Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЫБОР ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ УЧАЩИМИСЯ 9х КЛАССОВ'

УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЫБОР ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ УЧАЩИМИСЯ 9х КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
профессиональная ориентация / школьники / компьютерно-сетевая диагностика / vocational orientation / students / computer-Network Diagnostics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каменская В.Г.

Важнейшей задачей современной школы является своевременное и надежное определение профессиональных склонностей учащихся 9х классов, самооценка возможностей освоения выбранного профиля учащихся 9х и 10х классов. На базе школы №507 Санкт-Петербурга были создана локальная компьютерная сеть, выбраны психологические тесты, решающие задачу профориентации, разработана и включена в локальную сеть самооценочная анкета. Выполнен эксперимент на учащихся 9х классов и в следующим учебным году на учащихся 10го класса с гуманитарным профилем.. В качестве ведущего теста, который был включен в локальную сеть, был выбран компьютерный тест «Ориентир» производства фирмы «Иматон», позволяющий определить профессиональные предпочтения учащихся и их возможности освоения тех или иных профессий. Установлено, что в данной выборке учащихся более высокие значения баллов были получены при оценке учашимися своих возможностей освоения практически всех профессиональных областей по сравнению с желательностью их освоения. Учащиеся 9х классов считают компьютерную диагностику решающим фактором при выборе профиля. В 10м классе в качестве ведущей причины выбора профиля ученики выбирают мнения и советы родителей и учителей. Все остальные показатели самооценочной анкеты при этом остаются мало измененными. Это ставит задачу психологического сопровождения адекватной профессиональной ориентации учащихся старшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каменская В.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS DETERMING THE CHOICE OF SOCIAL’S PROFFESSIONS BY PUPILS 9th AND 10TH CLASSES

The most important task of the modern school is timely and reliable determination of the professional aptitude of students 9 x classes, self-esteem development opportunities the selected profile students 9 x and 10 x classes. On the basis of school No. 507 of St. Petersburg were a local computer network, selected psychological tests, decisive the task orientation, developed and integrated into a local network with self-esteem list. Executed experiment on students and class 9 x the following academic year to students in 10th grade with humanitarian profile. As the leading test, which was included in the local network, has been selected by the computer test "Landmark" production company "Imaton" to determine professional preferences of students and their absorptive capacity of those or other professions. Found that in the sample of pupils higher values of points were obtained when assessing their capabilities, puples development of almost all professional areas compared to the desirability of their mastering. Students in grades 9 x believe computer diagnostics the decisive factor when selecting a profile. In 10 m class as the leading reasons for choosing profile students choose the views and advice of parents and teachers. All other indicators of self-esteem profiles remain little changed. It aims at psychological accompaniment of adequate professional orientation of students of school.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЫБОР ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ УЧАЩИМИСЯ 9х КЛАССОВ»

образовательных учреждениях для старшеклассников, студентов колледжей и вузов.

Несмотря на сложные времена, характеризующиеся политическими, социально-экономическими изменениями и кризисами последних десятилетий в нашей стране, межэтнические взаимодействия, в частности, в Башкортостане, не утратили своей толерантности, что проявляется в увеличении числа смешанных браков.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда (грант № 1518-00142).

Список литературы

1. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». М.: Мысль, 1991.

2. Агранович М.Л. Положение молодёжи в России. Аналитический доклад. - М.: Издательский комплекс «Машмир», 2005.

3. Безрукова О.Н. Социология молодежи/ О.Н.Безрукова.- СПб.: С.-Петерб.гос.ун-т, 2004.

4. Галяутдинова С.И., Ахмадеева Е.В., Гуме-рова Р.Б. Проблемы понимания ценностей и психологической безопасности семьи: монография. -Уфа:РИЦ БашГУ, 2014.

5. Дружинин В.Н. Мотивация деятельности в чрезвычайных ситуациях. М., 1996.

6. Хабибуллина А.Р. Межэтнические отношения в Республике Башкортостан в начале XXI века: традиции межнациональных браков/ Вестник Челябинского гос.ун-та.2009.- № 16 (154). История. Вып.32. С. 160-164.

Каменская В.Г.,

Доктор психологических наук, профессор ГОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»

Березина О.Е.,

Учитель ГБДОУ СОШ №507, 196070, Санкт-Петербург

Томанов Л.В.

Кандидат психологических наук, доцент ГОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»

УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЫБОР ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ УЧАЩИМИСЯ 9х

КЛАССОВ

CONDITIONS DETERMING THE CHOICE OF SOCIAL'S PROFFESSIONS BY PUPILS 9th AND

10th classes

Kamenskaya V.G., The doctor of psychological Sciences, Senior professor, SEI HPE «Bunin Yelets State University»,

Berezina O.E. The teacher of Dace GBDOUschool № 507 St. Petersburg,

Tomanov, L.V., Candidate of psychological Sciences, the senior lecturer, SEI HPE «Bunin Yelets State Uni-versity».

АННОТАЦИЯ

Важнейшей задачей современной школы является своевременное и надежное определение профессиональных склонностей учащихся 9х классов, самооценка возможностей освоения выбранного профиля учащихся 9х и 10х классов. На базе школы .№507 Санкт-Петербурга были создана локальная компьютерная сеть, выбраны психологические тесты, решающие задачу профориентации, разработана и включена в локальную сеть самооценочная анкета. Выполнен эксперимент на учащихся 9х классов и в следующим учебным году на учащихся 10го класса с гуманитарным профилем.. В качестве ведущего теста, который был включен в локальную сеть, был выбран компьютерный тест «Ориентир» производства фирмы «Иматон», позволяющий определить профессиональные предпочтения учащихся и их возможности освоения тех или иных профессий. Установлено, что в данной выборке учащихся более высокие значения баллов были получены при оценке учашимися своих возможностей освоения практически всех профессиональных областей по сравнению с желательностью их освоения. Учащиеся 9х классов считают компьютерную диагностику решающим фактором при выборе профиля. В 10м классе в качестве ведущей причины выбора профиля ученики выбирают мнения и советы родителей и учителей. Все остальные показатели самооценочной анкеты при этом остаются мало измененными. Это ставит задачу психологического сопровождения адекватной профессиональной ориентации учащихся саршей школы.

ABSTRACT

The most important task of the modern school is timely and reliable determination of the professional aptitude of students 9 x classes, self-esteem development opportunities the selected profile students 9 x and 10 x classes. On the basis of school No. 507 of St. Petersburg were a local computer network, selected psychological tests, decisive the task orientation, developed and integrated into a local network with self-esteem list. Executed experiment on students and class 9 x the following academic year to students in 10th grade with humanitarian profile. As the leading test, which was included in the local network, has been selected by the computer test "Landmark" production company "Imaton" to determine professional preferences of students and their absorptive capacity of those or other professions. Found that in the sample of pupils higher values of points were obtained when assessing

their capabilities, puples development of almost all professional areas compared to the desirability of their mastering. Students in grades 9 x believe computer diagnostics the decisive factor when selecting a profile. In 10 m class as the leading reasons for choosing profile students choose the views and advice of parents and teachers. All other indicators of self-esteem profiles remain little changed. It aims at psychological accompaniment of adequate professional orientation of students of school.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, школьники, компьютерно-сетевая диагностика.

Keywords: vocational orientation, students, computer-Network Diagnostics.

Одной из важнейших задач школьного образования в России является своевременная и точная профориентация, определяющая выбор школьниками профессиональной сферы деятельности. С адекватным выбором профессии связаны социальная, профессиональная активность человека и его психологическое и физическое здоровье. Установлено, что неудачный выбор профессии, не совпадающей с наклонностями и желаниями человека, приводит к различным видам нервно-психических заболеваний, в том числе неврозам и психосоматическим расстройствам [1,3,8].

Установлено, что несущественные с первого взгляда расхождения требований профессиональной деятельности и способностей человека формируют риск эмоционально -мотивационных девиаций и отклонений, в том числе эмоциональных и профессиональных выгораний, часто встречающихся у представителей педагогических и социальных специальностей [2,4-6].

В связи с этим важнейшей задачей современной школы является своевременное и надежное определение профессиональных склонностей и способностей учащихся для адекватного выбора профильного обучения школьников в 10 классах.

Задачи профориентации:

1. диагностика предпочтений школьников;

2. оценка их возможностей для освоения определенных видов профессиональной деятельности;

3. консультирование по результатам диагностики;

Однако в ситуации оптимизации затрат на школьное образование далеко не все школы имеют в своем коллективе психологов или педагогов-психологов. Практическим решением этого противоречия может стать создание локальных компьютерных сетей, в которой может самостоятельно действовать школьник, выполняя тесты в режиме online. Для этого необходимо создать локальную сеть и внести в нее тесты, сформировать индивидуальный доступ в локальную сеть школьников и возможность сетевого консультирования. Эти задачи были поставлены в ОЭР на базе школы №507 Санкт-Петербурга «Организационно-педагогическая модель индивидуального образовательного маршрута ученика в профильном обучении на основе сетевого взаимодействия» на 2014-2016 г.г. В контексте программы ОЭР была создана локальная сеть, выбраны психологические тесты, решающие задачу профориентации, выполнен эксперимент на учащихся всех 9х классов и учеников 10го класса, которые выбрали социально-гуманитарный профиль в процессе тестирования в 9ом классе.

Материалы и методы исследования

Был выполнен отбор психодиагностических методик в целях разработки минимального по объему и временных затрат учащихся блока методов, пригодного для массовой профориентационной работы с учащимися с использованием информационных компьютерных технологий. Был выбран компьютерный вариант профориентационной методики «Ориентир» производства фирмы «Иматон» (Санкт-Петербург), позволяющей проводить одновременную диагностическую работу на 10-12 компьютерах. Указанная методика имела такие положительные свойства, как: удобную базу данных, построенную в электронных таблицах, а также возможность их экспорта, что позволяет обрабатывать при необходимости результаты тестирования по разным запросам.

Школьники 9х классов (50 человека) и 10го класса (21 учащийся) самостоятельно работали с компьютерным тестом. В режиме on-line они заполняли предложенные 2 блока тестовых анкет, вопросы которых касались профессиональных предпочтений в одном случае, в другом - самооценки своих возможностей для освоения профессий, формирующих пять основных секторов профессиональной деятельности: человек-природа, человек -знаковая система, человек - художественный образ, человек - техника и человек - человек. Помимо этого ответы участников тестирования компьютерная программа дифференцировала на 2 системы профессий, первая - это профессии, связанные с исполнительской деятельностью, тогда как вторая - с творческой деятельностью.

Однако известно, что качество и адекватность ответов на вопросы опросниковых методов зависят от жизненного опыта и интеллекта учащихся, принимающих участие в тестировании [7]. Можно допустить влияния этих личностных факторов на надежность выбора школьниками 9х классов профилей обучения. Для контроля этих влияний была разработана Каменской В.Г. самооценочная анкета рефлексии, которая была установлена. в локальной школьной сети, позволяющая ученикам в удобное для них время ее заполнить. Анкета состояла из вопросов с вариантами ответов, касающихся выбора профиля и проблем работы с компьютерным тестом «Ориентир». Ученики выбирали те ответы, которые, по их мнению, максимально соответствовал их действиям в компьютерном тесте, а также процесса выбора профиля. Анкета рефлексии создана с помощью google-сервисов, а именно google-формы: учащимся предлагается ряд вопросов, ответы автоматически собирались в электронной таблице, сводка ответов в виде диаграмм также производится автоматически. Результаты выполнения теста

«Ориентир» и рефлексивной анкеты обработаны с помощью пакета статистических программ 8Р88-17.

После заполнения анкеты ученики имели возможность в интерактивном режиме получить важную информацию о своих профессиональных склонностях и возможностях освоения тех или иных специальностей. Таким образом, указанная диагностическая методика выполняла три из указанных задач профориентации.

Ответы анкеты для оценки профессиональных предпочтений статистически обрабатывались с помощью подсчета баллов, которые ученики давали каждой

групповой обработки материалов тестирования представляет статистическую оценку средних значений баллов по группам выбираемых профессий у учащихся, принимавших участие в тестировании отдельно для шкалы профессиональных предпочтений (Я хочу) и шкалы возможностей освоения тех же профессий (Я могу).

Основные результаты:

Полученные факты подтверждают описанные ранее на других классах закономерности [9], касающиеся преобладания балльных оценок своих возможностей освоения тех ли иных профессий над желанием их освоения учениками 9х классов, что

позиции компьютерного теста. Вариант представлено на рис.1.

•О

е; е; (б ю 01 5 I

ч

01 а и

Я хочу

Я могу

Чел- чел- чел- чел- чел- исполн творче

чел техн знак образ приро да ские

3 2 2 4 4 6 7

9 4 5 5 4 6 8

Рис. 1. Соотношение средних по группе баллов выбора профессий в размерности желательности (Я хочу) и возможности их освоения (Ямогу) в 9х классах

Ученики 9х классов хотели бы осваивать творческие виды деятельности, например, в виде художественного творчества. Так же популярными является профессии, связанные с природой. Наименее выбираемы виды профессиональной деятельности в сфере техники и информационно-абстрактных знаний (человек-знак). Иная картина наблюдается в распределении возможностей освоения тех же видов профессиональной деятельности. Максимально способными себя считают эти учащиеся в освоении профессий гуманитарного цикла, но при этом не хотят их осваивать. Менее способными ученики считают себя в освоении профессий, связанных с деятельностью в сфере природы, техники. Различия

между показателями баллов освоения гуманитарных и естественно-технических профессий высоко значимы (1=4.345). Это расхождение интересов и оценки своих возможностей по освоению нелюбимых видов профессиональной деятельности в 9х классах ставит задачу объективной диагностики способностей учеников и их консультирования.

Потребности в диагностике способностей отразились в результатах анкетирования, цель которого самооценка рефлексии взаимодействия с компьютерным тестов «Ориентир» (рис.2). Подсчиты-вались положительные ответы на вопросы самооценочной анкеты, которые, как правило, имели вероятность равную 0, 25.

<Q

0

I-

01 IQ I-

0

X n

1

J2

e; 01 Is

S о e; о с

SP

os

0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 00,,210

19ые классы

10 гуманитарный класс

Учеб Шко Поль Легк Поня Расш

ная льны за ость тност ифро

прог й псих выбо ь вка

рамм класс одиа ра вопр инте

а гност проф осов ресо

проф ики иля теста в

иля

66% 62% 42% 60%

56% 88% 16% 28% 72% 88%

Рис.2. Особенности распределения положительных ответов на оценочную анкету в 9х классах и 10м

классе с гуманитарным профилем

Очевидно, что положительные оценки у учащихся 9х классов доминируют в ответах на вопрос о значении компьютерной психодиагностики, легкости выбора желаемого типа класса профессий, а также более половины учеников воспользовались компьютерной консультацией и расшифровкой выбранных видов профессий, несмотря на то, что далеко не всем участникам тестирования положения

теста были сразу понятными. В целом ученики 9х классов позитивно отнеслись к сетевому взаимодействию и компьютерному варианту тестирования.

Несколько иные факты были получены на учениках, которые через год сформировали 10 класс с гуманитарным профилем, что отражено на рис.3.

Рис 3. Соотношение средних по группе баллов выбора профессий в размерности желательности (Я хочу) и возможности их освоения (Ямогу) в 10м классе с гуманитарным профилем

Показано, что профессии гуманитарного профиля (человек-человек) практически преобладают в выборе по сравнению с профессиями есте-ственно-техничекого типа и имеют одинаковую привлекательность в сравнении с художественным профилем. Распределение оценок возможностей освоения этих же профессий не в полной мере совпадают с таковыми у учеников 9х классов. Вместе с тем, только ученики 10 класса с гуманитарным профилем считают, что их возможности овладения

профессиями исполнительского круга меньшие по сравнению с их желательностью. Низко оценивают эти учащиеся свои способности по освоению художественных профессий и естественно-научных. Возможно, эти способности и способности социально-гуманитарного направления противоречат друг другу в процессе выбора своего профиля.

Однако может существовать и иная трактовка этого факта, если выполнить анализ самооценочной

анкеты учеников 10го класса (см. рис.2). Преобладающая часть учеников 10го класса довольна своими соучениками (88%), воспользовалась расшифровкой профессий в тесте «Ориентир» (также 88%). Вместе с тем, эти ученики крайне низко оценивают значение компьютерной диагностики, которая была выполнена в 9ом классе. Только 16% участников лонгитьюдного эксперимента признали положительную роль психодиагностики в 9ом классе. При этом они называют иные причины выбора гуманитарного профиля: 28% назвали в качестве причины выбора этого профиля совет родителей, 16% - рекомендации учителей, самостоятельный выбор сделали 24% учеников. Самая тревожная ситуация складывается у 21% учащихся 10х классов, так как они не знают, почему они выбрали этот профиль. Таким образом, отношение к тесту и причины выбора профиля принципиально различаются сразу после тестирования в 9м классе и после начала обучения в 10м классе. Создается впечатление, требующее дальнейшего изучения, что существенная часть учащихся в 9ом классе выбирают свой профиль не вполне осознанно, опираясь на мнение окружающих их близких людей. Такой вариант профильной ориентации, несомненно, требует психологического консультирования и психодиагностического тестирования способностей многих школьников, которые не в состоянии самостоятельно решить, какой вид профессиональной деятельности им нравится и соответствует их наклонностям и возможностям.

Заключение. Компьтерное тестирование в режиме on-line полезным для выбора профиля признали 66% учеников 9хклассов, в 10м классе эта оценка снизилась до 16%. Таким образом, несмотря на определенные недостатки компьютерного теста «Ориентир», в сетевом режиме учащиеся 9х классов удовлетворительным образом справились с задачей. Следовательно, идея о возможности создания локальных сетей для индивидуальной профо-риентационной работы учащихся в ней вполне оправдана. Удалось установить определенную стратификацию профессиональных интересов учеников в 9х классах, а также относительно адекватную самооценку возможности освоения определенных специальностей. Вместе с тем, эта психодиагностическая работа поднимает ряд вопросов. В целом при признании результатов психодиагностики удовлетворительными в режиме самостоятельной работы учащихся с компьютерным тестом

The scientific heritage No 6 (6),2016 обнаружены определенные проблемы и недостатки. Эти проблемы вносят искажения в интрпре-ацию групповых результатов и индивидуальные трактовки при консультированиии. Проблемы могут являться следствием неполной осведомленности подростков о своих возможностях, а может быть связаны, как со спецификой учебных программ школы, так с личностными особенностями учителей, ведущие основные предметы в 9х классах. Наибольшую тревогу вызывает смещение в самооценочной шкале у учашихся 10го класса с гуманитарным профилем обучения, так как 21% учащихся не знают причны выбора этого профиля. Все эти вопросы ставят задачу полноценной психодиагностики способностей учащихся еще на предпро-фильной ступени и консультирования учеников в процессе выбора профиля в 9ом классе.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Введение в психологию здоровья. - СПб., Питер, 1999. - 123 с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Баженова А.Н. Профессиональная деформация личности психолога // Интеграция образования. - 2003. - № 2. - С. 145-150

3. Бисюк Ю.В. Ненадлежащее оказание экстренной медицинской помощи (критерии экспертной оценки и медико-правовые аспекты проблемы): дисс.док.мед.наук. - М., 2008.- 397 с.

4. Богатырева И.В., Козина Н.В. Особенности психологической устойчивости учителей средней и младшей школы. URL: http ://www. docme.ru/doc/7008/bo gatvreva-kozina-osobennostipsihologicheskoi-ustoichivo (дата обращения: 18.10.15)

5. Бойко В.В. Синдром «профессионального выгорания « в профессиональном общении. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с.

6. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. -СПб, 2005. - 180 с.

7. Каменская В.Г., Томанов Л.В. Драганова О.А. Психодиагностика ребенка. - М.: Форум. -2011. - 364 с.

8. Мещеряков Б.И., Зинченко В.П. Большой психологический словарь М.: Наука. - 2006. - 496 с

9. Каменская В.Г., Березина О.Е., Томанов Л.В. Компьютерно-сетевые срадства профориентации на основе психологического тестирования в профильной школе//Современные наукоемкие технологии. - 2015.-№12 (3). С. 502-506; URL: http ://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35 302 (дата обращения: 18.01.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.