Научная статья на тему 'Условия производственного обучения и состояние здоровья учащихсяпрофессиональ-ного лицея Краснодарского края'

Условия производственного обучения и состояние здоровья учащихсяпрофессиональ-ного лицея Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
96
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ / PROFESSIONAL COLLEGE / МАСТЕР СТОЛЯРНОГО И МЕБЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА / СТАНОЧНИК В ДЕРЕВООБРАБОТКЕ / WOODWORKING FOREMAN / УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / CONDITIONS OF TRAINING / STATE OF HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Киек Ольга Васильевна, Лещева Г. А.

Проведено санитарно-гигиеническое исследование условий обучения в производственных мастерских по специальности мастер столярного и мебельного производства, станочник в деревообработке. Выявленные в результате обследования неблагоприятные производственные профессиональные факторы негативно влияют на состояние здоровья, что подтверждается физиометрическими исследованиями и данными ретроспективного анализа медицинских карт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Киек Ольга Васильевна, Лещева Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions of inservice training and state of health of pupils of professional lyceum of Krasnodar krai

Sanitary and health conditions for the students (specializing in woodworking) trained at the workshops have been studied. Adverse effects on their health have been revealed and proved by physiometric tests and the data received after retrospective analysis of the medical records.

Текст научной работы на тему «Условия производственного обучения и состояние здоровья учащихсяпрофессиональ-ного лицея Краснодарского края»

ИЮНЬ №6 (255)

17

g

после внесения в нее данных о факторах риска. Оправдавшиеся прогнозы были получены в 93 % случаев для детей дошкольного возраста, в 92 % — для детей младшего школьного возраста, в 90 % — для детей старшего школьного возраста.

Таким образом, созданная компьютерная программа может быть использована для массового обследования детей с целью выявления среди них лиц с высоким риском вхождения в диспансерную группу ЧБД. Такая потребность может возникнуть, например, перед началом посещения организованного детского коллектива, что позволит своевременно начать проведение профилактических мероприятий.

Выводы.

1. Наиболее значимыми факторами риска частых простудных заболеваний детей во всех возрастных группах являются: гестоз во время беременности, угроза ее прерывания, отягощенный акушерский анамнез матери по двум и более признакам, недостаточная продолжительность грудного вскармливания, наличие часто болеющих членов семьи, аллергические реакции в анамнезе и отягощенная наследственность по аллергическим, аутоиммунным и эндокринным заболеваниям.

2. Такие факторы риска, как перинатальная травма, низкая масса тела ребенка при рождении (менее 2 500 г), позднее прикладывание к груди, наличие профессиональных вредностей у родителей влияют на частоту респираторных инфекций только у детей дошкольного возраста.

3. Наибольшая вероятность войти в группу ЧБД у детей дошкольного возраста ассоциирует-

ся с такими факторами риска, как перинатальная травма ребенка, низкая масса тела при рождении, наличие более 2 признаков патологии беременности, профессиональные вредности у родителей. Для детей младшего школьного возраста наибольшее значение имеет отягощенная по аутоиммунным заболеваниям наследственность, наличие часто болеющих членов семьи, выявление более 2 признаков патологии беременности, тогда как для детей старшего школьного возраста — отягощенная по аутоиммунным заболеваниям наследственность, наличие более 2 признаков патологии беременности, аллергические реакции в анамнезе.

4. Разработанная методика прогностической оценки риска вхождения ребенка в диспансерную группу часто болеющих респираторными инфекциями и созданная на ее основе компьютерная программа могут быть использованы с целью выявления когорты детей, нуждающихся в профи -лактических мероприятиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Самсыгина Г.А. Часто болеющие дети: проблемы патогенеза, диагностики и терапии //Педиатрия. 2005. (1). С. 66—74.

2. Романцев М.Г. и др. Часто болеющие дети: современная фармакотерапия / М.Г. Романцев, Ф.И. Ершов. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. 192 с.

3. Гублер Е.В. Информатика в патологии, клинической медицине и педиатрии. Л.: Медицина, 1990. 176 с.

Контактная информация:

Майоров Роман Владимирович, тел.: (4822) 34-34-60, e-mail: [email protected]. Contact information: Maiorov Roman, phone: 8(4822) 34-34-60, e-mail: [email protected].

УДК 613.956:377

УСЛОВИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИЦЕЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

О.В. Киек, Г.А. Лещева ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Краснодар

Проведено санитарно-гигиеническое исследование условий обучения в производственных мастерских по специальности мастер столярного и мебельного производства, станочник в деревообработке. Выявленные в результате обследования неблагоприятные производственные профессиональные факторы негативно влияют на состояние здоровья, что подтверждается физиометрическими исследованиями и данными ретроспективного анализа медицинских карт. Ключевые слова: профессиональный лицей, мастер столярного и мебельного производства, станочник в деревообработке, условия обучения, состояние здоровья.

O.V. Kiek, G.A. Leshcheva □ CONDITIONS OF INSERVICE TRAINING AND STATE OF HEALTH OF PUPILS OF PROFESSIONAL LYCEUM OF KRASNODAR KRAI □ SBEI HPE «Kuban State Medical University» of the Ministry of Health Care of Russia, Krasnodar □ Sanitary and health conditions for the students (specializing in woodworking) trained at the workshops have been studied. Adverse effects on their health have been revealed and proved by physio-metric tests and the data received after retrospective analysis of the medical records. Key words: professional college, woodworking foreman, conditions of training, state of health.

Проблема изучения влияния условий обучения в учреждениях среднего профессионального образования (СПО) на состояние здоровья учащихся является актуальной и мало изученной, в доступной нам литературе вопрос изучения условий обучения по специальности мастер «мастер столярного и мебельного производства, станочник в деревообработке» практически не освещается.В процессе обучения подростки могут контактировать с подавляющим большинством неблагоприятных физических факторов и со многими химическими аген-

тами, характерными для данного вида производства (древесная пыль, пары клеев и лаков,применяемых в деревообрабатывающей промышленности; интенсивный шум и вибрация, источниками которых являются деревообрабатывающие станки, электродвигатели и подвижные части технологических линий; нагревающий микроклимат при работе в окрасочной камере) [5]. В тоже время, применение моделей оценки профессионального риска здоровью работающих в деревообработке носит фрагментарный характер и освещено лишь в

18

ЗНиСО ИЮНЬ №С (255)

единичных публикациях [9]. К этому добавляются кардинальные проблемы подросткового возраста, который в онтогенезе считается «фактором риска», что обусловливает необходимость пристального внимания к профессиональному обучению подростков [2, 10].

Цель: дать санитарно-гигиеническая оценку условий производственного обучения и состояния здоровья учащихся по специальности «мастер столярного и мебельного производства, станочник в деревообработке»на примере одного из профессиональных лицеев Краснодарского края.

Материалы и методы. Проведено санитарно-гигиеническое исследование условий обучения в производственных мастерских — параметров микроклимата, освещенности, шума, запыленности воздуха рабочей зоны. Параметры микроклимата в мастерской столяров-станочников измерялась выборочно в четырех точках на расстоянии 0,1 и 1,5 м от пола,0,1 м от пола с помощью прибора «Психрометр аспирационный МВ-4 М». Измерения показателей световой среды: коэффициент естественного освещения (КЕО), освещенность рабочего места, коэффициент пульсации производились прибором «Люксемтр — пуль-сметр Аргус -07». Параметры шума замеряли прибором акустическим многофункциональным «Экофизика», № ЭФ 1001138, микрофон МК-265, № 2260. Пыль в воздухе рабочей зоны замеряли гравиметрическим способом, забор пыли осуществляли прибором «Аспиратор М-822». Для оценки состояния здоровья использованы тест-опрос на выявление жалоб ребенка, рекомендованного НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, карты диспансерного наблюдения, расчетным методом определяли адаптационный потенциал по Р.М. Баевскому и коэффициент выносливости [1, 3, 4]. В исследовании приняли участие 92 учащихся профессионального лицея, по специальности «мастер столярного и мебельного производства, станочник в деревообработке» в возрасте 15—18 лет.

Результаты и обсуждение. На основании проведенных исследований дана санитарная характеристика специальности «Мастер столярного и мебельного производства, станочник в деревообработке».

Учебно-производственное помещение «Столярная мастер -ская» расположено на цокольном этаже здания, санитарно-бытовой блок с гардеробами не оборудован душевыми и умывальниками. Значение показателей микроклимата температура—скорость движения воздуха во всех измеряемых точках превышали допустимые уровни. Температура, измеренная на расстоянии 0,1 м от пола, составила 26,1; 25,8; 26,0 и 26,2 °С при скорости движения воздуха 0,00; 0,01; 0,00 и 0,00 м/с соответственно. Температура, измеренная на расстоянии 1,5 м

от уровня пола, составила 26,2; 26,3; 26,0 и 26,1 °С при скорости движения воздуха 0,00; 0,02; 0,01 и 0,00 м/с соответственно. Относительная влажность во время измерений составляла 34 %. Параметры световой среды: КЕО и коэффициент пульсации соответствуют нормируемым показателям, в то время как искусственная освещенность рабочей поверхности при работе на ряде станков не соответствуют нормируемым уровням искусственного освещения (500 лк)и колеблется от 205 до 305 лк (см. таблицу) [7, 8]. С учетом специфики работы недостаточная освещенность рабочих мест может привести к напряжению зрительного анализатора и способствовать повышенным уровням производственного травматизма. Измерения пыли в воздухе рабочей зоны гравиметрическим методом показали содержание пыли ниже чувствительности применяемого метода, что обусловлено эффективной местной и общей вентиляцией. Уровни звука в столярной мастерской при работе деревообрабатывающих станков составили во всех пяти точках измерения — 79, 86, 86, 78 и 86 дБА соответственно, что требует тщательной регламентации временем и использование средств коллективной (звукоизолированные кабины, дистанционное управление и др.) и индивидуальной (противошумные наушники, вкладыши, шлемы, каски) защиты не всегда выполняемые [7]. При этом, изучение воздействия производственного шума различной интенсивности на подростков по сравнению со взрослыми, выявило наличие более выраженных изменений функционального состояния организма в первой группе по параметрам состояния слухового анализатора, ЦНС и сердечно-сосудистой системы [6].

Выявленные в результате обследования неблагоприятные производственные профессиональные факторы негативно влияют на состояние здоровья, что подтверждается анкетированием и данными ретроспективного анализа медицинских карт. По результатам анкетирования подростков на наличие жалоб и анализа диспансерных карт наблюдения в структуре заболеваемости превалируют: заболевания со стороны вегетативной и сердечно сосудистой системы, дыхательной системы, органа зрения. Отмечена тенденция к

Таблица. Параметры искусственного освещения на рабочем месте в производственной мастерской по специальности «Мастер столярного и мебельного производства, станочник в деревообработке

№ Рабочее место Освещенность рабочей поверхности (лк) Коэффициент пульсации (%)

1 Форматный станок для обработки ДВП и ДСП 296 12

2 Верстак с ручным инструментом 341 12

3 Присадочный станок 205 10

4 Шлифовальный станок 333 11

5 Малый сверлильный станок 270 12

6 Круглопильный станок 266 12

7 Строгально- фуговальный станок 211 13

8 Фрезерный средний станок 413 12

9 Токарный станок 615 11

10 Сверлильный станок 215 13

11 Рейсмусный станок 237 14

S

ИЮНЬ №6 (255)

19

g

увеличению заболеваемости от первого курса к третьему, без изменения структуры заболеваний. Физиометрическими исследованиями установлено функциональное напряжение механизмов адаптации у учащихся 1, 2, 3 курсов — показатель коэффициента выносливости снизился к третьему курсу у 47 % подростков.

Состояние здоровья и успешность социальной адаптации подростков взаимосвязаны. Уровень социальной адаптивности подростков оценивался с использованием адаптированного личностного двухфакторного опросника М. Гавлиновой, утвержденного Европейским союзом школьной и университетской гигиены и медицины и рекомендованного НИИ гигиены и охраны детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН [3]. Отмечено ухудшение социальной адаптации среди учащихся специальности «Станочник деревообрабатывающих станков» 1, 2 и 3 курсов. Соответственно 6, 21 и 25 % учащихся дезадаптированны.

Выводы. Обучение по специальности «Мастер столярного и мебельного производства, станочник в деревообработке» сопровождается действием комплекса различных производственных и профессиональных факторов, которые могут оказывать определенное влияние на функциональное состояние организма, а в отдельных случаях приводить к возникновению более стойких патологических изменений. Требуется проведение мероприятий, направленных на организацию производственного обучения в соответствии с санитарными нормами, что позволит максимально снизить негативное влияние производственных факторов в процессе обучения по специальности«Мастер столярного и мебельного производства, станочник в деревообработке».

ЛИТЕРАТУРА

1. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина,1979. 298 с.

2. Баранов А.А. и др. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: Руководство для врачей. / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. М., ГЭОТАР-Медиа, 2007. 352 c.

3. Баранов А.А. и др. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. Руководство для врачей / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. М., ГЭОТАР-Медиа, 2008. 432 с.

4. Кирилов В.Ф. Руководство к практическим занятиям по гигиене труда. М.: Медицина, 2001. 400 с.

5. Кирющин В.А. и др. Гигиена труда. Учебное пособие / В.А. Кирющин, А.М. Большаков, Т.В. Моталова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. 400 с.

6. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. 480 с.

7. Изменения 3 к СанПиН 2.4.3.1186—03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования»: СанПиН 2.4.3.2841—11.

8. Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению в жилых и общественных зданиях: СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278—03.

9. Соколова Л.А. и др. Здоровье работающих в лесопильно-деревообрабатывающей промышленности / Л.А. Соколова, А.А. Драчева //Экология человека. 2005. № 6. С. 44—47.

10. Сухарева Л.М. и др. Новые подходы к гигиенической оценке условий и режимов обучения в общеобразовательных учреждениях.\Л.М. Сухарева, В.Р. Кучма, М.И. Степанова, И.Э.Александрова, Т.В. Шумакова \\Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 8 (245). С. 4—5

Контактная информация:

Киек Ольга Васильевна, тел. : 8 -918- 14- 14 -321 e-mail: о^.Шк @mail.ru

Contact information: Kiek Olga,

phone: 8 -918- 14- 14 -321 e-mail: о^.Шк @mail.ru

УДК 613.954:616-053.4-071.3(470.57-25)

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ГОРОДА УФЫ

О.Р. Зубайдуллина1, Е.А. Поварго1, А.Т. Зулькарнаева1, Р.А. Ахметшина2, Т.Р. Зулькарнаев1 'ГБОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет

Минздрава России, г. Уфа 2Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, г. Уфа

Изучено физическое развитие 2169 детей в возрасте от 3 до 7 лет г.Уфы. Установлено, что если длина и масса тела у мальчиков и девочек статистически не различалась, то окружность грудной клетки у мальчиков достоверно больше во всех возрастных группах, кроме возраста 5лет. Наиболее интенсивный рост у мальчиков отмечен в возрасте от 5 до 6 лет, у девочек с 3 до 4 лет. Наиболее интенсивное увеличение массы тела, как у мальчиков, так и у девочек наблюдалось с 5 до 6лет, а окружности грудной клетки — с 5 до 6 лет у мальчиков и с 4 до 5лет у девочек. Ключевые слова: физическое развитие, дошкольники, погодовая прибавка.

O.R. Zubajdullina, E.A. Povargo, A.T. Zulkarnaeva, R.A. Ahmetshina, T.R. Zulkarnaev □ THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOLCHILDREN IN UFA □ Bashkir state medical University of the Ministry of health of Russia, Ufa; Department of Rospotrebnadzor for the Republic of Bashkortostan, Ufa □ Studied physical development 2169 children aged from 3 to 7 years of Ufa. It is established that if the length and weight of boys and girls did not differ statistically, chest circumference boys significantly more in all age groups, except the age of 5 years. The most intensive growth in boys registered in the age from 5 to 6 years, girls from 3 to 4 years. The most intensive increase in body mass, boys and girls alike were observed from 5 to 6 years, and chest circumference — from 5 to 6 years for boys and from 4 to 5 years for girls. Key words: physical development, preschoolers, year-to-year increase.

Дошкольный возраст — это важный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма, играющая решающую роль в становлении личности, определяя ход ее развития на последующих этапах онтогенеза. Здоровы, лишь 5—7 % дошкольников, до 25 % страдают хроническими заболеваниями,

свыше 60 % имеют функциональные отклонения [2, 4].

Любые отклонения от нормы в физическом развитии свидетельствуют об относительном неблагополучии в состоянии здоровья детей и должны приниматься во внимание [1, 6, 7]. Безобъективных знаний о состоянии физиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.