Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ БЕССОЗНАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ СПОРТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ'

ОСОБЕННОСТИ БЕССОЗНАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ СПОРТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
30
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ / СТУДЕНТЫ / СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ / СПОРТ / МОЛОДЕЖЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ БЕССОЗНАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ СПОРТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА

дексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации: сайт. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://legalacts. ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-po-razrabotke-nauchno-obosnovannykh-modelnykh-kharakteristik-podgotovki-sportsmena/ (дата обращения: 22.03.2022).

References

1. Kovyazin V.M. Rejting modelnyh harakteristik fizicheskoy podgotov-lennosti lyzhnika-gonshchika ot novichka do mastera sporta [Rating of model characteristics of physical fitness of a ski racer from beginner to master of sports]. 2nd ed., sup. Tyumen, 2008. 96 p.

2. Krossovki, lyzhi i vintovka [Sneakers, skis and a rifle]. Gornovosti: website. [Electronic resource]. Avaible at: https://www.gornovosti.ru/

news/novosti/item/krossovki-lyzhi-i-vintovka90433-28328186912/ (date of access: 22.03.2022).

3. Metodicheskie rekomendacii po razrabotke nauchno-obosnovan-nyh model'nyh harakteristik podgotovki sportsmena po vidu sporta, imeyushchih prikladnoe znachenie [Methodological recommendations for the development of scientifically based model characteristics of athlete training in a sport of applied importance]. Laws, codes and normative legal acts of the Russian Federation: website. [Electronic resource]. Avaible at: https://legalacts.ru/doc/metod-icheskie-rekomendatsii-po-razrabotke-nauchno-obosnovannykh-modelnykh-kharakteristik-podgotovki-sportsmena/ (date of access: 22.03.2022).

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

особенности бессознательных стратегии Спортивных достижении студентов

Кандидат юридических наук Р.Г. Ардашев1 В.Н. Туркова2

1Сибирский юридический институт МВД России, Красноярск 2Институт экономики, управления и права Иркутского национального исследовательского технического университета, Иркутск

УДК/ШС 796.077

features of uNcoNscious sTRATEGiEs oF spoRTs AcHiEvEMENTs of students

PhD R.G. Ardashev1 V.N. Turkova2

1Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnoyarsk

institute of Economics, Management and Law Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk

Поступила в редакцию 29.06.2022 г.

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Ключевые слова: бессознательные стратегии, студенты, спортивные достижения, мотивация, спорт, молодежь.

Введение. Спортивные достижения являются важным показателем социальной успешности и реализованности спортсмена. Они позволяют заявить о себе как о человеке целеустремленном и волевом, так как спорт и тем более значимые достижения в нем нельзя получить, ничего не делая, не вырабатывая у себя определенные навыки и качества. Для части молодежи это вполне осознаваемые инструменты, которые помогут им достигнуть признания, известности и славы. Но для большей части молодых людей срабатывают бессознательные установки, которые опираются не на внешний социальный капитал, а на бессознательные стратегии личных успехов и достижений. Об этом более подробно изложено в наших более ранних работах [1 и др.], а также исследованиях коллег [2].

Цель исследования - выявить особенности бессознательных стратегий спортивных достижений студентов.

Методика и организация исследования. В опросе, проводимом в 2022 г., приняли участие 1200 студентов правовых вузов из Красноярска, Иркутска, Улан-Удэ (всего девять вузов). Из них 700 девушек и 500 юношей в возрасте от 18 до 22 года, занимающихся спортом более трех лет и имеющих уровень кандидата или мастера спорта.

Результаты исследования и их обсуждение. Для юношей спортивные достижения опираются на общее желание доказать свою силу (100 %). На бессознательном уровне -это реализация архетипа «героя» - спасателя других через личностные и физические качества, часто работающего на грани собственных возможностей (47 0%). Архетипа «стратега» - человека, последовательно идущего к реализации своих целей, чаще опирающегося на современные достижения медицины, инновационные методики тренировок и т. д. (36 %). Архетипа «революционера» - человека идущего вопреки, использующего любые средства для достижения своего результата (запрещенные средства, неэтичные приемы во время тренировок и соревнований, но не мешающие им получать желаемого результата) - 17 %. Первые два уровня более социально одобряемы, и те, кто используют эти стратегии, дополнительно получают социальное одобрение.

Третий уровень общественно порицается, поэтому к нему стремятся те, кто хотел бы разрушить устои, правила, нормы и в перспективе создать свои.

Для девушек спортивные достижения опираются на бессознательное желание быть равноправной с мужчинами (55 %) и уметь за себя постоять (45 %). На бессознательном уровне реализация архетипа «амазонки» - женщины-воина, способной быть успешной вне зависимости от мужчины, во всем с ним равной или даже лучше, сильнее, активнее его (49 %о). Именно это помогает достигать спортивных достижений, чаще опирается на эмоциональный подъем, драйв, возможность ловить состояние здесь и сейчас. Также имеется архетип «волчицы» - способной преодолеть невозможное ради своей стаи, своих детей (27 0%), чаще реализуется у девушек из больших семей, чувствующих себя одинокими, но ответственными за близких. И третий, наиболее распространенный архетип - это архетип «зеркала»- способный показывать то, что скрыто, реализация через спорт становится инструментом, при помощи которого девушки говорят о себе (24 %). Это способность через действия (спортивные достижения) показать то, что «я есть» и «я сильная/смелая/активная» и т. д.

Выводы. В статье выявлена гендерная специфика бессознательных стратегий спортивных достижений, использование которой в практической реализации в спорте может построить тренировочный процесс более продуктивно и продуманно (для юношей - доказать свою силу, для девушек -равноправие с мужчинами и возможность за себя постоять). Бессознательные стратегии являются основой для эффективной работы тренера, команды, спортивной школы и поэтому необходимы точные знания в особенностях данного процесса.

Литература

1. Ардашев, Р.Г. Бессознательные установки на спортивные достижения и профессиональную реализацию среди молодых работников силовых структур / Р.Г. Ардашев // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 3. - С. 28.

2. Полюшкевич, О.А. Различия в мотивационной структуре молодежи к занятиям традиционными и нетрадиционными видами гимнастики / О.А. Полюшкевич, П.С. Медведев // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 5. - С. 22.

Информация для связи с автором: ardashev.rg@bk.ru

38

http://www.teoriya.ru

№9^ 2022 Сентябрь | Sebtember

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.