Научная статья на тему 'Гигиеническая оценка книжных изданий, используемых в учреждениях среднего профессионального образования'

Гигиеническая оценка книжных изданий, используемых в учреждениях среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-ND
158
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ / STUDENTS / УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА / PROFESSIONAL EDUCATIONAL BOOKS / ФАКТОРЫ РИСКА / RISK FACTORS / GENERAL KNOWLEDGE EDUCATIONAL BOOKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киек Ольга Васильевна

Дана гигиеническая оценка издательской продукции, используемой при обучении учащихся специальностей «станочник деревообрабатывающих станков» и «делопроизводитель». Выявлено несоответствие данной учебной литературы требованиям СанПин 2.4.7.1166-02: 45 % несоответствия по общеобразовательным дисциплинам и 87 % по профессиональным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HYGIENIC ESTIMATION OF EDUCATIONAL PUBLICATIONS USED IN THE INSTITUTIONS OF VOCATIONAL SECONDARY EDUCATION

According to the results of the hygienic estimation of educational publications it was revealed that 45 % of general knowledge disciplines textbooks and 87 % of professional disciplines textbooks, used by students learning «woodworking machines operation» and «office management» as special subjects, don't match the requirements to educational publications.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая оценка книжных изданий, используемых в учреждениях среднего профессионального образования»

2С

ЗНивО декабрь им2 (20с)

УДК 613.3:377.5

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КНИЖНЫХ ИЗДАНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.В. Киек

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России,

г. Краснодар, Россия

Дана гигиеническая оценка издательской продукции, используемой при обучении учащихся специальностей «станочник деревообрабатывающих станков» и «делопроизводитель». Выявлено несоответствие данной учебной литературы требованиям СанПин 2.4.7.1166-02: 45 % несоответствия по общеобразовательным дисциплинам и 87 % - по профессиональным. Ключевые слова: учащиеся, учебная литература общеобразовательная, профессиональная учебная литература, факторы риска.

O □ THE HYGIENIC ESTIMATION OF EDUCATIONAL PUBLICATIONS USED IN THE INSTITUTIONS OF VOCATIONAL SECONDARY EDUCATION □ Kuban State Medical University of the Ministry of Health of Russia, Krasnodar, Russia.

According to the results of the hygienic estimation of educational publications it was revealed that 45 % of general knowledge disciplines textbooks and 87 % of professional disciplines textbooks, used by students learning «woodworking machines operation» and «office management» as special subjects, don't match the requirements to educational publications.

Key words: students, general knowledge educational books, professional educational books, risk factors.

Обеспечение безопасной образовательной среды при получении образования подрастающим поколением имеет существенное значение в сохранении состояния здоровья учащихся и является важной профилактической задачей. Изучение условий воспитания и обучения, в том числе и в учреждениях среднего профессионального образования, проводится в соответствии с комплексной оценкой санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений по критериям, являющимся маркерными показателями (земельный участок, здание, санитарно-тех-ническое состояние помещений, организация учебно-производственного процесса, организация питания, организация физического воспитания, организация медицинской помощи), но должного внимания учебной литературе не уделяется [1, 5, 6]. Вместе с тем в процессе обучения учащиеся учреждений среднего профессионального образования должны прочитать и освоить большой объем учебного материала, изложенного в различных видах книжных учебных изданий (учебниках, практикумах, хрестоматиях, атласах) не только по общеобразовательным (гуманитарным, естественным, математическим), но и по специальным дисциплинам. Физиологически процесс чтения приводит к усилению зрительного и общего напряжения организма. Установлено, что к основным причинам роста близорукости у детей относятся качество полиграфического исполнения шрифтового оформления учебников. Кроме того, качество шрифтового оформления учебных изданий влияет не только на удобочитаемость, но и на степень усвоения и запоминания материала [2, 7]. Ги-

гиеническое нормирование издательской продукции обеспечивает безопасность для здоровья детей и направлено на профилактику заболеваний органов зрения, опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы [3].

Требования к шрифтовому и полиграфическому оформлению учебной литературы регламентированы санитарными правилами и нормами СанПиН 2.4.7.1166-02 [4]. Однако контроль его соблюдения остается на сегодняшний день открытым, а учитывая, что в соответствии с новым законодательством образовательные учреждения самостоятельно выбирают средства обучения, в том числе и издательскую продукцию, не исключена возможность использования учебной литературы, не отвечающей гигиеническим требованиям. В доступных нам литературных источниках мы не встретили данных о соответствии гигиеническим требованиям учебной литературы, используемой для учебных целей в учреждениях среднего профессионального образования.

Цель исследования - дать гигиеническую оценку издательской продукции, используемой при обучении учащихся по специальностям «станочник деревообрабатывающих станков» и «делопроизводитель».

Материалы и методы. Для гигиенической оценки учебной литературы было отобрано 90 учебных изданий (по 3 экземпляра каждого издания), в том числе 30 (10 дисциплин) учебников, используемых при обучении профессии «станочник деревообрабатывающих станков», 30 (10 дисциплин) по профессии «делопроизводитель», 30 (10 дисцип-

декабрь №12 (285) ЗНивО

27

лин) общеобразовательных учебников. Гигиеническая оценка учебной литературы проводилась на соответствие требованиям СанПиН 2.4.7.1166-02 [4]. Санитарно-эпиде--^■у миологическую оценку проводили на соот-^—I ветствие гигиеническим требованиям по основным показателям: шрифтовому оформлению издания, издательскому оформлению, качеству полиграфического исполнения. При-|—р менили методику проведения санитарно-эпидемиологической оценки изданий, изло-^^ женную в [3, 4].

Г"^ Результаты исследования. В соответствии с гигиенической классификацией учебных изданий в общеобразовательной учебной литературе (учебниках) применена гарнитура «Школьная». Для изданий по специальным дисциплинам (учебников, учебных пособий) специальностей «делопроизводитель» и «станочник деревообрабатывающих станков» использованы гарнитуры «Таймс», «Балтика», оптимальные с точки зрения гигиены. Начертание основного шрифта изданий по общеобразовательным и специальным дисциплинам соответствует гигиеническим требованиям; начертание дополнительного шрифта изданий по специальным дисциплинам в 25 % случаев светлое курсивное.

По результатам гигиенической оценки учебной литературы отмечается несоответствие гигиеническим требованиям во всех изучаемых группах показателей. Обращает на себя внимание значительный процент несоответствий по такому важному показателю, как шрифтовое оформление текста издания. Так, по шрифтовому оформлению основного шрифта (количество символов, кегль шрифта, увеличение интерлиньяжа, длина строки, емкость шрифта) выявлено несоответствие в 70 % случаев, в том числе в 21,21 % общеобразовательной учебной литературы, в 48,79 % специальной учебной литературы, по шрифтовому оформлению дополнительного шрифта (количество символов, кегль шрифта, увеличение интерлиньяжа, длина строки, емкость шрифта) - 67 % несоответствия (16,41 % общеобразовательной учебной литературы, 50,59 % специальной учебной литературы).

Издательское оформление учебной литературы (выворотка шрифта, цветной шрифт для основного и дополнительного текста, цветной шрифт на цветном фоне, многоколонный набор) выполнено с нарушением гигиенических требований в 56 % случаев, при этом 14,1 % несоответствия выявлено среди общеобразовательной учебной литературы, 41,9 % - среди специальной учебной литературы.

В значительном количестве изданий учебной литературы не соблюдены поля: в 95 % случаев отмечено несоответствие размеров

корешковых полей на страницах издания (44 % общеобразовательной учебной литературы, 51 % специальной учебной литературы); нижних полей - в 10 % случаев, в том числе 1 % общеобразовательной учебной литературы, 9 % специальной учебной литературы.

Качество полиграфического исполнения изданий оценивали по контрастности текста (оптическая плотность) и наличию дефектов полиграфического исполнения (непропечатка текста, сдвоенная печать, пятна, затеки клея и склеивание страниц, деформация блока). Оптическая плотность элементов изображения текста не соответствует нормам в 30 % случаев (5 % общеобразовательной учебной литературы, 25 % специальной); оптическая плотность фона - 15 % несоответствия (0,5 % общеобразовательной, 14,5 % специальной учебной литературы). Дефекты печати в издании составляют 6 % случаев, в том числе 3 % общеобразовательной учебной литературы, 3 % специальной учебной литературы. Слипание и склеивание страниц отмечено в 3 % случаев, в том числе 1,2 % общеобразовательной учебной литературы, 1,8 % специальной учебной литературы.

В целом по результатам гигиенической оценки отобранной для экспертизы учебной литературы несоответствие гигиеническим требованиям по исследуемым показателям выявлено в 45 % учебников по общеобразовательным дисциплинам и в 87 % учебников по специальным.

Ежедневную нагрузку на зрение изучали методом анкетирования учащихся и с помощью анализа учебного расписания. Продолжительность учебных занятий составляет 6 часов в день, уроки в компьютерном классе проходят 2 раза в неделю, продолжительность одного урока 2 академических часа. Работа с учебной литературой дома занимает 2 часа в день, выполнение домашнего задания на компьютере - 1,5 часа в день, чтение художественной литературы - от 30 минут до 3 часов в день. Большинство учащихся отмечают, что просмотр телевизора занимает в среднем 3 часа в день. Современные мобильные устройства используются не только для связи, но и для игр, получения информации из интернета. Использование мобильных устройств отмечают все учащиеся, время варьируется от 1 часа до 6 часов в день. Ретроспективный анализ медицинских карт выявил увеличение заболеваемости органов зрения учащихся специальностей «станочник деревообрабатывающих станков» и «делопроизводитель» к третьему курсу. В структуре заболеваемости эта патология занимает второе место, уступая заболеваниям вегетативной и сердечно-сосудистой системы.

28

ЗНиСО ДШШ N42 (20Е)

Выводы. Выявлено несоответствие гигиеническим требованиям издательской продукции, используемой при обучении, что является фактором риска в формировании патологии органа зрения среди учащихся учреждений среднего профессионального образования.

Производство издательской продукции для учащихся учреждений среднего профессионального образования требует строгой регламентации и контроля.

Дополнительную нагрузку на орган зрения оказывает нерегламентированное пользование компьютерами и мобильными устройствами. Необходимо проводить разъяснительную работу среди подростков, направленную на соблюдение ими режима при пользовании компьютерами и мобильными устройствами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Е.Е. Актуальные факторы учебного процесса, влияющие на состояние здоровья детей и подростков в организованных коллективах образовательных учреждений города Москвы // Здоровье населения и среда обитания. 2015. № 10 (271). С. 12-15.

2. Валеева Э.Р. и др. Гигиеническая оценка учебников образовательных учреждений различного типа / Э.Р. Ва-

леева, Р.Я. Хамитова // Гигиена и санитария. 2006. № 3. С. 64-66.

3. Гигиена детей и подростков. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие / Под ред. В.Р. Кучмы. М.: ГОЭТАР-Медиа, 2012. 546 с.

4. Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и профессионального образования: СанПиН 2.4.7.1166-02 (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 7 октября 2002 г.). М., 2002.

5. Нестерук А.В и др. Совершенствование подходов к оценке санэпидблагополучия организаций профессионального образования при обучении подростков / А.В. Нестерук, Е.И. Шубочкина, О.А. Луценко [и др.] // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 2 (251). С. 36-38.

6. Сухарева Л.М. и др. Новые подходы к гигиенической оценке условий и режимов обучения в общеобразовательных учреждениях /Л.М. Сухарева, В.Р. Кучма, М.И. Степанова [и др.] // Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 8 (245). С. 4-5.

7. Текшева. Л.М. Гигиеническая оценка влияния шрифтового оформления учебных изданий // Гигиена и санитария. 2008. № 1. С. 65-67.

Контактная информация: Киек Ольга Васильевна, тел.: +7 (918) 141-43-21, e-mail: olga.kiek@mai.ru

Contact information: Kiek Olga,

phone: +7 (918) 141-43-21, e-mail: olga.kiek@mai.ru

V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.