Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ СОЦИОНИЧЕСКИМ ТИПОМ И ТИПАМИ ПРОФЕССИЙ ПО ХОЛЛАНДУ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ СОЦИОНИЧЕСКИМ ТИПОМ И ТИПАМИ ПРОФЕССИЙ ПО ХОЛЛАНДУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
966
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / СОЦИОНИКА / ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коваленко Роман Константинович, Струтинский Сергей Вадимович, Звонарева Наталия Александровна

Цель. Статья посвящена исследованию профориентационных методов, а именно - обоснованию конструктной валидности использования соционической модели для профориентационной деятельности. Метод или методология проведения работы. В работе использовались методика определения соционического типа, дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова, опросник Дж. Холланда в адаптации Г.В. Резапкиной и расчет рангового бисериального коэффициента корреляции. Результаты. Корреляционный анализ выявил наличие положительной связи между соционическим полюсом «логика» с «реалистичным» и «конвенциональным» типами по Холланду, а также отрицательные связи с «социальным» и «артистическим» типами. Соционический полюс «экстраверсия» положительно коррелирует с «предприимчивым» типом и отрицательно с «реалистичным» и «интеллектуальным» типами. Также выявлена корреляция соционического полюса «конструктивизм» с «артистичным» типом. Также в работе рассмотрены корреляции шкал опросника Холланда с типами профессий дифференциально-дидактического опросника Е.А. Климова. Полученные результаты соотносятся с существовавшими ранее гипотезами. Область применения результатов. Полученные результаты помогут специалистам профориентологам, использующим на практике в т.ч. и методы соционики, чтобы повысить качество своей работы. Также результаты исследования показывают перспективность дальнейшего развития исследований конструктной валидности методов соционики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коваленко Роман Константинович, Струтинский Сергей Вадимович, Звонарева Наталия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STUDY OF THE RELATIONSHIPS BETWEEN SOCIONIC TYPES AND HOLLAND’S OCCUPATIONAL PERSONALITY TYPES

Purpose. The article studies the career counseling techniques. In particular, it aims at proving that the use of the socionics model for career counseling is construct-valid. Methodology. We used the method of determining the socionic type, the differential-diagnostic questionnaire by Klimov E.A., the Holland Code Quiz as abridged by Rezapkina G.V. and calculated the point-biserial correlation coefficient. Results. Correlation analysis revealed the presence of a positive relationship between the socionic «logic» with the realistic and conventional types according to Holland, as well as negative links with the social and artistic types. The socionic «extraversion» is positively correlated with the enterprising type and negatively with the realistic and investigative types. Also revealed the positive correlation of the socionic «constructivism» with the artistic type. The paper also studies the correlations between the scales of the Holland Code Quiz and the types of occupation as per the differential-diagnostic questionnaire by Klimov E.A. The findings are in correlation with the pre-existing hypotheses. Practical implications. These findings will benefit career counselors who, inter alia, implement socionics methods in their work, as they will help improve the quality of their services. Moreover, the findings of this study demonstrate the prospects for further study of the socionics methods construct validity.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ СОЦИОНИЧЕСКИМ ТИПОМ И ТИПАМИ ПРОФЕССИЙ ПО ХОЛЛАНДУ»

DOI: 10.12731/2658-4034-2021-12-5-86-107 УДК 159.923.3

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ СОЦИОНИЧЕСКИМ ТИПОМ И ТИПАМИ

профессий по холланду

Р.К. Коваленко, С.А. Струтинский, Н.А. Звонарева

Цель. Статья посвящена исследованию профориентационныхметодов, а именно - обоснованию конструктной валидности использования соционической модели для профориентационной деятельности.

Метод или методология проведения работы. В работе использовались методика определения соционического типа, дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова, опросник Дж. Холланда в адаптации Г.В. Резапкиной и расчет рангового бисериального коэффициента корреляции.

Результаты. Корреляционный анализ выявил наличие положительной связи между соционическим полюсом «логика» с «реалистичным» и «конвенциональным» типами по Холланду, а также отрицательные связи с «социальным» и «артистическим» типами. Соционический полюс «экстраверсия» положительно коррелирует с «предприимчивым» типом и отрицательно с «реалистичным» и «интеллектуальным» типами. Также выявлена корреляция соционического полюса «конструктивизм» с «артистичным» типом. Также в работе рассмотрены корреляции шкал опросника Холланда с типами профессий дифференциально-дидактического опросника Е.А. Климова. Полученные результаты соотносятся с существовавшими ранее гипотезами.

Область применения результатов. Полученные результаты помогут специалистам профориентологам, использующим на практике в т.ч. и методы соционики, чтобы повысить качество своей работы. Также результаты исследования показывают перспективность дальнейшего развития исследований конструктной валид-ности методов соционики.

Ключевые слова: профориентация; соционика; профессии; профессиональное самоопределение

A STUDY OF THE RELATIONSHIPS BETWEEN SOCIONIC TYPES AND HOLLAND'S OCCUPATIONAL PERSONALITY TYPES

R.K. Kovalenko, S.V Strutinsky, N.A. Zvonareva

Purpose. The article studies the career counseling techniques. In particular, it aims at proving that the use of the socionics model for career counseling is construct-valid.

Methodology. We used the method of determining the socionic type, the differential-diagnostic questionnaire by Klimov E.A., the Holland Code Quiz as abridged by Rezapkina G.V. and calculated the point-bise-rial correlation coefficient.

Results. Correlation analysis revealed the presence ofa positive relationship between the socionic «logic» with the realistic and conventional types according to Holland, as well as negative links with the social and artistic types. The socionic «extraversion» is positively correlated with the enterprising type and negatively with the realistic and investigative types. Also revealed the positive correlation of the socionic «constructivism» with the artistic type.

The paper also studies the correlations between the scales of the Holland Code Quiz and the types of occupation as per the differential-diagnostic questionnaire by Klimov E.A. The findings are in correlation with the pre-existing hypotheses.

Practical implications. These findings will benefit career counselors who, inter alia, implement socionics methods in their work, as they will help improve the quality of their services. Moreover, the findings of this study demonstrate the prospects for further study of the socionics methods construct validity.

Keywords: career counseling; socionics; occupations; professional self-identity

Введение

На текущий момент в отечественной психологии и педагогике есть достаточно большой объем наработок в области теории профессионального самоопределения, который состоит из различных методик, тестов и практик. Однако при всем многообразии различных моделей, мало внимания уделяется личностным аспектам профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. Профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения, т.е. вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии [13].

У значительного количества людей присутствует регулярная неудовлетворенность своей работой или деятельностью, и со временем это приводит к чувству отсутствия собственной самореализации в жизни и обществе. Нередко это становится психологической проблемой для человека, и, как следствие, влечет за собой также и возникновение других проблем: семейных, общественных, проблем в воспитании следующего поколения и т.д.

Причина возникновения этой проблемы состоит из ряда факторов, которые в той или иной степени оказывают влияние на большинство людей в начале их карьеры. Например, слабая мотивация к смене профессии в сторону наиболее интересной.

Во многом профессиональное самоопределение начинается с первичного выбора работы. Нередко такой первичный выбор деятельности осуществляется на основе подвернувшейся вакансии или исходя из финансово-прибыльной работы. При этом в кадровом подборе идет упор больше на опыт человека, чем на его формальное образование, личные качества и психологические особенности.

Если человек продолжает строить карьеру, опираясь в выборе деятельности на уже полученный опыт, а не на свой собственный потенциал, свои сильные стороны и таланты, то это не способствует качественной профессиональной самореализации и удовлетворению от работы.

Также имеется и другая проблема - качество образования. Если человек все же решил сменить профессию и оттолкнуться от своих талантов и сильных сторон, то нередко он стремится получить дополнительное образование посредством онлайн-курсов или онлайн-школ. Такое образование зачастую направлено на получение быстрых практических навыков, но не всегда позволяет раскрыть потенциал учащегося и обеспечить ему стремление к развитию и собственной профессиональной самореализации.

Даже классическое образование нередко вынуждает выпускников получать практические знания непосредственно на месте работы, таким образом, не позволяя человеку заранее сделать осмысленный выбор профессии.

Из предыдущей ситуации вытекает распространенная проблема недостаточной квалификации специалистов на местах.

Таким образом, мы видим, что проблема грамотного определения своих способностей и возможностей для их реализации затрагивает множество сфер - от психологии личности до рынка труда и качества оказания услуг на потребительском рынке.

По итогу можно выделить два аспекта, которые необходимы для профессионального самоопределения:

1. Понять свои психологические особенности, изучить сильные и слабые стороны, сделать ставку на свой талант и выбрать сферу для реализации, которая также будет косвенно мотивировать. Продолжать развиваться в этой сфере, даже если этого не требуют условия работы (наличие диплома, требование работодателя и т.п.).

2. При опоре на свои задатки и способности, извлекать максимум знаний и информации на курсах переподготовки, онлайн-кур-сах, компенсируя качество образования с помощью своих сильных сторон и возможности самому разобраться в предмете.

Материалы и методы

В настоящее время не существует общепринятой универсальной методики для профориентации человека, выявления его професси-

ональных способностей, склонностей и определения наиболее подходящей сферы профессиональной самореализации.

Поэтому специалисты применяют различные диагностические методики, в зависимости от конкретной ситуации и запроса человека, который хочет решить для себя определенную задачу в рамках профориентации.

Следует также отметить, что различные методы профориентации основаны на разных теоретических подходах, поэтому и результаты применения методик могут получаться разными. Их следует рассматривать, скорее, как дополняющие друг друга.

Укрупненно, существует несколько подходов к решению задачи профориентации или профессиональной самореализации:

1. Информационно-справочные, просветительские методы;

2. Методы профессиональной психодиагностики;

3. Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов;

4. Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения.

В рамках данной статьи нас интересуют методы профессиональной психодиагностики, как методы, результаты которых могут быть зафиксированы и однозначно интерпретированы.

Согласно теории карьерных типологий Дж. Холланда, одним из рациональных методов профессионального самоопределения является соотнесение типа личности с кругом определенных профессий. Инструментом по выявлению склонностей человека к той или иной профессии служат психологические тестовые задания: посредством тестирования определяется тип личности человека, а затем, исходя из полученных результатов, подбирается наиболее подходящий сектор специальностей для осуществления индивидом профессионального выбора [17].

Я.В. Дидковская основным принципом такого подхода к профессиональному самоопределению называет «подбор (matching) вида деятельности под соответствующие способности индивидов» [5]. Однако стоит отметить, что при таком подходе не учитываются изменения личности в процессе ее развития, обучения, получения опыта (в т.ч. профессионального) и других аспектов социализации.

На сегодня в России наиболее распространены две основные методики:

— дифференциально-дидактический опросник (ДДО) Е.А. Климова, определяющий тип профессии [6];

— опросник Холланда в адаптации Г. В. Резапкиной, который позволяет определить профессиональную направленность [4].

Обе они позволяют на основе личностных особенностей подобрать профессию, в которой человек сможет в полной мере раскрыть свои способности и таланты.

ДДО Климова направлен на подбор наиболее подходящей профессиональной сферы. Эти сферы делятся по типам объектов, с которыми человек взаимодействует в процессе работы:

— Человек - человек (учитель, продавец, врач, юрист).

— Человек - природа (ветеринар, биолог, физик, геолог).

— Человек - техника (инженер, электрик, механик, конструктор).

— Человек - знаковая система (программист, лингвист, корректор, топограф).

— Человек - художественный образ (писатель, актер, музыкант, художник).

Опросник Холланда позволяет определить тип личности, каждому из которых соответствует определенный вид деятельности, к которой данный тип предрасположен. Всего выделяется шесть типов:

— Реалистический: практический труд с применением физической силы и ловкости, дающий быстрый результат (плотник, агроном, кондитер).

— Интеллектуальный: научно-исследовательская деятельность и решение абстрактных задач, для которых нужны творческие способности и нестандартное мышление (астроном, философ, математик).

— Социальный: работа, в основе которой лежит взаимодействие с другими людьми, анализ их действий и обучение (менеджер, журналист, воспитатель).

— Артистический: актёрско-сценическая и художественная деятельность, где важны высокая эмоциональная чувствительность, воображение и восприятие (артист, дизайнер, скульптор).

— Предприимчивый: организаторская работа, где необходимы лидерство и способность к принятию решений в сложной обстановке (предприниматель, продюсер, директор).

— Конвенциональный: канцелярская деятельность и конкретные задачи, связанные с расчетами и ведением документации (клерк, банкир, секретарь).

Адаптация Г.В. Резапкиной состоит в том, что каждая пара в опроснике образована профессиями, относящимися к разным типам по Холланду, но к одному и тому же предмету труда по Климову.

Мы в своей работе используем соционическую модель, которая дифференцирует людей по их когнитивным способностям в разных типах информации [3, 7]. Соционическая модель является алгебраической группой, которая выделяет 16 типов личности на основе 15 ортогональных признаков. Каждый признак является дихотомией, полюса которой описывают относительные способности и сложности в обработке того или иного типа информации. В настоящее время соционика применяется в различных сферах, в т.ч. для профориентации [1], подбора персонала [16] или формирования рабочих команд [2, 12]. На наш взгляд, применение соционики для профориентации позволит консультанту создать более целостный портрет клиента с учетом не только его способностей, но и перспективных трудностей в освоении профессии, что повысит качество профори-ентационной работы.

В этой статье мы рассмотрим взаимосвязь типов профессий Дж. Холланда с соционическими дихотомиями, а также взаимные корреляции типов профессий по Холланду и Климову. Результаты корреляций соционических признаков и ДДО Климова опубликованы в другой статье.

Результаты

Нами было проведено исследование по поиску корреляций между соционическими признаками и типами личностей по Дж.Холланду и типами профессий по Е.А. Климову. Исследование было проведено нами на базе центра соционики НИЦ «Соционического Анализа» в

сотрудничестве с основным отделом «Ассоль» МКУ города Новосибирска «Городской центр психолого-педагогической поддержки молодежи «Родник». Исследуемую выборку составили люди, которые обращались в центр по вопросам профориентации. Объем выборки составил 105 человек.

Всем обратившимся в центр перед диагностикой соционическо-го типа было предложено пройти ряд психологических опросников, включая опросники Холланда в адаптации Резапкиной [4] и ДДО Климова [6].

Диагностику соционического типа проводили два эксперта в формате интервью, которое включает в себя как вопросы о жизни человека, так и ряд контролируемых экспериментов по оценке когнитивных параметров психики клиента. В результате эксперты делают выводы о преобладании у клиента того или иного полюса дихотомии на основе четко обозначенных критериев для каждого полюса, описанных в работе [7]. В процессе диагностики социо-нического типа каждый эксперт заносит свои наблюдения в бланк онлайн-протокола. Онлайн-протокол является перечнем диагностических маркеров по каждой, оцениваемой экспертами, социони-ческой шкале. Программа на основе наблюдений двух экспертов с учетом веса диагностических маркеров автоматизировано рассчитывает наиболее вероятную версию типа. Диагностическое интервью заканчивается, когда получен необходимый объем данных и версии обоих экспертов совпадают как между собой, так и с расчетной версией.

Всего были получены результаты 105 человек, которые практически равномерно распределены по всем 16 типам (рис. 1). Средний возраст испытуемых в выборке - 25,8 лет, минимальный и максимальный возраст - 15 и 43 года соответственно. Пол испытуемых распределен неравномерно: мужчин 28 человек (26,7%) и женщин 77 человек (73,3%), это обусловлено тенденцией, согласно которой женщины больше мужчин обращаются за психологическими услугами [14]. Профессиональная принадлежность участников исследования приведена на рисунке 2.

Рис. 1. Распределение испытуемых по типам

Сфера профессиональной реализации Рис. 2. Распределение испытуемых по профессиям

Обработка результатов производилась путем сравнения значений по каждой шкале профессионального типа по опроснику Холланда с каждой соционической дихотомией. Был проведен расчет точечного бисериального коэффициента корреляции (ТБКК), показывающего величину зависимости между параметрами, измеренными в номинальной и интервальных шкалах. Результаты статистической обработки результатов исследования приведены в таблице 1. Наиболее значимые результаты представлены на рисунках 2-6.

Таблица 1.

Результаты исследования взаимосвязи типа профессий по Холланду и соционических дихотомий

Соционический признак Реалистичный Интеллектуальный Социальный Конвенциональный Предприимчивый Артистичный

Экстраверсия / интроверсия ТБКК -0,229 -0,189 0,132 -0,159 0,246 0,111

Знач-ть 0,017 0,05 0,173 0,098 0,01 0,249

Интуиция / сенсорика ТБКК -0,133 0,08 -0,086 0,075 -0,055 0,08

Знач-ть 0,167 0,406 0,376 0,436 0,568 0,406

Логика / этика ТБКК 0,195 0,079 -0,357 0,410 -0,004 -0,348

Знач-ть 0,042 0,412 0 0 0,966 0

Иррациональность / рациональность ТБКК -0,034 0,12 0,058 -0,048 -0,08 0,014

Знач-ть 0,726 0,213 0,552 0,622 0,408 0,888

Беспечность/ предусмотрительность ТБКК -0,005 0,14 0,019 -0,021 0,015 -0,074

Знач-ть 0,962 0,147 0,848 0,831 0,878 0,446

Уступчивость/ упрямство ТБКК -0,099 0,089 -0,185 0,112 0,002 0,017

Знач-ть 0,304 0,357 0,054 0,246 0,985 0,862

Демократия / аристократия ТБКК -0,106 -0,048 0,077 -0,043 -0,005 0,083

Знач-ть 0,275 0,62 0,428 0,659 0,956 0,393

Тактика / стратегия ТБКК -0,077 0,001 0,121 -0,084 -0,048 0,141

Знач-ть 0,428 0,991 0,211 0,382 0,617 0,145

Конструктивизм / эмотивизм ТБКК 0,043 0,042 -0,164 -0,078 -0,119 0,251

Знач-ть 0,658 0,663 0,088 0,421 0,217 0,008

Статика / динамика ТБКК -0,105 0,146 -0,086 0,085 -0,081 0,038

Знач-ть 0,276 0,131 0,373 0,381 0,405 0,694

Позитивизм / негативизм ТБКК -0,002 0,093 -0,129 -0,111 0,036 0,136

Знач-ть 0,98 0,334 0,183 0,25 0,708 0,158

Рассудительность / решительность ТБКК 0,077 0,095 0,042 -0,064 -0,145 0,002

Знач-ть 0,424 0,325 0,666 0,51 0,134 0,984

Субъективизм / объективизм ТБКК -0,159 0,069 0,04 0,022 0,115 0,016

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Знач-ть 0,099 0,477 0,681 0,822 0,235 0,868

Процесс / результат ТБКК -0,106 0,116 0,007 0,004 0,082 -0,004

Знач-ть 0,274 0,229 0,945 0,968 0,395 0,966

Квестимность / деклатимность ТБКК -0,039 0,087 -0,119 0,056 0,039 -0,048

Знач-ть 0,69 0,369 0,217 0,563 0,688 0,619

Обсуждение результатов

Согласно опроснику, людям, относящимся к типу «интеллектуальный», соответствует полюс «интроверсия» дихотомии «экстраверсия / интроверсия». А людям типа «предприимчивый» - соответствует полюс «экстраверсия».

a)

8.00-1

7,80"

»7,40-

7,20"

7,00"

6)

8,50"

Интроверты

T

Эктраверты

6.50"

I

Интроверты

Эктраверты

Рис. 3. Результаты исследования по шкалам: а) «интеллектуальный тип»; б) «предприимчивый тип»

«Интровертам» более свойственно укреплять свое влияние на знакомой территории, сдержанный стиль общения и углубление своих интересов, которых не так много, что влияет на более размеренный темп жизни, т.к. дела зачастую связаны с одной сферой или отраслью. Восприятие «интроверта» основано на взаимосвязях и отношениях, т.е. «интроверт» воспринимает мир как некую паутину между различными точками [8].

«Экстраверты» более склонны расширять сферу собственных интересов, свое влияние, пополнять свою картину мира новыми объектами и людьми. Следствием этого может являться экспансивный стиль общения, быстрый темп жизни и активность, когда дела сосредоточены достаточно плотно, чтобы успеть охватить все интересы. «Экстраверты» склонны подчеркивать свои качества, которые выделяют их из группы, что приковывает к себе внимание других людей [8].

Таким образом, можно сделать вывод, что научно-исследовательская деятельность и решение абстрактных задач, которые соответствуют типу «интеллектуальный» опросника Холланда, более свойственна «интровертам». А организаторская работа, где необходимы лидерство и способность к принятию решений, соответствующая типу «предприимчивый» - свойственна «Экстравертам».

С типом личности «Социальный» наблюдается корреляция полюса «этика» соционической дихотомии «логика / этика». А с типом «конвенциональный» - корреляция полюса «логика».

а)

б)

8,00-1

06,00-

5,50-

8,00-1

7,50-

Этики

Логики

„6,50-

6,00-

5,50-

Этики

Логики

Рис. 4. Результаты исследования по шкалам: а) «социальный тип»; б) «конвенциональный тип»

«Этики», имеют задатки к качественной обработке конкретных результатов мышления, т.е. информации, привязанной к контексту конкретной ситуации. Эта информация является результатом обработки информации об эмоциональных процессах мышлением человека: настроения людей, их чувства, переживания, ценности, мотивы их поведения. Следовательно, «этики» лучше разбираются

в чувствах и эмоциях людей, склонны учитывать их при принятии решений. Это подкрепляется корреляциями полюса «этика» с коэффициентом эмпатии EQ [10], а также шкалами эмоционального интеллекта по опроснику ЭмИн [9]. При принятии решений «этики» учитывают контекст каждой ситуации, стремятся учесть чувства и потребности людей, следовательно, им проще дается обработка многозначной информации, и её интерпретации, поэтому их подход более нестандартный - творческий [8].

«Логики» имеют задатки к качественной обработке абстрактных результатов мышления, т.е. однозначной информации, оторванной от контекста. Это информация о структурах, схемах, системах, логических зависимостях, методах и их параметрах. Следствием этого является то, что «логики» предпочитают самые эффективные и экономичные методы, решения принимают на основе логического анализа и расчета. Эти выводы подкрепляются корреляциями полюса «логика» с коэффициентом систематизации SQ [10]. Следовательно, «логикам» больше свойственен формализованный подход к принятию решений и выбору методов достижения целей, а в крайних случаях - механистичность поведения [8].

Таким образом, работа, в основе которой лежат взаимодействие с другими людьми, анализ их действий и обучение («социальный» тип), более свойственна «этикам». А канцелярская деятельность и конкретные задачи, связанные с расчетами и ведением документации («конвенциональный» тип) - свойственны «Логикам».

С «Реалистичным» типом опросника соотносятся полюса социо-нических дихотомий «логика» и «интроверсия».Исходя из описаний данных дихотомий выше, можно сделать вывод, что практический труд с применением физической силы и ловкости, дающий быстрый результат (что соответствует типу «реалистичный») наиболее подходит «логикам», которые являются при этом «интровертами».

Это люди, которые имеют задатки к качественной обработке формализованных результатов мышления и, при этом, основываются на взаимосвязях и отношениях, предпочитают сдержанный стиль общения и стремятся к углублению своих интересов.

Рис. 5. Результаты исследования по шкале «реалистичный тип» а) по признаку «логика / этика»; б) по признаку «экстраверсия / интроверсия»

С «артистичным» типом наблюдается корреляция полюсов «этика» и «конструктивизм» соционических дихотомий «логика / этика» и «конструктивизм / эмотивизм» соответственно.

«Конструктивистам» свойственно быстрое, но поверхностное включение в вопросы дел, действий, выгоды и эффективности, правил и систем, параметров и критериев. При этом, медленное, хоть и углубленное включение в темы отношений и симпатий, морали и нравственности, эмоций и настроений [3, 7].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что актёрско-сценическая и художественная деятельность, где важны высокая эмоциональная чувствительность, воображение и восприятие (что соответствует типу «артистичный») наиболее подходит «этикам», которые являются при этом «Конструктивистами».

Это люди, которые имеют задатки к качественной обработке конкретных результатов мышления, т.е. информации, привязанной

к контексту конкретной ситуации и, при этом, им свойственно медленное и углубленное включение в темы, касающиеся создания и поддержания эмоций и отношений.

а) б)

8.50-1

Рис. 6. Результаты исследования по шкале «артистичный тип» а) по признаку «логика / этика»; б) по признаку «конструктивизм / эмотивизм»

Взаимосвязь типов профессий по Климову с моделью Холланда

В связи с тем, что исследование по поиску взаимосвязи социони-ческих типов с типами профессий по двум классификациям проводилось на одной и той же выборке, нам представляется интересным рассмотреть взаимные корреляции между типами профессий по Хол-ланду и Климову. Во время поиска материалов по исследуемому вопросу нами было найдено исследование Т.В. Хуторянской [15], где исследуется связь моделей Климова и Холланда с моделями Кет-тела, Столина и Фанталовой. Выводы о взаимной корреляции двух профориентационных моделей на основе этих результатов сделать достаточно сложно. В.Н. Кононова и А.Г. Шмелев в своей работе

по преемственности отечественных профориентационных методик [11] описывают концепцию теста профессиональных склонностей (шкалы блока интересов) А.Г. Шмелева, как развитие классификаций типов на основе тестов Климова и Холланда. Авторы рассматривают сопоставление моделей по Климову и Холланду (таблица 2) [11].

Таблица 2.

Преемственность и нестрогое соответствие классификации типов профессий по Климову, Холланду и факторных шкал на интересы в тесте «Профориентатор» [11]

Дифференциально-диагностический опросник (группы профессий по предмету труда, Климов, 1970-е гг.) Методика профессиональных предпочтений (типы личности по Холланду, 1970-е гг.) '1ес: профессиональных склонностей (шкалы блока интересов, Шмелев, 1997 г.) Тест « П рофорие нтатор» (шкалы блока интересов, Шмелев, 2009 г.)

Техника Реалистический Техника Техника

Природа Реалистический Природа Природа

Человек Социальный Сервис Общение

Знак Конвенциональный Государстве н ная служба Знак

Художестве н н ы й образ Артистический Искусство Искусство

- Исследовательский Наука Наука

- Предпринимательский Бизнес Бизнес

- Риск Риск

Таким образом, статистическое сопоставления двух профориентационных моделей достаточно актуально. Результаты расчета коэффициентов корреляции между шкалами двух моделей представлены в таблице 2.

Типу «человек - природа» по Климову наиболее соответствуют типы «реалистичный» и «интеллектуальный» по Холланду. Корреляция профессий типа «человек - природа» с двумя типами мышления связана не только с прикладным характером этих профессий, но и с достаточно высокой естественнонаучной составляющей. Отрицательную корре-

ляцию с профессиями типа «человек - природа» дают «Социальный» и «Предприимчивый» типы. Это согласуется с результатами исследований связи с соционикой, т.к. профессии типа «человек - природа» наиболее свойственны «интровертам», а типы «предприимчивый» и «социальный» коррелируют с полюсом «экстраверсия».

Таблица 3.

Результаты исследования взаимосвязи типов профессий по Холланду и Климову

Человек — природа Человек — техника Человек — человек Человек — знаковая система Человек — худ. образ

Реалистичный тип Коэффициент корреляции 0,233 0,317 -0,281 -0,043 -0,197

Знч. (2-сторон) 0,016 0,001 0,003 0,663 0,043

Интеллектуальный тип Коэффициент корреляции 0,254 -0,169 -0,231 0,086 0,028

Знч. (2-сторон) 0,009 0,084 0,017 0,381 0,772

Социальный тип Коэффициент корреляции -0,196 -0,109 0,610 -0,327 0,062

Знч. (2-сторон) 0,044 0,264 0 0,001 0,527

Конвенциональный тип Коэффициент корреляции -0,118 0,344 -0,465 0,683 -0,479

Знч. (2-сторон) 0,229 0 0 0 0

Предприимчивый тип Коэффициент корреляции -0,279 0,139 0,336 0,003 -0,164

Знч. (2-сторон) 0,004 0,156 0 0,976 0,093

Артистический тип Коэффициент корреляции 0,097 -0,500 0,12 -0,483 0,749

Знч. (2-сторон) 0,324 0 0,219 0 0

Типу «человек - техника» соответствуют «реалистичный» и «конвенциональный» типы. Это также коррелирует с гипотезой В.Н. Кононовой и А.Г. Шмелева. Корреляция технических профессий с «конвенциональным» типом мышления объясняется тем, что эти профессии зачастую требуют научной подготовки в рамках проектирования технических узлов, механизмов и т.д. Отрицательная корреляция технических профессий наблюдается с «артистическим» типом, что согласуется с их корреляциями с разными полюсами со-ционического признака «логика - этика».

Тип «человек - человек» соотносится с типами «Социальный» и «Предприимчивый». Отрицательная корреляция наблюдается с типами «Реалистичный», а также «Интеллектуальный» и «Конвенциональный». Профессии типа «человек - человек» коррелируют с полюсами «экстраверсия» и «этика» соответствующих социониче-ских признаков, что соотносится с корреляциями типов мышления с соционическими шкалами.

Тип «человек - знаковая система» соотносится с типом «конвенциональный». По этим шкалам наблюдается полное соответствие гипотезе В.Н. Кононовой и А.Г. Шмелева. Обе профориентацион-ные шкалы показали корреляцию с соционическим полюсом «логика». Отрицательная корреляция профессий типа «человек - знаковая система» проявилась с «социальным» и «артистическим» типами, которые коррелируют с соционическим полюсом «этика».

Типу «человек - художественный образ» соответствует «артистический» тип. Что также находит отклик, как в работе В.Н. Кононовой и А.Г. Шмелева, так и с корреляциями с соционическим полюсом «этика».

Таким образом, можно установить, что статистические результаты подтверждают существующие в психологии гипотезы о связи двух моделей. А наблюдаемая высокая степень корреляции между соционическими признаками и обоими опросниками Климова и Холланда, что говорит о единообразии и корректности при определении профессиональных качеств человека, как с помощью опросников, так и с помощью соционической модели.

Выводы

В качестве выводов можно отметить:

1. Впервые были получены статистически значимые результаты зависимости соционических признаков и шкал опросника Холланда. Полученные результаты показали значительную степень корреляции соционических признаков и типов личности по модели Холланда.

2. Применение соционической модели для профориентации потенциально может дать точную картину о способностях человека,

его сильных и слабых сторонах, потенциале и предрасположенно-стях, что, как следствие, помогает более точно и конкретно определить направления профессиональной самореализации для каждого конкретного человека.

3. Были получены взаимные корреляции между профориента-ционными моделями Климова и Холланда, которые соотносятся с существовавшими ранее гипотезами об их соответствии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Также можно сделать вывод о перспективности развития исследований конструктной валидности соционических методов, что позволит более широко использовать соционическую модель для целостного описания способностей человека.

Список литературы

1. Андреева О.В. Сущность соционического подхода и учет его в про-фориентационной работе в школе // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 5 (24). С. 195.

2. Ариничева О.В., Малишевский А.В. Возможные пути совершенствования методик оценки степени конфликтности пилота // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации. 2019. № 1 (22). С. 15-31.

3. Аугустинавичюте А. Теория признаков Рейнина // Соционика, мен-тология и психология личности. 1998. №5. С. 3-12.

4. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова. Часть 2. Ижевск: Изд. «Удмуртский университет», 2011. 142 с.

5. Дидковская Я. В. Трансформация социального механизма взаимосвязи профессионального самоопределения и профессиональной карьеры в российском обществе: дис. ... д-ра социол. наук. Екатеринбург, 2017. 327 с.

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 304 с.

7. Коваленко Р.К., Звонарёва Н.А. Соционика: полный курс лекций: Учебник. Новосибирск: Научно-исследовательский центр Социо-нического Анализа, Изд. ООО «СибАК», 2020. 230 с.

8. Коваленко Р.К., Звонарёва Н.А. Исследование взаимосвязи между соционическим типом и моделью «большая пятерка» // Психолог. 2021. № 3. С. 62-88. https://doi.Org/10.25136/2409-8701.2021.3.35353

9. Коваленко Р.К., Звонарева Н.А. Исследование взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта и соционического типа // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. №3. https://mir-nauki.com/ PDF/32PSMN320.pdf

10. Коваленко Р.К., Звонарёва Н.А. Исследование взаимосвязи между соционическим типом и коэффициентами эмпатичности и систематизации // Психолог. 2020. № 3. С. 118-130. https://doi.org/10.25136/2409-8701.2020.3.32751

11. Кононова В.Н., Шмелев А.Г. ДДО и «Профориентатор»: Преемственность отечественных профориентационных методик // Вестник Московского государственного университета. Сер.14. Психология. 2010. №2. С.63-74.

12. Крамаренко Р. А. Организация самостоятельной работы студентов с учетом индивидуальных особенностей психики (социони-ческий подход) // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 9. С. 176-179.

13. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М. : Большая рос. энцикл., 2002. 528 с.

14. Проблемы и трудности: к кому россияне обращаются за поддержкой? // ВЦИОМ: сайт [Электронный ресурс]. https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=9474 (дата обращения: 21.07.2021)

15.Хуторянская Т.В. Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников // Интернет-журнал «Мир науки». 2018. №2, https://mir-nauki.com/PDF/41PSMN 218.pdf

16.Яшкова Е.В., Лаврентьева Л.В., Жбаков Е.Б. Применение социотипи-рования как инновационного социально-психологического направления отбора персонала // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-2. С. 293-296.

17. Holland J. L. Making vocational choices: a theory of careers. Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall, 1973. 150 р.

References

1. Andreeva O.V. Naukovedenie, 2014, no. 5 (24), p. 195.

2. Arinicheva O.V., Malishevskiy A.V. Vestnik Sankt-Peterburgskogo go-sudarstvennogo universiteta grazhdanskoy aviatsii, 2019, no. 1 (22), pp. 15-31.

3. Augustinavichyute A. Sotsionika, mentologiya i psikhologiya lichnosti, 1998, no. 5, pp. 3-12.

4. Suntsova Ya.S. Diagnostika professional'nogo samoopredeleniya [Diagnostics of professional self-determination]. Izhevsk: Udmurtskiy uni-versitet, 2011, 142 p.

5. Didkovskaya Ya.V. Transformatsiya sotsial'nogo mekhanizma vzai-mo-svyazi professional'nogo samoopredeleniya i professional'noy kar 'ery v ros-siyskom obshchestve [Transformation of the social mechanism of interconnection of professional self-determination and professional career in Russian society]. Ekaterinburg, 2017, 327 p.

6. Klimov E.A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Moscow: Akademiya, 2010, 304 p.

7. Kovalenko R.K., Zvonareva N.A. Sotsionika: polnyy kurs lektsiy [So-cionics: a complete course of lectures]. Novosibirsk: SibAK, 2020, 230 p.

8. Kovalenko R.K., Zvonareva N.A. Psikholog, 2021, no. 3, pp. 62-88. https://doi.org/10.25136/2409-8701.202L3.35353

9. Kovalenko R.K., Zvonareva N.A. Mir nauki. Pedagogika ipsikhologiya, 2020, no. 3. https://mir-nauki.com/PDF/32PSMN320.pdf

10. Kovalenko R.K., Zvonareva N.A. Psikholog, 2020, no. 3, pp. 118-130. https://doi.org/10.25136/2409-8701.2020.3.32751

11. Kononova V.N., Shmelev A.G. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.14. Psikhologiya, 2010, no. 2, pp.63-74.

12. Kramarenko R.A. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal, 2012, no. 9, pp. 176-179.

13. Bim-Bad B.M. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Pedagogical encyclopedic dictionary]. Moscow: Bol'shaya ros. entsikl., 2002, 528 p.

14. Problems and difficulties: to whom do Russians turn for support? All-Russian Center for the Study of Public Opinion. https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=9474 (accessed 21.07.2021)

15. Khutoryanskaya T.V. Internet-zhurnal «Mir nauki», 2018, no. 2. https:// mir-nauki.com/PDF/41PSMN218.pdf

16. Yashkova E.V., Lavrent'eva L.V., Zhbakov E.B. Problemy sovremenno-gopedagogicheskogo obrazovaniya, 2019, no. 65-2, pp. 293-296.

17. Holland J. L. Making vocational choices: a theory of careers. Engle-wood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall, 1973, 150 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Коваленко Роман Константинович, канд. техн. наук, психолог частной практики, соционик [email protected]

Струтинский Сергей Вадимович, психолог частной практики

[email protected]

Звонарева Наталия Александровна, психолог частной практики, соционик

[email protected]

DATA ABOUT THE AUTHORS Roman K. Kovalenko, Candidate of Science (Engineering), private practice psychologist, socionist [email protected] SPIN-code: 8003-0065

Sergey V. Strutinsky, private practice psychologist

[email protected]

Nataliya A. Zvonareva, private practice psychologist, socionist

[email protected] SPIN-code: 8220-1858

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.