УДК 159.99 ББК 88.28
@ Косыгина С.В. 2018
CONDITIONS OF APPLICATION OF IDEOMOTOR TECHNIQUES FOR THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL SELF-CONTROL STUDENTS OF MOSCOW UNIVERSITY THE INTERIOR MINISTRY OF RUSSIA NAMED AFTER V.J. KIKOT
УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИДЕОМОТОРНЫХ ТЕХНИК ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО САМОКОНТРОЛЯ У КУРСАНТОВ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ
Svetlana Viktorovna KOSYGINA,
teacher of psychology Department, Moscow University of MIA of Russia named after V.J. Kikot, Moscow, Russia Email: [email protected]
Светлана Викторовна КОСЫГИНА,
преподаватель кафедры психологии, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, Email: [email protected]
Научная специальность по публикуемому материалу: 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика
Для цитирования: Косыгина С.В. Условия применения идеомоторных техник для развития эмоционального самоконтроля у курсантов Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Международный журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 4/2018. С. 49—53.
Annotation. The article presents the data of the results of the study of self-esteem, personal and situational anxiety of cadets of the Institute of Psychology of service activity of the Moscow Educational Institution named after V.Ya. Kikoty The analysis of the possibilities of using ideomotor techniques with the aim of enhancing emotional self-control using ideomotor techniques in biofeedback has been carried out.
Key words: emotional control, professional deformation, psychosomatics, training, ideomotor training
Аннотация. В статье приводятся данные результатов исследования самооценки, личностной и ситуативной тревожности курсантов института психологии служебной деятельности МосУ МВД РФ имени В.Я. Кикотя. Проведен анализ возможностей использования идеомоторных техник с целью повышения эмоционального самоконтроля, используя идеомо-торные техники в биологической обратной связи.
Ключевые слова: эмоциональный контроль, профессиональная деформация, психосоматика, тренинг, идеомоторная тренировка
В условиях современного общества жизнедеятельность взрослого человека предполагает его существование и развитие в условиях высокой неопределенности. Нестабильность социально-экономической ситуации приводит к различным проблемам ориентировки человека в окружающей социальной действительности. В связи с этим, особое значение приобретают вопросы, связанные с восприятием взрослым человеком своей жизни, адаптацией в социуме и применением эффективных стратегий межличностного взаимодействия, эмоционального контроля профессионального стресса.
Профессиональная деформация является следствием профессионального стресса и сопровождается нарушением работоспособности, межличностных отношений, свойств личности. Соответственно сотрудники ОВД с нарушением эмоционального контроля, признаками профессиональной деформации нуждаются в обучении саморегуляции.
Психоанализ был одним из первых направлений, которые обратились к проблеме тела. Развитие психосоматики как научного направления связано с развитием психоаналитических идей. 3. Фрейд и его последователи показали, что ощущения и желания тела, а также пред-
PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY OF SERVICE ACTIVITIES
ставление человека о собственном теле являются важной составляющей личности.
Психофизиологическое изучение профессионального стресса показало, что в его основе лежит закономерность, установленная в 1908 г. Р. Йерксом и Дж. Додсоном. Они экспериментально доказали, что с ростом активации нервной системы до определенного критического уровня эффективность деятельности повышается. Однако при дальнейшей активации нервной системы, иными словами, при увеличении стрессо-генности действующих факторов показатели деятельности начинают снижаться. Следовательно, между выраженностью стресса, эмоциональной напряженностью, активизацией нервной системы, с одной стороны, и эффективностью рабочей деятельности — с другой, нет однозначной зависимости. В последующем это было неоднократно подтверждено и обобщено в виде закона Иеркса-Додсона, связывающего эффективность деятельности с уровнем неспецифической адаптации.
В настоящее время накоплены обширные психофизиологические данные о влиянии эмоционального стресса на профессиональную деятельность. Основной смысл результатов исследований заключается в том, что при среднем уровне эмоционального стресса достижения человека в деятельности относительно высоки, а при эмоциональном стрессе низкого и высокого уровней они могут быть хуже результатов, показанных в обычных условиях. Следовательно, низкую работоспособность при малой стрессо-генной активизации можно рассматривать как результат малой вовлеченности адаптационных ресурсов в процессы «защиты» организма от требований среды.
Снижение работоспособности при повышении критического уровня эмоционального стресса объясняется тем, что эмоциональное напряжение «сужает» внимание. При этом первоначально в механизмах поведения человека происходит «отбрасывание» менее значимых и «балластовых» сигналов, что способствует сохранению эффективности деятельности. Затем дальнейшее «сужение» внимания сверх критического порога ведет к потере значимых сигналов и к снижению эффективности как внимания, так и деятельности в целом. Установлено также, что показатели качества относительно сложной деятельности достигают критической верхней точки при меньшем уровне стрессовой напряженности, чем показатели относительно простой деятельности.
Известно, что одни люди более предрасположены к активному, другие — к пассивному
поведению при стрессе. По мнению Г. Селье, это связано с индивидуальным различием гормональной продукции при стрессе. Вяткин Б.А. и Маньков Ю.У. показали зависимость эффективности деятельности в условиях стресса от психофизиологических детерминант: активацион-ных и мотивационных характеристик индивида, уровня социальной адаптированности, фрустра-ционной толерантности, личностной и реактивной тревожности, субъективного отношения человека к стрессовой ситуации, особенностей психических процессов и свойств его нервной системы. Так, люди с тревожностью как чертой характера более подвержены эмоциональному стрессу, чем те, у кого тревожность возникает только в опасных ситуациях. Однако такое разделение зависит от условий и опыта жизни.
В.Л. Марищук и др. стадию стресса, характеризуемую повышенной резистентностью (до наступления истощения), разделял на две фазы: перекрестной резистентности и перекрестной сенсибилизации. Таким образом, в зависимости от индивидуальной формы реакции, обусловленной личностными особенностями (исходным состоянием, субъективной значимостью деятельности и др.), человек в состоянии стресса изменяет свою работоспособность. Это изменение в большей степени касается качественных характеристик процесса стиля деятельности.
Современные исследователи выделяют аспекты наиболее существенного воздействия стресса на личность, ее поведение в целом, здоровье, когнитивные и физиологические возможности человека, что позволяет наметить пути использования различных приемов развития эмоционального самоконтроля для снижения негативного влияния стрессов.
С точки зрения Савельевой О.С., субъективное благополучие предполагает состояние комфорта, удовлетворенности в значимых для человека областях жизни. Суждение об удовлетворенности, благополучии строится именно на отношении личности к полноте, глубине, качеству, т.е. содержательным сторонам событий и явлений, то есть их контекстам.1
Куликов Л.В. отмечает основные компоненты, из которых складывается субъективное благополучие человека:
1. Социальное благополучие — удовлетворенность своим социальным статусом и состоянием общества, к которому принадлежит человек, удовлетворенность трудовой деятельностью, межличностными связями.
2. Духовное благополучие — наличие осознания и переживания смысла жизни, индивидуальной веры (в Бога, судьбу, в себя и т.д.).
3. Физическое (телесное) благополучие — удовлетворенность физическим самочувствием, телесным комфортом, ощущением здоровья.
4. Материальное благополучие — удовлетворенность материальной стороной своего существования, полнотой своей обеспеченности, надежностью финансового состояния.
5. Душевное благополучие — удовлетворенность в чувственной сфере, эмоциональном переживании своей жизни, внутреннем равновесии2.
Эти компоненты связаны друг с другом, оказывая взаимовлияние, обусловливая переживание человеком благополучия или неблагополучия. В субъективном благополучии выделяют два основных компонента: когнитивный (рефлексивный) — представления о собственном благополучии; эмоциональный — удовлетворенность субъекта своей жизнью, чувство благополучия, доминирующий эмоциональный тон переживаний.
В трудовой деятельности благополучие обеспечивают ясные цели, успешная реализация планов, наличие ресурсов и необходимых условий для достижения цели. Ощущение неблагополучия возникает в ситуации фрустрации (встречи с препятствиями в достижении цели), в ситуации монотонности деятельности трудовой деятельности. Кроме того, благополучие обеспечивается удовлетворяющими межличностными отношениями в рабочем коллективе, возможностью эмоционального обмена, получения положительных эмоций. Неблагополучие, в свою очередь, вызывается социальной изоляцией, напряженностью в значимых межличностных контактах.
Реализованность в значимой для человека жизненной сфере является необходимым условием его удовлетворенности жизнью. Благодаря этому, отношение взрослого человека к себе будет позитивным.
В исследовании Т.К. Терра3 интегральный показатель самоотношения и удовлетворенности жизнью (общее самоотношение, самопринятие, самоуважение) тесно связан как со стремлением к самоактуализации личности, так и с отдельными ее аспектами (ориентация во времени, самопонимание, креативность, автономность).
Цель исследования: изучение условий применения тренинга эмоционального самоконтроля на основе идеомоторных техник.
Задачи исследования: изучить возможность применения идеомоторных техник для повышения эмоционального самоконтроля; разработать
и апробировать модель применения тренинга эмоционального самоконтроля на основе идео-моторных техник в биологической обратной связи.
Идеомоторная тренировка (ИТ) — это планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и ощущение осваиваемого навыка. Идеомоторная тренировка может применяться на всех этапах подготовки специалиста, а также для развития эмоционального контроля у сотрудников ОВД.
Сущность идеомоторной тренировки в том, что представляя движение, человек как бы видит себя со стороны. Достижению успеха в идеомо-торной тренировке способствуют следующие факторы: идеомоторная тренировка должна осуществляться только в состоянии активной деятельности; мысленно движения должны воспроизводиться в точном соответствии с ритмом реальных действий. Техническое мастерство человека во многом зависит от того, как он умеет пользоваться закономерностями, которым подчиняется процесс представления.
Введение данных приемов в психологичес кие тренинги позволит стимулировать и развивать навыки общения; расширит поведенческий репертуар личности и спектр ее представлений о разных способах выхода из трудной ситуации, поможет человеку более рационально и творчески ориентироваться при поиске возможностей эффективного сотрудничества, преодолении профессиональной деформации,, пере,живании стрессовых ситуаций.,
Эмпирической базой исследования послужило изучение проблемы эффективности тренинга самоконтроля у курсантов. В исследовании приняли участие 20 курсантов института психологии служебной деятельности МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя. Курсанты были определены в 2 группы: экспериментальную, где проводился тренинг и контрольную — где тренинг не проводился.
На первом этапе с испытуемыми было проведено анкетирование и психодиагностическое обследование (исследование самооценки по методике Дембо — Рубинштейн; Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина).
По результатам проведенных мероприятий выявлено, что у курсантов обоих групп наблюдается высокий уровень физической агрессии и чувства вины. И очень высокие показатели личностной тревожности.
PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY OF SERVICE ACTIVITIES
60 50 40 30 20 10 0
г I
--
im m,.>.mu и Irin
^ # A*
□ экспериментальная
□ контрольная
^ // У /V У
* с
Рис. 1. Показатели физической агрессии, чувства вины
Рис. 2. Показатели личностной и ситуативной тревожности
Можно предположить, что курсанты данной выборки часто применяют физическую агрессию, чтобы самоутвердится или защититься, подобные реакции являются слабо мотивированными, и курсанты после этого испытывают чувство вины. Вторым этапом была проведена ауто-
генная тренировка Шульца с курсантами экспериментальной группы.
В результате тренинга в экспериментальной группе личностная и ситуативная тревожность у курсантов снизилась, эмоциональное состояние оптимизировалось.
10,00- /
8,00-
6,00-
4,00-
2,00-
0,00- A
ш
m
контрольная группа экспериментальная
группа
□ Ум, способности
□ Характер
□ Авторитет
□ Умелые руки
□ Внешность
□ Уверенность в себе
Рис. 4. Показатели уровня притязаний у курсантов экспериментальной (после тренинга) и контрольной группы
10,00 8,00 6,00 4,00 2,00 0,00
\\\ШШ
контрольная группа экспериментальная
группа
□ Ум, способности
□ Характер
□ Авторитет
□ Умелые руки
□ Внешность
□ Уверенность в себе
Рис. 5. Показатели уровня самооценки у курсантов экспериментальной и контрольной группы
Таким образом, эмоциональный самоконтроль нарастает при применении идеомоторных техник в биологической обратной связи.
Список литературы
1. Гуревич П.С.- Психология личности, М,: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
2. Демина Л Д., Ралъникова И.А,- Психологическое здоровье и защитные механизмы личности, Барнаул, Изд-во Алтайского ун^а, 2013.
3. Изард К:Э: Психология эмоций, СПб,: Питер, 2013.
4. Куликов Л.В. Здоровье и субъективное благополучие личности / Под ред. Г С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2013.
5. Куликов Л.В; Психология личности в трудах отечественных психологов, СПб,: Питер, 2009.
6. Сапогова Е.Е. Взгляд на взрослость изнутри: психологический дивертисмент // Психология зрелости и старения. 2008. №1.
7. Терра Т.К. Динамика удовлетворенности жизнью, самоотношения и самоактуализации // Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения 2008» / Под ред. Л.А. Цветковой, Н.С. Хру-сталёвой. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2008.
1 Сапогова Е.Е. Взгляд на взрослость изнутри: психологический дивертисмент // Психология зрелости и старения. 2008. № 1. С. 25-28.
2 Куликов Л.В. Здоровье и субъективное благополучие личности / Под ред. Г С. Никифорова. СПб.. Изд-во СПбГУ, 2013. 350 с.
3 Терра Т.К. Динамика удовлетворенности жизнью, самоотношения и самоактуализации // Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения - 2008» / Под ред. Л.А. Цветковой, Н.С. Хрусталёвой. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2008. С. 740.