Научная статья на тему 'Условия профессионально-личностного развития будущего специалиста социальной работы'

Условия профессионально-личностного развития будущего специалиста социальной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭЛЕМЕНТЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ / КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL¬PERSONAL DEVELOPMENT / RESEARCH ACTIVITY / ELEMENTS OF THEATRICAL PEDAGOGY / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куриленко Людмила Васильевна

Необходимость профессионально-личностного развития специалиста социальной работы объясняется богатством ролевого репертуара, вытекающего из широкого спектра функций, составляющих суть его деятельности. Специалист социальной работы, помогая клиенту в поиске выхода из трудной жизненной ситуации, с одной стороны, должен демонстрировать высокий уровень сформированности профессиональных компетенций, а с другой, учитывая социальный характер трудных жизненных ситуаций, активную жизненную позицию, что в совокупности и составляет содержание профессионально-личностного развития. В связи с этим в процессе подготовки данных специалистов требуется создание условий, которые бы способствовали решению этой задачи. Погружение студента в исследовательскую деятельность, представляющую собой своего рода «плацдарм» для формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, как раз и выступает одним из условий для профессионально-личностного развития будущих специалистов социальной работы. Именно исследовательская деятельность аккумулирует приобретенные знания, умения и способности студентов, так необходимые им для осуществления будущей профессиональной деятельности. Включение студентов в исследовательскую деятельность окунает их в ситуацию поиска, что дает возможность развиваться не только интеллектуально, но и совершенствоваться в личностном отношении. Элементы театральной педагогики, используемые преподавателем в процессе введения студентов в исследовательскую деятельность, помогают без особого труда постичь важнейшие методологические законы исследования, его принципы, методы и приемы, осознать логику и структуру исследования. Овладение способами и приемами исследовательской деятельности с помощью элементов театральной педагогики способствует актуализации профессиональных знаний, умений и способностей студентов-будущих специалистов социальной работы, реализации личностных качеств, необходимых при решении трудных жизненных ситуаций граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куриленко Людмила Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF FUTURE SOCIAL WORK SPECIALIST

The need for professional¬personal development of a specialist in social work is explained by the richness of the role repertoire resulting from a wide range of functions that make up the essence of his activity. A specialist in social work, helping the client to find a way out of a difficult life situation, on the one hand, must demonstrate a high level of professional competence, and on the other hand, taking into account the social nature of difficult life situations, an active life position, personal development. In this connection, in the process of preparing these specialists, it is necessary to create conditions that would facilitate the solution of this problem. Immersion student in the research activity, which is a kind of «springboard» for the formation of general cultural, professional and professional competencies, is precisely one of the conditions for the professional and personal development of future specialists in social work. It is research activity that accumulates the acquired knowledge, skills and abilities of students, so necessary for them to carry out future professional activities. Inclusion of students in research activity immerses them in the search situation, which gives an opportunity to develop not only intellectually, but also to improve in a personal way. Elements of theatrical pedagogy used by the teacher in the process of introducing students to research activity help to comprehend the most important methodological laws of research, its principles, methods and techniques, and to understand the logic and structure of the research without much difficulty. Mastering the methods and techniques of research activities with the help of elements of theatrical pedagogy contributes to the actualization of professional knowledge, skills and abilities of students¬future specialists in social work, the realization of personal qualities necessary for solving difficult life situations of citizens.

Текст научной работы на тему «Условия профессионально-личностного развития будущего специалиста социальной работы»

DOI: 10.25198/1814-6457-216-46 УДК 378.1

Куриленко Л.В.

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева,

г Самара, Россия E-mail: srludmila@mail.ru

УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Необходимость профессионально-личностного развития специалиста социальной работы объясняется богатством ролевого репертуара, вытекающего из широкого спектра функций, составляющих суть его деятельности. Специалист социальной работы, помогая клиенту в поиске выхода из трудной жизненной ситуации, с одной стороны, должен демонстрировать высокий уровень сформированности профессиональных компетенций, а с другой, учитывая социальный характер трудных жизненных ситуаций, активную жизненную позицию, что в совокупности и составляет содержание профессионально-личностного развития. В связи с этим в процессе подготовки данных специалистов требуется создание условий, которые бы способствовали решению этой задачи.

Погружение студента в исследовательскую деятельность, представляющую собой своего рода «плацдарм» для формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, как раз и выступает одним из условий для профессионально-личностного развития будущих специалистов социальной работы. Именно исследовательская деятельность аккумулирует приобретенные знания, умения и способности студентов, так необходимые им для осуществления будущей профессиональной деятельности.

Включение студентов в исследовательскую деятельность окунает их в ситуацию поиска, что дает возможность развиваться не только интеллектуально, но и совершенствоваться в личностном отношении. Элементы театральной педагогики, используемые преподавателем в процессе введения студентов в исследовательскую деятельность, помогают без особого труда постичь важнейшие методологические законы исследования, его принципы, методы и приемы, осознать логику и структуру исследования. Овладение способами и приемами исследовательской деятельности с помощью элементов театральной педагогики способствует актуализации профессиональных знаний, умений и способностей студентов-будущих специалистов социальной работы, реализации личностных качеств, необходимых при решении трудных жизненных ситуаций граждан.

Ключевые слова: профессионально-личностное развитие, исследовательская деятельность, элементы театральной педагогики, компетенции.

Kurilenko L.V.

Samara National Research University named after academician S.P. Korolev, Samara, Russia

E-mail: srludmila@mail.ru

CONDiTiONS FOR PROFESSiONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF FUTURE SOCiAL WORK SPECiALiST

The need for professional and personal development of a specialist in social work is explained by the richness of the role repertoire resulting from a wide range of functions that make up the essence of his activity. A specialist in social work, helping the client to find a way out of a difficult life situation, on the one hand, must demonstrate a high level of professional competence, and on the other hand, taking into account the social nature of difficult life situations, an active life position, personal development. in this connection, in the process of preparing these specialists, it is necessary to create conditions that would facilitate the solution of this problem.

immersion student in the research activity, which is a kind of «springboard» for the formation of general cultural, professional and professional competencies, is precisely one of the conditions for the professional and personal development of future specialists in social work. it is research activity that accumulates the acquired knowledge, skills and abilities of students, so necessary for them to carry out future professional activities.

inclusion of students in research activity immerses them in the search situation, which gives an opportunity to develop not only intellectually, but also to improve in a personal way. Elements of theatrical pedagogy used by the teacher in the process of introducing students to research activity help to comprehend the most important methodological laws of research, its principles, methods and techniques, and to understand the logic and structure of the research without much difficulty. Mastering the methods and techniques of research activities with the help of elements of theatrical pedagogy contributes to the actualization of professional knowledge, skills and abilities of students-future specialists in social work, the realization of personal qualities necessary for solving difficult life situations of citizens.

Key words: professional-personal development, research activity, elements of theatrical pedagogy, competence.

Профессионально-личностное развитие будущего специалиста социальной работы подразумевает прежде всего высокий уровень сформированности компетенций. Это означает, с одной стороны, глубокие и широкие знания в области

профессиональной деятельности, владение умениями нестандартного характера, активное развитие способностей, позволяющих придать профессиональной деятельности творческое направление, а с другой стороны, проявление ак-

тивной жизненной позиции в ситуации решения тех проблем, с которыми получатель социальных услуг не может справиться самостоятельно.

В этом случае возникает необходимость включения студентов в исследовательскую деятельность, где они имеют возможность самостоятельно выявлять сущность изучаемых явлений путем постановки проблемы, выделения объекта и предмета исследования, формулировки цели, гипотезы, задач, уточнения терминов и понятий, что в совокупности определяет методологические основания исследования. В процессе исследовательской деятельности студенты овладевают и процедурными навыками, подразумевающими умение составлять план исследования, отбирать его методы и техники сбора данных.

С этой точки зрения исследовательская деятельность весьма эффективна как в профессиональном, так и в личностном плане. Профессиональный эффект содержится в результатах исследовательской деятельности, выраженных в совокупности новых идей, теоретических и практических выводах, соотнесенных с целью и задачами исследования. Кроме того, результаты исследования должны быть обоснованы, доказаны и представлены таким образом, чтобы их можно было использовать в научной и практической деятельности. В этом случае следует говорить о личностном эффекте исследовательской деятельности, проявляющимся в повышении уровня общей и профессиональной культуры, формировании мировоззрения, саморефлексии и др.

Рассматривая исследовательскую деятельность как одно из условий профессионально-личностного развития студента-будущего специалиста социальной работы, следует, на наш взгляд, создать определенную среду, способствующую ее успешной реализации.

С позиций профессионально-личностного развития студента исследовательскую деятельность в настоящее время следует понимать не только как средство совершенствования профессиональных компетенций, но и как способ погружения молодого человека в исследовательскую культуру, что способствует осознанию им системы ценностей, жизненных смыслов, совершенствования эмоционально-чувственной сферы, коррекции отношений и т. д. [6]. В этом

случае серьезные требования предъявляются к преподавателю высшей школы, выступающего своеобразным «гуру», духовным наставником, ведущего своих учеников к вершинам профессионально-личностного развития.

Учитывая, что с первых курсов студент активно включается в самостоятельную деятельность, возникает необходимость выстраивания траектории его профессионально-личностного развития с позиций логической обоснованности предъявляемых требований, целесообразности выполняемых исследовательских заданий с точки зрения их значимости для профессионального и личностного роста студента, проектирования стратегии и тактики профессионально-личностного развития. Трудность заключается в том, что не всегда студент в силу индивидуальных особенностей может выполнить предъявляемые ему требования. В этом случае следует прибегнуть к элементам театральной педагогики, прививая студенту навыки исследовательской деятельности.

В искусстве часто употребляется понятие «партитура произведения», под которым подразумевается некое выстраивание всех партий, всех голосов произведения в единое целое, из разумная организация. В театре - это прерогатива режиссера. Написание же партитуры исследования - это выстраивание его логики, что означает, во-первых, умение выделять социально значимое отношение к объекту исследования; во-вторых, определять научную ценность исследования, в-третьих, характеризовать важность предполагаемых результатов исследования для практической деятельности. В научно-исследовательской деятельности этот этап исследования обозначается как актуальность исследования, для которого неизменным остается фундаментальный закон о единстве теории и практики.

На этапе изучения той или иной роли у актера развивается умение выражать себя в образе. Образ актера в театральном спектакле - это та конечная цель, ради которой актер и выходит на сцену, это его внутренняя потребность, стремление, смысловой центр, идея, вдохновляющая артиста и направляющая его. Именно образ определяет требовательность артиста к себе и результатам его творчества. Чтобы образ был раскрыт, артист как бы «разбивает»

свою роль на мелкие кусочки, пытаясь каждый их них исполнить так, чтобы они сложились в целостный образ.

В деятельности исследователя для возникновения «рабочего» самочувствия также необходимо сосредоточиться на «мелких кусочках» исследования, т. е. на его методологических характеристиках. Так, объект исследования, по словам В.И. Загвязинского [3], это определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от исследователя, но отражается им, служит конкретным полем поиска. Предмет исследования - часть сложного «образа» исследования, который представляет собой ту конечную цель, ради которой исследователь взялся за дело. В предмете исследования в концентрированном виде заключены направление поиска, важнейшие задачи, возможности их решения соответствующими средствами и методами. Предмет исследования - это своего рода ракурс, точка обозрения, позволяющая видеть специально выделенные стороны, связи исследуемого объекта.

При анализе драматургического потенциала, стремлении понять, зачем и как надо актеру произносить те или иные слова пьесы, в театре давно пользуются термином К.С. Станиславского [14] «задача персонажа». Актер, исполняющий роль, определяет цепочку ее задач. Такой синтез задач и приводит актера к победе. В работе исследователя большое внимание уделяется определению цели исследования. Как известно, цель исследования - результат предвидения, прогнозирования, основанный на сопоставлении смоделированного идеала и потенциальных резервов преобразования существующей действительности. Следует подчеркнуть, что цель исследования позволяет спланировать дальнейший его ход путем конкретизации общей цели через иерархический порядок исследовательский задач. Как правило, данная иерархия представляется в следующем порядке (В.И. Загвязинский, В.В. Кра-евский) [3], [8]: историко-диагностические задачи, теоретико-моделирующие задачи, практико-преобразующие задачи.

В случае, если отсутствует ориентация на синтез планируемых задач с основной целью исследования, то нарушается их диалектическая взаимосвязь и единство, что может негативно сказаться на результатах исследования.

Говоря о механизме приготовления к роли, отмечаем, что в этом случае появляется установка на перевоплощение актера («если бы»), т. е. актер ставит себя на языке театрального искусства в предполагаемые обстоятельства. Актер представляет себя в той или иной роли, в результате на сове ассоциаций воскрешаются в памяти какие-то картины, идеи, определенные переживания. Происходит как бы идентификация актера со сценическим персонажем. Кроме того, наряду с идентификацией возникает потребность в проекции - способности наделять другого своими мыслями, мотивами, переживаниями. Для этого актеру требуется навык внутренней перестройки, эмоциональная память, ибо сценическое чувство - это воспроизведение жизненного чувства, его отпечаток, оно носит временный характер.

В исследовательской деятельности возникает установка на планирование исследования и исследователь ставит себя в предполагаемые обстоятельства, что находит свое отражение в проектировании гипотезы исследования. На данном этапе логического построения исследования от исследователя требуется свободное оперирование кругом знаний по проблеме исследования, по содержанию деятельности, сформированность научного мировоззрения, развитое практическое мышление, владение методикой исследования. Следует отметить, что, в тличие от деятельности актера, исследователь «живет» реальными обстоятельствами, проблемами, требующими своего действительного разрешения, поэтому наблюдается значительная разница в накоплении опыта, в развитии эмоциональной памяти. Более того, в гипотезе исследования концентрируется весь его замысел, основная идея, поскольку алгоритм построения гипотезы включает в себя этапы рождения идеи; претворение ее в замысел в виде предвосхищения, догадки о путях, способах и результатах решения поставленных задач.

Таким образом, гипотеза исследования представляет собой синтез содержательной и процессуальной сторон поиска, носящего, несомненно, творческий характер, поскольку именно в форме гипотезы возникает и развивается новое знание.

И, наконец, с целью полного раскрытия образа актер, исполняющий роль, ищет «при-

способления» для воплощения характера своего персонажа. Эти «приспособления» скрыты за словами пьесы и определяют необходимость произнесения именно этих слов. В исследовании, чтобы решить поставленные задачи, необходимо ориентироваться на исследовательские «приспособления», т. е. на использование определенной совокупности способов, средств и приемов научного познания. В качестве данной совокупности выступают исследовательские методы, которые дифференцированы в зависимости от этапов исследования.

Таким образом, искусство актера и искусство исследователя по своим основным характеристикам совпадают, однако это касается лишь организации исследования. Если говорить о результатах деятельности того и другого, то они не равнозначны. Результат актерского искусства - это результат деятельности всех причастных к театральному действу (драматург, режиссер, гример и др.). Результат деятельности исследователя - это его личное достижение. Более того, актерское искусство не всегда может принести удовольствие зрителю, ошибки актера никак не отражаются на самочувствии тех, кто пришел смотреть его игру, в то время как ошибки исследователя чреваты серьезными последствиями, которые, порой, трудно поддаются исправлению.

Итак, одним из компонентов среды выступает исследовательская деятельность студента-

будущего специалиста социальной работы, включение в которую происходит путем воздействия на эмоционально-мотивационную сферу посредством отождествления организации исследовательской работы с подготовкой актера к воплощению образа на сцене, что, на наш взгляд, позитивно сказывается на личностном развитии студента. Но нельзя забывать и об интеллектуальной сфере личности. Для этого исследовательскую деятельность необходимо выстраивать с опорой на следующие принципы: объективности, позволяющего избежать односторонности в исследовании, субъективизма, предвзятости в подборе и оценке фактов, выбрать такие методы исследования, которые помогут получить истинное знание об объекте исследования, четко обосновать исходные посылки, логику исследования, т.е. научный поиск приобретает альтернативный характер; учета непрерывного изменения, развития исследуемого явления или процесса с целью определения общего, особенного и единичного в исследовании; единства логического и исторического для выявления генезиса основных идей исследования; концептуального единства исследования, позволяющего последовательно придерживаться определенной системы взглядов и убеждений; соотнесения достигнутого с существующим должным, остающегося в перспективе.

15.01.2018

Список литературы:

1. Булатова, О. В. Педагогический артистизм / О. В. Булатова. - М.: Издательский мир «Академия», 2001. - 240 с.

2. Данакин, Н. С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы / Н. С. Данакин // Российский журнал социальной работы. - 1995. - №1. - С. 25-32.

3. Загвязинский, В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 208 с.

4. Запесоцкий, А. С. Гуманитарное образование и проблемы духовной безопасности / А. С. Запесоцкий // Педагогика. - 2002. -№2. - С. 3-8.

5. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования / Э. Ф. Зеер. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2013 - 416 с.

6. Караванова, Л. Ж. Инновационные аспекты личностно-профессионального развития специалиста в вузе / Л. Ж. Караванова // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2010. - №3 (79). - С. 164-170.

7. Константиновский, Д. Л. Социально-гуманитарное образование: ориентации, практики, ресурсы совершенствования / Д. Л. Константиновский и др. - М.: ЦПИ, 2006. - 264 с.

8. Краевский, В. В. Методология научного исследования: Пособие для студентов и аспирантов гуманитарных ун-тов / В. В. Кра-евский. - СПб.: СПб. ГУП, 2001. - 250 с.

9. Куриленко, Л. В. Система индивидуально-личностного развития в инновационных образовательных учреждениях / Л. В. Ку-риленко. - М.: Международная педагогическая академия, 2001. - 208 с.

10. Никитин, В. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов / В. А. Никитин. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - 236 с.

11. Панфилов, М. А. Профессиональное становление специалиста как социальный заказ и педагогическая проблема / М. А. Панфилов // Регионология. - 2005. - №1. - С. 156-165.

12. Проблемы совершенствования личностно-профессионального развития кадров в системе высшего образования // Материалы межвузовской научно-практической конференции. - М.: МЮИ, 1999. - 76 с.

13. Романов, П. В., Ярская-Смирнова, Е. Р. Методология исследований и критического анализа в сфере социальной политики и социальной работы / П. В. Романов, Е. Р. Ярская-Смирнова // Социология 4. - М. - 2005. - №21. - С. 51-77.

14. Станиславский, К. С. Работа актера над ролью. Собр.соч.: В 9-и т. - Т. 4 / К. С. Станиславский. - М.: Искусство, 1991. - 399 с.

15. Топчий, Л. В. Современные проблемы развития теории социальной работы в России / Л. В. Топчий // Социальная работа: традиции и инновации. - 2006. - Вып. 1. - С. 5-12.

16. Фонарев, А. Р. Психология становления личности профессионала / А. Р. Фонарев. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 240 с.

17. Шанин, Т. Социальная работа: идеология профессионализма / Т. Шанин // Журнал исследований социальной политики. -2004. - Т. 2. - №3. - С. 303-328.

18. Шмелева, Н. Б. Методологические принципы и подходы к профессионально-личностной подготовке социальных работников в вузе / Н. Б. Шмелева // Социальная работа: традиции и инновации. - 2006. - Вып. 1. - С. 73-78.

19. Ярская-Смирнова, Е. Р. Профессионализация социальной работы в России / Е. Р. Ярская-Смирнова // Социологические исследования. - 2001. - №5. - С. 86-95.

20. Allender, J. The evolution of research methods for the study of human experience / J. Allender, // J. Human. Psychol. - 1987. - 27(4).

21. Maley, A. Drama Techniques: A Resource Book of Communication Activities for Language Teachers / A. Maley. - Cambridge University Press. - 2005. - 234 p.

22. Rogers, C. Inside the world of the Soviet professional / C. Rogers // J. Human. Psychol. - 1987. - 27(3).

23. Sbome, J. A. Human science study of learning about adult learning / J. A. Sbome // J. Human. Psychol. - 1987. - 27(4).

References:

1. Bulatova O. V. Pedagogicheskij artistizm [Pedagogical artistry]. Moscow. The publishing world «Academy», 2001, 240 p. (in Russian)

2. Danakin N. S. Sense and professional features of social work. Rossijskij zhurnal social'noj raboty [Russian Journal of Social Work]. 1995, no 1, pp. 25-32. (in Russian)

3. Zagvyazinsky V. I., Atakhanov R. Metodologiya i metody psihologo-pedagogicheskogo issledovaniya [Methodology and methods of psychological and pedagogical research]. Moscow, Publishing Center «Academy», 2005, 208 p. (in Russian)

4. Zapesotsky A. C. Humanitarian education and problems of spiritual security. Pedagogika [Pedagogy]. 2002, no 2, pp. 3-8. (in Russian)

5. Seer E. F. Psihologiyaprofessional'nogo obrazovaniya [Psychology of vocational education]. 2-nd ed., Rev. and additional. Moscow, Publishing Center «Academy», 2013, 416 p. (in Russian)

6. Karavanova L. Zh. Innovative aspects of personal and professional development of a specialist in a university. Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta [Scientific notes of the Russian State Social University]. 2010, no 3(79), pp. 164-170. (in Russian)

7. Konstantinovsky D. L. and others. Social'no-gumanitarnoe obrazovanie: orientacii, praktiki, resursy sovershenstvovaniya [Social and humanitarian education. Orientations, practices, resources for improvement]. Moscow, TsPI, 2006, 264 p. (in Russian)

8. Krayevsky V. V. Metodologiya nauchnogo issledovaniya: Posobie dlya studentov i aspirantovgumanitarnyh un-tov [Methodology of scientific research. A manual for students and post-graduate students of humanitarian universities]. St. Petersburg, St. Petersburg. State Unitary Enterprise, 2001, 250 p. (in Russian)

9. Kurilenko L. V. Sistema individual'no-lichnostnogo razvitiya v innovacionnyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah [System of individual and personal development in innovative educational institutions]. Moscow, International Pedagogical Academy, 2001, 208 p. (in Russian)

10. Nikitin V. A. Social'naya rabota: problemy teorii i podgotovki specialistov [Social work. Problems of theory and training of specialists]. Moscow, Moscow Psychological and Social Institute, 2002, 236 p. (in Russian)

11. Panfilov M. A. Professional formation of a specialist as a social order and a pedagogical problem. Regionologiya [Regions]. 2005, no 1, pp. 156-165. (in Russian)

12. Problems of improving the personal and professional development of cadres in the system of higher education. Materialy mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Materials of the inter-university scientific-practical conference]. Moscow, MUI, 1999, 76 p. (in Russian)

13. Romanov P. V., Yarskaya-Smirnova E. R. Methodology of research and critical analysis in the field of social policy and social work. Sociologiya 4 [Sociology 4]. Moscow, 2005, no 21, pp. 51-77. (in Russian)

14. Stanislavsky K. S. Rabota aktera nad rol'yu. Sobr.soch.: V9-i t. — T. 4 [The actor's work on the role. Sob.soc .: In the 9th and the t. - T.4]. Moscow, Art, 1991, 399 p. (in Russian)

15. Topchiy L. V. Modern problems of development of the theory of social work in Russia. Social'naya rabota: tradicii i innovacii [Social work. Traditions and innovations]. 2006, vol. 1, pp. 5-12. (in Russian)

16. Fonarev A. R. Psihologiya stanovleniya lichnosti professionala [Psychology of the formation of a professional personality]. Moscow, Publishing house of the Moscow Psychological and Social Institute, Voronezh, Publishing house of the NGO «MODEC», 2005, 240 p. (in Russian)

17. Shanin T. Social Work. The Ideology of Professionalism. ZHurnal issledovanij social'nojpolitiki [Journal of Social Policy Research]. 2004, T. 2, no 3, pp. 303-328. (in Russian)

18. Shmeleva N. B. Methodological principles and approaches to the professional and personal training of social workers in the university. Social'naya rabota: tradicii i innovacii [Social work: traditions and innovations]. 2006, vol. 1, pp. 73-78. (in Russian)

19. Yarskaya-Smirnova E. R. Professionalization of social work in Russia. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological research]. 2001, no 5, pp. 86-95. (in Russian)

20. Allender J. The evolution of research methods for the study of human experience. J. Human. Psychol, 1987, 27(4).

21. Maley A. Drama Techniques. A Resource Book of Communication for Teachers. Cambridge University Press, 2005, 234 p.

22. Rogers C. Inside the world of the Soviet professional. J. Human. Psychol, 1987, 27(3).

23. Sbome J. The Human Science Study of Learning About Adult Learning. J. Human. Psychol, 1987, 27(4).

Сведения об авторе:

Куриленко Людмила Васильевна, заведующий кафедрой теории и технологии социальной работы Самарского национального университета имени академика С.П. Королева, доктор педагогических наук, профессор E-mail: srludmila@mail.ru 443011, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.