ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
условия развития спортивных достижений студентов правовых вузов
Кандидат юридических наук Р.Г. Ардашев1 1Сибирский юридический институт МВД России, Красноярск
УДК/ШС 796.077
Цель исследования - выявить условия развития спортивных достижений студентов правовых вузов.
Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 1200 студентов правовых вузов из Красноярска, Иркутска, Улан-Удэ. Методикой исследования выступил анкетный опрос, позволяющий судить о стратегии формирования спортивных достижений. Результаты исследования и их обсуждение. Показано, что иррациональный характер условий развития спортивных достижений студентов правовых вузов позволяет на уровне интуиции выстраивать стратегию спортивных достижений молодых людей. Форма и контекст отличаются в зависимости от векторов развития спортивных достижений. Иррациональность формирования стратегии спортивных достижений, с одной стороны, осложняет формализацию процесса мотивации молодых людей к спортивным достижениям, с другой стороны - расширяет способы работы с теми, кто нацелен на спортивные достижения.
Ключевые слова: иррациональные условия, студенты, спортивные достижения, мотивация, спорт, молодежь, правовые вузы.
coNDiTioNs for THE development oF spoRTs
achievements of law students
Candidate of Law R.G. Ardashev1 Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnyarsk
Поступила в редакцию 20.06.2022 г.
The purpose of the study is to identify the conditions for the development of sports achievements of law universities' students.
Methodology and organization of the study. 1200 students of law universities from Krasnoiarsk, Irkutsk, Ulan-Ude (9 universities in total) participated in the study. A questionnaire survey is used as the research methodology. It makes possible to judge the strategy for the formation of sports achievements. The trans-symbolic analysis is used for the data analysis. Study results and Conclusions. Their irrational nature is revealed, which allows building a strategy of young people's sports achievements at the level of intuition. The form and context differ depending on the vectors of sports achievements' development.The irrationality of the formation of a strategy for sports achievements, on the one hand, complicates the formalization of the process of motivating young people for sports achievements, on the other hand, it expands the ways of working with those who are aimed at sports achievements.
Keywords: irrational conditions, students, sports achievements, motivation, sports, youth, law schools.
Аннотация Abstract
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с га
Ii
О (U .с Н
Введение. Спортивные достижения - один из показателей физической, социальной и психологической устойчивости и целеустремленности личности. Они выступают косвенным критерием развития волевых и физических качеств, которые помогают достигать профессиональных и общественных целей. Это проявляется в бессознательных установках [1] и мотивах спортивной деятельности [2].
Цель исследования - выявить условия развития спортивных достижений студентов правовых вузов.
Методика и организация исследования. В исследовании, проводимом в 2022 г, приняли участие 1200 студентов правовых вузов из Красноярска, Иркутска, Улан-Удэ (всего девять вузов). Из них 700 девушек и 500 юношей в возрасте от 18 до 22 лет, занимающихся спортом более трех лет и имеющих уровень кандидата или мастера спорта. Методикой исследования выступил анкетный опрос, позволяющий судить о стратегии формирования спортивных достижений. При анализе данных был использован транссимволический анализ.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов исследования позволил определить разные векторы развития спортивных достижений.
Первый вектор - стратегия доказательства (38%). Формируется на основе желания доказать кому-либо (чаще родителям (46%), затем друзьям или недругам (41%), обществу в целом (13%) то, что он может чего-то добиться, показать и проявить себя. Он равнозначно представлен в групповых и индивидуальных видах спорта (51% и 49% соответственно).
Второй вектор - стратегия первенства (36%). Формируется как правило более осознанно и мотивированно в кругу друзей, увлекающихся этим же видом спорта (чаще члены команды (46%) или те, с кем вместе тренируется (54%). Этот вектор становится более осознаваем при следующем контексте - «первый среди равных». Этот вектор больше представлен в коллективных видах спорта, чем индивидуальных (70% и 30% соответственно).
Третий вектор - стратегия избегания (26%). Достижение спортивных результатов, потому что это становится защитой от чего-то или кого-то или поводом не попасть куда-то и т.д. Этот вектор наиболее представлен в индивидуальных видах спорта (92%), в командных только в 8%.
Обозначенные векторы имеют свои условия реализации. Транссимволический анализ показал их более ирра-
циональную составляющую в сознании молодых людей, где когнитивный уровень представлен полем представлений и знаний молодежи о спортивных результатах и достижениях (выявляется через существительные, используемые в характеристике своих достижений); аффективный уровень представлен эмоциональным полем переживаний при тренировках и соревнованиях, как положительного, так и отрицательного характера (выявляется через использование прилагательных при описании своих переживаний во время тренировок и соревнований); дея-тельностный уровень определяется реальными действиями, совершаемыми молодыми людьми для достижения и предъявления своих спортивных достижений (выявляется через глаголы, используемые респондентами, для описания своих спортивных достижений).
Вывод. Иррациональный характер условий развития спортивных достижений студентов правовых вузов позволяет на уровне интуиции выстраивать стратегию спортивных достижений молодых людей. Форма и контекст отличаются в зависимости от векторов развития спортивных достижений. Иррациональность формирования стратегии спортивных достижений, с одной стороны, осложняет формализацию процесса мотивации молодых людей к спортивным достижениям, с другой стороны - расширяет способы работы с теми, кто нацелен на спортивные достижения.
Литература
1. Ардашев, Р.Г. Бессознательные установки на спортивные достижения и профессиональную реализацию среди молодых работников силовых структур / Р.Г. Ардашев // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 3. - С. 28.
2. Полюшкевич, О.А. Различия в мотивационной структуре молодежи к занятиям традиционными и нетрадиционными видами гимнастики / О.А. Полюшкевич, П.С. Медведев // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 5. - С. 22.
Refere^es
1. Ardashev R.G. Unconscious Attitudes towards Sporting Achievements and Professional Realization among Young Workers of Law Enforcement Structures // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. 2021. No 3. P. 28.
2. Polyushkevich O.A., Medvedev P.S. Differences in the motivational structure of young people for traditional and non-traditional types of gymnastics // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. 2020. No 5. P. 22.
Информация для связи с автором: [email protected]
104
http://www.teoriya.ru
№8^ 2022 Август | August