известия вгпу
этапом самосовершенствования, работа по профессионально-личностному росту военнослужащих-контрактников не прекращается. Модель носит больше стратегический, прогностический и долговременный характер, т.к. в реальных условиях жизнедеятельности войск очень трудно отслеживать прохождение этапов развития профессионализма у каждого контрактника индивидуально: происходит развитие военного дела, новых средств и систем вооружения, появляются новые задачи воинского труда, новые требования и условия их выполнения, вследствие этого происходит расширение сферы реализации профессиональных знаний и умений (например, освоение дополнительных военно-учетных специальностей, освоение новой техники и т.д.). Происходит миграция военнослужащих из одного воинского подразделения в другое: организационно-штатные мероприятия, реорганизация воинских частей и подразделений, увольнение или перемещение в другие воинские части или гарнизоны, вследствие этого меняются командиры и начальники, воинские коллективы. Исходя из этого, и работа по формированию профессионализма может приостанавливаться. Данные обстоятельства меняют цели, задачи по развитию профессионализма в каждом конкретном воинском подразделении, раскрывая новые перспективы в вопросах профессионализации контрактников и воинских коллективов, новые горизонты в деятельности командиров и начальников воинских подразделений и частей. Это является своеобразным толчком, новым витком в спирали реализации педагогического потенциала воинского социума в формировании профессионализма.
Таким образом, представленная модель реализации педагогического потенциала воинского социума в формировании профессионализма у военнослужащих контрактной службы в естественных условиях повседневной военно-профессиональной деятельности складывается из закономерного прохождения определенной последовательности этапов и единства их внутренней структуры.
литература
1. Митрахович В.А. Потенциал как педагогическая категория // Изв. Волгогр. гос. пед. унта. Сер. : Педагогические науки. 2008. №9 (33). С. 16 - 20.
2. Митрахович В.А. Сущность профессионализма военнослужащих контрактной службы Вооруженных сил России // Вестн. С.-Петерб. ун-та МВД России. 2009. №3 (43). С. 115 - 122.
Model of pedagogical potential realization of military society in development of professionalism of military personnel serving by contract
From the angle of holistic approach there is described the model of pedagogical potential realization of military society in development of professionalism of military personnel serving by contract: there is given the definition of pedagogical potential of military society, singled out its components and principles of realization, described stages and logic of its inner structure.
Key words: pedagogical potential of military society, model of pedagogical potential realization of military society in development of professionalism of military personnel serving by contract.
А.В. НОВОСЕЛЬСКИЙ (Балашов)
условия развития организационноуправленческих умений будущих военных летчиков
Представлены условия развития организационноуправленческих умений будущих военных летчиков государственной авиации в процессе обучения в вузе как актуальная проблема, поскольку уровень их развития является одним из важных факторов реализации поведения в дальнейшей профессиональной деятельности на первоначальных должностях по предназначению.
Ключевые слова: организационно-управленческие умения, образовательное пространство, условия развития.
В эпоху глобализации повышаются требования к профессиональной подготовке летного состава. То, что ранее считалось безупречным, сегодня уже не более чем средний уровень, а завтра такая сте-
© Новосельский А.В., 2010
пень подготовки будущих военных летчиков не удовлетворит вовсе. В связи с этим остро стоит вопрос совершенствования подготовки курсантов авиационных вузов, решение которого требует научных исследований. Необходим поиск новых условий развития организационно-управленческих умений будущих летчиков государственной авиации в процессе обучения в вузе, поскольку уровень подготовки выпускников является одним из важных факторов успешной профессиональной деятельно -сти.
Под организационно-управленческими умениями будущих военных летчиков мы понимаем элементы организационноуправленческой деятельности, способствующие осуществлению аналитико-реф-лексивной (анализ и рефлексия целостной организационно-управленческой деятельности военного летчика и ее элементов), конструктивно-прогностической (целеполагание и конструирование организационно-управленческой деятельности, ее планирование и предвидение искомых результатов), операционно-деятельностной (использование адекватных средств, форм, методов, приемов деятельности для достижения оптимальных результатов организационно-управленческой деятельности, связанной с организацией и проведением всех видов подготовки к полетам, самих полетов и их разбора), оценочно-информационной (самодиагностика уровня организационноуправленческой образованности, личностного общекультурного и профессионального развития, сформированное™ компонентов организационно-управленческой культуры) и коррекционно-регулирующей (использование материалов объективного контроля для определения качества выполнения полетных заданий; внесение коррективов, регулирование своей деятельности и подчиненных на основе полученной информации) деятельности.
Анализ имеющихся концепций образовательного пространства профессиональной подготовки военных летчиков (А.А. Ве-ряев, А.А. Ворона, Д.В. Гандер, В.А. Конев, В.А. Пономаренко, И.К. Шалаев, Е. Ямбург) позволяет выделить ряд внешних психолого-педагогических условий развития организационно-управленческих умений будущих специалистов: 1) демократизация и гуманизация образовательно-
го процесса в высшей военной профессиональной школе; 2) оптимизация финансового, материально-технического и кадрового обеспечения педагогического процесса; 3) интеграция учебных дисциплин, входящих в общий цикл образовательной программы профессиональной подготовки будущих офицеров-летчиков; 4) использование образовательных технологий, способствующих развитию организационноуправленческих умений переменного летного состава.
Анализ теорий личностно ориентированного образования (К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Бондаревская, М.В. Кларин, И.А. Колесникова, И.С. Кон, А. Малышев-ский, А.В. Мудрик, А.Б. Орлова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.) позволил выявить внутреннее психолого-педагогическое условие развития организационно-управленческих умений будущих военных летчиков -учет организационно-управленческого стиля курсанта. Рассмотрим эти условия более подробно.
1. Как показывает анализ психологопедагогический и социальной литературы [2; 3], современный этап жизни российского общества связан с гуманизацией человеческого сознания, формированием новой мировоззренческой базы и интеграцией российского образования в европейское. Сегодня именно с позиции личности все чаще определяются цели и результаты прогресса общества, в котором наблюдается поворот к собственно человеческому началу. данный период можно характеризовать как время возрастания для субъекта ценности саморазвития личности, доминирующим становится стремление человека к адекватной творческой самореализации. отсюда следует, что осуществление педагогического процесса на основе демократизации и гуманизации является одним из условий эффективности развития организационно-управленческих умений будущих летчиков в военном вузе.
При реализации данного условия центральным системообразующим фактором учебного процесса выступает сама личность курсанта - индивидуально-неповторимая, устремленная к свободному претворению в жизнь своих творческих потенций, что с необходимостью предполагает соблюдение целого ряда требований: признание самоценности формирующейся личности как носителя высоких гуманистических начал;
осознание права на свободное творческое развитие; развитие гуманитарной культуры как комплекса актуальных качеств личности.
2. Сокращение времени на общевоенные и военно-специальные дисциплины после перехода военного образования на обучение курсантов двум специальностям (военной и гражданской) объективно обусловило снижение качества военной подготовки. Положение усугубилось, когда военные вузы стали испытывать острый дефицит средств для полноценной боевой подготовки. В этих условиях финансовое и материально-техническое обеспечение педагогического процесса в военных авиационных вузах является важным условием повышения эффективности развития организационно-управленческих умений курсантов, что позволит наряду с традиционными шире использовать современные средства обучения, столь необходимые при профессиональной подготовке современного военного летчика, - специализированные и комплексные тренажеры, тренажерные системы, адаптивные и экспертные системы обучения. В обеспечении профессиональной подготовки будущих офицеров-летчиков особую роль играют кадры - в первую очередь преподавательский и летно-инструкторский состав военных вузов. Личность преподавателя, инструктора, их знания, отношение к выполнению своего долга, организационноуправленческая культура и методическое мастерство, несомненно, оказывают серьезное влияние на профессиональное формирование и развитие курсантов.
3. Характерной чертой образовательного процесса высшей военной профессиональной школы на современном этапе является его полидисциплинарная модель обучения. Необходимая для будущей профессиональной деятельности информация распределяется по отдельным дисциплинам, а затем растворяется в их общем потоке. Сложившаяся дискретнодисциплинарная система преподавания недостаточно обеспечивает не только целостное формирование организационноуправленческой культуры курсантов, но и объемное представление о ней. Поэтому, несмотря на то, что в совокупности различные дисциплины направлены на развитие организационно-управленческих умений, в сознании курсантов они остаются разрозненными, по каждой из них разви-
вается своя, отдельная система знаний и умений. В связи с этим интеграция учебных дисциплин является одним из условий успешности развития организационноуправленческих умений курсантов.
4. Педагогическая теория и практика дают возможность применения в образовательном процессе военного авиационного вуза образовательных технологий, позволяющих повысить эффективность развития организационно-управленческих умений курсантов. Характерные черты стратегии инновационного обучения на основе современных образовательных технологий:
• Личность преподавателя по-прежнему выступает как ведущий элемент, но при этом изменяется его позиция по отношению к курсанту, себе самому. Преподаватель выступает не только как носитель предметно-дисциплинарных знаний, хранитель норм и традиций, но и как помощник в становлении и развитии личности курсанта. Кроме того, изменяется характер управления. Позиция авторитарной власти, право старшего и сильного утрачиваются, взамен утверждается позиция демократического взаимодействия, сотрудничества, помощи, внимания к инициативе курсанта, к становлению и развитию его личности.
• Изменяются функции знаний, осваиваемых в вузе, и способы организации их усвоения. Знание должно быть представлено как системное, междисциплинарное, обобщенное. Его усвоение перестает носить характер рутинного заучивания, репродукции и организуется в многообразных формах поисковой мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс.
• Выдвижение на первый план социальной природы всякого обучения и развития личности, с чем связана ориентация не на индивидуальные, а на групповые формы обучения, совместную деятельность, многообразие форм взаимодействия, межличностных отношений и обобщения, естественное выращивание индивидуальности из «коллективного субъекта».
Рассмотрим внутреннее психологопедагогическое условие развития организационно-управленческих умений будущих военных летчиков - учет организационноуправленческого стиля курсанта. организационно-управленческие стили чаще всего определяются на основе индивидуальных психологических типов. Разработка идей
К.Г. Юнга, в том числе и в соционических исследованиях, ведущихся в последние годы в нашей стране и за рубежом, позволяет классифицировать организационноуправленческие стили на основе четырехфакторной типологии личностей [1; 5]. Близким к соционическим исследованиям является индикатор типов Майер-Бриггс, который классифицирует типы личности по факторам: экстраверсия (Е) - интровер-сия (I), сенсорика ^) - интуиция (№), логика (Т) - этика ^), рациональность У) -иррациональность (Р) [6, с. 204].
Стратегия организационно-управленческой деятельности - особый вид организационно-управленческой стратегии. Каждый психотип авиационного командира (руководителя экипажа, подразделения или части) в соответствии с качествами личности отличается стратегией ведения дел. В связи с этим можно говорить о 16 организационно-управленческих стилях командиров: руководитель-боец (ESTP), руководитель-манипулятор (ESFP),руково-дитель-патерналист (ISTP), руководитель-дипломат (ISFP), руководитель-администратор (ESTJ), руководитель-компаньон (ESFJ), руководитель-инструктор (ISTJ), руководитель-морализатор (ISFJ), руководитель-творец (ENTP), руководитель-игрок (Е№ТТ), руководитель-объективист (INTJ), руководитель-советник (INTP), руководитель-альтруист (ENFP), руководитель-вдохновитель (ENFJ), руководитель-воспитатель (INFJ), руководитель-утешитель (ЮТР).
Необходимые для организационноуправленческой деятельности свойства характера командира взаимоисключают друг друга. Например, способность мыслить стратегически и умение принимать тактические решения. Человек, как правило, не владеет сразу и тем, и другим. Высокий уровень развития организационноуправленческих умений военного летчика предполагает наличие у него воли, умения решать стратегические либо тактические задачи, способности к фронтальному или иерархическому лидерству, умения устанавливать деловые контакты, проявлять деловую активность, организовывать людей, разрешать конфликтные ситуации, достигать компромисса. эти характеристики личности, необходимые для реализации организационно-управленческих умений [4, с. 179], носят парный характер.
1. Умение быть тактиком (выполнять преимущественно стандартные и краткосрочные программы) или стратегом (организовать работу на достижение долгосрочных целей, а также находить решение проблем, требующих неожиданного решения, нестандартного подхода).
2. Задатки лидера. Фронтальное лидерство позволяет человеку быть в гуще проблем, независимо от того, как к этому относятся другие. Такой лидер способен повести за собой остальных либо противопоставить себя им. Иерархический лидер устанавливает в коллективе иерархическую структуру и соответствующую систему отношений. При этом он оказывает волевое давление на людей.
3. Умение устанавливать деловой контакт. Способы налаживания взаимоотношений в подразделении различны: можно ориентироваться либо на человеческий фактор, либо на систему объективных показателей деловой активности.
4. Активность зависит от установки индивида. Он может быть настроен либо на волевое преодоление преград и препятствий, либо на предвидение, предусмотрительность, позволяющую прогнозировать результат своей активности.
5. Умение взаимодействовать с людьми зависит от того, к какому виду лидерства (фронтальному или иерархическому) склонен индивид. человек первого типа при взаимодействии с людьми ориентируется на коллегиальность, выявление способностей партнеров, второго типа - на жесткий контроль и отношения безусловного подчинения («приказы начальника обжалованию не подлежат»).
6. Умение вести себя в конфликтной ситуации, способность к компромиссу. В соответствии с этим параметром выделяют три типа поведения: конкурирующий, сотрудничающий, компромиссный. Первый тип характеризуется нацеленностью только на победу и не приемлет компромиссов, второй - стремится совместить интересы делового партнера со своими собственными, третий тип является промежуточным между конкурирующим и сотрудничающим.
7. Работа на достижение производственных результатов может различаться способами ориентации - на объективные либо на личностные факторы.
Кроме того, есть и другие критерии, которые необходимо учитывать при оцен-
ке качеств будущих авиационных командиров, к ним можно отнести соблюдение общепринятых и профессиональных норм, мотивы и цели, отношение к приказу, уставу, закону. Учет в процессе профессиональной подготовки переменного летного состава организационно-управленческих стилей позволит преподавателям и курсантам гибко осуществлять развитие организационно-управленческих умений.
Внедрение в образовательный процесс авиационного вуза технологии развития организационно-управленческих умений будущих военных летчиков поможет разрешить противоречие между потребностью в высоком уровне развития организационно-управленческих умений выпускника, с одной стороны, и недостаточной разработанностью методологических и организационно-методических аспектов осуществления данного процесса - с другой.
Литература
1. Аугустинавичуте А. Соционика. СПб. : Terra Fantastica ; М. : Изд-во «АСТ», 1998. 642 с.
2. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4. С. 11 - 17.
3. Газман О.С., Вейсс Р.М., Крылова Н.Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995. 108 с.
4. Танаев В.М., Карнаух И.И. Практическая психология управления. М. : АСТ - Пресс Книга, 2004. 304 с.
5. Филатова Е.С. Соционика для Вас: Наука общения, понимания и согласия. 2-е изд., пере-раб. Новосибирск : Сиб. хронограф, 1994. 287 с.
6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. СПб. : Питер-Пресс, 1997. 608 с.
Conditions of development of organizational administrative skills of future military pilots
Conditions of development of organizational administrative skills of future state aviation military pilots in learning process in the institute of higher education are regarded as an actual problem, because the level of their development is one of the most important factors of conduct realization in future professional activity on primary positions.
Key words: organizational administrative skills, educational space, conditions of development.
Г.А. НИКОЛАЕВА (Знаменск)
теоретические основы формирования культуры межнационального общения у военнослужащих вооруженных сил российской федерации
Дано понятие «культура межнационального общения у военнослужащих». Рассмотрены функции и структурные компоненты культуры межнационального общения как качества личности воина. Раскрыты критерии и показатели оценки уровня ее сформированности у военнослужащего в процессе воинской службы.
Ключевые слова: межнациональное общение, культура межнационального общения, качество личности, взаимопонимание, взаимодействие, интегративность.
Проблема формирования культуры межнационального общения у военнослужащих сегодня как никогда актуальна и затрагивает вопросы, от решения которых во многом зависит не только будущее нашей армии, но могущество и процветание России. Изменения, происходящие в стране в области политики, экономики, социальных отношений, вызвали рост национального самосознания этносов, стремление народов сохранить свою самобытность и уникальность. Появилась определенная тенденция межэтнического расслоения, которая порой переходит в национальную нетерпимость. Увеличение количества межличностных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов, напряженная социально-экономическая ситуация в стране остро обозначили проблему межнациональных отношений, породили настораживающую тенденцию к национальной разобщенности.
Особенно резко эта тенденция проявляется в Вооруженных силах РФ, где военнослужащие различных национальностей (согласно военной статистике, в округах и соединениях служат воины 69 - 90 национальностей, в частях и на кораблях - 20 -30, в подразделениях - 7 -15) совместно выполняют служебные обязанности. Ак-
© Николаева Г.А., 2010