DOI: 10.12731/2658-4034-2021-12-6-136-157 УДК 159.923.3
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
МЕЖДУ СОЦИОНИЧЕСКИМ ТИПОМ ЛИЧНОСТИ ОПТАНТА И ЕГО СКЛОННОСТЬЮ К ТИПУ ПРОФЕССИЙ ПО Е.А. КЛИМОВУ
Струтинский С.В., Коваленко Р.К., Звонарева Н.А.
Цель. Статья посвящена исследованию профориентационных методов, а именно - обоснованию конструктной валидности использования соционической модели для профориентационной деятельности.
Метод или методология проведения работы. В работе использовались методика определения соционического типа, дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова и расчет точечного бисериального коэффициента корреляции.
Результаты. Корреляционный анализ выявил наличие положительной связи между типом профессий «человек - природа» и полюсами «интроверсия» и «конструктивизм». Тип профессий «человек - человек» положительно коррелирует с полюсами «этика» и «сенсорика, а тип «человек - знаковая система» с этими полюсами показывает отрицательную корреляцию. Тип профессий «человек -техника» показывает положительную корреляцию с полюсами «логика» и «аристократия», а тип «человек - художественный образ с полюсами «этика» и «динамика». Полученные результаты частично подтверждают существовавшие ранее в соционике гипотезы о связи соционических типов с типами профессий.
Область применения результатов. Полученные результаты помогут специалистам профориентологам, использующим на практике в т.ч. и методы соционики, чтобы повысить качество своей работы. Также результаты исследования показывают перспективность дальнейшего развития исследований конструктной валид-ности методов соционики.
Ключевые слова: профориентация; соционика; профессии; профессиональное самоопределение
A STUDY OF THE CORRELATION BETWEEN SOCIONIC PERSONALITY TYPES OF OPTANTS AND THEIR DISPOSITION TO CERTAIN TYPES OF OCCUPATION SENSU E.A. KLIMOV
Strutinsky S.K, Kovalenko R.K., Zvonareva N.A.
Purpose. The article studies the career counseling techniques. In particular, it aims at proving that the use of the socionics model for career counseling is construct-valid.
Methodology. We used the method of determining the socionic type, the differential-diagnostic questionnaire by Klimov E. A. and calculated the point-biserial correlation coefficient.
Results. The correlation analysis revealed positive correlation between a "person - nature" occupational type and such Reinin traits as Introversion and Constructivism. Positive correlation is observed between a "person - person" occupational type and Ethics and Sensing as well, although the correlation between these traits and a "human - sign system" occupational type is negative. Positive correlation is revealed between a "person - technology" occupational type and Logic and Aristocratism traits, as well as between a "person - artistic image" occupational type and Ethics and Dynamics. The findings in part confirm previously developed hypotheses on correlation between socionic types and types of occupation.
Practical implications. These findings will benefit career counselors who, inter alia, implement socionics methods in their work, as they will help improve the quality of their services. Moreover, the findings of this study demonstrate the prospects for further study of the socionics methods construct validity.
Keywords: career counseling; socionics; occupations; professional self-identity
Введение
По данным всемирного опроса Гэллапа 63% людей во всем мире недовольны своей работой [21]. Такая статистика отражает высокую степень проблем не только в сфере личностной самореализации людей в профессиональной деятельности, но также и затрагивает целый ряд других общественных проблем.
У значительного количества людей присутствует регулярная неудовлетворенность своей работой или деятельностью, и со временем это приводит к чувству фрустрации профессиональной самореализации. Нередко это становится психологической проблемой для человека, и, как следствие, влечет за собой также и возникновение других проблем: семейных, общественных, проблем в воспитании следующего поколения и т.д.
Причина возникновения этой проблемы состоит из ряда факторов, которые в той или иной степени оказывают влияние на большинство людей в начале их карьеры. Например, слабая мотивация к смене профессии в сторону наиболее интересной.
В настоящее время не существует общепринятой универсальной методики для профориентации человека, выявления его профессиональных способностей, склонностей и определения наиболее подходящей сферы профессиональной самореализации.
Поэтому специалисты применяют различные диагностические методики, в зависимости от конкретной ситуации и запроса человека, который хочет решить для себя определенную задачу в рамках профориентации.
Одними из наиболее популярных профориентационных методик [18] являются дифференциально-дидактический опросник (ДДО) Е.А. Климова [8] и опросник Холланда в адаптации Г.В. Резапкиной, который позволяет определить профессиональную направленность [20]. На практике для профориентации часто используют ненаучные методы, в т.ч. соционику. Соционика активно используется в профо-риентационной работе: в школах [1], в сфере подбора персонала [19] и командообразовании в организациях [2, 15]. На наш взгляд, соционика не является полноценной научной дисциплиной, а является лишь
концепцией в рамках когнитивной психологии, которая моделирует дифференциацию психических особенностей людей на основе параметров получения, обработки и выдачи разных типов информации.
У соционики присутствует ряд плюсов, такие как наглядность, возможность при помощи модели прогнозировать те или иные личностные черты и удобство практического применения. Но несмотря на это у нее присутствует гораздо больше минусов:
Одним из них является широкая распространенность стереотипных и утрированно-упрощенных её форм. Ради большей популяризации и более широкого распространения многие авторы упрощают систему до образных описаний и ролевой модели. Это приводит к тому, что читающие такую литературу воспринимают соционику как ролевую игру, что зачастую только вредит их психике, особенно в подростковом периоде во время процесса самоопределения [13].
Еще одним минусом является отсутствие валидных методов диагностики соционических признаков, и, как следствие, типов. Это обусловлено во многом очень малым количеством экспериментально-статистических данных, которые доказывали бы конструктную валидность используемых в соционике методов [16].
Наш коллектив занимается исследованием валидности социо-нической модели при помощи поиска корреляций с различными психологическими моделями, например, с моделью BIG5 «большая пятерка» [11] и моделью эмоционального интеллекта [10, 12]. Накопление большого объема статистических данных по связи соционики с психологическими моделями позволит в перспективе проверить существующие в соционике гипотезы и создать надежные и валидные методики диагностики соционического типа.
В связи с полученными ранее результатами и тем, что социо-ника активно применяется на практике, нам представляется достаточно актуальным вопрос обоснования конструктной валидности использования соционической модели для профориентации. Поэтому предметом исследования этой статьи является взаимосвязь между соционическим типом личности оптанта и его склонностью к тому или иному типу профессий по Е.А.Климову.
Материалы и методы
До проведения исследований нами была разработана методика диагностики соционического типа с опорой на психологические и психолингвистические методики экспертных оценок особенностей психики. Наиболее полно она описана в работе [9]. Диагностический подход в соционике предполагает выявление комплекса характеристик личности, присущих ей при взаимодействии с информацией из внешнего мира.
Эти характеристики основаны на дихотомиях (деление одного объекта на две взаимоисключающие части), в частности на проявлениях работы того или иного полюса дихотомии в рамках конкретной психической функции человека.
Методика диагностики соционического типа является индивидуально-ориентированной исследовательской стратегией и проходит в формате диагностического интервью, которое включает в себя как вопросы о жизни человека, так и ряд контролируемых экспериментов по оценке когнитивных параметров психики клиента [3, 6, 7, 9]. Ниже приведем выдержки из методики по четырем ключевым признакам, которых при успешной диагностике достаточно для формирования версии типа. Диагностика типа не ограничивается этими четырьмя признаками, но их вклад в итоговую версию типа наиболее высок.
Например, диагностика ведущего типа восприятия (признак «интуиция / сенсорика») и ведущего типа мышления (признак «логика / этика») производится по психолингвистической методике, описанной в работах [7, 9, 10]. По ведущему полюсу человек углубляется в детали темы, поясняет нюансы различий близких понятий, а по не ведущему полюсу активный словарный запас ограничен, человек часто повторяет понятия, приравнивает близкие понятия друг к другу и описывает тему преимущественно в общих чертах.
Важно по каждому признаку сравнивать проявления обоих полюсов у человека с самим человеком, т.к. у каждого человека есть как этические черты, так и логические, а задача диагноста определить преобладающие. В результате эксперты делают выводы о преобладании у клиента того или иного полюса дихотомии на основе четко
обозначенных критериев для каждого полюса, описанных в работе [9]. В процессе диагностики соционического типа каждый эксперт заносит свои наблюдения в бланк онлайн-протокола. Онлайн-про-токол является перечнем диагностических маркеров по каждой, оцениваемой экспертами, соционической шкале. Программа на основе наблюдений двух экспертов с учетом веса диагностических маркеров автоматизировано рассчитывает наиболее вероятную версию типа. Диагностическое интервью заканчивается, когда получен необходимый объем данных и версии обоих экспертов совпадают как между собой, так и с расчетной версией.
В этой статье рассмотрено исследование связи соционических признаков и типами профессий по ДДО Климова. ДДО Климова направлен на подбор наиболее подходящей профессиональной сферы. Эти сферы делятся по типам объектов, с которыми человек взаимодействует в процессе работы [8]:
- Человек - человек (учитель, продавец, врач, юрист).
- Человек - природа (ветеринар, биолог, физик, геолог).
- Человек - техника (инженер, электрик, механик, конструктор).
- Человек - знаковая система (программист, лингвист, корректор, топограф).
- Человек - художественный образ (писатель, актер, музыкант, художник).
Анализ существующих гипотез
Исследования на тему поиска корреляций между соционически-ми методами измерения характеристик личности и методами дифференциально-диагностического опросника Климова проводились и ранее. Однако они не были научно обоснованы или доказаны на практике, поэтому так и остались лишь гипотезами.
Владимиров О.М. в статье «Соционика, психология и выбор профессии», проводит сравнение типов профессий по ДДО Климова с полюсами соционических дихотомий [5].
В результате объединения подходов, автор делает следующий вывод [5]:
- Логико-интуитивным типам свойственны профессии типа «Человек - знак» и «Человек - техника»;
- Этико-интуитивным типам свойственны профессии типа «Человек - человек» и «Человек - знак»;
- Этико-сенсорным типам свойственны профессии типа «Человек - природа» и «Человек - человек»;
- Логико-сенсорным типам свойственны профессии типа «Человек - техника» и «Человек - природа».
При этом пятый класс профессий по Е.А. Климову «Человек -художественный образ», согласно выводам автора, пересекается со всеми остальными классами в равной степени, то есть способен открывать и развивать все стороны своей личности [5].
Однако здесь же имеется оговорка, что такой «двойной» подход к профориентации, основанный на сопоставлении сторон личности и «предмете труда» является условным, но помогает сузить область поиска для конкретного индивида [5].
Банару А.М. и Банару Д.А. в статье «Тенденции предпочтения профессий в соционе» также рассматривают общие тенденции в соотношении разных социотипов к типам профессий на основе классификации Е.А. Климова [4].
Согласно гипотезе авторов, со знаковой системой (человек - знаковая система) наиболее склонны иметь дело интровертные логики. Наихудшим же образом этой сфере деятельности соответствуют экстравертные этики [4].
Самые «художественные» (человек - художественный образ) типы - это этические интроверты. Наименее «художественные» типы - это логики-сенсорики, причем экстраверты в нем несколько уступают интровертам [4].
С людьми (тип человек - человек) лучше всего иметь дело также этическим интровертам. Хуже всего в этой сфере себя должны чувствовать экстравертные логики.
С техникой (человек - техника) наилучшим образом смогут совладать логики-сенсорики. А наихудшим образом - интуиты-этики [4].
Наконец, с живой природой (человек - природа) лучше всего смогли бы взаимодействовать логические экстраверты. Наимень-
шим сродством к живой природе обладают этики-сенсорики, т.к. эта группа лучше всего реализует себя в социуме, а не вдали от него [4].
Таким образом, представленные выше связи были выдвинуты только концептуально, и до сих пор не имели статистически значимых результатов исследований, которые бы их подтвердили или опровергли. Подводя итог, можно сделать вывод, что непосредственно полноценных исследований, целью которых было бы обеспечить корреляцию между психодиагностическими подходами на основе соционики и дифференциально-диагностической методикой Климова, ранее не проводилось, что повышает актуальность данного исследования.
Результаты
Нами было проведено исследование по поиску корреляций между соционическими признаками и склонностью к профессиональным сферам по Климову. Исследование было проведено нами на базе центра соционики НИЦ «Соционического Анализа» в сотрудничестве с основным отделом «Ассоль» МКУ города Новосибирска «Городской центр психолого-педагогической поддержки молодежи «Родник». Исследуемую выборку составили люди, которые обращались в центр по вопросам профориентации. Объем выборки составил 105 человек.
Всем обратившимся в центр перед диагностикой соционическо-го типа было предложено пройти ряд психологических опросников, включая опросник Климова.
Всего были получены результаты 105 человек, которые практически равномерно распределены по всем 16 типам (рис. 1). Средний возраст испытуемых в выборке - 25,8 лет, минимальный и максимальный возраст - 15 и 43 года соответственно. Пол испытуемых распределен неравномерно: мужчин 28 человек (26,7%) и женщин 77 человек (73,3%), это обусловлено тенденцией, согласно которой женщины больше мужчин обращаются за психологическими услугами [17]. Количество испытуемых по каждому соционическому типу приведено на рисунке 1, а по сфере профессиональной при-
надлежности участников - на рисунке 2. Распределение по полу, возрасту и типам позволяет оценить репрезентативность выборки исследования.
Рис. 1. Распределение испытуемых по типам
Сфера профессиональной реализации
Рис. 2. Распределение испытуемых по профессиям
Обработка результатов производилась путем сравнения значений по каждой профессиональной сфере ДДО Климова с каждой соци-онической дихотомией. Был проведен расчет точечного бисериаль-ного коэффициента корреляции (ТБКК), показывающего величину зависимости между параметрами, измеренными в номинальной и
интервальных шкалах. Результаты статистической обработки результатов исследования приведены в таблице 2. Жирным в таблице выделены статистически значимые величины корреляций между признаком и шкалой типа профессии по Климову. Положительное значение ТБКК показывает корреляцию шкалы типа профессии с первым полюсом признака, а отрицательное значение ТБКК показывает обратную корреляцию с первым полюсом признака. Можно сделать вывод, что отрицательное значение ТБКК показывает такую же по модулю, но положительную корреляцию со вторым полюсом признака.
Наиболее значимые результаты представлены на рисунках 3-7. На графиках по вертикали отложена шкала сырых баллов того или иного типа профессий по Климову (от 0 до 8 баллов), а по шкалам горизонтальной плоскости отложены признаки, которые дали наибольшую по модулю корреляцию с этим типом профессий. На этих рисунках можно визуально представить различия по соответствующей шкале между выборками противоположных соционических полюсов.
Таблица 1.
Результаты исследования взаимосвязи типа профессий по Е.А. Климову и соционических дихотомий
Соционический признак Человек -природа Человек -техника Человек - человек Человек -знаковая система Человек - ХУД. образ
Экстраверсия / интроверсия ТБКК -0,204* 0,099 0,101 0,018 0,014
Знач-ть 0,035 0,309 0,297 0,853 0,885
Интуиция / сенсорика ТБКК -0,032 0,025 -0,204* 0,223* -0,001
Знач-ть 0,738 0,794 0,034 0,02 0,988
Логика / этика ТБКК -0,14 0,465* -0,443* 0,549* -0,632*
Знач-ть 0,147 0 0 0 0
Иррационально сть /рациональность ТБКК 0,015 -0,012 -0,059 0,003 0,05
Знач-ть 0,881 0,9 0,547 0,972 0,606
Беспечность/ предусмотрительность ТБКК 0,021 0,081 0,056 -0,113 -0,052
Знач-ть 0,825 0,405 0,564 0,246 0,595
Уступчивость/ упрямство ТБКК 0,092 -0,051 -0,176 0,066 0,038
Знач-ть 0,342 0,6 0,069 0,499 0,695
Окончание табл. 1.
Демократия / аристократия ТБКК 0,06 -0,214* 0,05 0,007 0,077
Знач-ть 0,537 0,026 0,605 0,946 0,428
Тактика/ стратегия ТБКК -0,098 -0,048 0,039 -0,058 0,174
Знач-ть 0,312 0,621 0,689 0,55 0,072
Конструктивизм / эмотивизм ТБКК 0,204* -0,06 -0,134 -0,104 0,119
Знач-ть 0,034 0,537 0,167 0,283 0,219
Статика / динамика ТБКК -0,156 0,155 0,034 0,209* -0,215*
Знач-ть 0,107 0,11 0,728 0,03 0,025
Позитивизм / негативизм ТБКК -0,096 -0,018 -0,025 -0,077 0,114
Знач-ть 0,323 0,856 0,797 0,429 0,24
Рассудительность / решительность ТБКК 0,086 -0,074 0,087 -0,014 -0,092
Знач-ть 0,377 0,446 0,372 0,883 0,341
Субъективизм / объективизм ТБКК -0,101 -0,014 0,072 0,082 -0,022
Знач-ть 0,299 0,883 0,459 0,401 0,821
Процесс / результат ТБКК -0,126 -0,125 0,071 0,07 0,056
Знач-ть 0,193 0,197 0,466 0,472 0,567
Квестимность / деклатимность ТБКК -0,039 0,078 -0,092 0,138 0,015
Знач-ть 0,685 0,422 0,343 0,155 0,876
Обсуждение результатов
По результатам исследований шкала «Человек - природа» положительно коррелирует с полюсами «Интроверсия» (ТБКК = 0,204)
и «Конструктивизм» (0,204).
а) б)
Рис. 3. Средние баллы по шкале «человек - природа» по признакам: а) «экстраверсия / интроверсия»; б) «конструктивизм / эмотивизм»
«Интровертам» более свойственно укреплять свое влияние на знакомой территории, сдержанный стиль общения и углубление своих интересов, которых не так много, что влияет на более размеренный темп жизни, т.к. дела зачастую связаны с одной сферой или отраслью. Восприятие интроверта основано на взаимосвязях и отношениях, т.е. интроверт воспринимает мир как некую паутину между различными точками [11].
«Конструктивистам» свойственно быстрое, но поверхностное включение в вопросы дел, действий, выгоды и эффективности, правил и систем, параметров и критериев. При этом, медленное, хоть и углубленное, включение в темы отношений и симпатий, морали и нравственности, эмоций и настроений [3, 14].
Тип «Человек - природа» объединяет группу профессий, связанных с живой и неживой природой (микробиолог, агрохимик, геолог), с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник), с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар). Деятельность большинства профессий типа «человек - природа» не требует жесткой регламентации и заданных алгоритмов и темпов. Поэтому нет жестких требований к эмоциональной устойчивости психических процессов.
Таким образом, можно сделать вывод, что в данных сферах деятельности являются востребованными качества «конструктивистов», как эмоционально ригидных типов, так и «интровертов», как качественно погружающихся в одну конкретную отрасль.
Этот результат не сходится с гипотезами, описанными ранее в статье.
Со шкалой «Человек - техника» наблюдается корреляция соци-онических дихотомий «логика / этика» и «демократия / аристократия» и именно её полюсов «логика» (0,465) и «аристократия» (0,214).
«Логики» имеют задатки к качественной обработке абстрактных результатов мышления, т.е. однозначной информации, оторванной от контекста. Это информация о структурах, схемах, системах, логических зависимостях, методах и их параметрах. Следствием этого является то, что «логики» предпочитают самые эффективные и экономичные методы, решения принимают на основе логического
анализа и расчета. Эти выводы подкрепляются корреляциями полюса «логика» с коэффициентом систематизации SQ [12]. Следовательно, «логикам» больше свойственен формализованный подход к принятию решений и выбору методов достижения целей, а в крайних случаях механистичность поведения [11]. а) б)
5 тик« логика аристократия демократия
Рис. 4. Средние баллы по шкале «человек - техника» по признакам: а) «логика / этика»; б) «аристократия / демократия»
Признак «Аристократия» описывает обработку логической информации одновременно с сенсорной [3, 14]. Сенсорная информация - это конкретная информация, полученная в результате процесса восприятия: восприятия формы, пространства, движения объектов в пространстве, восприятия на основе ощущений (зрительные, слуховые, тактильные, органические, кожные, обонятельные, вкусовые) [3, 11].
К типу профессий «Человек-техника» относятся виды профессиональной деятельности, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой различных технических устройств (инженер-конструктор, монтажник, каменщик, сварщик, наладчик, столяр), эксплуатацией технических средств (крановщик, водитель, токарь), ремонтом
техники (механик, автослесарь). Профессии этого типа требуют от человека высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков.
Таким образом, в сферах деятельности, требующих технических навыков, востребованы качества «логиков», которые качественно обрабатывают техническую информацию, а также качества «аристократов», которые помогают в комплексе работать с материальными объектами.
Этот результат частично сходится с гипотезами Владимирова и Банару.
Со шкалой «Человек - человек» наблюдается корреляция полюсов соционических дихотомий «этика» (0,443) и «сенсорика» (0,204).
а) б)
Рис. 5. Средние баллы по шкале «человек - человек» по признакам: а) «интуиция / сенсорика»; б) «логика / этика»
«Этики», имеют задатки к качественной обработке конкретных результатов мышления, т.е. информации, привязанной к контексту конкретной ситуации. Эта информация является результатом обработки информации об эмоциональных процессах мышлением человека: настроения людей, их чувства, переживания, ценности, мотивы их поведе-
ния. Следовательно, «этики» лучше разбираются в чувствах и эмоциях людей, склонны учитывать их при принятии решений. Это подкрепляется корреляциями полюса «этика» с коэффициентом эмпатии EQ [12], а также шкалами эмоционального интеллекта по опроснику ЭмИн [10]. При принятии решений «этики» учитывают контекст каждой ситуации, стремятся учесть чувства и потребности людей, следовательно, им проще дается обработка многозначной информации и её интерпретации, поэтому их подход более нестандартный - творческий [11].
Люди с полюсом «сенсорика» лучше разбираются в сенсорной информации, т.е. конкретной информации о материальном мире [3, 11].
К типу профессий «Человек - человек» относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка), обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер), бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант), правовой защитой (юрист, следователь, адвокат, участковый инспектор). Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как эмпатия, коммуникабельность, организационные умения, умение реагировать на конкретную ситуацию и т.п.
Таким образом, в данных сферах деятельности востребованы способности этиков-сенсориков по нестандартному решению конкретных прикладных задач и учете эмоциональных и физических потребностей при принятии решений.
Эти результаты совпадают с существовавшими ранее социони-ческими концепциями в том, что профессии «человек - человек» более свойственны людям этических типов.
Со шкалой «Человек - знаковая система» также наблюдается корреляция соционических дихотомий «логика / этика» (0,549) и «интуиция / сенсорика» (0,223), но более высокие баллы по шкале получали люди логико-интуитивных типов.
Люди с полюсом «интуиция» лучше разбираются в абстрактной информации, полученной в результате процесса восприятия: образах, смыслах, воображаемых объектах, способностях людей, восприятии времени [3, 11].
a)
4,604
g 4,40"
б)
5.50-1
¥ 5.00-
5 4 60-
g 4.00-
o 3,50-
2 50"
сенсорика интуиция " чтит лпгит
. Средние баллы по шкале «человек - знаковая система» по признакам: а) «интуиция / сенсорика»; б) «логика / этика»
Тип «Человек - знаковая система» объединяют профессии, связанные с работой с текстами (корректор, оператор ПК, переводчик, библиотекарь), с цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир), с чертежами, картами, схемами (штурман, чертежник), со звуковыми сигналами (радист, телефонист). Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.
Таким образом, можно сделать вывод о совпадении востребованных качеств у логико-интуитивных типов, как работа с концепциями, теориями, чертежами, схемами, совершенствование формальных методов решения задач.
Эти результаты совпадают с концепцией Банару в том, что профессии «человек - знак» более свойственны людям логических типов.
Со шкалой «Человек - художественный образ» наблюдается корреляция полюсов «этика» (0,632) и «динамика» (0,215) социониче-ских дихотомий «логика / этика» и «статика / динамика».
а)
б)
Рис. 7. Средние баллы по шкале «человек - художественный образ» по признакам: а) «логика / этика»; б) «статика / динамика»
Согласно исследованию связи соционических дихотомий с моделью ВЮ5 «Большая пятерка» у людей этических типов более высокие значения по шкале «экспрессивность», включающую в себя факторы: «любопытство», «любознательность», «артистичность», «сенситивность» и «пластичность». Эти факторы описывают способность к нестандартному творческому мышлению, эстетический вкус и открытость к новому и нестандартному, которые востребованы в профессиях типа «человек - художественный образ».
Люди с полюсом «динамика» склонны фокусировать свое внимание на своих и чужих эмоциях, переживаниях, а также на процессах, протекающих внутри них и во внешней среде. Из-за этого они в моменте отслеживают причины изменения эмоциональных состояний людей и собственные ощущения от этого. Так как фокус внимания «динамиков» направлен на эмоции, им сложно отслеживать границы и структуры, создавать порядок и осознавать свои возможности [3, 11]. Умение чувствовать эмоции, отслеживать их изменение, ловить вдохновение - это те черты «динамиков», кото-
рые дают им преимущество перед «статиками» в профессиях типа «человек - художественный образ».
Эти результаты совпадают с концепцией Банару в том, что профессии «человек - художественный образ» более свойственны людям этических типов.
Выводы
В качестве выводов можно отметить:
1. В соционике очень большое распространение получили гипотетические концепции, построенные на умозрительном сопоставлении различных соционических и психологических категорий. Поэтому одним из перспективных путей развития соционики является их экспериментальная проверка. Существующие ранее концепции связи соционических типов и классификации профессий Климова частично совпадают с полученными результатами.
2. Впервые были получены статистически значимые результаты зависимости соционических признаков и шкал дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова. Тип профессий «человек - природа» показал положительную корреляцию с полюсами «интроверсия» и «конструктивизм», а тип профессий «человек - техника» положительно коррелирует с полюсами «логика» и «аристократия». Тип профессий «человек - человек» положительно коррелирует с полюсами «этика» и «сенсорика», а тип профессий «человек - знаковая система» с этими полюсами коррелирует отрицательно. Тип профессий «человек - художественный образ» положительно коррелирует с полюсами «этика» и «динамика». Полученные корреляции дают возможность сформировать представление о применении соционики в профориентации на основе экспериментальных данных, а не умозрительных гипотез.
Список литературы 1. Андреева О.В. Сущность соционического подхода и учет его в про-
фориентационной работе в школе // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 5 (24). С. 195.
2. Ариничева О.В., Малишевский А.В. Возможные пути совершенствования методик оценки степени конфликтности пилота // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации. 2019. № 1 (22). С. 15-31.
3. Аугустинавичюте А. Теория признаков Рейнина // Соционика, мен-тология и психология личности. 1998. №5. С. 3-12.
4. Банару А.М., Банару Д.А. Соционика, психология и выбор профессии // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. 2020. № 3-4.
5. Владимиров О.М. Соционика, психология и выбор профессии // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. 2012. № 2. https://management.socionic.info/ru/mng_12_2.html
6. Голев Н.Д., Кузнецова А.В. Лингвосоционическое моделирование экс-травертного и интровертного типов языковой личности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2009. № 3 (39). С. 95-99.
7. Замилова А.В. Метод лингвосоционического моделирования языковой личности (на примере моделирования сенсорного и интуитивного типов языковой личности) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 9-1 (27). С. 69-72.
8. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во Московского университета, 1995. 223 с.
9. Коваленко Р.К. Разработка комплексной методики для диагностики типа информационного метаболизма // Соционика, ментология и психология личности. 2018. № 1. С. 21-38.
10. Коваленко Р.К., Звонарева Н.А. Исследование взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта и соционического типа // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №3, https://mir-nauki.com/ PDF/32PSMN320.pdf
11. Коваленко Р.К., Звонарёва Н.А. Исследование взаимосвязи между соционическим типом и моделью «большая пятерка» // Психолог. 2021. № 3. С. 62-88. https://doi.org/10.25136/2409-8701.202L3.35353
12. Коваленко Р.К., Звонарёва Н.А. Исследование взаимосвязи между соционическим типом и коэффициентами эмпатичности и систематизации // Психолог. 2020. № 3. С. 118-130. https://doi.org/10.25136/2409-8701.2020.3.32751
13. Коваленко Р.К., Звонарёва Н.А. Влияние изучения соционики на процесс социальной идентификации личности // Настоящее будущее. Актуальные проблемы и тенденции в сфере психического здоровья. Сборник материалов Всероссийского форума специалистов помогающих профессий с международным участием. Общероссийская общественная организация «Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига». Новосибирск, 2020. С. 195-203.
14. Корнилова М.Н. Экспериментальное исследование признака «демократы / аристократы» // Соционика, ментология и психология личности. 2021. № 1-2. С. 22-25.
15. Крамаренко Р. А. Организация самостоятельной работы студентов с учетом индивидуальных особенностей психики (соционический подход) // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 9. С. 176-179.
16. Лытов Д.А. Соционика: от ролевой игры к теории отношений между психологическими типами // Сибирский психологический журнал. 2003. № 18. С. 32-38.
17. Проблемы и трудности: к кому россияне обращаются за поддержкой? // ВЦИОМ: сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// wciom.ru/index.php?id=236&uid=9474 (дата обращения: 21.07.2021)
18. Пряжникова Е.Ю. К вопросу об истории развития профориентации и профессионального самоопределения // Вопросы образования. 2006. №3. С. 224-230.
19.Яшкова Е.В., Лаврентьева Л.В., Жбаков Е.Б. Применение социотипи-рования как инновационного социально-психологического направления отбора персонала // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-2. С. 293-296.
20. Holland J. L. Making Vocational Choices: A Theory of Careers. Engle-wood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall, 1973. 150 р.
21. State of the Global Workplace // Gallup. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gallup.com/topic/state_of_the_global_work-place_2013.aspx (дата обращения: 21.07.2021)
References
1. Andreeva O.V. Internet-zhurnalNaukovedenie, 2014, № 5 (24), p. 195.
2. Arinicheva O.V., Malishevskiy A.V. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosu-darstvennogo universiteta grazhdanskoy aviatsii, 2019, no. 1 (22), pp. 15-31.
3. Augustinavichyute A. Sotsionika, mentologiya i psikhologiya lichnosti, 1998, no. 5, pp. 3-12.
4. Banaru A.M., Banaru D.A. Sotsionika, mentologiya ipsikhologiya lichnosti, 2020, no. 3-4.
5. Vladimirov O.M. Sotsionika, mentologiya ipsikhologiya lichnosti, 2012, no. 2. https://management.socionic.info/ru/mng_12_2.html
6. Golev N.D., Kuznetsova A.V. VestnikKemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2009, № 3 (39), pp. 95-99.
7. Zamilova A.V. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki, 2013, № 9-1 (27), pp. 69-72.
8. Klimov E.A. Psikhologiya professional 'nogo samoopredeleniya [The image of the world in different types of professions]. Moscow: Akademiya, 2010. 304 p.
9. Kovalenko R.K. Sotsionika, mentologiya ipsikhologiya lichnosti, 2018, no. 1, pp. 21-38.
10. Kovalenko R.K., Zvonareva N.A. Mir nauki. Pedagogika ipsikhologiya, 2020, no. 3. https://mir-nauki.com/PDF/32PSMN320.pdf
11. Kovalenko R.K., Zvonareva N.A. Psikholog, 2021, no. 3, pp. 62-88. https://doi.org/10.25136/2409-8701.202L3.35353
12. Kovalenko R.K., Zvonareva N.A. Psikholog, 2020, no. 3, pp. 118-130. https://doi.org/10.25136/2409-8701.2020.3.32751
13. Kovalenko R.K., Zvonareva N.A. Nastojashhee budushhee. Aktual'nye problemy i tendencii v sferepsihicheskogo zdorov'ja. Sbornik materialov Vserossijskogo foruma specialistov pomogajushhih professij s mezhdun-arodnym uchastiem. Obshherossijskaja obshhestvennaja organizacija «Obshherossijskajaprofessional'najapsihoterapevticheskaja liga» [Real future. Current issues and trends in mental health. Collection of materials of the All-Russian Forum of Specialists in Helping Professions with International Participation. All-Russian Public Organization "All-Russian Professional Psychotherapeutic League"]. 2020, pp. 195-203.
14. Kornilova M.N. Sotsionika, mentologiya ipsikhologiya lichnosti, 2021, № 1-2, pp. 22-25.
15. Kramarenko R.A. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal, 2012, no. 9, pp. 176-179.
16. Lytov D.A. Sibirskijpsihologicheskij zhurnal, 2003, № 18, pp. 32-38.
17. Problems and difficulties: who do Russians turn to for support? https:// wciom.ru/index.php?id=236&uid=9474 (accessed 21.07.2021)
18. Pryazhnikova E.Yu. Voprosy obrazovaniya, 2006, №3, pp. 224-230.
19. Yashkova E.V., Lavrent'eva L.V., Zhbakov E.B. Problemy sovremenno-gopedagogicheskogo obrazovaniya, 2019, no. 65-2, pp. 293-296.
20. Holland J. L. Making Vocational Choices: A Theory of Careers. Engle-wood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall, 1973. 150 р.
21. State of the Global Workplace. Gallup. https://www.gallup.com/topic/ state_of_the_global_workplace_2013.aspx
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Струтинский Сергей Вадимович, психолог частной практики.
weworktogether@gmail.com
Коваленко Роман Константинович, канд. техн. наук, психолог частной практики, соционик kovalenkork@gmail.com
Звонарёва Наталия Александровна, психолог частной практики, соционик
zvonareva@sibsocionic.ru
DATA ABOUT THE AUTHORS Strutinsky Sergey Vadimovich, private practice psychologist
weworktogether@gmail.com
Kovalenko Roman Konstantinovich, Candidate of Sciences in Technology, private practice psychologist, socionist
kovalenkork@gmail.com SPIN-code: 8003-0065
Zvonareva Nataliya Aleksandrovna, private practice psychologist, socionist
zvonareva@sibsocionic.ru SPIN-code: 8220-1858