Научная статья на тему 'Система формирования готовности будущих специалистов социальной работы к взаимодействию субъектов социальной поддержки населения'

Система формирования готовности будущих специалистов социальной работы к взаимодействию субъектов социальной поддержки населения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / SPECIALISTS IN SOCIAL WORK / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ / COOPERATION SUBJECTS OF SOCIAL ASSISTANCE / СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ / КРЕАТИВНЫЙ / CREATIVE / КОММУНИКАТИВНЫЙ / COMMUNICATIVE / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ / РЕФЛЕКСИВНЫЙ КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ ГОТОВНОСТИ / АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ACTIVE APPROACHES TO TEACHING / SYSTEM OF TRAINING / PRAGMATIST / REFLEXIVE CONSTRUCTS OF SYSTEM OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стрельникова Валентина Николаевна

Представлена разработанная автором система формирования готовности будущих специалистов социальной работы к взаимодействию субъектов социальной поддержки населения. Определена совокупность профессиональных дисциплин с использованием активных методов и форм обучения, имитирующих ситуации погружения в профессиональную специфику и стимулирующих к поиску нестандартных решений, а также способствующих росту показателей компонентов структуры готовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стрельникова Валентина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF TRAINING SPECIALISTS IN SOCIAL WORK IN COOPERATION WITH THE PRINCIPLES OF SOCIAL ASSISTANCE

The article is concerned with the system of training specialists in social work in cooperation with the principles of social assistance. The components of this vocational subject were determined by active approaches to teaching. These approaches imitate real-life situations, and help to develop new activities during the system of training.

Текст научной работы на тему «Система формирования готовности будущих специалистов социальной работы к взаимодействию субъектов социальной поддержки населения»

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ

В.Н. Стрельникова

Самарский государственный университет 443011, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1 E-mail: volva.85@mail.ru

Представлена разработанная автором система формирования готовности будущих специалистов социальной работы к взаимодействию субъектов социальной поддержки населения. Определена совокупность профессиональных дисциплин с использованием активных методов и форм обучения, имитирующих ситуации погружения в профессиональную специфику и стимулирующих к поиску нестандартных решений, а также способствующих росту показателей компонентов структуры готовности.

Ключевые слова: будущие специалисты социальной работы, взаимодействие субъектов социальной поддержки населения, система формирования готовности, креативный, коммуникативный, деятельностный, рефлексивный компоненты структуры готовности, активные формы и методы обучения.

Специфика современной социальной работы как поливидовой профессиональной деятельности находит свое отражение в социальной поддержке как ведущем виде деятельности, которая характеризуется наличием разных субъектов, имеющих разные ресурсы и возможности в решении трудных жизненных ситуаций. Вместе с тем, как показывает опыт профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы и личный опыт автора в качестве преподавателя кафедры теории и технологии социальной работы в Самарском государственном университете, будущие специалисты социальной работы не в полной мере готовы к реализации подобного рода профессиональных задач. Разрешению противоречий между существующей практикой профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы и запросом на специалистов, способных к организации взаимодействия субъектов социальной поддержки населения, будет способствовать разработка и апробирование системы формирования готовности будущих специалистов социальной работы к взаимодействию субъектов социальной поддержки населения.

Фактическое обучение возможно при том условии, что содержание востребовано, осмыслена его значимость, а предполагаемая информация усваивается в активном действии, сочетающем мысль, слово, движение [1]. Достижение данного условия возможно путем гармонизации целей, содержания, форм, методов подготовки будущих специалистов социальной работы. В связи с этим нами был смоделирован процесс формирования готовности будущих специалистов социальной работы к взаимодействию субъектов социальной поддержки населения, который носит поэтапный характер.

В соответствии с целью нашего исследования был осуществлен отбор дисциплин, четко ориентированных на формирование готовности будущих специалистов

Валентина Николаевна Стрельникова, ассистент кафедры «Теория и технология социальной работы».

социальной работы к взаимодействию субъектов социальной поддержки населения (дисциплины профессионального цикла «Опыт социальной работы в различных сферах жизнедеятельности», «Некоммерческие организации как субъект системы социальной поддержки населения», «Социальное партнерство в системе социальной поддержки населения»). Привыборе дисциплин нами учитывались: направленность содержания дисциплин на формирование данного явления, равномерность их распределения в течение всего срока обучения по данному направлению.

Формирование готовности будущих специалистов социальной работы к взаимодействию субъектов социальной поддержки населения осуществлялось с учетом следующих педагогических условий:обеспечение целостности, непрерывности, вариативности и интегративности подготовки студентов; использование методов активного обучения на практических, семинарских занятиях; освоение профессиональных ценностей и формирование профессиональных умений и навыков, соответствующих квалификационным требованиям к специалисту; опора на личностные качества, активность, творчество, самостоятельность студентов в процессе их подготовки; сочетание теоретической подготовки студентов с их практическим опытом и деятельностью; учет личностных особенностей студентов.

I этап формирования готовности будущих специалистов социальной работы к взаимодействию субъектов социальной поддержки населения («Введение») представлен изучением дисциплины «Опыт социальной работы в различных сферах жизнедеятельности» (3-й курс), который погружает студентов в проблемное поле их профессиональной деятельности, формирует представление об элементах социальной поддержки в различных сферах жизнедеятельности.

На II этапе («Погружение») на базе дисциплины «Некоммерческие организации как субъект системы социальной поддержки населения» (4-й курс) студенты в процессе дифференцированной профессиональной подготовки продолжают осваивать данный вид деятельности в социальной работе. На III этапе («Усвоение») в ходе изучения специальной дисциплины «Социальное партнерство в системе социальной поддержки населения» (4-й курс) студенты ассимилируют полученные знания в собственную практику.

В курсе «Опыт социальной работы в различных сферах жизнедеятельности» в ходе эксперимента приобретались основные профессиональные знания, умения и навыки и формировалось представление о социальной поддержке как ведущем виде деятельности будущих специалистов социальной работы. В данном курсе происходило формирование целостного представления о специфике и особенностях социальной работы в различных сферах жизнедеятельности; определение ее проблемного поля, видов деятельности, инструментария; изучение различных субъектов социальной поддержки (государства, негосударственных организаций, различных специалистов, клиента и его социального окружения), их возможностей в решении социальных проблем для обеспечения результативности социальной поддержки.

Нужно отметить, что каждый этап формирования готовности будущих специалистов социальной работы к взаимодействию субъектов социальной поддержки населения («Введение», «Погружение», «Усвоение») соответствует определенным последовательным стадиям организации процесса конструктивного взаимодействия как в процессе обучения будущих специалистов социальной работы, так и в дальнейшем, в профессиональной деятельности.

На этапе «Введение» будущими специалистами социальной работы осваиваются начальные стадии взаимодействия: 1-я стадия - введение в деятельность, которая

предполагает личную включенность в новые учебные задачи на основе актуализации смыслов и целей, адекватных формируемой деятельности; укрепление коллективистских отношений между участниками образовательного процесса; 2-я стадия - разделенные действия субъектов, предусматривающиеорганизацию деятельности по формированию и регулированию взаимодействия, а также учет специфики субъектов социальной поддержки в системе взаимодействия.

В ходе освоения курса сочетались традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения.Использование проблемных лекций побуждает студентов к мысли, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, привлекает внимание. Это достигается благодаря тому, что лекция начинается с постановки проблемы, которая в ходе изложения учебного материала последовательно и логично решаетсяпреподавателем.

Использование такого метода, как «вопросы Сократа», заключается в предъявлении студентами целенаправленных вопросов; соблюдении их строгой последовательности; учетепредшествующих ответов при формулировке следующего вопроса; возможности вопросов, заведомо заводящих в тупик, приводящих к желанию узнать новую информацию, необходимую для решения проблемы.

Просмотр и анализ учебных фильмов по различной социальной тематике обогащают представление о специфике и особенности социальной работы как профессиональной деятельности.

Ролевая игра предоставляет возможность будущим специалистам социальной работы применить на себя различные роли, например роль специалиста социальной работы, родителя, ребенка, представителя официальных организаций и др. и разыграть проблемную ситуацию в лицах для нахождения нестандартных способов разрешения ситуации. Студенты соотносят поведение, демонстрируемое в ролевой игре, со своим поведением в реальной действительности. Ролевая игра формирует широкий спектр профессиональных умений и навыков в отличие от обычного анализа и обсуждения проблемы. Эффективность ролевой игры прослеживается в двух направлениях: студент может воспроизводить свой, уже имеющийся у него опыт взаимодействия, осознав свои особенности как субъекта взаимодействия, а также появляется возможность увидеть альтернативные способы поведения в предлагаемых ситуациях, продумать оптимальный способ поведения для себя и апробировать его на практике.

Данные формы и методы обучения, направленные на формирование гибкости мышления, на поиск нестандартных способов взаимодействия, способствуют формированию креативного компонента структуры готовности будущих специалистов социальной работы к взаимодействию субъектов социальной поддержки населения.

Этап «Погружение» определяет следующие стадии готовности к взаимодействию: 3-я стадия - имитируемые действия, результатом чего является мобилизация потенциала субъектов, реализация способов его стимулирования и поощрения; 4-я стадия - самопобуждаемые действия,основывающиеся на изучении фактического состояния дел, обоснованности применения различных способов, средств для достижения целей.

Курс «Некоммерческие организации как субъект системы социальной поддержки населения» начинается с общего понятия о самом феномене гражданского общества; акцентируется роль некоммерческих организаций и их специфика в системе субъектов социальной поддержки населения; изучаются виды и формы социальной поддержки в деятельности некоммерческих организаций; дается сравнительная

характеристика организаций некоммерческого и государственного секторов. Анализируется активизация как базовый принцип в деятельности некоммерческих организаций, результатом которой является переход клиентов от пассивных объектов помощи к активным самостоятельным субъектам социальной деятельности.

Осуществляя социальную поддержку, специалисты социальной работы развивают способности клиента самостоятельно решать свои жизненные проблемы, что диктует необходимость владения стратегиями профессионального взаимодействия, знаниями об основных формах и механизмах взаимодействия. Очень важным является осознание будущими специалистами социальной работы того, что постоянная взаимосвязь и социальный диалог разных субъектов социальной поддержки как равноправных партнеров создают возможности для широкого участия граждан в решении актуальных социальных проблем.

В ходе освоения дисциплины студентам предлагалось анализировать конкретные профессиональные ситуации, позволяющие поставить студентов перед ситуацией определенных социально-психологических отношений, побудить их испробовать вероятные и допустимые способы в предложенной конкретной ситуации и выбрать из них наиболее адекватные. Метод анализа и решения задач расширяет практический опыт, а иногда служит заменой его, способствует выработке гибкости будущих специалистов социальной работы в профессиональных действиях.

Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалистов социальной работы, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой сферы деятельности. В отличие от ролевой игры здесь основное внимание направлено на инструментальный аспект, и речь практически идет о межличностных отношениях. В деловой игре реализуются следующие педагогические принципы: принцип проблемности содержания учебной деловой игры и процесса его развертывания в познавательной деятельности студентов; принцип совместной деятельности участников в условиях ролевого взаимодействия, разделения и интеграции производственных функций специалистов; принцип диалогового общения и взаимодействия партнеров по игре как необходимое условие принятия согласованных решений, развития познавательной активности; принцип двуплановости игровой учебной деятельности: достижение игровых целей служит средством реализации целей развития личности специалиста, целей обучения и воспитания [2].

Цель метода «Лабиринт действий» заключается в научении быстро и правильно ориентироваться в многовариантных ситуациях или ситуациях со многими возможными исходами. Студенты снабжаются детальным описанием инцидента, ситуации, которые возникают в реальной действительности. В конце описания каждой ситуации приводится список действий, одно или несколько из которых являются наиболее приемлемыми для решения данной проблемы. Такой перечень позволяет не только «прокрутить» возможные варианты решения проблемы, но и мысленно проследить все возможные последствия принятия того или иного решения. Таким образом, студентам предоставляется возможность решить задачу несколькими способами, научить их отличать тупиковые варианты решений от ведущих к цели [3].

Благодаря использованию таких форм, как дискуссии, научные конференции,на практических занятиях происходит формирование коммуникативных навыков,

выражающихся в умении ставить цели и задачи общения, организовывать общение, применять методы и приемы делового общения, вести беседу, спор, деловое совещание, переговоры, критиковать, доказывать, опровергать, достигать компромисс, делать замечания, предложения; в знании правил делового этикета и умении ими пользоваться; в умении располагать к себе людей, снимать стресс и недоверие со стороны собеседников, разбираться в сути конфликтов и успешно разрешать их (Н.В.Пернай) [4].

Грамотное сочетание активных форм и методов обучения будет способствовать формированию коммуникативного компонента структуры готовности будущих специалистов социальной работы к взаимодействию субъектов социальной поддержки населения.

В процессе обучения на заключительном этапе - «Усвоение» - приходим к стадиям формирования готовности ко взаимодействию: 5-я стадия - самоорганизуемые действия, результатом которых становится создание ситуаций, побуждающих к общению, установлению отношений сотрудничества субъектов, обеспечению взаимообмена информацией; 6-я стадия - партнерство, для которого характерно изучение особенностейдеятельности субъектов с целью повышения контактности, эффективности общения, целенаправленности взаимодействия; разработка и внедрение способов и форм общения на уровне партнерства.

Дисциплина «Социальное партнерство в системе социальной поддержки населения» более углубленно рассматривает сущность межсубъектного взаимодействия, анализирует факторы, способствующие организации совместных согласованных и скоординированных действий субъектов взаимодействия (проведение мониторинговых исследований, изучение наиболее перспективных форм и благоприятных условий межсубъектного взаимодействия, проведение целенаправленной политики по подготовке кадров для работы с негосударственными некоммерческими организациями; обучение государственных и муниципальных служащих навыкам и практике работы в партнерстве с негосударственными некоммерческими организациями; организация научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, тренингов и др.).

Использование метода проектов позволило организовать самостоятельную деятельность обучающихся, которая должна привести к собственному творческому нестандартному решению профессиональных задач. Согласно Ю.В. Баевой, метод проекта - «это инновационная технология обучения, при которой обучащиеся приобретают новые знания в процессе поэтапного, самостоятельного или под руководством преподавателя планирования, разработки, выполнения и продуцирования усложняющихся заданий и аспектов проблемы, ее микротем» [5, с. 117]. Данный метод способствует формированию социально-мировоззренческой позиции, системы установок и ориентаций на свободное и ответственное поведение по отношению к процессам и явлениям действительности, интеллектуальной активности, сообразительности, смелости мысли, а также развитию символического мышления и максимально объективного видения явления действительности.

Значимым средством формирования готовности являются «полевые поездки», то естьэкскурсии в государственные и негосударственные организации. Эта форма может быть использована при организации различных видов практики, так как основана на принципе социального партнерства между образовательными учреждениями и базами практики (государственными и негосударственными организациями) [6].

На основе знаний, полученных студентами из лекционной части курса в ходе

практических занятий, происходит формирование специальных навыков выстраивания межсубъектного взаимодействия: создание доверительных отношений с клиентом; разрешение и предотвращение конфликтных ситуаций; использование в деятельности различных механизмов межсубъектного взаимодействия. Значительное внимание уделяется формированию навыков управления межличностными отношениями в группах и коллективах, обучению клиентов взаимодействию и установлению контакта с другими людьми, развитию умений находить конструктивные решения ситуаций взаимодействия субъектов социальной поддержки населения (деятельностный компонент).

В ходе изучения дисциплины студентам предлагалось делиться своими ощущениями, эмоциональными откликами, анализировать, оценивать, что с ними происходило, обращаться к своему внутреннему миру, находить ресурсы для личностного профессионального роста. Тест Айзенка, методика самооценки и другие методики позволяют не только раскрыть сильные и слабые стороны личности студентов, но и активизировать углубленный самоанализ качеств. Такое самопознание является важным этапом самовоспитания нравственных и профессиональных сторон личности. Здесь формируется также понимание необходимости постоянного профессионального совершенствования специалиста социальной работы (рефлексивный компонент).

Итак, рассматриваемые средства способствуют формированию деятельностного и рефлексивного компонентов структуры готовности будущих специалистов социальной работы к взаимодействию субъектов социальной поддержки населения.

Необходимо отметить, что в результате совершенствования стадий взаимодействия (от монологических, внешних практических к диалоговым формам общения, к партнерству) происходит формирование готовности будущих специалистов социальной работы к взаимодействию субъектов социальной поддержки населения. Это выражается:

1) в более высоком уровне осознания профессиональных ситуаций: уяснение мотивов и принципов совместной деятельности по нахождению вариантов решения задач, что активизирует действия; оценка своих способностей, личностных качеств, что позволяет регулировать поведение в процессе межличностных отношений и на этой основе соответствовать своим действительным возможностям;

2) в повышении социальной зрелости: интенсивное развитие волевых качеств, в частности самостоятельности, настойчивости, инициативности; в условиях межличностных отношений - совершенствование нравственной сферы, выстраивание иерархии мотивов поведения, поступков деятельности в зависимости от ситуации общения; повышение способности к самоконтролю, определяющей, когда и в какой ситуации необходимо брать на себя ответственность за результат действия.

С точки зрения развития индивидуальных качеств будущих специалистов социальной работы наблюдается большая склонность к совместным действия при решении задач, к совместной творческой деятельности (от соперничества - к сотрудничеству, компромиссу). Таким образом, в готовности будущих специалистов социальной работы отмечается возросшая свобода на этапе принятия решения, выражающаяся в переформулировке (при необходимости) целей деятельности, в поиске более эффективных способов и средств деятельности, в самостоятельном выражении актуальных задач и вариантов их решения. Исходя из такого хода процесса обучения студенты - будущие специалисты социальной работы превращаются из ведомых в ведущих, инициативных партнеров в решении задач по социальной поддержке населения.

Таким образом, разработанная нами система формирования готовности будущих специалистов социальной работы к взаимодействию субъектов социальной поддержки населения выявляет возможности в достижении результата профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 415 с.

2. Компетентностный подход. Инновационные методы и технологии обучения: Учеб.-метод. пособие / Сост. Н.В. Соловова. - Самара: Универс-групп, 2009. -137 с.

3. Куриленко Л.В. Система индивидуально-личностного развития в инновационных образовательных учреждениях. - М.: Изд-во Международной педагогической академии, 2001. - 208 с.

4. Пернай Н.В. Проблемы образовательного менеджмента. Три трактата. - Братск, 2002. - 237 с.

5. Баева Ю.В. Метод проекта как современная педагогическая технология// Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. -№ 2. - С. 117-120.

6. Фокин В.А.,Фокин И.В. Содержание подготовки профессиональных работников в США // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. -2005. -№ 1. -С. 5-10.

Поступила в редакцию 27.02.2014; в окончательном варианте 04.03.2014

UDC 378

SYSTEM OF TRAINING SPECIALISTS IN SOCIAL WORK IN COOPERATION WITH THE PRINCIPLES OF SOCIAL ASSISTANCE

V.N. Strelnikova

Samara State University

1, Ac. Pavlova Str., Samara, 443011

E-mail: volva.85@mail.ru

The article is concerned with the system of training specialists in social work in cooperation with the principles of social assistance. The components of this vocational subject were determined by active approaches to teaching. These approaches imitate real-life situations, and help to develop new activities during the system of training.

Key words: specialists in social work, cooperation subjects of social assistance, system of training, creative, communicative, pragmatist, reflexiveconstructs of system of training, active approaches to teaching.

Original article submitted 27.02.2014; revision submitted 04.03.2014

Valentina N. Strelnikova, assistant of social worktheory and technology chair.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.