Научная статья на тему 'Роль практики в системе подготовки специалистов социальной сферы (уровень бакалавриата)'

Роль практики в системе подготовки специалистов социальной сферы (уровень бакалавриата) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куриленко Л. В.

В статье исследуется проблема подготовки специалистов для социальной сферы, в частности для системы социальной поддержки населения на уровне бакалавриата. Представлена модель подготовки специалиста системы социальной поддержки населения, и анализируется роль практики в формировании готовности специалиста к его участию в решении трудных жизненных ситуаций населения. Социальная сфера представляет собой сложное образование, включающее в себя системы, имеющие своей целью оказания услуг населению в различных направлениях. К ним можно отнести системы правосудия, здравоохранения, образования, социальной поддержки населения и др. В частности, последняя представляет особый интерес, поскольку на различных этапах жизнедеятельности возникают проблемы, требующие профессионального вмешательства со стороны государственных органов, в связи с чем требования к подготовке специалистов для системы социальной поддержки населения год от года повышаются. Свидетельством этого является постоянное совершенствование федеральных государственных образовательных стандартов, разработка профессиональных стандартов, призванных улучшить качество подготовки специалистов для этой системы социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куриленко Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF PRACTICE IN THE SYSTEM OF TRAINING SPECIALISTS IN THE SOCIAL SPHERE (UNDERGRADUATE LEVEL)

The article deals with the issue of training for social workers, in particular for social support of population at the undergraduate level. The model of training system of social support for the population is presented and the role of practice in the formation of readiness of a specialist for his participation in solving difficult situations for the population is analyzed.

Текст научной работы на тему «Роль практики в системе подготовки специалистов социальной сферы (уровень бакалавриата)»

ПЕДАГОГИКА

УДК 387.147

Л.В. Куриленко*

РОЛЬ ПРАКТИКИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ (УРОВЕНЬ БАКАЛАВРИАТА)

В статье исследуется проблема подготовки специалистов для социальной сферы, в частности для системы социальной поддержки населения на уровне бакалавриата. Представлена модель подготовки специалиста системы социальной поддержки населения, и анализируется роль практики в формировании готовности специалиста к его участию в решении трудных жизненных ситуаций населения.

Ключевые слова: подготовка специалиста системы социальной поддержки населения, мировоззренческая подготовка, интеллектуальная подготовка, правовая подготовка, психолого-педагогическая подготовка, нравственно-этическая подготовка; эстетическая подготовка, готовность к участию в решении трудных жизненных ситуаций населения.

Социальная сфера представляет собой сложное образование, включающее в себя системы, имеющие своей целью оказания услуг населению в различных направлениях. К ним можно отнести системы правосудия, здравоохранения, образования, социальной поддержки населения и др. В частности, последняя представляет особый интерес, поскольку на различных этапах жизнедеятельности возникают проблемы, требующие профессионального вмешательства со стороны государственных органов, в связи с чем требования к подготовке специалистов для системы социальной поддержки населения год от года повышаются. Свидетельством этого является постоянное совершенствование федеральных государственных образовательных стандартов, разработка профессиональных стандартов, призванных улучшить качество подготовки специалистов для этой системы социальной сферы.

Последний федеральный государственный образовательный стандарт отличается от прежних тем, в нем имеется четкое разграничение компетенций, направленных на целостную подготовку специалистов социальной поддержки населения: общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Анализ предла-

* © Куриленко Л.В., 2016

Куриленко Людмила Васильевна (srludmila@mail.ru), кафедра теории и технологии социальной работы, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

гаемых компетенций позволяет представить модель подготовки будущего специалиста системы социальной поддержки населения, которая включает в себя мировоззренческую, интеллектуальную, правовую, психолого-педагогическую, нравственно-этическую и эстетическую подготовку, направленную на формирование готовности к участию в решении трудных жизненных ситуаций населения. Учитывая всесторонность подготовки данных специалистов, возникает вопрос: какой блок подготовки может являться той «лакмусовой бумагой», способной проявить уровень сформиро-ванности этих видов готовности? Предполагаем, что в роли таковой может выступить практика, которая, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, подразделяется на ознакомительную, учебную, производственную, преддипломную.

Практика является тем полем учебной деятельности, в процессе которой проявляется целостность мировоззренческой, интеллектуальной, правовой, психолого-педагогической подготовки студентов-бакалавров, направленной на формирование единства их нравственных, эстетических, волевых и эмоциональных качеств, в совокупности составляющих соответствующие готовности к участию в решении трудных жизненных ситуаций населения. Рассмотрим составляющие модель подготовки будущего специалиста системы социальной поддержки населения и определим роль практики в формировании каждой из ее составляющих.

1. Мировоззренческая подготовка. Она способствует в процессе профессиональной деятельности, с одной стороны, адекватной оценке трудной жизненной ситуации клиента, а с другой стороны, выработке у специалиста диалектического взгляда на окружающую действительность, что означает, во-первых, анализирование причин, приведших к трудной жизненной ситуации, во-вторых, оценивание настоящего состояния трудной жизненной ситуации, в-третьих, прогнозирование последствий выхода из трудной жизненной ситуации клиента, т. е. вскрытие причинно-следственных связей в процессе решения трудной жизненной ситуации клиента выступает ярким свидетельством мировоззренческой зрелости личности специалиста системы социальной поддержки населения, его готовности к участию в социальном развитии общества.

В этой связи практика студентов-бакалавров позволяет на собственном опыте убедиться в действии важнейших мировоззренческих принципов: развитие человека происходит под влиянием общественных воздействий; деятельность играет определяющую роль в формировании психики человека; признание роли личности в ее развитии и формировании. Таким образом, практика выступает одновременно и как инструмент внедрения и использования достижений науки, и как средство сбора и обработки информации о собственной деятельности, ее закономерностях, нормах, правилах и приемах.

2. Интеллектуальная подготовка. Под ней подразумевается способность к творческой деятельности, поскольку именно в ней во всей полноте и гармонии активно взаимодействуют две сферы человека — интеллектуальная и эмоциональная, — и это тесное взаимодействие и есть не что иное, как проявление интеллекта в целом, отмечаем, что практика представляет собой сензитивное средство для творчества. Если вспомнить логику творческого процесса, описанного Б.С. Мейлахом (возникновение замысла; осознание цели замысла; накопление эмпирического материала; выбор решения творческой задачи путем апробирования других возможных вариантов; оценка результата творческого процесса), и переложить ее на профессиональную деятельность специалиста системы социальной поддержки населения, то получим следующую логику творческого процесса данного специалиста.

Перед специалистом возникает целый ряд трудных жизненных ситуаций клиента, которые ему надо решить. На первом этапе их решения — конкретизация проблемы,

замысла. На этапе разработки проблемы специалист уточняет цель поставленной задачи и намечает пути ее решения. Применительно к данному этапу цель может быть следующей: выяснить причины возникновения трудной жизненной ситуации, найти пути их нивелирования, которые помогут сгладить сложившиеся противоречия. Третий этап посвящен сбору информации для решения трудной жизненной ситуации путем анализа документов, консультаций с нужными специалистами, собственной деятельности, построенной с учетом достижения поставленной цели накопление эмпирических данных. Четвертый этап воплощение замысла, решение трудной жизненной ситуации клиента на основе выбора варианта решения из многих планируемых и отобранных ранее, т. е. выход клиента из трудной жизненной ситуации. Последний этап творческой профессиональной деятельности специалиста системы социальной поддержки населения — критический анализ и оценка полученного результата. Вместе с тем следует отметить, что идентичность логики творческого процесса и логики профессиональной деятельности специалиста лишь кажущаяся. На самом деле творческая профессиональная деятельность специалиста имеет ряд отличий, которые и придают практике ту оригинальность, неповторимость, нестандартность, которые способствуют формированию качеств личности студента-бакалавра, в совокупности составляющих его готовность к участию в решении трудных жизненных ситуаций населения. В чем же суть этих отличий?

Во-первых, стадии творческого процесса специалиста системы социальной поддержки населения тесно связаны между собой во временном отношении, поскольку любая трудная жизненная ситуации клиента требует быстрого разрешения по принципу «здесь и сейчас», следовательно, студент-практикант должен проявить такие качества личности, как оперативность, умение систематизировать полученные факты и планировать свои действия в соответствии с намеченной целью. Во-вторых, результаты оперативной деятельности, как правило, сказываются не сразу, студент может увидеть только лишь частичные результаты своей деятельности, поэтому важно уметь прогнозировать дальнейшие действия по выходу клиента их трудной жизненной ситуации, т. е. обладать даром предвидения, суть которого — умение предугадывать перспективный и целостный результат своей деятельности на основе неполных результатов. В-третьих, профессиональная деятельность специалиста системы социальной поддержки населения основана на тесном взаимодействии специалиста и клиента, и творческий характер его работы проявляется как раз в общении между ними, следовательно, творческая профессиональная деятельность специалиста системы социальной поддержки населения определяется его высокой социальной значимостью и неповторимостью личности клиента. В-четвертых, такой тесный контакт специалиста и клиента отрицают шаблоны и штампы в их взаимодействии.

Таким образом, становятся очевидными возможности практики в деле формирования и совершенствования интеллектуального потенциала будущего специалиста системы социальной защиты населения, ярче просматривается ее роль в дальнейшем развитии тех качеств личности, которые в совокупности составляют готовность к участию в решении трудных жизненных ситуаций населения.

3. Правовая подготовка. С одной стороны, правовые знания составляют значительную долю профессиональных компетенций, но, с другой стороны, тесное взаимодействие с клиентом с целью выхода его из трудной жизненной ситуации несет в себе социальную функцию. Ее демонстрация требует от специалиста знаний не только в области социологии, экономики, педагогики, психологии, но и владения навыками, нормами, правилами поведения в диапазоне нравственно-правовой сферы. Кроме того, вопросы трудовой дисциплины, профессиональной этики, прав и обязанностей специалиста как члена коллектива и т. д. требует от будущего специалиста формирования правового сознания.

Практика убедительно доказывает необходимость данной составляющей модели подготовки специалиста системы социальной зашиты населения, учитывая необходимость оперативного поиска выхода клиента из трудной жизненной ситуации.

4. Психолого-педагогическая подготовка. Как известно, основная деятельность студента-практиканта учебно-производственная. При подготовке к практике в процессе поиска выхода клиента из трудной жизненной ситуации важна разработка целей и алгоритма действий как специалиста, так и клиента. В этом случае студент опирается на имеющиеся у него знания, приобретенный опыт, сформированное мировоззрение, выработанные нравственно-правовые, нравственно-этические нормы и правила. Но в ситуации прогнозирования качественных и количественных изменений вследствие его действий студент-практикант должен иметь в виду свое психофизиологическое, социальное, духовное состояние, правильно рассчитать не только свои индивидуальные познавательные, практические, организаторские возможности, но и «считать» индивидуальные особенности: стиль общения, психофизиологический тип и т. д. Знания психологии важны и при стимулировании деятельности клиента по выходу его из трудной жизненной ситуации.

Практика актуализирует и педагогические знания, в частности, в процессе взаимодействия с клиентом студент может проанализировать себя как руководителя и организатора этого процесса с точки зрения уровня развития психомоторных, вербальных, других ощущений; образного, предметного, логического, операционального мышления; интеллектуальных эмоций; умения интериоризовывать материальные действия и речь в сознание; умение переносить знания и умения в иные, нестандартные, оригинальные ситуации и др.

Таким образом, все проанализированные нами составляющие модели подготовки специалиста системы социальной поддержки населения позволяют сделать вывод, что в процессе практики осуществляется серьезная работа по формированию профессиональной личности специалиста системы социальной поддержки населения, призванного решать насущные проблемы населения и являющегося своего рода «проводником» социальной политики государства. И в этом случае, учитывая сложность и важность решения трудных жизненных ситуаций, в которые попадает человек, необходимость решить их по принципу «здесь и сейчас», очевидно, что, помимо мировоззренческой, интеллектуальной, правовой и психолого-педагогической подготовки будущего специалиста, ему должны быть присущи навыки нравственной и эстетической культуры, что будет соответствовать идеальному образу специалиста системы социальной поддержки населения.

5. Нравственно-этическая подготовка. В профессиональной деятельности специалиста системы социальной поддержки населения нравственная культура проявляется, с одной стороны, в степени сформированности морали, т. е. системы норм, правил и требований к собственному поведению, а с другой стороны — в стремлении соблюдать эти нормы, правила и требования. На основании этого можно сделать вывод, что нравственно культурный специалист системы социальной поддержки населения — это тот, который не только знает моральные нормы, правила и требования, но, главное, строго их выполняет. В этом смысле практика студентов представляет собой некий «полигон», где они отрабатывают имеющиеся у них нравственные умения и навыки, приобретают новый нравственно-этический опыт на основе тесного взаимодействия с клиентом. Задача студента-практиканта — постараться создать атмосферу взаимного доверия, живого общения. Для достижения поставленной цели от студента-практиканта как минимум требуется создание благоприятной коммуникативной обстановки, способствующей откровенной беседе клиента со специалистом. Кроме того, студент-практикант получает возможность составить свой этический

портрет специалиста системы социальной поддержки населения, главное в котором — умение уважать и понимать клиента. Этот этический аспект как раз и олицетворяет систему нравственный установок личности специалиста системы социальной поддержки населения и человека вообще.

Таким образом, практика является богатейшим источником нравственно-этических, моральных начал, которые, безусловно, позволят в дальнейшем студенту не только управлять своим поведением, но и понять социальную и гражданскую значимость той сферы деятельности, в которой он будет активно трудиться.

6. Эстетическая подготовка. Практика, позволяющая реально воплотить в жизнь все сформированные за период обучения в вузе компетенции, включает в себя целую совокупность эмоциональных моментов, которые близки по своему содержанию к эстетическому переживанию. Сам процесс выстраивания коммуникации с клиентом с целью поиска выхода из трудной жизненной ситуации (разработка задач, методов и приемов коммуникации; разработка алгоритма собственных действий и действий клиента и т. д.) с учетом принципа гармонии и единства, применения способов композиционного построения коммуникации придает ему стройность, завершенность, пропорциональность в отношении влияний друг на друга; их ритмическая организация уже есть приобщение студента к эстетическому.

Навыки эстетической культуры помогают испыгтытать эстетическое наслаждение от собственной профессиональной деятельности, творчески относиться к работе. В результате этого качественно-личностный багаж студента пополняется такими качествами, как интуиция, вдохновение, удовлетворение, озарение, одержимость и т. д.

Таким образом, практика как один из компонентов подготовки будущих специалистов системы социальной поддержки населения представляет собой механизм формирования личности профессионала, которую отличает мировоззренческая, интеллектуальная и правовая зрелость, психолого-педагогическая, нравственная и эстетическая культура, в совокупности характеризующие ее как социально состоявшуюся личность, готовую к участию в решении трудныж жизненныгх ситуаций населения.

Библиографический список

1. Агошкова О.В., Иванов А.Г., Поддубная Т.Н. Актуальные проблемы организации и проведения приктики студентов факультета социальной работы // Социальная работа. 2008. № 1. С. 57-59.

2. Гришанова Н.А. Профессиональная подготовка социальных работников: новые подходы и тенденции // СОТИС. 2009. № 2. С. 25-26.

3. Закатова И. Готовим профессионалов для социальной сферы // Социальная работа. 2009. № 4. С. 23-25.

4. Куриленко Л.В., Стрельникова В.Н. Сущность профессиональной деятельности специалистов социальной работы на современном этапе развития общества // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 9 (120). С. 213-216.

5. Ларионова И.А., Дегтярев В.А. Профессиональная подготовка специалистов социальной работы: компетентностный подход // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-12. С. 2734-2739.

6. Мейлах Б.С. Содружество наук и тайны творчества. М.: Искусство, 1968. 450 с.

7. Руднева Т.И. Коммуникативная компетентность: фактор готовности к профессиональным рискам // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2016. № 3. С. 76-84.

References

1. Agoshkova O.V., Ivanov A.G., Poddubnaja T.N. Aktual'nye problemy organizatsii i provedeniia praktiki studentov fakul'teta sotsialnoi raboty [Topical issues of organization and carrying out practice of students of the faculty of social work]. Sotsialnaia rabota [Social work], 2008, no. 1, pp. 57-59 [in Russian].

2. Grishanova N.A. Professionalnaia podgotovka sotsialnykh rabotnikov: novye podkhody i tendentsii [Professional training of social workers: new approaches and trends]. SOTIS [Social Technologies, Researches], 2009, no. 2, pp. 25-26 [in Russian].

3. Zakatova I. Gotovim professionalov dlia sotsialnoi sfery [Prepare professionals for social sphere]. Sotsialnaia rabota [Social work], 2009, no. 4, pp. 23-25 [in Russian].

4. Kurilenko L.V., Strelnikova V.N. Sushchnost professional'noi deiatel'nosti spetsialistov sotsialnoi raboty na sovremennom etape razvitiia obshchestva [Essense of professional training of specialists of social work on the modern stage of development of society]. Vestnik SamGU [Vestnik of Samara State University], 2014, no. 9 (120), pp. 213-216 [in Russian].

5. Larionov V.A., Degtyaryov I.A. Professionalnaia podgotovka spetsialistov sotsialnoi raboty: kompetentnostnyi podkhod [Professional training of specialists of social work: competence approach]. Fundamentalnye issledovaniia [Fundamental Research], 2014, no. 11-12, pp. 27342739 [in Russian].

6. Meilakh B.S. Sodruzhestvo nauk i tainy tvorchestva [Commonwealth of sciences and mysteries of creativity]. M.: Iskusstvo, 1968, 450 p. [in Russian].

7. Rudneva T.I. Kommunikativnaia kompetentnost: faktorgotovnosti kprofessionalnym riskam [Communicative competence: professional readiness factor risks]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Pedagogika i psikhologiia [Herald of Tver State University. Series: Pedagogy and psychology], 2016, no. 3, pp. 76-84 [in Russian].

L.V. Kurilenko*

ROLE OF PRACTICE IN THE SYSTEM OF TRAINING SPECIALISTS IN THE SOCIAL SPHERE (UNDERGRADUATE LEVEL)

The article deals with the issue of training for social workers, in particular for social support of population at the undergraduate level. The model of training system of social support for the population is presented and the role of practice in the formation of readiness of a specialist for his participation in solving difficult situations for the population is analyzed.

Key words: training of social support specialist; ideological training; intellectual training; legal training; psychological and pedagogical training; moral and ethical training; aesthetic training; willingness to participate in solving difficult situations for the population.

Статья поступила в редакцию 23/XI/2016.

The article received 23/IX/2016.

* Kurylenko Lyudmila Vasilievna (srludmila@mail.ru), Department of Theory and Technology of Social Work, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.