по агрохимии или агропочвоведению). В связи этим возрастает ответственность научного руководителя на стадии выбора темы научной работы и разработки программы исследований.
Центральным моментом трансформации аспирантуры в учебную программу выступает принятие Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам подготовки в аспирантуре, которые с одной стороны осуществляют структурирование образовательных программ аспирантуры, а с другой создают условия для профессионального определения обучающихся, при этом «защита кандидатской диссертации выходит за рамки образовательной программы» [9, с. 7], что еще раз свидетельствует об увеличении разрыва между существующей системой подготовки научных кадров и системой аттестации.
В настоящее время тяжело оценить насколько эффективной оказалась проведенная реформа, однако исследования показали, что число организаций, осуществляющих подготовку аспирантов за период с 2011 по 2016 гг. в России сократилось на 211 единиц (в процентном соотношении - на 13,44%), в Дальневосточном федеральном округе количество таких организаций уменьшилось на 10,53%. Анализ выявил, что наибольшее количество аспирантур в Дальневосточном федеральном округе существует в Приморском и Хабаровском краях, при этом число аспирантур в Приморье сократилось на 19,23%. Подготовку кадров высшей квалификации по сельскому хозяйству (включая зоотехнию и ветеринарию) в Дальневосточном федеральном округе осуществляют 6 организаций (в том числе 3 научно-исследовательских учреждения и 3 вуза) в 4 регионах из 9.
Анализ численности аспирантов показал, что за период с 2012 по 2016 гг. количество аспирантов в России сократилось на 33%, а в Дальневосточном федеральном округе - на 37,3%. Снижение числа аспирантов можно объяснить снижением контрольных цифр приема в аспирантуру. Так к 2016 году прием в аспирантуру в России в целом сократился на 47,8% относительно 2011 года, за этот же период времени прием в аспирантуру в Дальневосточном федеральном округе сократился на 43,8%. Наиболее сильно прием в аспирантуру сократился в Сахалинской области (56,1%), Хабаровском крае (53,1%) и в Амурской области (51,2%) [10]. Из поступающих в аспирантуру в 2016 году 56,5% окончили вуз в текущем году, при этом статистика подтверждает, что удельный вес окончивших
Библиографический список
Вуз в текущем году традиционно выше среди поступающих в аспирантуру Вузов, чем в аспирантуру НИИ [11].
Анализ сайтов дальневосточных организаций, имеющих аспирантуры по сельскому хозяйству выявил, что в последние годы в аспирантурах образовательных организаций наблюдается снижение контрольных цифр приема по всем имеющимся специальностям, в то время как в научных организациях прием в аспирантуру остается на одном уровне. В последние 3 года (2016-2018 гг) прием в аспирантуру по агрономическим специальностям осуществляется только в одной образовательной организации, в то время как все научно-исследовательские организации, имеющие аспирантуру, продолжают ежегодный прием по агрономическим специальностям. Данный факт свидетельствует о снижении интереса среди молодежи к получению третей ступени высшего образования в области сельского хозяйства в целом и, в особенности, в области агрономии.
Что касается российской докторантуры, то в настоящее время - это особая форма подготовки научных кадров самой высокой квалификации, которая не имеет аналогов в европейской системе ECTS. В настоящее время докторантура является не образовательной программой (как аспирантура), а научно-исследовательской, направленной на обеспечение подготовки соискателем докторской диссертации [12]. Общее количество организаций, осуществляющих подготовку докторантов за исследуемый период сократилось в России на 35,5%, а в ДФО на 33,3%. При этом, с вступлением в силу нового закона об образовании число докторантов в России сократилось на 33%, в Дальневосточном федеральном округе на 40%. Отметим, что в настоящее время в Дальневосточном федеральном округе нет ни одной докторантуры по сельскохозяйственным наукам.
Таким образом, исследования показали, что проводимые реформы в области подготовки и аттестации кадров высшей квалификации негативно влияют на процессы воспроизводства научных и научно-педагогических кадров на Дальнем Востоке в целом, и в частности в области сельского хозяйства. Выявлено снижение интереса среди молодежи к обучению в аспирантуре, что в купе с отсутствием в регионе советов по защите диссертаций и географической удаленностью от центра может повлечь за собой снижение кадрового потенциала среди исследователей и преподавательского состава вузов. В этой связи увеличивается роль научного руководства и наставничества при подготовке научных кадров, персональная ответственность научного руководителя.
1. Мажитова А.Р Научный потенциал и его современное состояние на примере Республики Башкортостан. Вестник Омского университета. 2015; 3: 265 - 269. Серия: Экономика.
2. Ярашева А.В., Аксенова Е.И. Проблемы воспроизводства научных кадров глазами руководителей институтов. Народонаселение. 2017; 4 (78): 105 - 118.
3. Городникова Н.В., Гохберг Л.М. и др. Наука. Технологии. Инновации: Краткий статистический сборник. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Москва: НИУ ВШЭ, 2017.
4. Донецкая С.С. Статистика защит докторских диссертаций: изменения после реформы ВАК. Высшее образование в России. 2017; 4. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/statistika-zaschit-doktorskih-dissertatsiy-izmeneniya-posle-reformy-vak
5. Кельсина А.С. К вопросу научного руководства аспирантами в ИСЭРТ РАН. Социальное пространство. 2016; 3 (5): 5.
6. Перечень действующих советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по состоянию на 15.082018 г. Available at: http://vak.ed.gov.ru/89
7. Количество кандидатских и докторских диссертаций сократилось в РФ почти вдвое за пять лет Available at: http://tass.ru/nauka/4868705_
8. Статистика защит диссертаций в Российской Федерации за 2013-2015 гг. Available at: http://vak.ed.gov.ru/179_
9. Бедный Б.И. Новая модель аспирантуры: pro et contra. Высшее образование в России. 2017; 4 (211): 5 - 16.
10. Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат. сб. Росстат. Москва, 2017.
11. Городникова Н.В., Гохберг Л.М., Дитковский К.А. и др. Индикаторы науки: статистический сборник. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Москва: НИУ ВШЭ, 2018.
12. Сенашенко В.С. О некоторых проблемах подготовки кадров высшей квалификации. Высшее образование в России. 2013; 4: 54 - 58. References
1. Mazhitova A.R. Nauchnyj potencial i ego sovremennoe sostoyanie na primere Respubliki Bashkortostan. Vestnik Omskogo universiteta. 2015; 3: 265 - 269. Seriya: 'Ekonomika.
2. Yarasheva A.V., Aksenova E.I. Problemy vosproizvodstva nauchnyh kadrov glazami rukovoditelej institutov. Narodonaselenie. 2017; 4 (78): 105 - 118.
3. Gorodnikova N.V., Gohberg L.M. i dr. Nauka. Tehnologii. Innovacii: Kratkijstatisticheskij sbornik. Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola 'ekonomiki». Moskva: NIU VSh'E, 2017.
4. Doneckaya S.S. Statistika zaschit doktorskih dissertacij: izmeneniya posle reformy vAk. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017; 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ statistika-zaschit-doktorskih-dissertatsiy-izmeneniya-posle-reformy-vak
5. Kel'sina A.S. K voprosu nauchnogo rukovodstva aspirantami v IS'ERT RAN. Social'noe prostranstvo. 2016; 3 (5): 5.
6. Perechen' dejstvuyuschih sovetov po zaschite dissertacij na soiskanie uchenoj stepeni kandidata nauk, na soiskanie uchenoj stepenidoktora naukpo sostoyaniyu na 15.08.2018 g. Available at: http://vak.ed.gov.ru/89
7. Kolichestvo kandidatskih i doktorskih dissertacij sokratilos' v RF pochti vdvoe za pyat let Available at: http://tass.ru/nauka/4868705_
8. Statistika zaschit dissertacij v Rossijskoj Federaciiza 2013-2015 gg. Available at: http://vak.ed.gov.ru/179_
9. Bednyj B.I. Novaya model' aspirantury: pro et contra. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017; 4 (211): 5 - 16.
10. Regiony Rossii. Social'no-'ekonomicheskie pokazateli: Stat. sb. Rosstat. Moskva, 2017.
11. Gorodnikova N.V., Gohberg L.M., Ditkovskij K.A. i dr. Indikatory nauki: statisticheskij sbornik. Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola 'ekonomiki». Moskva: NIU VSh'E, 2018.
12. Senashenko V.S. O nekotoryh problemah podgotovki kadrov vysshej kvalifikacii. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2013; 4: 54 - 58.
Статья поступила в редакцию 05.10.18
УДК 378.1
Yarychev M.U., senior lecturer, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
PROFESSIONAL AND MORAL POSITION OF FEATURES SPECIALISTS OF SOCIAL WORK AND FEATURES OF ITS FORMATION IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING IN A UNIVERSITY. The issue of the importance of social support of the population and effective training of literate specialists in social work at a university is studied. The documents are analyzed that declare the ethical basis of the social worker. The necessity of forming a professional and moral position among social workers with the purpose of effective support of citizens is substantiated. An empirical study of the author is given, revealing
the features of the representations of students, teachers and specialists of social work about the moral basis of professional activity. The studies conducted in the field of studying the professional position of specialists are considered. The definition of the "professional and moral position of the future specialist of social work" is defined. Opportunities of professional training in the university for the formation of ethical bases of the specialist of the social sphere are revealed. Work programs and courses implemented at the Department of Social Work of the Chechen State University are analyzed. Areas of activity that require development with the aim of forming a professional and moral position of students are noted. On their basis, the specifics of training students in the university are indicated: conducting training techniques for the development of communication skills; Involving students in volunteering to develop their tolerance; enriching the production practice by involving various organizations with the aim of using their resources in the social support of citizens. The risks and advantages of the proposed solutions are noted.
Key words: future specialist of social work, professional and moral position, moral behavior of social worker, tolerance, social support, professional training in university.
М.У. Ярычев, ст. преподаватель Чеченского государственного университета, г. Грозный, E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
Исследуется вопрос о значимости социальной поддержки населения и эффективной подготовки в вузе грамотных специалистов по социальной работе. Анализируются документы, декларирующие этические основы деятельности социального работника. Обосновывается необходимость формирования профессионально-нравственной позиции у социальных работников с целью эффективной поддержки граждан. Приводится эмпирическое исследование автора, раскрывающие особенности представлений студентов, преподавателей и специалистов по социальной работе о нравственной основе профессиональной деятельности. Рассматриваются исследования, проведенные в плоскости изучения профессиональной позиции специалистов. Дается определение дефиниции «профессионально-нравственная позиция будущего специалиста по социальной работе». Раскрыты возможности профессиональной подготовки в вузе для формирования этических основ деятельности специалиста в социальной сфере. Проанализированы рабочие программы и курсы, реализуемые на кафедре социальной работы Чеченского государственного университета. Отмечены направления деятельности, требующие развития с целью формирования профессионально-нравственной позиции студентов. На их основе обозначены особенности подготовки в вузе студентов: проведение тренинговых техник для развития коммуникативных навыков; привлечение студентов к волонтерской деятельности для развития их толерантности; обогащение производственной практики путем привлечения различных организации с целью использования их ресурсов в социальной поддержке граждан. Отмечены риски и преимущества предлагаемых решений.
Ключевые слова: будущий специалист по социальной работе, профессионально-нравственная позиция, нравственное поведение социального работника, толерантность, социальная поддержка, профессиональная подготовка в вузе.
Специалист по социальной работе играет важную роль в поддержании и регулировании отдельных социальных процессов в обществе. Он, в частности, призван оказывать помощь как отдельным лицам, так и целым социальным группам. С целью предупреждения или разрешения трудной жизненной ситуации специалист по социальной работе предоставляет социальные услуги и реализует меры социальной поддержки. Выполнение таких функций обязывает его быть ответственным, справедливым, гуманным и эмпатийным. В профессиональном стандарте «Специалист по социальной работе» перечислены необходимые умения данного работника. Наряду с умением проводить социальные консультации, вносить информацию в базу данных, устанавливать контакты с гражданами и их окружением, он должен демонстрировать важные профессиональные качества. В частности, он должен проявлять «чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение к гражданам, учитывая их физическое и психологическое состояние» [1]. Кроме того, в профессиональном стандарте указывается, что специалист по социальной работе должен соблюдать профессионально-этические требования к профессиональной деятельности.
Стоит отметить, что значимость этического или нравственного поведения социального работника отражена в различных отечественных и международных документах. Из последних документов можно отметить «Кодекс этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания» (утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 декабря 2013 г п. 792). Данный кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения. Кроме того, разработанные ранее Международная декларация этических принципов социальной работы (принята Международной федерацией социальных работников 8 июля 1994 г) и Международные этические стандарты социальной работы (приняты Международной федерацией социальных работников 8 июля 1994 г) также призывают придерживаться нравственных основ профессиональной деятельности. Иными словами, актуальность разрабатываемой темы вполне очевидна. При этом важно уже в студенческом возрасте закладывать основы такого поведения у будущих специалистов по социальной работе.
Профессиональное образование в вузах, готовящих социальных работников, имеет своей целью не только формирование готовности у студентов к осуществлению различных социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-педагогических и др.), но и развитие ценностно-смысловых основ деятельности. Профессиональная деятельность должна строиться на личностных мнениях, убеждениях или позиции будущего социального работника. Таким образом, в статье пойдет речь о необходимости формирования профессионально-нравственной позиции у будущих специалистов по социальной работе в период их профессионального обучения в вузе.
Для эмпирического обоснования актуальности вопроса нами был проведенный констатирующий эксперимент. Он показал, что как будущие специалисты
по социальной работе, так и преподаватели институтов высшего и профессионального дополнительного образования считают важным наличие сформированной профессионально-нравственной позиции специалистов по социальной работе. В 2017-2018 гг нами был проведен опрос преподавателей и студентов кафедры теории и технологии социальной работы Чеченского государственного университета, преподавателей и слушателей курсов повышения квалификации (специалистов по социальной работе) Чеченского института повышения квалификации работников образования. Обозначим выявленные результаты.
Среди студентов 2-4 курсов кафедры теории и технологии социальной работы Чеченского государственного университета 91% респондентов говорят о важности нравственных основ профессионального поведения социального работника. Похожую картину можно отметить и среди преподавателей ранее указанных институтов - 93% соответственно. Однако они отмечают и возникающие трудности в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе. В частности, они указывают на слабую мотивацию студентов к тому, чтобы нести личную ответственность за результаты своей будущей профессиональной деятельности (68,3% студентов), низкую готовность проявлять толерантность к некоторым категориям граждан (пожилым, инвалидам, малоимущим) (76,3%), нежелание организовывать мероприятия по привлечению ресурсов организаций к оказанию социальной поддержки граждан (73,5%).
Среди действующих специалистов по социальной работе отмечаются такие особенности профессионального поведения, как слабая мотивация к осуществлению повышения профессиональной квалификации (56%), осуществлению профилактических мероприятий с гражданами в виде консультаций (62,4%), содействию в организации занятости, предоставления социальных, правовых и медицинских услуг (49,6%).
Эмпирические данные свидетельствуют, что отдельные компоненты профессионально-нравственной позиции будущих специалистов по социальной работе требуют формирования или дальнейшего развития. Поскольку речь идет о будущих специалистах по социальной работе, то предполагается сделать акцент на ее формировании в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Прежде чем рассматривать особенности формировании профессионально-нравственной позиции будущих специалистов по социальной работе в вузе, стоит определиться с самим понятием. Для этого проанализируем работы, проведенные в плоскости аналогичных исследований, и уточним данную дефиницию применительно к будущим специалистам по социальной работе.
Говоря о профессиональной позиции специалиста, стоит обратиться к понятию «профессионализм», которое достаточно разработано в современной отечественной психолого-педагогической литературе. Специалист в области вопросов психологии профессиональной деятельности А.К. Маркова рассматривает профессионализм не только как результат или производительность труда, но и как отношение специалиста к труду, его ценностные ориентации, вкладываемые в труд [2, с. 39 - 40]. Её коллега В.А. Климов рассматривает профессии типа
«человек - человек», к которым, несомненно, относится социальный работник. Среди важных качеств специалиста автор выделяет необходимость существования своеобразной «душеведческой направленности ума» [3, с. 186]. Развивает данную мысль В.А. Цвык, показывая не только многогранный характер профессионализма, но и его ценностную составляющую. По его мнению, профессионализм выступает в трех аспектах: индивидуальном (врожденном, личностном), социальном (складывающимся в основе профессиональной деятельности и нравственном (определяющим уровень развития самосознания) [4, с. 321 - 322]. Таким образом, в данных определениях профессионализм характеризует высокий уровень и качество профессиональной деятельности специалиста. В определенной степени профессионализм соотносится с нравственной составляющей личности.
В этой связи профессионально-нравственная позиция нами понимается как установка на осуществление высокорезультативной профессиональной деятельности, основывающейся на принципах высокой морали. Это определение подтверждается высказыванием Э.Ф. Зеера о профессиональной позиции личности, связывающей ее осознанность с профессиональным оптимизмом [5].
На данный момент существует ряд исследований, посвященных профессиональной, педагогической, субъектной позиции различных специалистов. Так С.В. Ефимова исследовала формирование профессионально-педагогической позиции у будущих учителей культуры. Автор определила данное понятие как систему отношений личности к профессиональной, а именно педагогической деятельности, проявляющейся в существовании педагогических установок, мотивов, стремлений к инновациям. Она вводит понятие индивидуального информационного поля, связанного с личными взглядами студента [6, с. 5]. Интересное определение, но уже профессионально-субъектной позиции будущего учителя, дает Н.Ф. Терпугова. Она рассматривает ее как сложную систему отношений в профессиональной деятельности, включающую отношение к себе, другим (коллегам, ученикам и пр.) и отражающая конструктивные личностные качества (активность, свободу выбора, принятие другого) [7, с. 13]. Схожее определение профессионально-субъектной позиции можно обнаружить и у Ш.Р Халилова [8, с. 11]. Он также говорит о значимости осознанных профессиональных отношений учителя, как к себе, так и к другим субъектам педагогической деятельности, добавляя значимость знаний, умений, навыков и компетенций в профессиональном поведении.
Рассмотрим также исследования, которые выполнены в сегменте нашего исследования. Определение профессионально-нравственной позиции дает В.Н. Черниговский. Автор рассматривает данную дефиницию применительно к системе МВД России. Он определяет профессионально-нравственную позицию как систему доминирующих ценностно-смысловых отношений полицейского к себе, коллегам, работе. Он также отмечает, что ее основой выступает индивидуальная специфическая система смыслов (мотивационное ядро), определяющая познавательную, гуманистически-мировоззренческую и квалификационную составляющую профессионально-личностного становления будущего сотрудника МВД [9, с. 100]. В представленных определениях можно выделить ключевую идею, а именно значимость отношений специалистов к субъектам и объектам профессиональной деятельности.
Применительно к будущим специалистам по социальной работе данный термин рассматривается крайне редко. Можно отметить исследования, близкие к данной теме. К примеру, А.Н. Агронина интересовалась вопросами формирования профессионально-этической культуры будущих специалистов по социальной работе. Давая определение данному понятию, автор характеризует его как интегративно-функциональное личностное образование, реализующееся через модели нормативно-ролевого поведения. Такие модели основаны на морально-нравственном поведении и способствуют эффективному взаимодействию в межличностных профессиональных коммуникационных системах (специалист, клиент, его близкие, команда специалистов, руководители) [10, с. 7].
Нам импонирует данная трактовка этого термина, так как автор отражает в нем суть деятельности специалиста по социальной работе, а именно нормативно-ролевое поведение, отражающееся в профессиональных коммуникациях. Деятельность специалиста по социальной работе неразрывно связана с общением, поэтому определяя содержание термина рассматриваемой темы нужно в нем отразить коммуникационные аспекты деятельности специалиста. Итак, проведенный ранее анализ позволяет нам сформулировать определение термина профессионально-нравственная позиция будущего специалиста по социальной работе. Это - интегративный комплекс морально-нравственных отношений будущего социального работника к различным субъектам профессиональной деятельности, основой которых выступает потребность к оказанию эффективной социальной поддержки гражданам, построенная на гуманистических мировоззренческих установках личности.
Чтобы сформировать данный профессионально-личностный комплекс у будущих специалистов по социальной работе важно определить ресурсы профессиональной подготовки в вузе. ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата) [11] прописывает общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у социальных работников. Профессиональный стандарт «Специалист по социальной работе» также определяет трудовые действия, требования к образованию и опыту практической работы специалиста. Данные
документы в целом коррелируют и определяют направления профессиональной подготовки социальных работников. Основная образовательная программа по направлению социальная работа (39.03.02) в Чеченском государственном университете направлена на подготовку бакалавров высокого уровня профессионализма, отвечающего требованиям современного социокультурного пространства.
На кафедре социальной работы студенты осваивают технологии психосоциальной и медико-социальной помощи населению, маркетинговые и исследовательские технологии. Рабочая программа включает учебные дисциплины, формирующие отдельные аспекты профессионально-нравственной позиции. В учебных дисциплинах «Этические основы социальной работы», «Психология социальной работы», «Конфликтология в социальной работе», «Социальная работа с мигрантами», «Педагогика социальной работы» затрагиваются нравственные основы деятельности специалиста по социальной работе. Студенты получают знания по сущности поведения с различными социально-классовыми группами, нуждающимися в социальной помощи. При этом обращается внимание на учет половозрастных, национально-этнических и других особенностей лиц. Однако морально-этический или нравственные аспекты профессиональной деятельности не всегда акцентированы и не в полной мере могут сформировать у студентов профессионально-нравственную позицию.
Для формирования профессионально-нравственной позиции будущих специалистов по социальной работе необходимо активно применять в учебном процессе современные образовательные технологии и инновационные методы обучения. Такие методы должны развивать, в первую очередь, способность работать в коллективе, во вторую, - толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и другие различия граждан, и наконец, в третью очередь, выстраивать активное взаимодействие с организациями с целью оказания социальной поддержки граждан. Напомним, что в эмпирическом исследовании нами было выявлено наиболее выраженное западание по данным позициям. При этом указанные качества находятся в основе профессионально-нравственной позиции будущих специалистов по социальной работе. Поэтому обозначим особенности формирования такой позиции, в части развития коммуникации, толерантности и привлечения ресурсов социальных партнеров.
Развитие коммуникативных навыков наиболее активно происходит в тре-нинговых техниках, направленных на обучение самовыражению, пониманию внутреннего мира другого, оказанию активной поддержки внутри группы. Поэтому первой особенностью профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе в вузе является активное проведение коммуникационных тренингов на учебных занятиях. В таких тренингах рекомендуется делать акцент не только на выстраивании межличностной коммуникации, но и на техниках самопознания, самокоррекции, саморазвития. Рекомендуется обучать студентов техникам релаксации, формирования конструктивного мировосприятия. Социальная работа достаточно энергозатратна, поэтому важно учить студентов работать со стрессовыми состояниями, обучать навыкам профилактики эмоционального выгорания. Стоит вместе с тем отрабатывать навыки бесконфликтного поведения, процедуре медиации с различными категориями граждан. Таким образом, полученные знания на учебных курсах по психологии и конфликтологии социальной работы должны отрабатываться в тренинговых техниках. Кроме того, можно включить в психосоциальные тренинги технологии тайм менеджмента и коучинга.
Для развития толерантности при работе с различными категориями граждан (пожилыми, инвалидами, малоимущими) считаем необходимым включение студентов в активную помощь лицам, в ней остро нуждающимся. Этому наиболее способствует развивающаяся в последнее время волонтерская деятельность. В исследовании Е.Б. Журченко доказана эффективность волонтерской деятельности студентов в формировании межкультурной толерантности [12, с. 117-133]. Об этом пишут и другие исследователи. Волонтерство может быть выстроено по разным направлениям: социальное, спортивное, культурное, экологическое, по общественной безопасности и другое. Попробовав себя в разных ролях, студенты смогут проявить активную гражданскую позицию, которая является частью профессионально-нравственной позиции. Профессия социального работника относится к типу помогающих профессий, в этой связи помощь должна быть практически отработана в разных ее аспектах: социальном, физическом, материальном, психологическом и духовном. Поэтому считаем необходимым выделить данный аспект в качестве второй особенности профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе в вузе.
Наконец, с целью формирования навыков активного взаимодействия студентов с различными организациями для привлечения их к оказанию социальной поддержки гражданам необходимо использовать ресурсы производственной практики. Прохождение производственной практики в различных учреждениях социальной сферы поможет студентам получить практический опыт социальной поддержки граждан. Такой опыт будет наиболее эффективен при интеграции деятельности различных общественных организаций. Проходя практику в организациях пенсионного обеспечения; социального страхования и защиты, в миграционной службе, МЧС или в образовательных организациях, студенты могут увидеть разные стороны социальной поддержки и ресурсы каждой организации. Если же привлечь к социальной поддержке СМИ, общественные центры, спонсоров, то такая поддержка может быть наиболее эффективна. Это будет третьей
особенностью формирования профессионально-нравственной позиции будущих специалистов по социальной работе.
Итак, отметим, что профессиональная подготовка в вузе обладает значительными ресурсами в формировании профессионально-нравственной позиции будущих специалистов по социальной работе. Однако, при учете выше указанных особенностей такая деятельность будет более эффективна. Только в этом случае, по-нашему мнению, студенты смогут освоить современные технологии социальной поддержки с целью формирования профессионально-нравственной позиции.
Обсуждая полученные результаты статьи, отметим, что предложенное определение профессионально-нравственной позиции будущих специалистов по социальной работе может дополнить теоретические основы научных исследований в области профессиональной подготовки специалистов социальной работы. Также данное определение может в дальнейшем быть развито на основе выделения в нем структурных элементов.
Говоря о выделенных особенностях формирования профессионально-нравственной позиции будущих специалистов по социальной работе в процессе подготовки их в вузе, подчеркнем, что в них есть как преимущества, так и риски. Изначально укажем предполагаемые риски: во-первых, организация тренингов вызывает сопротивление некоторых его участников, поэтому требуется соответствующая психологическая подготовка преподавателей. Во-вторых, развитие толерантности путем включения в волонтерскую деятельность студентов предполагает серьезные временные и, отчасти, материальные затраты. В-тре-
Библиографический список
тьих, организация производственной практики не всегда находится под контролем руководителя практики, и, возможно, будут затруднена в обогащении опыта студентов в направлении выстраивания социального партнерства.
При указанных выше рисках стоит акцентировать внимание на несомненных преимуществах предлагаемых корректировок в учебном процессе вуза при подготовке будущих специалистов по социальной работе. Предлагаемые мероприятия не являются надуманными, они определены данными эмпирического исследования. Оно явно высвечивает слабо развитые аспекты в профессионально-нравственной позиции, как будущих специалистов по социальной работе, так и действующих. Предлагаемые мероприятия гармонично вписываются в учебный процесс в вузе и не требуют серьезных корректировок в учебном плане, расписании и формировании образовательной программы. Включение студентов в тренинги, волонтерство и обогащение практики опытом выстраивания социального партнерства позволит не формально, а реально развить нравственные аспекты будущей профессиональной деятельности специалистов по социальной работе. Это, в свою очередь, повлияет на формирование и устойчивое развитие их профессионально-нравственной позиции.
Описанные предложения требуют дальнейшего практического апробирования и внедрения в практическую сферу профессиональной подготовки социальных работников в вузе. Несмотря на наличие на данный момент промежуточных результатов исследования, можно сделать вывод о практической значимости статьи. Так как ее выводы выстроены на эмпирической основе и могут использоваться для профессиональной подготовки студентов в вузе.
1. Профессиональный стандарт «Специалист по социальной работе» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 октября 2013 г № 571н).
2. Маркова А.К. Психология профессионализма. Москва, 1996.
3. Климов В.А. Психология профессионального самоопределения. Москва: Академия, 2004.
4. Цвык В.А. Профессионализм: социально-философский анализ. Диссертация ... доктора философских наук. Москва, 2004.
5. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. Москва - Екатеринбург, 2003.
6. Ефимова С.В. Формирование профессионально-педагогической позиции у студентов высших учебных заведений физической культуры. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Смоленск, 2004.
7. Терпугова Н.Ф. Психолого-педагогические условия развития профессионально-субъектной позиции молодого учителя. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Астрахань, 2009.
8. Халилов Ш.Р Педагогические условия развития профессионально-субъектной позиции учителя в процессе адаптации к профессиональной деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Астрахань, 2010.
9. Черниговский В.Н. Профессионально-нравственная позиция курсанта как образовательный результат подготовки в вузе МВД России. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия: Педагогические науки. 2014; 6: 99 - 103.
10. Агронина А.Н. Формирование в вузе профессионально-этической культуры специалиста по социальной работе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2010.
11. Приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 № 8 «Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2016 № 41029).
12. Журченко Е.Б. Формирование толерантности в условиях культурного разнообразия студентов технического вуза юга России. Автореферат диссертации ... кандидата социологических наук. Майкоп, 2016.
References
1. Professional'nyj standart «Specialistpo social'noj rabote» (utv. prikazom Ministerstva truda i social'noj zaschity RF ot 22 oktyabrya 2013 g. № 571n).
2. Markova A.K. Psihologiya professionalizma. Moskva, 1996.
3. Klimov V.A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya. Moskva: Akademiya, 2004.
4. Cvyk V.A. Professionalizm: social'no-filosofskijanaliz. Dissertaciya ... doktora filosofskih nauk. Moskva, 2004.
5. Zeer 'E.F. Psihologiya professij: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Moskva - Ekaterinburg, 2003.
6. Efimova S.V. Formirovanie professional'no-pedagogicheskoj pozicii u studentov vysshih uchebnyh zavedenij fizicheskoj kultury. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Smolensk, 2004.
7. Terpugova N.F. Psihologo-pedagogicheskie usloviya razvitiya professional'no-sub'ektnoj pozicii molodogo uchitelya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Astrahan', 2009.
8. Halilov Sh.R. Pedagogicheskie usloviya razvitiya professional'no-sub'ektnoj pozicii uchitelya v processe adaptacii k professional'noj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Astrahan', 2010.
9. Chernigovskij V.N. Professional'no-nravstvennaya poziciya kursanta kak obrazovatel'nyj rezul'tat podgotovki v vuze MVD Rossii. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogicheskie nauki. 2014; 6: 99 - 103.
10. Agronina A.N. Formirovanie v vuze professional'no-'eticheskoj kul'tury specialista po social'noj rabote. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2010.
11. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 12.01.2016 № 8 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 39.03.02 Social'naya rabota (uroven' bakalavriata)» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 09.02.2016 № 41029).
12. Zhurchenko E.B. Formirovanie tolerantnosti v usloviyah kul'turnogoraznoobraziya studentov tehnicheskogo vuza yuga Rossii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata sociologicheskih nauk. Majkop, 2016.
Статья поступила в редакцию 01.10.18
УДК 37
Abdurazakova D.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
Magomedova Z.H., postgraduate, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
TO THE QUESTION ABOUT THE INFLUENCE OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE SCHOOL TO PROMOTE TOLERANCE AND PREVENT STUDENTS. The article substantiates the relevance of a problem of education of tolerance among students in the educational environment of the school, which the authors consider as a set of conditions affecting the education and development of students. The authors present an analysis of various models of the educational environment of the school, the implementation of which will develop students' cooperation, self-development, interpersonal interaction, taking into account the multifunctionality of the environment and its effects on the education of students. The authors conclude that if the subject of development is the child, then its territorial, social, linguistic, ethnic, as well as professional and family affiliation through the father and the mother, can serve as a basis for selection of the environment.
Key words: tolerance, tolerance education, model of educational environment, influence of environment.