Научная статья на тему 'Психологическое обеспечение социально-коммуникативного развития старшего дошкольника в организации дополнительного образования детей'

Психологическое обеспечение социально-коммуникативного развития старшего дошкольника в организации дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
593
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ / ИГРОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ / СУБЪЕКТНОСТЬ / СУБЪЕКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева Светлана Сергеевна

Целью статьи является анализ междисциплинарного феномена «социальные коммуникации», определение содержательных характеристик социально-коммуникативного развития старшего дошкольника с учетом ФГОС ДО, представление модели его психологического обеспечения в организации дополнительного образования детей, описание результатов экспериментального исследования социально-коммуникативного развития в соотнесении с экопсихологическими типами взаимодействия в системе «обучающийсяобразовательная среда», определение психолого-педагогических условий его обеспечения. Феномен «социальные коммуникации» имеет философские, социологические, психологическое толкование, который представляет собой универсальную систему взаимодействий субъектов в социокультурном пространстве на основе процессов создания, обмена, хранения и трансляции культурных ценностей (О.М. Бузская). Большой психологический словарь связывает социальную коммуникацию с взаимодействием людей, нацеленным на передачу, получение, сохранение и актуализацию смысловой и оценочной информации, на основе которой происходит социальная адаптация и идентификация. На основании теоретического анализа феномена, социально-коммуникативное развитие старшего дошкольника определяется как система взаимодействия дошкольника в образовательной среде, основанная на его мотивационно-ценностной включенности, с целью распространения и приобретения знаний, реализации различных форм игровой деятельности и общения со сверстниками и взрослым, а также эмоционального выражения ребенка. Модель психологического обеспечения социально-коммуникативного развития старших дошкольников в организации дополнительного образования детей включает совокупность взаимозависимых составляющих: методологических принципов (системности и деятельности) и подходов субъектного и средового (в экологической психологии); внешних (тип образовательной организации) и внутренних (параметры образовательной среды) факторов; структуры социально-коммуникативного развития старших дошкольников (социальноинтеллектуальный, деятельностно-практический и мотивационно-ценностный и эмоциональный компоненты); механизмов (организация полисубъектного взаимодействия участников образовательного процесса, использование взаимозависимой формы игрового взаимодействия в групповой работе с дошкольниками, активизация субъектпорождающего и субъект-совместного типа взаимодействия старших дошкольников со сверстниками); этапов (подготовительный, содержательно-деятельностный, рефлексивно-оценочный); критериев (уровень развития познания элементов и систем поведения, степень овладения навыками игрового взаимодействия со сверстником, положительная мотивационноценностная включенность дошкольника в игровое взаимодействие с детьми в группе, уровень развития эмоционального интеллекта ребенка); уровней (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий); психолого-педагогических условий обеспечения социально-коммуникативного развития старших дошкольников. Исследование социально-коммуникативного развития старшего дошкольника основывалось на положениях экопсихологического подхода к развитию психики ребенка (экопсихологии развития) В.И. Панова (2007, 2011), который в системе «обучающийся образовательная среда» выделяет несколько типов коммуникативного взаимодействия старшего дошкольника со сверстником. К ним В.И. Панов (2011) относит объект-объектный, субъект-объектный, объект-субъектный типы и три субъект-субъектных типа (субъект-обособленный, субъектпорождающий и субъект-совместный) взаимодействия. Объект-объектный тип коммуникативного взаимодействия в образовательной среде, по мнению ученого, характеризуется пассивностью к учебным ситуациям обоих участников, имеет формальный характер. Объект-субъектный тип взаимодействия предполагает проявление ситуативной активности как репродуктивного типа в общении со сверстником и взрослым, замещение позиций субъекта и объекта друг другом. Субъект-объектный тип взаимодействия определяется активностью по отношению к воздействиям со стороны образовательной среды, ее преобразование. Субъект-субъектный тип это активное двустороннее взаимодействие системы «обучающийся образовательная среда», которое имеет аспекты субъект-обособленного типа (каждый субъект реализует активную позицию по отношению к другому, не учитывая его интересы); полисубъектного взаимодействия как совместной активности по достижению единой социально-значимой цели); субъект-порождающего типа (совместно-распределенный характер взаимодействия, изменение собственной субъектности в ходе достижения цели совместной игровой деятельности) (Панов В.И., 2013). Описанные выше экопсихологические типы взаимодействия сравнимы с уровнями социальнокоммуникативного развития старших дошкольников в образовательной среде (низкий и ниже среднего субъект-объектный и объект-субъектный типы взаимодействия; средний и выше среднего субъект-порождающий тип взаимодействия; высокий субъект-совместный тип взаимодействия. Внедрение в образовательный процесс организации дополнительного образования детей специально разработанной психолого-педагогической программы «Социализация. Жизненные навыки» обеспечивает положительную динамику социально-коммуникативного развития старших дошкольников. Наблюдается существенный рост деятельностно-практического и мотивационно-ценностного компонентов социально-коммуникативного развития старших дошкольников. Программа реализуется с учетом привлечения всех субъектов образовательной среды к работе по реализации программы; организации полисубъектного взаимодействия, актуализации в ходе практических занятий с детьми субъект-порождающего и субъектсовместного типов взаимодействия, мониторинга социально-коммуникативного развития старших дошкольников, анализа и оценки результатов со стороны педагогов и психологов. В ходе реализации программы установлено, что эффект социально-коммуникативного развития старших дошкольников в ЭГ в специально созданных условиях развивающей образовательной среды составляет 28,8 % (в КГ110,4 %; в КГ2 -15,26 %).Выявлено, что уровни социальнокоммуникативного развития старших дошкольников определяются экопсихологическими типами взаимодействия детей в образовательной среде образовательной организации (низкий и ниже среднегосубъект-объектный и объект-субъектный типы взаимодействия; средний и выше среднего субъект-порождающий тип взаимодействия; высокий субъект-совместный тип взаимодействия). Успешность социально-коммуникативного развития старших дошкольников в организации дополнительного образования детей обеспечивают следующие психолого-педагогические условия: создание развивающей образовательной среды творческого типа с выраженными характеристиками обобщенности, доминантности, устойчивости, мобильности, психологической безопасности, обеспечивающей интенсивный характер развития старших дошкольников; интеграция субъектов образовательной среды с целью создания условий, способствующих социально-коммуникативному развитию старших дошкольников; реализация психолого-педагогической программы и мониторинга социальнокоммуникативного развития старших дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журавлева Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое обеспечение социально-коммуникативного развития старшего дошкольника в организации дополнительного образования детей»

Психологическое обеспечение социально-коммуникативного развития старшего дошкольника в организации дополнительного образования детей

Журавлева Светлана Сергеевна

ОГБУ ДПО "Курский институт развития образования" г. Курск

Ключевые слова:

социально-коммуникативное развитие старших дошкольников, игровое взаимодействие,зона ближайшего развития, субъектность, субъект взаимодействия, образовательная среда

Аннотация. Целью статьи является анализ междисциплинарного феномена «социальные коммуникации», определение содержательных характеристик социально-коммуникативного развития старшего дошкольника с учетом ФГОС ДО, представление модели его психологического обеспечения в организации дополнительного образования детей, описание результатов экспериментального исследования социально-коммуникативного развития в соотнесении с экопсихологическими типами взаимодействия в системе «обучающийся-образовательная среда», определение психолого-педагогических условий его обеспечения.

Феномен «социальные коммуникации» имеет философские, социологические, психологическое толкование, который представляет собой универсальную систему взаимодействий субъектов в социокультурном пространстве на основе процессов создания, обмена, хранения и трансляции культурных ценностей (О.М. Бузская).

Большой психологический словарь связывает социальную коммуникацию с взаимодействием людей, нацеленным на передачу, получение, сохранение и актуализацию смысловой и оценочной информации, на основе которой происходит социальная адаптация и идентификация.

На основании теоретического анализа феномена, социально-коммуникативное развитие старшего дошкольника определяется как система взаимодействия дошкольника в образовательной среде, основанная на его мотивационно-ценностной включенности, с целью распространения и приобретения знаний, реализации различных форм игровой деятельности и общения со сверстниками и взрослым, а также эмоционального выражения ребенка.

Модель психологического обеспечения социально-коммуникативного развития старших дошкольников в организации дополнительного образования детей включает совокупность взаимозависимых составляющих:

• методологических принципов (системности и деятельности) и подходов субъектного и средового (в экологической психологии);

• внешних (тип образовательной организации) и внутренних (параметры образовательной среды) факторов;

• структуры социально-коммуникативного развития старших дошкольников (социально-интеллектуальный, деятельностно-практический и мотивационно-ценностный и эмоциональный компоненты);

• механизмов (организация полисубъектного взаимодействия участников образовательного процесса, использование взаимозависимой формы игрового взаимодействия в групповой работе с дошкольниками, активизация субъект-порождающего и субъект-совместного типа взаимодействия старших дошкольников со сверстниками);

• этапов (подготовительный, содержательно-деятельностный, рефлексивно-оценочный);

• критериев (уровень развития познания элементов и систем поведения, степень овладения навыками игрового взаимодействия со сверстником, положительная мотивационно-ценностная включенность дошкольника в игровое взаимодействие с детьми в группе, уровень развития эмоционального интеллекта ребенка);

• уровней (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий);

• психолого-педагогических условий обеспечения социально-коммуникативного развития старших дошкольников.

Исследование социально-коммуникативного развития старшего дошкольника основывалось на положениях экопсихологического подхода к развитию психики ребенка (экопсихологии развития) В.И. Панова (2007, 2011), который в системе «обучающийся - образовательная среда» выделяет несколько типов коммуникативного взаимодействия старшего дошкольника со сверстником. К ним В.И. Панов (2011) относит объект-объектный, субъект-объектный, объект-субъектный типы и три субъект-субъектных типа (субъект-обособленный, субъект-порождающий и субъект-совместный) взаимодействия. Объект-объектный тип коммуникативного взаимодействия в образовательной среде, по мнению ученого, характеризуется пассивностью к учебным ситуациям обоих участников, имеет формальный характер. Объект-субъектный тип взаимодействия предполагает проявление ситуативной активности как репродуктивного типа в общении со сверстником и взрослым, замещение позиций субъекта и объекта друг другом. Субъект-объектный тип взаимодействия определяется активностью по отношению к воздействиям со стороны образовательной среды, ее преобразование. Субъект-субъектный тип - это активное двустороннее взаимодействие системы «обучающийся - образовательная среда», которое имеет

аспекты субъект-обособленного типа (каждый субъект реализует активную позицию по отношению к другому, не учитывая его интересы); полисубъектного взаимодействия как совместной активности по достижению единой социально-значимой

цели); субъект-порождающего типа (совместно-распределенный характер взаимодействия, изменение собственной субъектности в ходе достижения цели совместной игровой деятельности) (Панов В.И., 2013).

Описанные выше экопсихологические типы взаимодействия сравнимы с уровнями социально-коммуникативного развития старших дошкольников в образовательной среде (низкий и ниже среднего - субъект-объектный и объект-субъектный типы взаимодействия; средний и выше среднего - субъект-порождающий тип взаимодействия; высокий - субъект-совместный тип взаимодействия.

Внедрение в образовательный процесс организации дополнительного образования детей специально разработанной психолого-педагогической программы «Социализация. Жизненные навыки» обеспечивает положительную динамику социально-коммуникативного развития старших дошкольников. Наблюдается существенный рост деятельностно-практического и мотивационно-ценностного компонентов социально-коммуникативного развития старших дошкольников. Программа реализуется с учетом привлечения всех субъектов образовательной среды к работе по реализации программы; организации полисубъектного взаимодействия, актуализации в ходе практических занятий с детьми субъект-порождающего и субъект-совместного типов взаимодействия, мониторинга социально-коммуникативного развития старших дошкольников, анализа и оценки результатов со стороны педагогов и психологов.

В ходе реализации программы установлено, что эффект социально-коммуникативного развития старших дошкольников в ЭГ в специально созданных условиях развивающей образовательной среды составляет 28,8 % (в КГ1- 10,4 %; в КГ2 -15,26 %).Выявлено, что уровни социально-коммуникативного развития старших дошкольников определяются экопсихологическими типами взаимодействия детей в образовательной среде образовательной организации (низкий и ниже среднего- субъект-объектный и объект-субъектный типы взаимодействия; средний и выше среднего - субъект-порождающий тип взаимодействия; высокий - субъект-совместный тип взаимодействия).

Успешность социально-коммуникативного развития старших дошкольников в организации дополнительного образования детей обеспечивают следующие психолого-педагогические

условия:

• создание развивающей образовательной среды творческого типа с выраженными характеристиками обобщенности, доминантности, устойчивости, мобильности, психологической безопасности, обеспечивающей интенсивный характер развития старших дошкольников;

• интеграция субъектов образовательной среды с целью создания условий, способствующих социально-коммуникативному развитию старших дошкольников;

• реализация психолого-педагогической программы и мониторинга социально-коммуникативного развития старших дошкольников.

Список литературы:

1.Антопольская Т.А. 2009. Организационная культура учреждения дополнительного образования детей: теория и практика развития. - Москва.

2.Бузская О.М. 2014. Современные социокультурные коммуникации: эколого-аксиологическое измерение: автореф. дис .... канд. философ. наук. Москва

3.Панов В.И. 2014.Экопсихология: Парадигмальный поиск Москва.

4.Антопольская Т.А., Журавлева С.С. 2015. Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников теоретическое и практическое обеспечение: учебн.-метод. Пособ. Курск.

5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 2014. Москва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.