Научная статья на тему 'Готовность специалистов социальной сферы к взаимодействию субъектов социальной поддержки населения'

Готовность специалистов социальной сферы к взаимодействию субъектов социальной поддержки населения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
272
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ГОТОВНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Стрельникова В.Н.

Статья посвящена проблеме подготовки специалистов социальной сферы. Делается акцент на необходимости формирования готовности специалистов социальной сферы к взаимодействию субъектов социальной поддержки населения для эффективного решения профессиональных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Стрельникова В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Readiness of specialists of social sphere to the cooperation with the subjects of social assistance of citizens

The following article is devoted to the problem of training of specialists of social sphere. The accent is made on the necessity of forming of readiness of the specialists of social sphere to cooperation with the subjects of social assistance of citizens for efficient solving of their professional tasks.

Текст научной работы на тему «Готовность специалистов социальной сферы к взаимодействию субъектов социальной поддержки населения»

УДК 378

В.Н. Стрельникова*

ГОТОВНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ

Статья посвящена проблеме подготовки специалистов социальной сферы. Делается акцент на необходимости формирования готовности специалистов социальной сферы к взаимодействию субъектов социальной поддержки населения для эффективного решения профессиональных задач.

Ключевые слова: специалисты социальной сферы, социальная поддержка, субъекты социальной поддержки; взаимодействие, готовность специалистов социальной сферы.

Подготовка специалистов социальной сферы, профессионально содействующих более широкому использованию каждой личностью собственных возможностей для самозащиты, саморазвития и самоорганизации и способствующих разрешению социальных проблем путем использования поддерживающих технологий, является одной из ключевых задач современного социального образования. Следует отметить, что в нашем исследовании понятие «специалисты социальной сферы» используется в отношении студентов — бакалавров, магистров по направлению подготовки «Социальная работа».

Основные функции специалистов социальной сферы, по мнению ученых (A.A. Козлов, М.В. Фирсов, Е.И. Холостова), состоят в оказании помощи индивидам и группам для осознания и устранения затруднений личного, социального, экономического и духовного характера; содействии устранению или смягчению возникших затруднений путем поддерживающих, реабилитационных, защитных технологий; защите лиц, оказавшихся в сложных социально-психологических, материальных, социально-бытовых, иных сложных жизненных обстоятельствах; планировании организации предоставления услуг, предупреждающих возникновение и содействующих разрешению социальных проблем [1]. Перечисленные функции характерны для различных видов социальной деятельности, в которые обязательно встраиваются элементы социальной поддержки, направленные на благополучие клиента, поэтому представляется необходимым обращение к понятию «социальная поддержка населения», которое конкретизировало бы и уточняло профессиональные требования, предъявляемые к специалисту.

Анализ представленных в литературе дефиниций данного понятия позволяет нам рассматривать социальную поддержку как ведущий вид деятельности в социальной работе, предполагающий совокупность мер, способов, используемых различными субъектами, по реализации совокупности гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав, предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности. Субъектами (носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект) социальной поддерж-

* © Стрельникова В.Н., 2014

Стрельникова Валентина Николаевна (volva.85@mail.ru), кафедра теории и технологии социальной работы Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова 1.

ки наряду с государством выступают также общественные, религиозные, благотворительные и иные негосударственные объединения; профессиональные работники, занимающиеся разработкой и реализацией социальной поддержки; граждане и их социальное окружение.

При этом несомненно, что государство является главным субъектом социальной поддержки населения, политика которого, согласно ст. 7 Конституции РФ, «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан» [2].

Негосударственные организации как субъект социальной поддержки населения в настоящее время доказывают свою способность быть эффективным механизмом мобилизация общественных ресурсов. Им присущи руководство жизненными интересами, ценностями и приоритетами граждан и возможность получения адекватной информации о социальном положении и потребностях граждан; возможность самовыражения и самореализации граждан; аккумулирование и использование такого уникального ресурса, как социальная инициатива и активность самих граждан, что позволяет находить нетрадиционные способы постановки и решения проблем.

Государство как главный инициатор и проводник реформ должно быть заинтересовано в поощрении и поддержке негосударственных организаций, прежде всего потому, что они ближе всех других институтов к реальным индивидуальным интересам, где степень общности, личная значимость и внутренняя мотивация этих интересов регулярно проверяются, поддерживаются и развиваются через непосредственное личное общение.

Понятие клиента как центральной фигуры оказания социальной поддержки с точки зрения практики социальной работы многомерно. Системный подход к этому понятию означает, что личностная или социальная проблема, трудности, связанные с межличностным общением, или сложная жизненная ситуация, к разрешению которой стремится клиент, должны быть увидены участниками интеракции объемно, как результат стечения многих обстоятельств, на которые оказали влияние личностные и социальные факторы. Уникальность социальной работы и ее отличие от других профессий, предназначенных для оказания помощи людям, в том, чтобы способствовать достижению изменений во взаимодействиях между людьми и окружающем их мире [3]. Согласно взглядам К. Роджерса, человек обладает всей необходимой компетентностью, чтобы решать возникающие перед ним проблемы и направлять свое поведение должным образом. Однако эта способность может развиться только в контексте социальных ценностей, в котором человек получает возможность устанавливать положительные связи [4].

Специалист призван научить клиента справляться с его жизненными проблемами самостоятельно, грамотно используя ресурсы, предоставляемые системой государственных и негосударственных структур, уделяя основное внимание отношению клиента к ситуации, поскольку именно она определяет способ видения людьми своих проблем, способ реагирования, ресурсы, на которые можно опереться при решении этих проблем. К числу последних, помимо внутренних ресурсов самого клиента, относят также внешние, то есть ресурсы его социального окружения, еще одного значимого субъекта социальной поддержки.

Социальное окружение клиента является союзником специалиста в решении проблем клиента, поскольку близкие, как правило, объективно заинтересованы в улучше-

нии условий жизнедеятельности своего родственника, друга, соседа. Контакт социального работника с окружением клиента не должен возникать лишь в чрезвычайных обстоятельствах, когда необходимо принимать срочные меры, а должен быть постоянным на протяжении всего периода работы с клиентом. Внимание к социальному окружению клиента, уважение к нему, учет его мнения и привлечение его к сотрудничеству на благо клиента, создание атмосферы полного доверия и взаимопонимания — профессиональный долг специалиста [5]. И важнейшими субъектами социальной поддержки, оказывающими профессиональное содействие клиентам в реализации собственных потенциальных ресурсов, необходимых для самостоятельного решения трудных жизненных ситуаций, являются непосредственно специалисты социальной сферы.

Таким образом, каждый субъект социальной поддержки имеет разные возможности и ресурсы для участия в решении проблем социальной сферы. Но, несмотря на все различия и связанные с ними противоречия, взаимодействие субъектов необходимо для преодоления социальной несправедливости и конфликтов и обеспечения клиентам равных возможностей для достойной жизни. Первостепенная задача специалиста в анализируемом контексте будет состоять в налаживании конструктивного взаимодействия разноуровневых субъектов для обеспечения эффективности социальной поддержки индивидов и социальных групп в преодолении жизненных затруднений, создающих препятствия для их развития и активного участия в социальной жизни общества.

Вместе с тем опыт профессионально-педагогической подготовки специалистов в области социальной работы, собственный опыт подготовки специалистов, опрос работодателей, молодых специалистов указывают на то, что решение заявленной проблемы затруднено в силу недостаточного учета в процессе профессиональной подготовки специалистов социальной сферы такой особенности социальной поддержки, как взаимодействие субъектов.

В своем динамическом выражении взаимодействие представляется нами как процесс взаимного согласования позиций, представлений, мнений, оценок взаимодействующих субъектов относительно общего для них контекста жизнедеятельности в гражданском обществе.

Процесс достижения согласия осуществляется в результате согласования: представлений о предмете деятельности или ситуации взаимодействия и построении совокупности рабочих представлений (общих идей, программ, условий договора); способов и правил построения или использования рабочих определений; эффективных правил взаимодействия субъектов (символических средств), вытекающих из общего понимания ситуации или деятельности; практического использования общих правил и символических средств для регулирования текущей ситуации взаимодействия [6].

Именно поэтому стратегия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы должна заключаться в проектировании и поэтапном внедрении в учебный процесс системы формирования готовности специалистов социальной сферы к взаимодействию субъектов социальной поддержки населения, что требует отбора и конструирования содержания системы на основе синтеза методологических подходов и принципа модульности, а формы обучения будущих профессионалов должны базироваться на диалоге преподавателя и студентов с целью повышения результативности социального образования и стимулирования субъектов к достижению социального благополучия.

Библиографический список

1. Карпова Ю.В., Куриленко Л.В. Средовый подход к подготовке специалистов социальной работы. 2-е изд., перераб. и доп. Самара: Самарский университет, 2007. 164 с.

2. Конституция РФ. URL: www.garant.ru/doc/constitution.

3. Мухамедзянова Н.Р., Игнатова В.В. К вопросу о взаимодействии будущего специалиста по социальной работе с клиентом // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 1. С. 76.

4. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия. М.: Эксмо-Пресс, 2002. 358 с.

5. Медведева Г.П. Проблемы формирования ценностного сознания специалиста в области социальной работы // Ученые записки МГСУ: научно-теоретический сборник. М.: Союз, 2000. № 3.

6. Осьмук Л.А. Взаимодействие социальных миров: к проблеме конвенциональных отношений. Новосибирск: Наука, 2004. 290 с.

References

1. Karpova Yu.V., Kurilenko L.V. Environmental approach to the training of specialists of social work. 2 ed., revised and enlarged. Samara: Samarsky Universitet, 2007. 164 р.

2. The Constitution of the Russian Federation. URL: www.garant.ru/doc/constitution.

3. Mukhamedzyanova N.R., Ignatova V.V. To the question of interaction of future specialist in social work with the client // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2006. № 1. P. 76.

4. Rodzhers K. Client-centered psychotherapy. M.: Eksmo-Press, 2002. 358 p.

5. Medvedeva G.P. Problems of formation of value consciousness of a specialist in the field of social work // Uchenye zapiski of MGSU: nauchno-teoreticheskiy sbornik. M.: Soyuz, 2000. № 3.

6. Os'muk L.A. Interaction of social worlds: to the problem of conventional relations. Novosibirsk: Nauka, 2004. 290 p.

V.N. Strelnikova*

READINESS OF SPECIALISTS OF SOCIAL SPHERE TO THE COOPERATION WITH THE SUBJECTS OF SOCIAL ASSISTANCE OF CITIZENS

The following article is devoted to the problem of training of specialists of social sphere. The accent is made on the necessity of forming of readiness of the specialists of social sphere to cooperation with the subjects of social assistance of citizens for efficient solving of their professional tasks.

Key words:„specialists of social sphere, social support, subjects of social support, cooperation, readiness of specialists of social sphere.

* Strelnikova Valentina Nikolaevna (volva.85@mail.ru), the Dept. of Theory and Technology of Social Work, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.