Психологическое обеспечение социально-коммуникативного развития старшего дошкольника в организации дополнительного образования детей
Журавлева Светлана Сергеевна
ОГБУ ДПО "Курский институт развития образования" г. Курск
Ключевые слова:
социально-коммуникативное развитие старших дошкольников, игровое взаимодействие,зона ближайшего развития, субъектность, субъект взаимодействия, образовательная среда
Аннотация. Целью статьи является анализ междисциплинарного феномена «социальные коммуникации», определение содержательных характеристик социально-коммуникативного развития старшего дошкольника с учетом ФГОС ДО, представление модели его психологического обеспечения в организации дополнительного образования детей, описание результатов экспериментального исследования социально-коммуникативного развития в соотнесении с экопсихологическими типами взаимодействия в системе «обучающийся-образовательная среда», определение психолого-педагогических условий его обеспечения.
Феномен «социальные коммуникации» имеет философские, социологические, психологическое толкование, который представляет собой универсальную систему взаимодействий субъектов в социокультурном пространстве на основе процессов создания, обмена, хранения и трансляции культурных ценностей (О.М. Бузская).
Большой психологический словарь связывает социальную коммуникацию с взаимодействием людей, нацеленным на передачу, получение, сохранение и актуализацию смысловой и оценочной информации, на основе которой происходит социальная адаптация и идентификация.
На основании теоретического анализа феномена, социально-коммуникативное развитие старшего дошкольника определяется как система взаимодействия дошкольника в образовательной среде, основанная на его мотивационно-ценностной включенности, с целью распространения и приобретения знаний, реализации различных форм игровой деятельности и общения со сверстниками и взрослым, а также эмоционального выражения ребенка.
Модель психологического обеспечения социально-коммуникативного развития старших дошкольников в организации дополнительного образования детей включает совокупность взаимозависимых составляющих:
• методологических принципов (системности и деятельности) и подходов субъектного и средового (в экологической психологии);
• внешних (тип образовательной организации) и внутренних (параметры образовательной среды) факторов;
• структуры социально-коммуникативного развития старших дошкольников (социально-интеллектуальный, деятельностно-практический и мотивационно-ценностный и эмоциональный компоненты);
• механизмов (организация полисубъектного взаимодействия участников образовательного процесса, использование взаимозависимой формы игрового взаимодействия в групповой работе с дошкольниками, активизация субъект-порождающего и субъект-совместного типа взаимодействия старших дошкольников со сверстниками);
• этапов (подготовительный, содержательно-деятельностный, рефлексивно-оценочный);
• критериев (уровень развития познания элементов и систем поведения, степень овладения навыками игрового взаимодействия со сверстником, положительная мотивационно-ценностная включенность дошкольника в игровое взаимодействие с детьми в группе, уровень развития эмоционального интеллекта ребенка);
• уровней (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий);
• психолого-педагогических условий обеспечения социально-коммуникативного развития старших дошкольников.
Исследование социально-коммуникативного развития старшего дошкольника основывалось на положениях экопсихологического подхода к развитию психики ребенка (экопсихологии развития) В.И. Панова (2007, 2011), который в системе «обучающийся - образовательная среда» выделяет несколько типов коммуникативного взаимодействия старшего дошкольника со сверстником. К ним В.И. Панов (2011) относит объект-объектный, субъект-объектный, объект-субъектный типы и три субъект-субъектных типа (субъект-обособленный, субъект-порождающий и субъект-совместный) взаимодействия. Объект-объектный тип коммуникативного взаимодействия в образовательной среде, по мнению ученого, характеризуется пассивностью к учебным ситуациям обоих участников, имеет формальный характер. Объект-субъектный тип взаимодействия предполагает проявление ситуативной активности как репродуктивного типа в общении со сверстником и взрослым, замещение позиций субъекта и объекта друг другом. Субъект-объектный тип взаимодействия определяется активностью по отношению к воздействиям со стороны образовательной среды, ее преобразование. Субъект-субъектный тип - это активное двустороннее взаимодействие системы «обучающийся - образовательная среда», которое имеет
аспекты субъект-обособленного типа (каждый субъект реализует активную позицию по отношению к другому, не учитывая его интересы); полисубъектного взаимодействия как совместной активности по достижению единой социально-значимой
цели); субъект-порождающего типа (совместно-распределенный характер взаимодействия, изменение собственной субъектности в ходе достижения цели совместной игровой деятельности) (Панов В.И., 2013).
Описанные выше экопсихологические типы взаимодействия сравнимы с уровнями социально-коммуникативного развития старших дошкольников в образовательной среде (низкий и ниже среднего - субъект-объектный и объект-субъектный типы взаимодействия; средний и выше среднего - субъект-порождающий тип взаимодействия; высокий - субъект-совместный тип взаимодействия.
Внедрение в образовательный процесс организации дополнительного образования детей специально разработанной психолого-педагогической программы «Социализация. Жизненные навыки» обеспечивает положительную динамику социально-коммуникативного развития старших дошкольников. Наблюдается существенный рост деятельностно-практического и мотивационно-ценностного компонентов социально-коммуникативного развития старших дошкольников. Программа реализуется с учетом привлечения всех субъектов образовательной среды к работе по реализации программы; организации полисубъектного взаимодействия, актуализации в ходе практических занятий с детьми субъект-порождающего и субъект-совместного типов взаимодействия, мониторинга социально-коммуникативного развития старших дошкольников, анализа и оценки результатов со стороны педагогов и психологов.
В ходе реализации программы установлено, что эффект социально-коммуникативного развития старших дошкольников в ЭГ в специально созданных условиях развивающей образовательной среды составляет 28,8 % (в КГ1- 10,4 %; в КГ2 -15,26 %).Выявлено, что уровни социально-коммуникативного развития старших дошкольников определяются экопсихологическими типами взаимодействия детей в образовательной среде образовательной организации (низкий и ниже среднего- субъект-объектный и объект-субъектный типы взаимодействия; средний и выше среднего - субъект-порождающий тип взаимодействия; высокий - субъект-совместный тип взаимодействия).
Успешность социально-коммуникативного развития старших дошкольников в организации дополнительного образования детей обеспечивают следующие психолого-педагогические
условия:
• создание развивающей образовательной среды творческого типа с выраженными характеристиками обобщенности, доминантности, устойчивости, мобильности, психологической безопасности, обеспечивающей интенсивный характер развития старших дошкольников;
• интеграция субъектов образовательной среды с целью создания условий, способствующих социально-коммуникативному развитию старших дошкольников;
• реализация психолого-педагогической программы и мониторинга социально-коммуникативного развития старших дошкольников.
Список литературы:
1.Антопольская Т.А. 2009. Организационная культура учреждения дополнительного образования детей: теория и практика развития. - Москва.
2.Бузская О.М. 2014. Современные социокультурные коммуникации: эколого-аксиологическое измерение: автореф. дис .... канд. философ. наук. Москва
3.Панов В.И. 2014.Экопсихология: Парадигмальный поиск Москва.
4.Антопольская Т.А., Журавлева С.С. 2015. Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников теоретическое и практическое обеспечение: учебн.-метод. Пособ. Курск.
5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 2014. Москва.