупки»45, координирующий заказчиков и поставщиков в едином пространстве. За 2015 год на сайте было заключено свыше 3 млн заказов на общую стоимость более 5 млн рублей. По данным сайта, крупнейшими заказчиками за 2015 год стали Федеральное агентство связи, Министерство промышленности и торговли РФ, Федеральное космическое агентство, Департамент строительства города Москвы, ГК «Росатом» и Министерство обороны РФ.

Пятым направлением реализации инновационной стратегии России является создание необходимой инфраструктуры. На данный момент проводятся мероприятия по развитию механизмов финансовой поддержки инновационных проектов на всех стадиях их реализации. Разработки, профинансированных в рамках действующих федеральных программ и получившие при этом положительные результаты, в дальнейшем поддерживаются инвестициями институтов развития. К примеру, ПАО «Роснано» помогает довести научные разработки, имеющие потенциал коммерциализации, до стадии работающего бизнеса. Таким образом, миссией ПАО «Роснано» является построение в России конкурентоспособной нанотехнологической индустрии. Для того, чтобы проект был одобрен к софинансированию, он должен удовлетворять следующим условиям: он должен быть технически реализуем и экономически выгоден, он должен принадлежать к сфере нанотехнологий, создавать производство на территории России и достичь годовой выручки не менее 250 млн руб через 5 лет после старта. Всего за время функционирования компанией было открыто 66 предприятий российской наноиндустрии.

Помимо обеспечения дополнительной поддержки наукоградов и технико-внедренческих особых экономических зон, в целях развития инновационной инфраструктуры был создан инновационный центр «Сколково». В рамках данного проекта были созданы 5 основных кластеров: информационный, биомедицинский, энергоэффективный, ядерный и комический. Сейчас центр «Сколково» - это 82 резидента, 33 центра коллективного пользования, 12 сервисов по обслуживанию бизнеса и 19 аккредитованных сервисных компаний. Однако данный проект не раз подвергался критике.

Последним направлением реализации инновационной стратегии России является усиление вовлеченности в общемировую инновационную систему.

Для развития российских инновационных предприятий необходимо устранить ограничения по выводу высокотехнологической продукции на зарубежные рынки, поэтому на данном этапе Россия активно сотрудничает с зарубежными коллегами в области инновационных бизнес-проектов.

45 Единая информационная система в сфере закупок «Госзакупки» - http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070

В целом, одной из главных предпосылок повышения эффективности инновационной деятельности является реализация инновационной политики на всех уровнях государственной власти. В целях реализации комплексного подхода к использованию инструментов поддержки инновационной деятельности представляется расширение практики использования ГЧП в том числе, в региональных программах и стратегиях развития.

Список использованной литературы:

1. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 №227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года»

2. Федеральный Закон от 23 августа 1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»

3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» (2011-2020 годы)»

4. Гаврилов А.В. Проект «Сколково» и современный опыт создания «наукоградов» // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - №4. - Том1. - С. 140-145

5. Молодчик А.В., Севастьянов В.П. Границы экономической целесообразности налоговых льгот для инновационных предприятий // Вестник Пермского Университета. - 2014. - №3. - С. 58-65

© Попадюк Т.Г., Хромова С.В., 2016

УДК 657

О. П. Цветкова

магистрант 2 курса факультета бухгалтерского учета и финансов Воронежский государственный аграрный университет Научный руководитель: Т. И. Кателикова к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» Воронежский государственный аграрный университет г. Воронеж, Российская Федерация

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РАСЧЕТОВ С

КОНТРАГЕНТАМИ

Аннотация

Статья посвящена вопросу эффективной организации внутреннего контроля состояния расчетов с контрагентами. Исследованы преимущества и недостатки внутреннего аудита, определены возможности его организации и предложен порядок проведения внутреннего аудита расчетов с контрагентами.

Ключевые слова

Внутренний контроль, внутренний аудит, аудит расчетов, расчеты с контрагентами.

Учетно-аналитическое обеспечение предприятия должно осуществляться посредством взаимодействия трех ключевых элементов: бухгалтерского учета, внутреннего контроля и анализа. Данная статья посвящена вопросу эффективной организации внутреннего контроля состояния расчетов с контрагентами. Исследованы преимущества и недостатки внутреннего аудита, определены возможности его организации и предложен порядок проведения внутреннего аудита расчетов с контрагентами.

Расчеты с контрагентами, под которыми принято понимать в основном расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, всегда были предметом пристального внимания со стороны руководства организаций. В современных условиях, когда хозяйственным субъектам приходится

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.