Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка студентов в условиях обучающего общения'

Профессиональная подготовка студентов в условиях обучающего общения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куриленко Л. В., Медведев В. М.

В статье рассматривается процесс профессиональной подготовки специалистов социальной работы, доказывается, что индивидуально-личностный подход предполагает диалоговое взаимодействие преподавателя и студента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS IN CONDITIONS OF TRAINING COMMUNCIATION

The article deals with the process of social specialists' professional training. The article proves that the individual-personality approach assumes conversational interaction between a teacher and a student.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка студентов в условиях обучающего общения»

УДК 378

Л.В. Куриленко, В.М. Медведев*

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБУЧАЮЩЕГО ОБЩЕНИЯ

В статье рассматривается процесс профессиональной подготовки специалистов социальной работы, доказывается, что индивидуально-личностный подход предполагает диалоговое взаимодействие преподавателя и студента.

Ключевые слова: специалисты социальной работы, обучающее общение, индивидуально-личностный подход.

Вхождение российской системы высшего образования в общеевропейское образовательное пространство повлекло за собой необходимость создания условий для максимальной реализации способностей каждого из субъектов процесса профессиональной подготовки специалистов социальной работы.

Сравнительно-сопоставительный анализ научной литературы, собственно практическая деятельность показали, что основные категории, на которые опираются современные преобразования в высшей школе (личность, индивидуальность, развитие, деятельность), требуют их рассмотрения с учетом современной парадигмы образования. Результатом аналитической работы явилось построение трехгранной модели личности, каждая из сторон которой представляет собой диалектическое единство личности и индивидуальности, характеризующееся развитием межличностных отношений и самобытным способом существования; общественной востребованностью и самореализацией; активным преобразованием природы и общества, рефлексией. Данное понимание личности выявляет, углубляет и обостряет взаимоотношения между социальным (всеобщим) и индивидуальным (единичным) в субъекте, вызывая тем самым дисгармонию в его структуре.

В этом случае задача профессиональной подготовки в высшей школе заключается в формировании активной личности, отличающейся своеобразием и самобытностью, т. е. индивидуальности личности будущего специалиста социальной работы.

Для проникновения в сущность данного понятия с целью его определения анализу были подвергнуты составные компоненты: индивидуальность, личность. При рассмотрении полисемии первого компонента приходим к выводу о том, что под индивидуальностью следует понимать человека, обладающего уникальностью, самодостаточностью, цельностью, являющихся мотивами самореализации. Диалог взглядов В.А. Петровского и А.Б. Орлова на второй компонент — «личность» стал основанием для выявления его содержательного ядра: активность, проявляющаяся в поступках, социальных актах [1]; отношения с общественной действительностью (А.Б. Орлов). Таким образом, диалектика рассмотрения понятия «индивидуальность личности» позволяет представить его в виде интеграции индивидуальности и социальности в лично-

* © Куриленко Л.В., Медведев В.М., 2012

Куриленко Людмила Васильевна (srludmila@mail.ru), кафедра теории и технологии социальной работы Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Медведев Владимир Михайлович (psychol@samgtu.ru), кафедра психологии и педагогики Самарского государственного технического университета, 443100, Российская Федерация, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244.

сти, означающей опосредование представленности субъекта в его связях с другими людьми, в социальной деятельности. В основе индивидуальности личности лежит активность, выражающаяся в деяниях, которые, по Г. Гегелю, определяются как «произведенные изменения наличного бытия».

В связи с этим обнаружилась необходимость создания условий для проявления каждым из субъектов инициативы в процессе профессиональной подготовки, усвоения учебного материала через диалоговое взаимодействие с целью познания мира, самостоятельного творческого поиска ответов на важнейшие вопросы бытия.

Известно, что диалог выступает как средство организации общения, как совместный поиск общей позиции (М.С. Каган) в конкретных учебных ситуациях [2]. Методологические основы теории диалога получили обоснование и развитие в работах М.М. Бахтина, который считал диалоговые отношения универсальным явлением, пронизывающим всю человеческую речь и все проявления и отношения человеческой жизни [3]. Внедрение диалоговых учебных ситуаций способствует созданию специфической обучающей среды, в которой ее субъекты в непринужденной форме могут приобщиться не только к миру науки, но и к миру друг друга. Мы под обучающим общением понимаем процесс выработки новой дидактической информации, единой для общающихся людей и позволяющей им сохранять свою индивидуальность, свое нечто уникальное по отношению к партнеру. Обучающее общение как процесс взаи-мообучения способствует взаимообогащению его субъектов личностными смыслами, детерминирующими восхождение индивидуальности к своей личности через личность другого. Именно в таком понимании личность — это индивидуальная, неповторимая культура, сформированная иным образом организованным процессом профессиональной подготовки, устремленная при посредстве его к иному бытию, бытию в культуре другого.

В условиях обучающего общения процесс профессиональной подготовки специалистов социальной работы на высоте его конструктивных возможностей призван осуществляться в динамике столкновения и взаимообогащения различных сфер, проявлений личности, способной к восприятию других и в то же время способной к самокритике и к риску принятия на себя свободной ответственной позиции. Только в этом случае современный процесс профессиональной подготовки будет направлен на полноценное развитие особенных (личностных) и индивидуальных (единичных) качеств его субъектов. Таким образом, обучающее общение как инновационная система профессиональной подготовки специалистов социальной работы противопоставляется традиционной, для которой были характерны реализация либо социальных (особенных), либо индивидуальных (единичных) качеств личности, «монология» (М.М. Бахтин), односторонность.

Учитывая социальную сущность обучающего общения, его ориентацию на раскрытие самости каждого из субъектов, считаем, что перспективной может быть методика обучения, в основе которой лежит индивидуально-личностный подход, ставящий своих субъектов в активную жизненную позицию при сохранении их самобытности.

В связи с этим была разработана технология организации учебно-воспитательного процесса в системе профессиональной подготовки специалистов социальной работы на основе взаимодействия субъектов с учетом их индивидуальных особенностей. В основе ее — проблемы, вызывающие потребность обсуждения, требующие принятия самостоятельного волевого решения, самостоятельного исследования поставленной задачи и обмена полученной информацией, совместного обсуждения и выработки «единого многообразного» (А.С. Макаренко) знания.

При отборе методов и форм обучающего общения учитывали как позитивное, что имеется в практике профессиональной подготовки, так и негативное, что было свойственно традиционной подготовке (монологичность, излишняя дидактичность). В ре-

зультате была дана классификация методов обучения, формирующая потребность в самореализации, быши выявлены пути развития организационных форм обучения: создание нетрадиционных форм обучения; использование ретроформ; модификация форм обучения, прочно вошедших в практику профессиональной подготовки. При такой организации система обучающего общения обеспечивает формирование как личностных (особенных), так и индивидуальных (единичных) качеств субъектов. Причем если формирование первыгх возможно в различных видах социально организованной деятельности, то формирование вторыгх — в процессах, создающих условия для самореализации.

Таким образом, пришли к выводу о том, что, во-первых, психологическим механизмом действия обучающего общения, заключающегося в акцентировании внимания на индивидуальном своеобразии его участников, является глубинная диалектика различия партнеров, собеседников и на этой основе — их стремления к единству, которое должно привести не к стиранию различий, а к единству многообразия; во-вторыгх, естественной объединяющей идеей выступает идея развития, согласно которой участники обучающего общения в процессе профессиональной подготовки — студент и преподаватель — равноправные субъекты, взаимодействующие и взаимораз-вивающиеся в совместной деятельности.

Библиографический список

1. Петровский В.А. Субъектность: новая парадигма в образовании // Психологическая наука и образование, 1996. № 3. С. 100—110.

2. Каган М.С. Мир общения. М.: Политиздат, 1988. 315 с.

3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. М.: Искусство, 1986. 444 с.

4. Асмолов А.Г. Психология личности. 4-е изд., испр. М.: Смысл: Academia, 2010. 447 с.

5. Бодалев А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения // Педагогика, 1990. № 12. С. 65—71.

6. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 253 с.

7. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. М.: Наука, 1996. 267 с.

L.V. Kurilenko, V.M. Medvedev*

PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS IN CONDITIONS OF TRAINING COMMUNCIATION

The article deals with the process of social specialists’ professional training. The article proves that the individual-personality approach assumes conversational interaction between a teacher and a student.

Key words, specialists of social work, training communication, individual-personality approach.

* Kurilenko Lyudmila Vasilievna (srludmila@mail.ru), the Dept. of Theory and Methods of Social Work, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation/

Medvedev Vladimir Mihailovich (psychol@samgtu.ru), the Dept. of Psychology and Pedagogics, Samara State Technical University, Samara, 443100, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.