Научная статья на тему 'СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗНАЧИМОСТИ СПОРТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДИ ГРУППОВЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА'

СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗНАЧИМОСТИ СПОРТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДИ ГРУППОВЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ / СПОРТ / МОЛОДЕЖЬ / ГРУППОВЫЕ ВИДЫ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ВИДЫ / СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ардашев Р.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗНАЧИМОСТИ СПОРТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДИ ГРУППОВЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА»

профессиональное образование

активно проявляют себя в учебной и внеучебной деятельности (табл. 2).

Взаимосвязь факторов мотивации обучения студентов с познавательным интересом представлена в табл. 3.

Как видно из табл. 3, фактор «Приобретение новых знаний» соотносится с очень высоким уровнем познавательного интереса ^=0,96), что свидетельствует о значимости лич-ностно-ориентированного подхода в организации занятий по физической культуре, а фактор «Продуктивное сотрудничество между преподавателями и студентами» соотносится с высоким уровнем познавательного интереса ^=0,73), что говорит о необходимости дифференциации и индивидуализации в ходе занятий по физической культуре.

Вывод. Разработанная программа развития познавательного интереса, направленная на получение студентами полноты освоения теоретических и методических знаний и навыков по физической культуре, способствует профессиональному становлению будущего специалиста, мотивирует выпускников к самосовершенствованию в будущей трудовой деятельности.

Литература

1. Кузьмин А.М. Педагогическая стратегия профессионального воспитания студентов вуза физической культуры / А.М. Кузьмин, И.Ю. Сазонов, И.В. Тарасевич. - Екатеринбург: Изд-во Урал. унта, 2019 - 184 с.

2. Новиков А.М. Профессиональное образование в России / А.М. Новиков. - М.: Академия, 2013. - 145 с.

3. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 2013. -160 с.

References

1. Kuzmin A.M., Sazonov I.Y., Tarasevich I.V. Pedagogicheskaya strategiya professionalnogo vospitaniya studentov vuza fizicheskoy kultury [Educational strategy of professional education of students of higher educational institution of physical culture]. Yekaterinburg: Ural un-ty publ., 2019. 184 p.

2. Novikov A.M. Professionalnoe obrazovanie v Rossii [Professional education in Russia]. Moscow: Akademiya publ., 2013. 145 p.

3. Schukina G.I. Aktivizatsiya poznavatelnoy deyatelnosti uchashchikhsya v uchebnom protsesse [Enhancing students' cognitive activity in educational process.]. Moscow: Pedagogika publ,, 2013. 160 p.

из портфеля редакции

субъективные представления о значимости спортивных достижений молодежи среди групповых и индивидуальных видов спорта

Кандидат юридических наук Р.Г. Ардашев1 1Академия управления министерства внутренних дел России, Москва

subjective ideas about the importance of sports achievements of young people among group AND individual SPORTS

Ph D R.G. Ardashev1

1Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Moscow

УДК/UDC 797.013

Ключевые слова: спортивные достижения, мотивация, спорт, молодежь, групповые виды, индивидуальные виды, субъективные представления.

Введение. Современная молодежь неодинаково воспринимает значимость спортивных достижений. Субъективная значимость спортивных достижений может возрастать или уменьшаться по мере воплощения того, что кажется приоритетным и актуальным. Она может опираться на мотивацию в реализации через спортивные достижения, о чем говорится в работе коллег [2], или же строиться как форма социального моделирования социализации молодого человека [1].

Цель исследования - выявить субъективные основания значимости спортивных достижений молодых людей.

Методика и организация исследования. Эксперимент проходил в 2020-2021 гг в форме авторского анкетного опроса (n=850). Возраст участников - от 18 до 25 лет, среди которых 45 % девушки и 55 % юноши. Участвовали обучающиеся в Академии управления МВД России и Восточно-Сибирский институте МВД, которые занимались такими видами спорта, как футбол, волейбол, хоккей (групповые), стрельба из автомата и пистолета, бег; теннис (индивидуальные). Массив данных обрабатывался при помощи пакета SPSS. Для статистического анализа применялись различные непараметрические критерии.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов выявил как очевидные закономерности, так и интересные явления современного этапа развития общества. К первым мы отнесли то, что для мужчин в два раза более значимы спортивные достижения, нежели для женщин (45,6 %> и 27,8 %> соответственно).

Однако в эту картину не вписываются предпочтения спортивных достижений среди девушек по спортивной стрельбе из автомата (значимы достижения для 26,4 % мужчин и 42,7 % женщин) и пистолета (для 32,3 % мужчин и 44,5 %

Поступила в редакцию 27.09.2021 г.

женщин), а также в индивидуальном беге на короткие (для 24,3 % мужчин и 39,9 % женщин) и длинные дистанции (для 27,7 %о и 41,2 %о женщин). То есть, если рассматривать индивидуальное первенство, то девушки более целеустремлены и активны, чем мужчины, и этот факт относим ко второму пункту - новым ориентирам социальной реализации девушек.

Доверительные различия имеются у девушек - по социальным представлениям «социального одобрения» (и=743,00, р=0,0621) и «социального капитала» ^=2,5643, р=0,0042), у юношей - по социальным представлениям «лидерской реализации» (и=632,00, р=0,0456) и «мужской реализации» ^=2,4354, р=0,0055). Для обеих групп доверительные различия касались только «финансовой мотивации» ^=2,4567, р=0,0013).

Выводы. В целом спортивные достижения в командных видах спорта более значимы для мужчин, в то время как для женщин приоритетными выступают индивидуальные спортивные достижения. Возможно это объясняется тем, что в силу социокультурных особенностей мужчины легче идут на групповое взаимодействие и даже при конкуренции могут работать более продуктивно и эффективно на групповой результат. Среди женщин меньше тех, кто ради команды готов делать больше, чем для самой себя, поэтому приоритет спортивных достижений в индивидуальном первенстве значительно более высок, нежели у мужчин.

Литература

1. Ардашев Р.Г. Бессознательные установки на спортивные достижения и профессиональную реализацию среди молодых работников силовых структур / Р.Г. Ардашев // Теория и практика физ. культуры. - 2021. - № 3. - С. 28.

2. Полюшкевич О.А. Различия в мотивационной структуре молодежи к занятиям традиционными и нетрадиционными видами гимнастики / О.А. Полюшкевич, П.С. Медведев // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 5. - С. 22.

Информация для связи с автором: ardashev.rg@bk.ru

№11 • 2021 Ноябрь I November

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.