SCIENCE TIME
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКОВ
Макаров Александр Викторович, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ»), г. Таганрог E-mail: aleksandr-makarov-81@mail. ru
Цыбуленкова Татьяна Серафимовна, МБДОУ № 8 детский сад «Мишутка» общеразвивающего вида второй категории, г. Зверево
E-mail: [email protected]
Аннотация. Согласно ФГОС ДО [12] социально-коммуникативное развитие охватывает широкий круг задач, которые включают и развитие социального ^ интеллекта. В настоящее время понятие «социальный интеллект» и способы его • диагностики все больше привлекают внимание исследователей и практиков. В статье рассматривается значимость условий, способствующих становлению и развитию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: социальный интеллект, социальная компетентность, игровая деятельность.
Детство - период социального развития и освоения социокультурных достижений общества, который происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослыми и другими детьми, взрослым сообществом в целом.
В концепции Института дошкольного образования и воспитания РАО отмечается, что на современном этапе объектом исследования выступает целостная детско-взрослая общность, характеризующаяся различными формами воспитательно-образовательного взаимодействия взрослых и детей, а предметом исследований могут стать закономерности, механизмы, условия становления этой общности, способствующие развитию или становлению качеств, навыков и умений для успешной социализации ребенка.
При этом важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания. Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста выступает как способность к познанию социальных
177
о
Щ SCIENCE TIME Щ
явлений, как компонент социальных умений и компетентности.
В Психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского социальный интеллект определяется как «способность правильно понимать поведение людей». Эта способность является залогом эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.
Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов), является фактором социальной адаптации личности.
Теоретические исследования сущности социального интеллекта представлены в работах зарубежных ученых (Э. Торндайка, Г. Олпорта, Дж. Гилфорда, Р. Стренберга, Н. Кэнтора, Р. Селмана, Г. Айзенка, Ж. Пиаже и др).
В России проблемы социального интеллекта и вопросы его развития стали рассматриваться с 90-х годов 20 века (Ю.Н. Емельянов, А. Л. Южанинова, Я.И. Михайлова, Д.В. Ушаков, М.И. Бобнева, В.Н. Куницина, Ю.В. Мартиросова, О.Б. Чеснокова, Е.В. Субботский и др). Модель социального интеллекта описана в концепции А.И. Савенкова. Им выделено три группы компонентов, представляющих социальный интеллект:
а) когнитивный компонент - социальные знания (знания о людях, знание специальных правил, понимание других людей), социальная память (память на имена, лица), социальная интуиция (оценка чувств, определение настроения, понимание мотивов поступков);
б) эмоциональный компонент - социальная выразительность
(эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность),
сопереживание (способность входить в положение других людей, ставить себя на место другого), способность к саморегуляции (умение регулировать собственные эмоции и собственное настроение);
в) поведенческий компонент - социальное восприятие (умение слушать собеседника), социальное взаимодействие, социальная адаптация [8].
Развитию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста будут способствовать следующие условия: благоприятные детско-родительские отношения в семье ребенка; разнообразная игровая среда и применение различных видов игр в ДОУ, проведение специальных занятий, направленных на развитие социальных и эмоционально-личностных качеств.
Исследования отечественных и зарубежных ученых выявили особую значимость микросреды ребенка для развития социальных способностей. И главным фактором социализации ребенка в этой связи является семья. Вопрос об определении значимости роли взрослых в развитии социального интеллекта старших дошкольников особенно актуален. Опыт общения ребенка со взрослыми является тем объективным условием, вне которого процесс
178
о
Щ SCIENCE TIME Щ
формирования социального интеллекта невозможен или сильно затруднен. Под влиянием взрослого у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки. От того, как сложатся взаимоотношения ребенка с родителями, какое место займет он в этих взаимоотношениях, зависит его отношение к себе.
Психологами установлено, что в случае, если взрослый расположен к ребенку, проявляет интерес к его успеху и сопереживанию неуспеха, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Отчужденное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность, ребенок выбирает стратегию избегать общения. Позитивными характеристиками являются принятие ребенка, положительное эмоциональное отношение к нему, разумная требовательность родителей, последовательность, предоставление необходимой ребенку самостоятельности, отсутствие чрезмерной строгости в наказаниях (А. Адлер, К. Роджерс, А.Я. Варга, А.И. Захаров и др).
Эффективность условий развития социального интеллекта дошкольников обусловливается использованием технологии психолого-педагогического _
сопровождения. Под психолого-педагогическим сопровождением развития социального интеллекта дошкольника рассматривается взаимодействие между участниками образовательного процесса (педагогами, детьми, родителями), которое опирается на сильные стороны ребенка, его личностный потенциал, свободу, самостоятельность и имеет целью позитивную динамику в развитии каждого ребенка, позволяя сформировать у него способности к саморегуляции, адаптивности в реальных ситуациях жизнедеятельности.
Дошкольное детство - благоприятный период для формирования социального интеллекта и социальной активности: у детей вырабатывается стойкая потребность в установлении социальных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. В числе важных предпосылок развития социальных способностей выступает и дошкольная группа, которая представляет собой первичную социально-психологическую общность, первое «детское
общество» (А.П. Усова), в котором складываются и развиваются общение и разнообразные виды деятельности. Дошкольная группа становится значимым компонентом личностной микросреды ребенка.
Базируясь на исследованиях последних лет, можно предположить, что компоненты социального интеллекта будут наиболее продуктивно развиваться у старших дошкольников в процессе игровой деятельности.
Игра является одним из универсальных видов деятельности детей дошкольного возраста. В ней происходит развитие психических процессов ребенка, совершенствуются умения и навыки взаимодействия с товарищами в групповой деятельности. Л.С. Выготский отмечал: «Особенностью игровой
179
о
Щ SCIENCE TIME Щ
деятельности детей является способность действовать в познавательной, т.е. в мысленной, а не всегда видимой ситуации». В игре осуществляется постепенный переход действий в умственный план, у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении принуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. Однако, с конца 90-х гг. педагоги и психологи, работающие с дошкольниками, отмечают, что произошли заметные изменения в детских играх. Отмечается, что дети стали реже играть в коллективные игры (сюжетно-ролевые и игры с правилами), снизилась продолжительность таких игр, упростились сюжеты. Наблюдения за свободной деятельностью дошкольников обнаружили, что значительная часть дошкольников (около 40%) в свободное время не играют, а занимают себя рисованием, предметными действиями с машинками или гаджетами, что, конечно же, сказывается на социальном развитии и межличностном общении. В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего встать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Развивающиеся чувства эмпатии, дружеской привязанности обогащаются у ребенка именно в игре, являются основой для возникновения боле сложных социальных чувств. Именно в игровом сообществе у ребенка возникают основные психологические новообразования - ориентация на окружающих, умение оценивать свои поступки и действия с точки зрения культуры общества, развиваются механизмы культуры поведения - контроль и самоконтроль, оценка и самооценка. Игра как сообщество позволяет формировать у дошкольников социальную идентичность - соотнесение себя с группой сверстников, представление о себе. А это одна из составляющих образа «Я», которая помогает человеку в дальнейшем ориентироваться в окружающем пространстве, адекватно реагировать на социальные нормы, принятые в обществе.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено диагностическое исследование социального интеллекта на примере группы детей старшего
180
о
Щ SCIENCE TIME Щ
дошкольного возраста в количестве 19 человек МБДОУ № 8 д/с «Мишутка». Исследование проводилось в период с октября 2013 года по май 2014 года. Всю работу условно можно было разделить на несколько этапов.
На первом диагностическом этапе проходило изучение индивидуально -психологических, эмоционально-личностных особенностей уровней
социального интеллекта детей.
В исследовании использовались следующие методики: методика Дж. Гилфорда; М. Салливена (интерпретация А.М. Щетининой); методика социометрического исследования «Капитан корабля» О.Е. Смирновой (на была выбрана для того, чтобы выявить детей категории «непринимаемые» и «изолированные». В рамках реализации программы психолого-педагогического сопровождения особое внимание необходимо обратить именно на эти категории детей, так как отнесение их к данным категориям обусловлено комплексом социально-психологических проблем: агрессивностью, застенчивостью,
гиперактивностью, пассивностью, что в дальнейшем может вызывать трудности в социальной адаптации); методика М. Семаго «Эмоциональные лица»; тест для родителей « Я и мой ребенок», проективный тест «Моя семья» (интерпретация
() т
В.К. Лосевой, изложение Н.Л. Кряжевой).
На втором этапе были проанализированы результаты, полученные в ходе диагностического обследования, и разрабатывалась программа (занятий) оказания психолого-педагогической помощи ребенку в развитии необходимых социальных навыков с использованием различных видов игр.
Целью программы было развитие социальных знаний, эмоциональноличностной сферы детей, системы личностных отношений на уровне базовых и социальных эмоций, формирование навыков позитивного межличностного общения, выработка способности правильно воспринимать социальные ситуации. Программа включала 15 занятий. Занятия проводились 1 раз в неделю продолжительностью 20-30 минут. Тематика содержания программы состоит из 3-х блоков:
I блок направлен на развитие положительного образа «Я» (самопринятия, уверенности, доверия);
II блок направлен на развитие представлений об эмоциях;
III блок направлен на формирование представлений о нормах общения друг с другом, развитие навыков позитивного общения.
На третьем практическом этапе проходила реализация программы «Мир, в котором я живу».
Выбранные формы и методы работы с дошкольниками по реализации программы (психогимнастика, арт-терапия, творческие, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, подвижные и коммуникативные игры, коррекционноразвивающие упражнения, способствующие развитию коммуникативных
181
о
Щ SCIENCE TIME Щ
навыков, снятию страхов и повышению уверенности в себе, снижению агрессии и ослаблению негативных эмоций) способствовали созданию благоприятных детско-родительских отношений в семье ребенка, объединяя усилия всех воспитывающих ребенка взрослых: родителей, педагогов.
Работа с родителями подразумевала выявление их потребностей в области воспитания и образования (анкетирование, тестирование), педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, консультации, семинары-практикумы: «Роль отца в воспитании детей», «Родительские директивы, оценки и установки», «Значение семьи в сохранении психологического благополучия детей», «Общение без проблем»), партнерство педагогов и родителей в деятельность образовательной организации (праздники, мероприятия, создание семейных фотогазет).
На четвертом практическом этапе проходил анализ эффективности проведенной работы и сравнение результатов первоначальной и повторной диагностики.
Рис. 1 Сравнительный анализ результатов диагностики социального интеллекта (тест Дж. Гилфорда, М. Салливена, интерпретация А.М. Щетининой), детей подготовительной группы МБДОУ № 8 д/с «Мишутка», окт. 2013 - май 2014 гг.
В результате проведенной работы по изучению условий, способствующих развитию социального интеллекта, можно отметить, что дети стали в большей степени проявлять потребность в общении со сверстниками и взрослыми, овладели элементами ролевого поведения, умениями понимать эмоциональные состояния с позиции социально одобряемого поведения, коммуникативно-речевыми умениями; у них повысился интерес к анализу особенностей
182
о
Щ SCIENCE TIME Щ
межличностных отношений в том числе с помощью коммуникативно-речевых умений.
Анализ представленных исследований позволяет заключить: развитие социального интеллекта у детей в дошкольном возрасте - важный и необходимый этап в развитии личности ребенка, поскольку в значительной мере определяет эффективность освоения социальных систем и функционирование в них и социально-психологическую адаптацию к изменяющимся условиям жизни. Развитие социальных способностей более эффективно происходит на личном опыте и реализуется в ведущем виде деятельности в процессе применения данных способностей и совершенствования навыков их применения. Отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Создание условий для развития социального интеллекта помогает ребенку адаптироваться социально, развить эмоциональные, познавательные способности. Как подчеркивал А.В. Запорожец: «Если в дошкольном детстве не удастся создать условий для развития смысловой сферы личности ребенка, то у него будут довольно выраженные проблемы, касающиеся не только освоения им любой новой информации, но и взаимоотношений с людьми» [3].
Литература:
1. Андреева А.Д. Особенности игровой мотивации современных дошкольников // Психолог в детском саду. - 2008. - № 3.
2. Волосовец Т.В., Зыкова О.А. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии//Сборник статей. -М.: «Русское слово», 2015.
3. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т - Т.1. - М.: Педагогика, 1986.
4. Иванова Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. пособие. -Череповец: ЧГУ, 2002.
5. Краснощекова Н.В. Диагностика развития личностной сферы детей старшего дошкольного возраста // Тесты, игры, упражнения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
6. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: Учебник// Гадарики, 2000.
7. Панько Е.А., Коломинский Я. Л. Психология социальной одаренности: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников - М.:
183
о
Щ SCIENCE TIME Щ
Линка-Пресс, 2009.
8. Савенков А.И. Концепция социального интеллекта [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: //www.den-za-dnem.ru/page.php?article=388
9. Смирнова Н.И. Игровое сообщество дошкольников // Дошкольное воспитание. 2008. № 2.
10. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: теория, измерение, исследование// Под редакцией Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004.
11. Фатихова Л.Ф., Харисова А.А. Практикум по психодиагностике социального интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно -методическое пособие - Уфа, Изд-во Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2010.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013г. №1155. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.rg. ru /2013/11/25/doshk-stadart-dok.html.
13. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебнометодическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, _
4 2000. ?
а
184