СОВРЕМЕННАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ MODERN PROFESSIONAL ORIENTATION ACTIVITY
УДК/UDC 37.048.45
DOI 10.54509/22203036_2021_4_128
Е. М. Громова, Д. И. Беркутова, Т. А. Горшкова E. Gromova, D. Berkutova, T. Gorshkova
ЦИФРОВЫЕ СЕРВИСЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ: ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ DIGITAL CAREER GUIDANCE SERVICES: OPPORTUNITIES AND RISKS
Введение. В статье авторы акцентируют внимание на особенностях профориентации современного поколения, связанных с цифровизацией общественной жизни человека. Предлагается подборка и анализ возможностей цифровых сервисов профориентации молодежи, а также рисков, связанных с их использованием. Приведены результаты экспериментальной апробации диагностических сервисов профориентации с обучающимися трех университетских классов Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова.
Методология. Исследование проводится на основе методов теоретического анализа и синтеза печатных и электронных источников, классификации, сравнения, обобщения, эмпирических методов исследования. В частности, целью тестирования по Дж. Холланду выступает определение ведущего типа личности респондента, которому присущи определенные профессиональные и личностные характеристики, а также статистическая обработка и интерпретация результатов исследования.
Результаты заключаются в обобщении опыта специалистов в области профориентации, использующих цифровые ресурсы, в целях дальнейшего приме-
нения его в своей работе. Полученные эмпирические данные в целом свидетельствуют о соответствии ведущего профессионального типа личности обучающегося и выбранного профиля класса, однако профессиональные предпочтения обучающихся не однородны.
Заключение. Авторами отмечается, что цифровые сервисы играют важную роль в профориентации современной молодежи, однако необходимо своевременное информирование о существовании различных платформ. Также не последнюю роль играет и мотивация на работу с ними, а также последующая контактная помощь в проектировании индивидуального «профориентационного профиля», поскольку экспериментально была выявлена неоднородность предпочтений при выборе дальнейшего карьерного пути, что может осложнить сам профессиональный выбор.
Introduction. In the article authors focuses on the peculiarities of career guidance of modern generation, which are connected to the digitalization of every aspect of life. The paper represents compilation and analysis of digital services possibilities and risks in career guidance. The results of the experimental approbation of diagnostic career
guidance services of students of three university classes of Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov are presented.
Methodology. The research was conducted based on methods of theoretical analysis and synthesis of printed and electronic sources, classification, comparison, generalization, empirical research methods. In particular, the purpose of testing according to J. Holland is to determine the leading type of personality of the respondent, which has certain professional and personal characteristics, as well as statistical processing and interpretation of the research results.
Results. The results consist in generalizing the experience of career guidance specialists who use digital resources, with the aim of further applying the experience in their work. The empirical data obtained generally indicate the correspondence of the leading professional personality type of the student and the chosen profile of the class, but the professional preferences of students are not homogeneous.
Conclusions. The authors note that digital services play a significant role in career guidance for today's youth, however a promptly informing about the existence of platforms mentioned above is necessary. Also, motivation to work with them, as well as subsequent contact assistance in designing an individual "career guidance profile" is not the least important, since experimentally it was revealed heterogeneity of preferences in choosing a further career path, which can complicate the professional choice itself.
Ключевые слова: профориентация, цифровизация, цифровые сервисы профориентации.
Keywords: career guidance, digitalization, digital services of career guidance.
Введение
Цифровизация выступает глобальным явлением современной действительности, прочно входящим в жизнь каждого человека. Сегодня, пожалуй, ни один вид профессиональной деятельности не обходится без применения компьютерной техники, девайсов, гаджетов, автоматизированных устройств и роботов. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) становятся важным инструментом взаимодействия представителей различных сфер труда, средством их профессионального саморазвития и идентификации [2; 3].
Новому поколению цифровой эпохи, названному поколением Z, предстоит жить и работать в условиях стремительных изменений содержания труда, появления профессий будущего. При этом цифровая среда должна восприниматься как некое подобие библио-
теки, содержащей огромные массивы информации, но вместе с тем цифровое поколение должно осознавать, что компьютер - это лишь средство цифровиза-ции, но не само орудие производства. Внедрение цифровых инструментов в промышленность, науку, бизнес способствует значительному росту экономики за счет повышения производительности труда и оптимизации процессов.
Таким образом, задача современного образования сегодня заключается в подготовке такого молодого специалиста, который способен самостоятельно проектировать и производить качественный цифровой продукт ^дйа1-продукт), понимать особенности его производства, уметь генерировать инновационные идеи и претворять их в жизнь, решать сложные разноплановые задачи с использованием современных цифровых методов. Востребованность таких профессионалов на рынке труда нам наглядно продемонстрировала пандемия, которая значительно ускорила цифровизацию всех профессиональных сфер.
Применение цифровых технологий в традиционной профориентационной работе, методологические основы которой сформулированы, а принципы, конкретные методы и формы на различных возрастных этапах давно и успешно апробированы [7; 10; 15], вполне логично и обосновано. Главными трендами здесь становятся сетевое взаимодействие, применение всевозможных цифровых сервисов, адаптация под запросы нового цифрового поколения [1; 5; 6; 8; 12; 14].
Методология
Для достижения поставленной цели исследования использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретических - и зу-чение печатных и электронных источников литературы, а также нормативно-правовой документации по проблеме исследования, анализ и синтез возможностей и рисков цифровых сервисов профориентации молодежи, их классификация и сравнение, обобщение; эмпирических - тестирование, статистическая обработка и интерпретация полученных результатов исследования.
Результаты
Нами был проведен информационный поиск в русскоязычной сети Интернет и выполнен подробный анализ и сравнение платформ, оказывающих обучающимся и их родителям различные профориентацион-ные услуги. Кратко охарактеризуем указанные цифровые ресурсы, чтобы сложилось целостное представление о них.
Оперативный мониторинг занятости
Рис. 1. Интерфейс сайта «Работа в России»
«Работа в России» (trudvsem.ru). Ресурс, созданный и функционирующий при государственной поддержке, призванный оказать помощь не только при обычном трудоустройстве, но и при осознанном подборе перспективных вакансий с учетом профессионального самоопределения пользователя. На портале в меню содержатся следующие разделы:
1) каталог государственных сайтов, в который включены официальные информационные интернет-ресурсы, посвященные деятельности государственных ведомств и способствующие трудоустройству (Роструд, Госуслуги и пр.);
2) банк вакансий;
3) банк резюме;
4) профориентация (профессиограммы, видеопро-фессиограммы и профориентационное тестирование) (рис. 1).
Также данный цифровой ресурс предоставляет возможность использования мобильного приложения.
Сайты, предлагающие профессиональную диагностику онлайн по стандартизированным мето-
дикам. Данный формат прохождения стимульного материала представляет большое удобство для испытуемых, так как методики можно выполнить в любом удобном месте и любое время. Поскольку подсчет результатов выполняется автоматически, то указанный цифровой ресурс целесообразно использовать и экспериментаторам для облегчения статистической обработки. Функции исследователя в этом случае сводятся к интерпретации полученных данных. Приведем примеры некоторых цифровых ресурсов из данной группы [9; 11; 13].
- «Профессиональные психологические тесты». (vsetesti.ru);
- «Психологические тесты онлайн» (psytests.org), вкладка «Профессия» (рис. 2);
- «Тестометрика» (testometrika.com/business/test-to-determine-career/).
Отдельно можно выделить большое количество цифровых ресурсов, являющихся одновременно конструкторами и банками тестов (onlinetestpad.com, banktestov.ru) [9].
Рис. 2. Интерфейс сайта «Психологические тесты онлайн»
Необходимо подчеркнуть, что в последнее время в отечественных и зарубежных исследованиях господствует диагностико-развивающий подход к организации профориентационной работы, в котором доминирует ориентация на учет развития субъекта профессионального самоопределения. Соответственно, непрерывная пролонгированная диагностика обретает первостепенное значение [4, с. 19; 16].
Целевые профориентационные цифровые ресурсы. Их достаточно большое количество и они отличаются не просто перечнем предлагаемых сервисов, но и подходом к сопровождению профессионального самоопределения. Так, порталmaximumtest.ru/prof, ориентированный на работу со старшеклассниками, предлагает не только подготовку к ЕГЭ и ОГЭ, а также курсы по отдельным предметам школьной программы, но и большой раздел «Профориентация». И здесь размещены не просто профориентационные онлайн-тесты, а специально разработанные курсы, призванные оказать психолого-педагогическую поддержку профессионального самоопределения.
1. Система выбор (7-11-й класс) - программа с личным наставником об осознанном выборе профессии, мотивации и самоопределении;
2. ПРОпоступление (9-11-й класс) - онлайн-курс о поступлении, выборе вуза и направления.
Сайт о профориентации, подготовке к ЕГЭ, выбору профессии proforientatsia.ru создан уральскими специалистами, содержит большое количество научно-популярных статей и методических материалов, которые могут быть полезны родителям и педагогам, которые стремятся оказать психолого-педагогическую помощь школьникам в профессиональном самоопределении. Также на этом ресурсе есть такие разделы, как «Тесты», «Профессии», «Аналитика».
Еще одним цифровым сервисом, претендующим на оказание полноформатного психолого-педагогического сопровождения профессиональной ориентации, является сайт «Профориентатор». (proforientator.ru). Данный ресурс представляет центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии», созданный на базе факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Портал предлагает весь спектр направлений по сопровождению профориентации: тестирование и консультации для детей и подростков, развивающие тренинги, консультации для родителей, профориентационный лагерь, разработку и стандартизацию психологических профориентаци-онных методик и комплексов тестирования, обучающие семинары по профориентационной и карьерной тематике и многое другое (рис. 3). На сайте центра указана его миссия - квалифицированная помощь в профессиональном выборе и становлении.
Портал «Учеба.ру. Профессии» (www.ucheba.ru/prof) выступает крупнейшим каталогом учебных заведений России ВО и СПО. В разделе «Профессии» пользователь может найти профориентационные тесты и описания различных профессий.
Цифровой ресурс «Успешное поколение» (успешное-поколение.рф) является сайтом общественной организации, также он содержит достаточно масштабный проект «Профориентация», в рамках которого реализуется профориентационная работа со старшеклассниками г. Санкт-Петербурга.
Ресурс «Профориентация подростков и студентов» (profconsult.online) предлагает профориентационное консультирование по Скайпу, тестирование на профориентацию, составление дорожной карты и сопровождение (готовые пакеты разнообразных услуг по различной стоимости). Данный ресурс позицио-
Рис. 3. Интерфейс сайта «Профориентатор»
Рис. 4. Интерфейс сайта «Профессиональная среда»
нирует себя как консультант-профориентатор, который на основе новейших достижений профессиональных психологов России поможет составить пошаговый план поступления в образовательное учреждение и входа в выбранную профессию.
Московский сайт «Профессиональная среда» (www.profsreda.com) ориентирован на знакомство школьников с 1-го по 11-й класс с разными сферами труда и профессиями (рис. 4). При этом школьникам предлагается большое количество мастер-классов, экскурсий на предприятия, разнообразных занятий в игровом формате (например, с использованием игры Minecraft) и профессиональных проб. Данный цифровой ресурс тесно взаимодействует с движением WorldSkills, знакомит школьников с рабочими профессиями через серию вебинаров, посвященных компетенциям WorldSkills Russia.
Сайт «Навигатум» (navigatum.ru) позиционируется как образовательный и научно-исследовательский проект (рис. 5), который создает и предлагает игровые инструменты профессионального и личностного
самоопределения, т. е. системную профориентацию для всех возрастных групп (от 3,5 до 65+). При этом на данном ресурсе есть большое количество интересного видеоматериала.
Сайт «Атлас новых профессий» (atlas100.ru) направлен на ознакомление пользователей с профессиями, которые окажутся востребованными у работодателей в ближайшем будущем, с отраслями, у которых есть предпосылки для активного развития в ближайшие 15-20 лет, с новыми технологиями, продуктами, практиками управления в актуальных сферах труда и др.
Портал «Калейдоскоп профессий» (paramult.ru) -это сайт кинокомпании «Парамульт», на котором в формате коротких видео просто и понятно рассказывается о выборе профессии как для дошкольников, так и для старшеклассников, студентов и взрослых, оказавшихся в ситуации профессионального самоопределения.
Сайт «ПрофВыбор.ру» (profvibor.ru) - это целый электронный музей профессий, содержащий профес-сиограммы, профориентационные тесты, тематиче-
КАК И КАКУЮ
ПРОФЕССИЮ
ВЫБРАТЬ?
Фильм-видеоурок, объединяющий ключевые т* выбора профессии. Методические материалы.
ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ
Ч-ОРМУлд 81:6?РА -ПРСХЬЕССт
пек * к/1'
ЛК + G
Рис. 5. Интерфейс сайта «Навигатум»
ские статьи о профессиях для помощи школьникам в формировании интереса к миру профессий.
Цифровой ресурс «Профилум» (profilum.ru) выступает своеобразным сервисом профессиональной навигации, оказывает неоспоримую поддержку в формировании представления о новых профессиях, их востребованности, уровне заработной платы, требуемых для профессиональной деятельности компетенциях, осуществляет подбор подходящих конкретному пользователю видов труда.
Сайт «Проектория» (proektoria.online/forum) является интерактивной цифровой платформой профориентации школьников, включая коммуникационную онлайн-площадку и организацию проектной деятельности.
Портал «Zасобой» (засобой.рф) представляет собой целевую программу по развитию системы ранней профориентации со стороны специалистов в области профессионального самоопределения, а также организацию самой профориентационной работы с обучающимися.
Сайт «Online Test Pad» (onlinetestpad.com/ru) - бесплатный многофункциональный дистанционный сервис тестирования с возможностями конструктора онлайн-тестов по профориентации, опросов, кроссвордов, логических игр, комплексных заданий, уроков.
Большую группу цифровых ресурсов составляют сайты с методическими рекомендациями для специалистов-профориентаторов. Например, ресурс «Уроки профориентации» (moeobrazovanie.ru/gotovije_ uroki_po_proforientatsii.html) содержит уроки по профориентации, которые участвовали во Всероссийском профориентационном конкурсе методических разработок «Экскурс в мир профессий». Из этой же области портал «Смарт-курс» (new.smart-course.ru) с материалами для специалистов, работающих с оптантами.
Отдельно следует упомянуть об авторских цифровых ресурсах, ярким примером которых является сайт «Методический кабинет профориентации Резапкиной» (metodkabi.net.ru), посвященный проблемам профессионального и личностного самоопределения, адресованный школьникам, их родителям и специалистам по профориентации, содержащий богатую коллекцию профориентационных методик и тестов, статей и фрагментов из книг и фильмов психолога-профконсультанта Галины Резапкиной. К подобным цифровым ресурсам можно отнести и сайт «Профгид» Эльмиры Давыдовой (www.profguide.io/proforientation-school). Автор идентифицирует себя как профориентолог и пропагандирует отказ от стандартизированных методов диагностики при оказании помощи при выборе профессии.
Здесь предлагаются индивидуальные консультации (по Скайпу) для детей и их родителей.
Сайт «Профориентация и самоопределение» Натальи Грэйс (proforientation.ru) также представитель перечисленных выше цифровых сервисов, предлагает описание профессий, онлайн-тесты, статьи, индивидуальную работу по авторской методике проф-ориентирования.
Итак, профориентационные услуги, предлагаемые указанными сервисами, достаточно широки: от информационной поддержки (банки профессио-грамм, вакансий, резюме) до диагностики «в любом месте в любое время» с автоматической обработкой результатов, развивающих тренингов, обучающих семинаров, вебинаров по компетенциям WorldSkills Russia, мастер-классов, видеоматериалов, виртуальных экскурсий, а также индивидуальных онлайн-консультаций и тьюторской поддержки при выборе профессии и карьерного развития.
Особо следует выделить группу сайтов с размещенными на них многочисленными вакансиями в разнообразных профессиональных сферах, которыми активно пользуется современная молодежь: hh.ru, rabota.ru, superjob.ru, rabota.yandex.ru.
В рамках проекта «Вектор профессионального становления» при финансовой поддержке внутривузов-ского гранта УлГПУ им. И. Н. Ульянова авторским коллективом выполняется работа по апробации цифровых сервисов профориентации. Одной из задач проекта является проведение диагностических процедур с обучающимися университетских классов в целях активизации их профессионального самоопределения.
Мы активно использовали ресурс «Психологические тесты онлайн» при организации профориентаци-онного тестирования обучающихся трех 11-х университетских классов Ульяновского государственного педагогического университета в 2020/21 уч. г. по методикам Дж. Холланда, Р. Б. Кеттела, Э. Ф. Вандерлика и можем на собственном опыте подтвердить удобство применения данного цифрового ресурса. Указанный электронный профориентационный сервис выбран нами, поскольку обладает простым интерфейсом и навигацией, доступными для восприятия старшеклассников. Достоинством сервиса является также автоматическая обработка результатов в онлайн-режиме с подробной интерпретацией результатов (психологические характеристики личности, способности; ориентация, направленность, предпочтения; профессиональная среда; примеры профессий; типичные увлечения). Существует возможность диагностики с любого мобильного устройства (смартфона, планшета и т. д.).
Современные тенденции развития профессионального образования
Организованным нами эмпирическим исследованием были охвачены 56 обучающихся выше указанных университетских классов. Из них получающих полное общее образование по гуманитарному профилю -21 человек, по естественно-научному - 17 человек, по технологическому - 18. Можно констатировать, что набор профилей подготовки в университетских классах УлГПУ сформирован таким образом, чтобы максимально задействовать возможные сферы будущей профессиональной деятельности, а также учесть личные интересы обучающихся.
Для профессиональной диагностики мы использовали тест американского психолога Джона Холланда (The Holland Code, The Holland Occupational Themes), цель которого - определение ведущего профессионального типа личности респондента, которому присущи специфические профессиональные предпочтения, цели, способы их достижения, ожидания, ценности и установки, личностные характеристики. Методика предлагает 42 пары профессий. В каждой паре обучающемуся необходимо выбрать одну наиболее желательную. В результате онлайн-диагностики респонденту представляется возможность ознакомиться с моделью Холланда (теория RIASEC) и наглядно увидеть конфигурацию своего профессионального типа личности в виде шестиугольника, каждая вершина которого обозначает личностный тип. Так, R - реалистичный, I -исследовательский/интеллектуальный, A - артистичный, S - социальный, E - предприимчивый, C - тради-ционный/конвенциальный. Личностные типы, находящиеся в соседних вершинах, говорят об обоснованности профессионального выбора (рис. 6).
Приведем интерпретацию полученных результатов диагностического исследования по каждому профилю в отдельности и сравнительный анализ по всей
Рис. 6. Модель Дж. Холланда
выборке в целом. Статистическая обработка осуществлялась по и-критерию Манна - Уитни (рис. 7).
В гуманитарном профиле наиболее выраженным профессиональным типом оказался артистический, в описательных характеристиках которого сделан акцент на развитых способностях человека в сфере искусства (литература, живопись, музыка, театр, кино), воображении, фантазии, креативности, гибкости и оригинальности мышления. Соответственно, профессиональный выбор людей этого типа лежит в профессиональных областях, связанных с самовыражением, проявлением таланта - писатель, артист, музыкант, художник и др. Менее выраженными типами в указанном профиле являются социальный (к нему принадлежат люди с коммуникативными и организаторскими способностями, умением руководить, стремлением оказывать воздействие на окружающих, экстроверти-рованные, эмпатийные) и реалистичный (к нему относят людей с рациональным, практичным типом мышления, деятельных, консервативных и ответственных). Поэтому люди социального типа чаще выбирают профессии, основанные на постоянном контакте, общении. Это сфера услуг, образование, медицина и др. В противоположность им люди реалистичного типа
ГУМАНИТАРНЫМ ПРОФИЛЬ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОФИЛЬ
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫМ ПРОФИЛЬ
■ Реалистичный тип
□ Интеллектуальный тип Н Артистичный тип
□ Социальный тип
□ Предприимчивый тип И Конвенциональный тип
Рис. 7. Профессиональные типы обучающихся профильных университетских классов
останавливают выбор на профессиях, связанных со сферой производства, техническими объектами -инженер, водитель, механик и др. Интерпретируя полученные результаты в гуманитарном профиле, оценим профессиональные предпочтения как недостаточно однородные. Вместе с тем артистичный и социальный типы соответствуют профилю класса. Кроме того, два наиболее высоких по баллам профессиональных типа являются смежными, что говорит об обоснованности профессионального выбора.
В технологическом профиле преобладающими типами выступили предприимчивый, артистичный и реалистичный, что также свидетельствует о значительно выраженной неоднородности профессиональных предпочтений старшеклассников данной выборки. Для предприимчивого типа характерны такие личностные качества, как активность, уверенность в себе, независимость, склонность к риску, ориентация на власть и личный статус, поэтому люди указанного типа чаще выбирают профессии из сферы экономики, предпринимательства, политики и др.
В естественно-научном профиле ведущими профессиональными типами личности являются социальный, артистичный и интеллектуальный. Люди последнего типа выбирают профессии, связанные с решением исследовательских задач, умственным трудом, находят применение своей природной любознательности в научной сфере (ученый - биолог, химик, генетик и др.).
В целом, сравнительный анализ продемонстрировал, что значимо выше социальный и интеллектуальный типы личности представлены в естественнонаучном профиле, а предприимчивый тип - в технологическом профиле. В противовес этому значимо наименее выраженным типом личности в технологическом профиле является социальный, а в естественнонаучном - предприимчивый.
Заключение
В заключение отметим, что апробированный нами в ходе экспериментальной работы цифровой сервис «Психологические тесты онлайн» позволяет оперативно осуществлять профориентационную диагностику, является доступным для респондентов и удобным для профконсультантов.
Однако при всех положительных моментах циф-ровизации профориентационной работы использование диагностических сервисов несет и определенные риски, связанные с необходимостью грамотной интерпретации результатов, пройденных обучающимся диагностик. В силу возрастных особенностей, незрелости
личности и других причин выпускник школы не способен объективно оценить свою личность по всей совокупности методик. Молодым людям, несомненно, необходима помощь и коррекция в проектировании индивидуального «профориентационного профиля», что обеспечит им успешное профессиональное самоопределение. Обозначенное предположение было доказано нами в ходе экспериментальной работы, которая выявила неоднородность профессиональных предпочтений обучающихся профильных университетских классов, что может в дальнейшем осложнить их профессиональный выбор.
Другой немаловажной проблемой является своевременное информирование обучающихся о существовании рассмотренных в статье цифровых сервисов, а также мотивация на работу с ними. В этом плане перед образованием стоит важная задача, поскольку от ее решения зависит не только судьба конкретной личности, но и будущее нашей страны.
Литература
1. Бекоева М. И. Основные направления профориентацион-ной деятельности в современной общеобразовательной школе // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5, № 4 (17). С. 159-162.
2. Громова Е. М., Беркутова Д. И., Горшкова Т. А. Проектирование карьерной стратегии: от идеи до реализации. Ульяновск, 2019. 162 с.
3. Громова Е. М., Беркутова Д. И., Горшкова Т. А. Становление профессиональной идентичности современного профессионала. Ульяновск, 2020. 124 с.
4. Гудкова Е. В. Основы профориентации и профессионального консультирования / под ред. Е. Л. Солдатовой. Челябинск, 2004. 125 с.
5. Дочкин С. А., Кузнецова И. Ю. Цифровая трансформация профессиональной ориентации и профессионального самоопределения молодежи // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 3 (39). С. 27-35.
6. Инновационные модели в профессиональной ориентации обучающихся в условиях рынка труда / Е. А. Пахомова, А. Р. Демченко, Н. Э. Касаткина и др. Новосибирск, 2015. 171 с.
7. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М., 2004. 304 с.
8. Панина С. В. Управление профориентационной работой в общеобразовательной организации в условиях ФГОС // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 1 (18). С. 147-151.
9. Профессиональные психологические тесты [Электронный ресурс]. URL: https://vsetesti.ru/; https://onlinetestpad.com/; https://banktestov.ru/.
10. Пряжникова Е. Ю. К вопросу об истории развития профориентации и профессионального самоопределения // Вопросы образования. 2006. № 3. С. 224-230.
11. Психологические тесты онлайн [Электронный ресурс]. URL: https://psytests.org/profession/.
12. Сахарова В. И. Формирование профессионального самоопределения обучающихся в процессе профориентации // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 3 (39). С. 113-119.
13. Тестометрика [Электронный ресурс]. URL: https:// testometrika.com/business/test-to-determine-career/.
14. Фролова С. Л. Инновационное осмысление профориентации обучающихся. М., 2016. С. 36-41.
15. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. М., 2007. 128 с.
16. Яценко О. В. К вопросу о создании новых технологий профориентации современных подростков // Проблемы теории и практики современной психологии: материалы XIX Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Иркутск, 2020. С. 191-195.
References
1. Bekoeva M. I. Osnovnye napravleniya proforientacionnoj dey-atelnosti v sovremennojobshcheobrazovatelnoj shkole [Main areas of activity vocational guidance in a modern comprehensive school]. Baltic Humanitarian Journal, 2016, vol. 5, no. 4 (17), pp. 159-162. (In Russian).
2. Gromova E. M., Berkutova D. I., Gorshkova T. A. Proektirovanie karernoj strategii: ot idei do realizacii [Designing a career strategy: from idea to implementation]. Ulyanovsk, 2019, 162 p. (In Russian).
3. Gromova E. M., Berkutova D. I., Gorshkova T. A. Stanovlenie pro-fessionalnoj identichnosti sovremennogo professionala [The formation of the professional identity of the modern professional]. Ulyanovsk, 2020, 124 p. (In Russian).
4. Gudkova E. V. Osnovy proforientacii i professionalnogo konsul-tirovaniya [Fundamentals of Career Guidance and Vocational Counseling]. Ed. E. L. Soldatova. Chelyabinsk, 2004, 125 p. (In Russian).
5. Dochkin S. A, Kuznetsova I. Yu. Cifrovaya transformaciya profes-sionalnoj orientacii i professionalnogo samoopredeleniya molo-dezhi [Digital transformation of professional orientation and professional self-determination of youth]. Professional Education in Russia and Abroad, 2020, no. 3 (39), pp. 27-35. (In Russian).
6. Pakhomova E. A., Demchenko A. R., Kasatkina N. Eh. et al. Inno-vacionnye modeli v professionalnoj orientacii obuchayushchikh-sya v usloviyakh rynka truda [Innovative models in vocational guidance for students in the labor market]. Novosibirsk, 2015, 171 p. (In Russian).
7. Klimov E. A. Psikhologiya professionalnogo samoopredeleniya [The psychology of professional self-determination]. Moscow, 2004, 304 p. (In Russian).
8. Panina S. V. Upravlenie proforientacionnoj rabotoj v obshcheobra-zovatelnoj organizacii v usloviyakh FGOS [Management of career counseling work in educational organization under federal state general education standards]. Azimuth of Scientific Researches: Pedagogy and Psychology, 2017, vol. 6, no. 1 (18), pp. 147-151. (In Russian).
9. Professionalnye psikhologicheskie testy [Professional psychological tests]. Available at: https://vsetesti.ru; https://onlinetest-pad.com; https://banktestov.ru. (In Russian).
10. Pryazhnikova E. Yu. K voprosu ob istorii razvitiya proforientacii i professionalnogo samoopredeleniya [On the History of Vocational Guidance and Professional Self-Determination]. Educational Studies Moscow, 2006, no. 3, pp. 224-230. (In Russian).
11. Psikhologicheskie testy onlajn [Psychological tests online]. Available at: https://psytests.org/profession/. (In Russian).
12. Sakharova V. I. Formirovanie professionalnogo samoopredele-niya obuchayushchikhsya v processe proforientacii [Formation of professional self-determination of students in the process of career guidance]. Professional Education in Russia and Abroad, 2020, no. 3 (39), pp. 113-119. (In Russian).
13. Testometrika [Testometrics]. Available at: https://testometrika. com/business/test-to-determine-career/. (In Russian).
14. Frolova S. L. Innovacionnoe osmyslenie proforientacii obuchay-ushchikhsya [Innovative thinking about career guidance for students]. Moscow, 2016, pp. 36-41. (In Russian).
15. Chistyakova S. N. Pedagogicheskoe soprovozhdenie samoopre-deleniya shkolnikov [Chistyakova S. N. Pedagogical support of students' self-determination]. Moscow, 2007, 128 p. (In Russian).
16. Yacenko O. V. K voprosu o sozdanii novykh tekhnologij profori-entacii sovremennykh podrostkov [On the creation of new technologies for career guidance for modern adolescents]. Problems of theory and practice of modern psychology. Proceedings of the XIX All-Russian Scientific-Practical Conference with international participation. Irkutsk, 2020, pp. 191-195. (In Russian).
УДК/UDC 37.048.45 Т. В. Королева
DOI 10.54509/22203036_2021_4_136
T. Koroleva
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ОТНОШЕНИЕ И ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ1
PEDAGOGICAL SUPPORT FOR STUDENTS' PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION:
TEACHERS' APPROACH AND READINESS2
Введение. В статье охарактеризованы результаты чающихся, возможности использования полученных
психолого-педагогического исследования отноше- данных для разработки дополнительных профессио-
ния и готовности педагогов к педагогическому сопро- нальных программ подготовки педагогов, педагогов-
вождению профессионального самоопределения обу- психологов.
1 Работа выполнена при поддержке Фонда президентских грантов по проекту № 19-1-017933.
2 The work was carried out with the support og the Presidential Grants Fund under project No. 19-1-017933.