УДК 373
Журавлева Светлана Сергеевна
Курский государственный университет sv@lykorian.org.ru
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье представлен теоретико-методологический анализ потенциальных возможностей образовательных сред с позиции социально-коммуникативного развития в них детей старшего дошкольного возраста. Описаны содержательные эмпирические факты, характеризующие особенности разных типов образовательных сред и результаты социально-коммуникативного развития старших дошкольников в этих средах.
Ключевые слова: социально-коммуникативное развитие старших дошкольников, социальный интеллект, развивающая образовательная среда, векторная модель образовательной среды, игровое взаимодействие, эффект развития.
Сегодня школа требует от будущего первоклассника его активной позиции как субъекта взаимодействия со сверстником и значимым взрослым (учителем) в ходе решения учебных задач и общения в группе сверстников. Старший дошкольник должен обладать навыками эмоционального восприятия партнера по общению, уметь эффективно осуществлять игровое взаимодействие со сверстником, владеть знаниями социальных норм поведения, принятых в обществе и др. Эти личностные характеристики являются показателями социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста и создают предпосылки успешной адаптации ребенка в массовой школе.
Мы считаем, что эффективное социально-коммуникативное развитие старшего дошкольника -это условие формирования его психологической готовности к школьному обучению, которое характеризуется достаточным уровнем развития социального и эмоционального интеллекта, способностью реализовывать различные формы совместной игровой деятельности и общения со сверстником и взрослым, положительной мотивацией к взаимодействию с другими детьми.
Исходя из этого, структуру социально-коммуникативного развития составляют социально-интеллектуальный (когнитивный), деятельностно-практический и мотивационно-эмоциональный компоненты.
Мы предполагаем, что более успешно социально-коммуникативное развитие старших дошкольников можно осуществлять в развивающей образовательной среде организации дополнительного образования детей. Образовательная среда в психологической науке рассматривается как:
- система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможности ее развития, содержащиеся в социальном и пространственно-предметном окружении, направленная на развитие индивидуальности ребенка, саморазвитие посредством деятельностно-ком-муникативных актов всех взаимодействующих
субъектов. (В.А. Ясвин, В.П. Лебедева, В.А Орлов, И.А. Баева, В.В. Семикин) [8, с. 72];
- форма сотрудничества педагога и учащегося, проявляющаяся в совместной деятельности и направленная на решение задач возрастного развития детей, развития их субъектности (В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков) [8, с. 73-74];
- система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность для раскрытия, как еще не проявившихся интересов и способностей, так и для развития, уже проявившихся способностей и личностных качеств учащихся, в соответствии с присущими каждому индивиду природными задатками и требованиями возрастной социализации в системе «человек -окружающая среда» (В.И. Панов) [8, с. 80].
Мы согласны с И.А. Баевой, в том, что образовательная среда выступает условием формирования социально-коммуникативных свойств личности и развития психических процессов. Учитывая собственную активность личности, среда обладает потенциальными возможностями для саморазвития всех включенных в нее субъектов [3, с. 8].
Исходя из различий в понимании образовательных сред выделяются коммуникативно-ориентированная модель образовательной среды (В.В. Рубцов и др.), антрополого-психологическая модель (В.И. Слободчиков и др.), психодидактическая модель индивидуализации и дифференциации образовательной среды (В.П. Лебедева, В.А. Ясвин и др.), экопсихологическая модель (В.И. Панов и др.), развивающая социальная среда (А.С. Чернышев).
Общими характеристиками различных подходов к анализу образовательных сред являются возможность развития в них потенциальных способностей детей, их субъектности, индивидуальности, которые обусловливают влияние на личность обучающихся педагогического коллектива образовательной организации и пространственно-предметного окружения.
Образовательные среды организаций дополнительного образования создают широкие возможности развития в них обучающихся в сравнении с об-
© Журавлева С.С., 2014
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 4
149
разовательными средами дошкольных образовательных организаций, ориентированных, прежде всего, на освоение ФГОС, достижение целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного детства. Так, образовательные среды организаций дополнительного образования способствуют развитию индивидуальности, самостоятельности на основе мо-тивационно-ценностной значимости и познавательной интереса детей к деятельности, способствуют социализации и адаптации ребенка, предпосылок его будущего профессионального самоопределения. Создание в организациях дополнительного образования развивающей образовательной среды способствует становлению ребенка субъектом собственного развития (в частности, познавательного и личностного) посредством включения и реализации им различных видов деятельности, соответствующих возрастному развитию (А.Г. Асмолов, В.П. Голованов, О.Е. Лебедев, Л.Г. Логинова, М.И. Рожков и др.) [2]. Согласно исследованиям В.И. Панова, основной функцией организаций дополнительного образования детей является психологическая (развивающая, компенсаторная, релаксационная, консультационная и др.) функция [9].
Современная концепция развития дополнительного образования детей на 2013-2020 гг. определяет ряд целей, относящихся, в том числе, к дошкольному возрасту. Среди них: обеспечение прав личности на развитие и самореализацию, расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей, развитие мотивационно-го потенциала личности и инновационного потенциала общества и др.
Указанные цели реализуются в основных видах деятельности дошкольника (познание, общение, игра, творчество, труд) и способствуют возникновению и развитию возрастных психологических новообразований: представлений о социальном мире, морально-нравственных качеств, осознанного сотрудничества с взрослым, способов взаимодействия детей с другими значимыми людьми, эмоциональной регуляции поведения, соподчинения мотивов, произвольности в сюжетно-ролевой игре, образа «Я», воображения и др. [17].
Многообразие и вариативный характер программ дополнительного образования регламентировано нормативными документами, которыми определяются шесть направленностей образовательных программ: техническая, естественно научная, туристско-краеведческая, художественная, физкультурно-спортивная, социально-педагогическая. Существенным является возрастной диапазон детей, включенных в образовательный процесс [8]. Мы считаем, что социально-коммуникативное развитие старших дошкольников в разной степени реализуется в каждом из указанных направленнос-тей, однако приоритет принадлежит социально-педагогической направленности.
Современные научные исследования отражают особенности развития социально-коммуникативных качеств дошкольников в условиях дополнительного образования детей. Среди них выделяются: проектирование образовательного пространства учреждения дополнительного образования детей в парадигме личностно-ориентированного развития ребенка (Т.И Алиева, Т.И. Бабаева, О.Р. Радионова, Л.А. Турик, М.В. Урбанская, М.В. Улановская), организация совместной деятельности взрослых и младших дошкольников (М.П. Малиновская), социальная адаптация личности (М.Р. Табилова), формирование психологической готовности детей к обучению в школе в процессе изменения форм организации совместной профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования (М.В. Блинкина), формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами народной культуры (И.Б. Лебедева), проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста в организации дополнительного образования (В.В. Антропова) и др. [1; 4; 5; 7; 11; 12; 13; 14].
Проведенный нами теоретическо-методологи-ческий анализ проблемы социально-коммуникативного развития старших дошкольников позволил высказать предположение о том, что существует определенная связь между социально-коммуникативным развитием детей и параметрами образовательной среды, в которую включен ребенок.
Это предположение проверялось в ходе экспериментальной работы. Нами были исследованы различные образовательные среды трех типов образовательных организаций: МБОУ «Гимназия № 4» г. Курска (1 тип); МБДОУ «Центр развития детей - детский сад № 99» г. Курска (2 тип); КРОО Центр творческого развития «Диалог» г. Курска (3 тип). Исследованием были охвачены 318 человек (234 старших дошкольника, воспитатели, психологи, логопеды, педагоги дополнительного образования, администрация дошкольных образовательных организаций и др.).
С целью изучения образовательных сред, в которые включены старшие дошкольники, были применены: «Методика векторного моделирования среды» (В.А. Ясвин), опросник «Экспертиза образовательной среды» (В.А. Ясвин), адаптированный для дошкольных образовательных организаций, анкета-опросник «Диагностика психолого-педагогической безопасности среды образовательных организаций для обучающихся» (И.А. Баева, модификация Т.А. Антопольской).
В 1 типе образовательной организации было диагностировано преобладание догматического типа среды с выраженными характеристиками устойчивости, доминантности, мобильности, обобщенности. Во 2 типе образовательной организации преобладала карьерная среда со значимыми характеристиками доминантности, осознаваемо-
Таблица 1
Результаты экспертизы образовательных сред в различных образовательных организациях
Характеристики образовательной среды Тип образовательной организации
1 тип (школа-гимназия) 2 тип (ДОУ) 3тип (ОДОД)
Широта 1,36 3,96 3,10
Интенсивность 1,28 4,41 4,22
Осознаваемость 1,55 5,22 4,48
Устойчивость 6,6 2,22 10,40
Эмоциональность 1,65 3,61 4,02
Обобщенность 2,65 5,5 8,22
Доминантность 4,11 8,62 8,08
Когерентность 0,12 2,36 6,63
Активность 0,68 2,6 4,32
Мобильность 2,95 3,88 8,32
сти, интенсивности, эмоциональности и широты. В 1 и 2 типах образовательных организаций были констатированы минимально достаточные уровни сформированности социально-интеллектуального и деятельностно-практического компонента при достаточном уровне развития мотивационно-эмоциональной составляющей социально-коммуникативного развития старшего дошкольника. В 3 типе образовательной организации преобладала типичная творческая среда с наиболее выраженными характеристиками устойчивости, доминантности, интенсивности, осознаваемости и обобщенности, достаточные уровни сформированнос-ти социально-интеллектуального и мотивационно-го эмоционального компонентов при минимально достаточном уровне развития деятельностно-прак-тического компонента социально-коммуникативного развития старших дошкольников. Результаты исследования характеристик образовательных сред представлены в таблице.
Отдельно нами исследовался показатель психологической безопасности образовательной среды для обучающихся как условие обеспечения психического здоровья субъектов образовательного процесса. Показатели психологической безопасности образовательной среды для обучающихся имели средние и высокие значения в трех исследуемых типах образовательных организаций, что, с нашей точки зрения, создает благоприятные условия для развития и воспитания социально-коммуникативных качеств ребенка в этих образовательных средах.
В 3 типе образовательной организации, т.е. в развивающей образовательной среде, осуществлялся эксперимент по апробации психолого-педа-
гогической модели социально-коммуникативного развития старших дошкольников. В ходе эксперимента были актуализированы различные формы игрового взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками, осуществлена интеграция субъект-субъектного типа взаимодействия детей в совместной игровой деятельности и полисубъектного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Вместе с тем нами была реализована, специально разработанная группой психологов ЦТР «Диалог» г. Курска, психолого-педагогическая программа: «Социализация. Жизненные навыки» по развитию у старших дошкольников навыков социального взаимодействия. В основе Программы - создание целенаправленных педагогических ситуаций, знакомящих детей с позитивными образцами межличностных взаимоотношений и способствующих закреплению этих образцов в деятельности. Занятия по программе проводились два раза в неделю в течение 36 недель учебного года.
Критериями социально-коммуникативного развития старших дошкольников выступили следующие: достаточный уровень развития социального интеллекта; степень овладения навыками игрового взаимодействия со сверстником (становление субъектной позиции ребенка); положительная мо-тивационно-эмоциональная включенность дошкольника в игровое взаимодействие со сверстником. Изучение показателей социально-коммуникативного развития старших дошкольников осуществлялось с помощью следующих методик: тест «Социальный интеллект» (Дж. Гилфорд, М. Саливен, адаптированный для русскоязычных Е.С. Михайловой (Алешиной), аппаратурная методика моделирования совместной деятельности «Арка»
Тип образов. организ. Нач. учеб. года Кон. учеб. года Эффект развития
1 тип 60,80 70,80 10,00
2 тип 58,60 73,80 15,20
3 тип 61,00 89,80 28,80
Таблица 2
Динамика социально-коммуникативного развития старших дошкольников (в %)
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 4
151
(А.С. Чернышев, С.В. Сарычев, модификация Т.И. Сурьяниновой); «Методика определения степени включенности старших дошкольников в игровое взаимодействие со сверстником» (С.Г. Елизаров, модификация С.С. Журавлевой), методика «Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго), «Схема наблюдения за общением детей в разных видах совместной деятельности» (Р. Бейлз, адаптирован Я.Л. Коломинским, Е.А. Панько).
Результаты социально-коммуникативного развития в трех типах образовательных сред представлены в таблице 2.
Анализ результатов проведенного формирующего эксперимента позволил сформулировать следующие выводы.
1. Параметры образовательной среды выступают внутренними факторами социально-коммуникативного развития старших дошкольников. Наиболее значимыми для социально-коммуникативного развития старших дошкольников являются свойства обобщенности, доминантности, устойчивости, когерентности, мобильности, безопасности. В меньшей степени на социально-коммуникативное развитие старших дошкольников влияют такие характеристики как широта, эмоциональность, активность, осознаваемость образовательной среды.
2. Более высокий уровень социально-коммуникативного развития старших дошкольников выявлен в 3 типе образовательной организации, т.е. в условиях развивающей образовательной среды, и составил - 89,8% (при начальном уровне 61%), а в 1 и 2 типах образовательных организаций -70,8% и 73,8% соответственно.
3. Образовательные среды образовательных организаций 1 и 2 типа способствовали социально-коммуникативному развитию в них старших дошкольников в среднем до 12,63%, однако в специально организованной развивающей образовательной среде (3 тип образовательной организации) эффект социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста составил 28,8%.
Библиографический список
1. Антропова В.В. Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования как средство развития творчества: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2013. - 193 с.
2. Антопольская Т.А. Организационная культура учреждения дополнительного образования детей: теория и практика развития. - М.: УМК «Психология», 2009. - 316 с.
3. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. - СПб.: Союз, 2002. - 271 с.
4. Блинкина М.В. Социально-психологические факторы повышения эффективности профессиональной деятельности педагогов дополнительного
образования дошкольных образовательных учреждений: Дис. ... канд. психол. наук. - Курск, 2000. -235 с.
5. Лебедева И.Б. Формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами народной культуры в учреждении дополнительного образования детей: Дис. ... канд. психол. наук. - Н. Новгород, 2006. - 248 с.
6. Липчанская И.А. Становление субъектного опыта ребенка 5-7 лет в условиях развивающей среды образовательного учреждения: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000. - 187 с.
7. Малиновская М.П. Педагогические условия организации совместной деятельности взрослых и младших дошкольников в учреждениях дополнительного образования: Дис. ... канд. пед. наук. -Новосибирск, 2006. - 175 с.
8. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 // Российская газета. - 2013. - 11 дек. - № 279.
9. Панов В.И. Психодиагностика образовательных систем: теория и практика. - СПб.: Питер, 2007. - 352 с.
10. Рыбак Е.В. Эмоционально насыщенная образовательная среда как средство коммуникативного развития старших дошкольников: Дис. ... канд. пед. наук. - Архангельск, 2001. - 158 с.
11. Табилова М.Р. Социальная адаптация личности в системе общего и дополнительного образования: Дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2011. -196 с.
12. Турик Л.А. Образовательное пространство учреждения дополнительного образования детей как среда личностного развития обучающегося: Дис. ... канд. психол. наук. - Ростов н/Д, 2004. -175 с.
13. Улановская И.М. О проблемах вхождения дошкольников в образовательную среду // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 3. -С. 116-123.
14. Урбанская М.В. Образовательная среда как фактор формирования готовности ребенка к обучению в условиях предшкольного образования: Дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2010. - 211 с.
15. Чернышев А.С. Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход) /
A.С. Чернышев, Ю.Л. Лобков, С.В. Сарычев,
B.И. Скурятин. - Воронеж: Кварта, 2007. - 210 с.
16. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.
17. Концепция развития дополнительного образования (утв 4.09.14 г.) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://government.ru/media/files/ ipA1NW42XOA.pdf.