Научная статья на тему 'Условия развития социального интеллекта дошкольников'

Условия развития социального интеллекта дошкольников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2424
502
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Макаров Александр Викторович, Цыбуленкова Татьяна Серафимовна

Согласно ФГОС ДО [12] социально-коммуникативное развитие охватывает широкий круг задач, которые включают и развитие социального интеллекта. В настоящее время понятие «социальный интеллект» и способы его диагностики все больше привлекают внимание исследователей и практиков. В статье рассматривается значимость условий, способствующих становлению и развитию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Макаров Александр Викторович, Цыбуленкова Татьяна Серафимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия развития социального интеллекта дошкольников»

SCIENCE TIME

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКОВ

Макаров Александр Викторович, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ»), г. Таганрог E-mail: aleksandr-makarov-81@mail. ru

Цыбуленкова Татьяна Серафимовна, МБДОУ № 8 детский сад «Мишутка» общеразвивающего вида второй категории, г. Зверево

E-mail: [email protected]

Аннотация. Согласно ФГОС ДО [12] социально-коммуникативное развитие охватывает широкий круг задач, которые включают и развитие социального ^ интеллекта. В настоящее время понятие «социальный интеллект» и способы его • диагностики все больше привлекают внимание исследователей и практиков. В статье рассматривается значимость условий, способствующих становлению и развитию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: социальный интеллект, социальная компетентность, игровая деятельность.

Детство - период социального развития и освоения социокультурных достижений общества, который происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослыми и другими детьми, взрослым сообществом в целом.

В концепции Института дошкольного образования и воспитания РАО отмечается, что на современном этапе объектом исследования выступает целостная детско-взрослая общность, характеризующаяся различными формами воспитательно-образовательного взаимодействия взрослых и детей, а предметом исследований могут стать закономерности, механизмы, условия становления этой общности, способствующие развитию или становлению качеств, навыков и умений для успешной социализации ребенка.

При этом важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания. Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста выступает как способность к познанию социальных

177

о

Щ SCIENCE TIME Щ

явлений, как компонент социальных умений и компетентности.

В Психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского социальный интеллект определяется как «способность правильно понимать поведение людей». Эта способность является залогом эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов), является фактором социальной адаптации личности.

Теоретические исследования сущности социального интеллекта представлены в работах зарубежных ученых (Э. Торндайка, Г. Олпорта, Дж. Гилфорда, Р. Стренберга, Н. Кэнтора, Р. Селмана, Г. Айзенка, Ж. Пиаже и др).

В России проблемы социального интеллекта и вопросы его развития стали рассматриваться с 90-х годов 20 века (Ю.Н. Емельянов, А. Л. Южанинова, Я.И. Михайлова, Д.В. Ушаков, М.И. Бобнева, В.Н. Куницина, Ю.В. Мартиросова, О.Б. Чеснокова, Е.В. Субботский и др). Модель социального интеллекта описана в концепции А.И. Савенкова. Им выделено три группы компонентов, представляющих социальный интеллект:

а) когнитивный компонент - социальные знания (знания о людях, знание специальных правил, понимание других людей), социальная память (память на имена, лица), социальная интуиция (оценка чувств, определение настроения, понимание мотивов поступков);

б) эмоциональный компонент - социальная выразительность

(эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность),

сопереживание (способность входить в положение других людей, ставить себя на место другого), способность к саморегуляции (умение регулировать собственные эмоции и собственное настроение);

в) поведенческий компонент - социальное восприятие (умение слушать собеседника), социальное взаимодействие, социальная адаптация [8].

Развитию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста будут способствовать следующие условия: благоприятные детско-родительские отношения в семье ребенка; разнообразная игровая среда и применение различных видов игр в ДОУ, проведение специальных занятий, направленных на развитие социальных и эмоционально-личностных качеств.

Исследования отечественных и зарубежных ученых выявили особую значимость микросреды ребенка для развития социальных способностей. И главным фактором социализации ребенка в этой связи является семья. Вопрос об определении значимости роли взрослых в развитии социального интеллекта старших дошкольников особенно актуален. Опыт общения ребенка со взрослыми является тем объективным условием, вне которого процесс

178

о

Щ SCIENCE TIME Щ

формирования социального интеллекта невозможен или сильно затруднен. Под влиянием взрослого у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки. От того, как сложатся взаимоотношения ребенка с родителями, какое место займет он в этих взаимоотношениях, зависит его отношение к себе.

Психологами установлено, что в случае, если взрослый расположен к ребенку, проявляет интерес к его успеху и сопереживанию неуспеха, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Отчужденное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность, ребенок выбирает стратегию избегать общения. Позитивными характеристиками являются принятие ребенка, положительное эмоциональное отношение к нему, разумная требовательность родителей, последовательность, предоставление необходимой ребенку самостоятельности, отсутствие чрезмерной строгости в наказаниях (А. Адлер, К. Роджерс, А.Я. Варга, А.И. Захаров и др).

Эффективность условий развития социального интеллекта дошкольников обусловливается использованием технологии психолого-педагогического _

сопровождения. Под психолого-педагогическим сопровождением развития социального интеллекта дошкольника рассматривается взаимодействие между участниками образовательного процесса (педагогами, детьми, родителями), которое опирается на сильные стороны ребенка, его личностный потенциал, свободу, самостоятельность и имеет целью позитивную динамику в развитии каждого ребенка, позволяя сформировать у него способности к саморегуляции, адаптивности в реальных ситуациях жизнедеятельности.

Дошкольное детство - благоприятный период для формирования социального интеллекта и социальной активности: у детей вырабатывается стойкая потребность в установлении социальных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. В числе важных предпосылок развития социальных способностей выступает и дошкольная группа, которая представляет собой первичную социально-психологическую общность, первое «детское

общество» (А.П. Усова), в котором складываются и развиваются общение и разнообразные виды деятельности. Дошкольная группа становится значимым компонентом личностной микросреды ребенка.

Базируясь на исследованиях последних лет, можно предположить, что компоненты социального интеллекта будут наиболее продуктивно развиваться у старших дошкольников в процессе игровой деятельности.

Игра является одним из универсальных видов деятельности детей дошкольного возраста. В ней происходит развитие психических процессов ребенка, совершенствуются умения и навыки взаимодействия с товарищами в групповой деятельности. Л.С. Выготский отмечал: «Особенностью игровой

179

о

Щ SCIENCE TIME Щ

деятельности детей является способность действовать в познавательной, т.е. в мысленной, а не всегда видимой ситуации». В игре осуществляется постепенный переход действий в умственный план, у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении принуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. Однако, с конца 90-х гг. педагоги и психологи, работающие с дошкольниками, отмечают, что произошли заметные изменения в детских играх. Отмечается, что дети стали реже играть в коллективные игры (сюжетно-ролевые и игры с правилами), снизилась продолжительность таких игр, упростились сюжеты. Наблюдения за свободной деятельностью дошкольников обнаружили, что значительная часть дошкольников (около 40%) в свободное время не играют, а занимают себя рисованием, предметными действиями с машинками или гаджетами, что, конечно же, сказывается на социальном развитии и межличностном общении. В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего встать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Развивающиеся чувства эмпатии, дружеской привязанности обогащаются у ребенка именно в игре, являются основой для возникновения боле сложных социальных чувств. Именно в игровом сообществе у ребенка возникают основные психологические новообразования - ориентация на окружающих, умение оценивать свои поступки и действия с точки зрения культуры общества, развиваются механизмы культуры поведения - контроль и самоконтроль, оценка и самооценка. Игра как сообщество позволяет формировать у дошкольников социальную идентичность - соотнесение себя с группой сверстников, представление о себе. А это одна из составляющих образа «Я», которая помогает человеку в дальнейшем ориентироваться в окружающем пространстве, адекватно реагировать на социальные нормы, принятые в обществе.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено диагностическое исследование социального интеллекта на примере группы детей старшего

180

о

Щ SCIENCE TIME Щ

дошкольного возраста в количестве 19 человек МБДОУ № 8 д/с «Мишутка». Исследование проводилось в период с октября 2013 года по май 2014 года. Всю работу условно можно было разделить на несколько этапов.

На первом диагностическом этапе проходило изучение индивидуально -психологических, эмоционально-личностных особенностей уровней

социального интеллекта детей.

В исследовании использовались следующие методики: методика Дж. Гилфорда; М. Салливена (интерпретация А.М. Щетининой); методика социометрического исследования «Капитан корабля» О.Е. Смирновой (на была выбрана для того, чтобы выявить детей категории «непринимаемые» и «изолированные». В рамках реализации программы психолого-педагогического сопровождения особое внимание необходимо обратить именно на эти категории детей, так как отнесение их к данным категориям обусловлено комплексом социально-психологических проблем: агрессивностью, застенчивостью,

гиперактивностью, пассивностью, что в дальнейшем может вызывать трудности в социальной адаптации); методика М. Семаго «Эмоциональные лица»; тест для родителей « Я и мой ребенок», проективный тест «Моя семья» (интерпретация

() т

В.К. Лосевой, изложение Н.Л. Кряжевой).

На втором этапе были проанализированы результаты, полученные в ходе диагностического обследования, и разрабатывалась программа (занятий) оказания психолого-педагогической помощи ребенку в развитии необходимых социальных навыков с использованием различных видов игр.

Целью программы было развитие социальных знаний, эмоциональноличностной сферы детей, системы личностных отношений на уровне базовых и социальных эмоций, формирование навыков позитивного межличностного общения, выработка способности правильно воспринимать социальные ситуации. Программа включала 15 занятий. Занятия проводились 1 раз в неделю продолжительностью 20-30 минут. Тематика содержания программы состоит из 3-х блоков:

I блок направлен на развитие положительного образа «Я» (самопринятия, уверенности, доверия);

II блок направлен на развитие представлений об эмоциях;

III блок направлен на формирование представлений о нормах общения друг с другом, развитие навыков позитивного общения.

На третьем практическом этапе проходила реализация программы «Мир, в котором я живу».

Выбранные формы и методы работы с дошкольниками по реализации программы (психогимнастика, арт-терапия, творческие, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, подвижные и коммуникативные игры, коррекционноразвивающие упражнения, способствующие развитию коммуникативных

181

о

Щ SCIENCE TIME Щ

навыков, снятию страхов и повышению уверенности в себе, снижению агрессии и ослаблению негативных эмоций) способствовали созданию благоприятных детско-родительских отношений в семье ребенка, объединяя усилия всех воспитывающих ребенка взрослых: родителей, педагогов.

Работа с родителями подразумевала выявление их потребностей в области воспитания и образования (анкетирование, тестирование), педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, консультации, семинары-практикумы: «Роль отца в воспитании детей», «Родительские директивы, оценки и установки», «Значение семьи в сохранении психологического благополучия детей», «Общение без проблем»), партнерство педагогов и родителей в деятельность образовательной организации (праздники, мероприятия, создание семейных фотогазет).

На четвертом практическом этапе проходил анализ эффективности проведенной работы и сравнение результатов первоначальной и повторной диагностики.

Рис. 1 Сравнительный анализ результатов диагностики социального интеллекта (тест Дж. Гилфорда, М. Салливена, интерпретация А.М. Щетининой), детей подготовительной группы МБДОУ № 8 д/с «Мишутка», окт. 2013 - май 2014 гг.

В результате проведенной работы по изучению условий, способствующих развитию социального интеллекта, можно отметить, что дети стали в большей степени проявлять потребность в общении со сверстниками и взрослыми, овладели элементами ролевого поведения, умениями понимать эмоциональные состояния с позиции социально одобряемого поведения, коммуникативно-речевыми умениями; у них повысился интерес к анализу особенностей

182

о

Щ SCIENCE TIME Щ

межличностных отношений в том числе с помощью коммуникативно-речевых умений.

Анализ представленных исследований позволяет заключить: развитие социального интеллекта у детей в дошкольном возрасте - важный и необходимый этап в развитии личности ребенка, поскольку в значительной мере определяет эффективность освоения социальных систем и функционирование в них и социально-психологическую адаптацию к изменяющимся условиям жизни. Развитие социальных способностей более эффективно происходит на личном опыте и реализуется в ведущем виде деятельности в процессе применения данных способностей и совершенствования навыков их применения. Отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Создание условий для развития социального интеллекта помогает ребенку адаптироваться социально, развить эмоциональные, познавательные способности. Как подчеркивал А.В. Запорожец: «Если в дошкольном детстве не удастся создать условий для развития смысловой сферы личности ребенка, то у него будут довольно выраженные проблемы, касающиеся не только освоения им любой новой информации, но и взаимоотношений с людьми» [3].

Литература:

1. Андреева А.Д. Особенности игровой мотивации современных дошкольников // Психолог в детском саду. - 2008. - № 3.

2. Волосовец Т.В., Зыкова О.А. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии//Сборник статей. -М.: «Русское слово», 2015.

3. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т - Т.1. - М.: Педагогика, 1986.

4. Иванова Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. пособие. -Череповец: ЧГУ, 2002.

5. Краснощекова Н.В. Диагностика развития личностной сферы детей старшего дошкольного возраста // Тесты, игры, упражнения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

6. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: Учебник// Гадарики, 2000.

7. Панько Е.А., Коломинский Я. Л. Психология социальной одаренности: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников - М.:

183

о

Щ SCIENCE TIME Щ

Линка-Пресс, 2009.

8. Савенков А.И. Концепция социального интеллекта [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: //www.den-za-dnem.ru/page.php?article=388

9. Смирнова Н.И. Игровое сообщество дошкольников // Дошкольное воспитание. 2008. № 2.

10. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: теория, измерение, исследование// Под редакцией Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004.

11. Фатихова Л.Ф., Харисова А.А. Практикум по психодиагностике социального интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно -методическое пособие - Уфа, Изд-во Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2010.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013г. №1155. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.rg. ru /2013/11/25/doshk-stadart-dok.html.

13. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебнометодическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, _

4 2000. ?

а

184

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.