Научная статья на тему 'Мониторинг качества психологического сопровождения профессионального самоопределения в учебных заведениях города Сургута'

Мониторинг качества психологического сопровождения профессионального самоопределения в учебных заведениях города Сургута Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / VOCATIONAL SELF-DETERMINATION / VOCATIONAL CHOICE / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE VOCATIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богдан Елена Сергеевна, Гузич Майя Эдуардовна

Анализируется состояние практики организации направлений работы с учащимися различных учебных заведений города Сургута, ориентированной на решение проблемы квалифицированного психологического сопровождения профессионального выбора. Представлены результаты исследования качества программ психолого-педагогического сопровождения учащихся, результаты опроса родителей о готовности оказывать помощь в профессиональном выборе детей, результаты опроса учеников профильных классов о влиянии профильного обучения на выбор профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF THE QUALITY OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE CITY OF SURGUT

The article examines the practice of the organization of work with the students of various educational institutions of the city of Surgut, oriented on solution of the problem of qualified psychological support of professional choice. The article presents the results of the research of the quality of the program of psychological and pedagogical support for students, the results of the survey of parents about their willingness to assist in the vocational choices of children, the results of the survey of pupils of specialized classes about the impact of profile teaching on career choice.

Текст научной работы на тему «Мониторинг качества психологического сопровождения профессионального самоопределения в учебных заведениях города Сургута»

УДК 37.047

ББК Ч420.053.6 ГСНТИ 15.31.31 Код ВАК 19.00.07

Богдан Елена Сергеевна,

старший преподаватель, директор центра содействия занятости студентов и трудоустройства выпускников, Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; 628400, Тюменская обл., г. Сургут, ул. Университетская, д. 11, к. 21; e-mail: bogdan-es@mail.ru

Гузич Майя Эдуардовна,

кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии развития, Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; 628400, Тюменская обл., г. Сургут, ул. Мира, д. 26а, к. 82; e-mail: gyzich@mail.ru

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ГОРОДА СУРГУТА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональное самоопределение; профессиональный выбор; психологопедагогическое сопровождение профессионального самоопределения.

АННОТАЦИЯ. Анализируется состояние практики организации направлений работы с учащимися различных учебных заведений города Сургута, ориентированной на решение проблемы квалифицированного психологического сопровождения профессионального выбора. Представлены результаты исследования качества программ психолого-педагогического сопровождения учащихся, результаты опроса родителей о готовности оказывать помощь в профессиональном выборе детей, результаты опроса учеников профильных классов о влиянии профильного обучения на выбор профессии.

Bogdan Elena Sergeevna,

Director of the Center of Assistance for Students and Graduates Employment, Surgut State University, Surgut, Russia.

Guzich Maya Eduardovna,

Candidate of Psychology, Associate Professor, Department of Development Psychology, Surgut State University, Surgut, Russia.

MONITORING OF THE QUALITY OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE CITY OF SURGUT

KEY WORDS: vocational self-determination; vocational choice; psychological and pedagogical support of the vocational self-determination.

ABSTRACT. The article examines the practice of the organization of work with the students of various educational institutions of the city of Surgut, oriented on solution of the problem of qualified psychological support of professional choice. The article presents the results of the research of the quality of the program of psychological and pedagogical support for students, the results of the survey of parents about their willingness to assist in the vocational choices of children, the results of the survey of pupils of specialized classes about the impact of profile teaching on career choice.

В концепции модернизации российского образования подчеркивается значение создания системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда [6]. Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее ХМАО-Югры) разработаны программы профессиональной ориентации [3; 4], в которых отмечается, что консультирование и профилирование учащихся необходимо осуществлять таким образом, чтобы в этом процессе сочетался анализ собственного потенциала подопечного с анализом востребованности трудовых ресурсов на рынке труда в регионе, в котором проживают молодые люди, и с анализом перспектив их дальнейшего профессионального развития. В соответствии с этим возникает необходимость создания такого образовательного и психологического пространства, которое

бы способствовало полноценному профессиональному самоопределению подростков, юношества и работающей молодежи, что в свою очередь связано с проблемой квалифицированного психолого-педагогического сопровождения оптантов.

По нашему мнению, недостатки психо-лого-педагогического сопровождения в вопросах профессионального выбора начинаются с организации профилирования. Во-первых, реализация подхода к профильно-сти старшей (а зачастую и средней!) ступени обучения ставит школьника перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного профессионального самоопределения - на 2-3 года раньше того периода, когда эта деятельность будет находиться в зонах актуального и ближайшего развития подростка. Во-вторых, при организации профилей более детально осваиваются предметно-дисциплинарные области знаний, что не позволяет ориентироваться в

© Богдан Е. С., Гузич М. Э., 2014

106 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

перспективных видах деятельности, отвечающих новому облику профессий, социальному заказу и представлениям школьников об удачном выборе жизненного пути. В-третьих, наблюдается некоторая неосведомленность родителей по данному вопросу, что находит свое выражение в недооценке степени личного участия в будущей профессиональной жизни своего ребенка.

На протяжении многих лет на факультете психологии Сургутского государственного университета ведется работа по изучению проблемы профессионального самоопределения учащихся г. Сургута ХМАО -Югры. Для осуществления анализа и оценки состояния данной темы нами проводилась работа по четырем направлениям:

1) анализ программ по существующим курсам профориентации, которые реализуются в старших классах школ г. Сургута;

2) опрос родительской общественности, выявляющий меру их подготовленности к сопровождению грамотного выбора профессии их детьми;

3) диагностические занятия со старшеклассниками, выявляющие особенности их представлений о профессиональном выборе;

4) выявление корреляции между обучением школьника в профильном классе и его последующим профессиональным выбором.

Чтобы сделать оптимальный выбор в ситуации профессионального самоопределения,

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

необходимо обладать навыками построения воображаемой картины взаимосвязи жизненных событий и экстраполяции этой картины в будущее, считает Е. Ю. Пряжникова [5]. Эта задача очень сложна для старшеклассников, и поэтому специально организованная психолого-педагогическая помощь подростку в его профессиональном самоопределении очень важна. В связи с этим нами был осуществлен мониторинг психологического сопровождения профессионального самоопределения школьников в различных учебных заведениях г. Сургута. С помощью метода контент-анализа нами были исследованы программы по профессиональной подготовке учащихся (далее программы), обучающихся в учебных заведениях разного статуса: общеобразовательные школы, лицеи, учебно-производственный комбинат, школа закрытого (режимного) типа и другие. В качестве критериев оценки использовались параметры, характеризующие меру оформлен-ности у старшеклассников личной профессиональной перспективы. Компоненты личной профессиональной перспективы были выделены на основе анализа научных публикаций ведущих специалистов в области профориентации и профессионального консультирования, таких как Е. Ю. Пряжникова,

Н. С. Пряжников [5, с. 38] (параметры анализа школьных программ по профориентации смотрите в таблице 1).

Таблица 1.

Параметры анализа школьных программ по профориентации

№ Раскрываемые параметры

1 Осознание ценности честного труда.

2 Осознание необходимости профессионального образования после школы.

3 Общая ориентировка в мире профессионального труда.

4 Общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и округе и прогнозирование ее изменения.

5 Выделение главных личностных смыслов в выбираемой деятельности.

6 Выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями.

7 Выделение важных жизненных целей.

8 Выделение ближних и ближайших профессиональных целей.

9 Знание конкретных выбираемых целей.

10 Знание своих достоинств и недостатков, которые могут повлиять на успешность достижения целей.

11 Знание путей преодоления своих недостатков и подготовки к выбору профессии.

12 Знание внешних препятствий на пути к целям (кто и что может помешать).

13 Знание путей преодоления внешних препятствий.

14 Наличие резервных вариантов выбора (на случай неудачи по основному варианту).

15 Начало практической реализации профессиональной перспективы.

Методы работы

a Информационно-справочные, просветительские методы.

Ь Методы профессиональной психодиагностики.

c Методы морально-эмоциональной поддержки.

d Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения.

e Активизирующая методика.

Результаты анализа свидетельствуют о том, что доминирующими методами работы преподавателей являются методы профес-

сиональной психодиагностики и информационно-справочные методы — 66 % программ (методы «а» и «Ь» в таблице 1) [1].

Но лекция, даже проблемная, — явно не тот метод сопровождения подопечного, который может вызвать к жизни активность участников занятий по осмыслению всех аспектов выбора профессии. Данные методы не ориентированы на активизацию рефлексии, в то время как одним из наиболее важных оснований организации деятельности планирования будущего является собственная активность учеников, придание личностной значимости учебному содержанию, а также возможности его практического применения. Методы морально-эмоциональной поддержки частично находят отражение в программах, но они фрагментарны, не последовательны (13 % программ).

В содержании программ в большей степени учитываются такие параметры: общая ориентировка в мире профессионального труда - 60 % программ, представление о своих возможностях и недостатках, оказывающих влияние на достижение поставленных целей - 60 % программ (параметры 3 и 10 в таблице 1). Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что такие параметры, как общая ориентировка в социальноэкономической ситуации в стране, регионе и прогнозирование ее изменения, знание путей преодоления внешних препятствий, наличие резервных вариантов выбора (параметры 4, 13, 14 в таблице 1), не вообще учитываются авторами программ по профессиональному самоопределению. Остальные десять параметров анализа упоминаются в минимальном количестве программ: выделение личностных смыслов в выбираемой деятельности (параметр 5) - 40 % программ, параметры 1, 2, 6, 8, 11 - 20 % программ, параметры 7 и 9 - 10 % программ.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что ни одна из анализируемых программ по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения учащихся не содержит полный перечень параметров, являющихся основой для построения личностно-профессионального плана. Вместе с тем, по мнению Е. Ю. Пряж-никовой [5, с. 37], личная профессиональная перспектива, понимаемая как мысленный образ будущего, является важным психологическим регулятором профессионализации человека, это способ конкретизировать профессиональное самоопределение.

Как уже отмечалось, вторым направлением нашей работы по изучению проблемы профессионального самоопределения учащихся г. Сургута, стал опрос родителей (570 семей), который позволил нам выявить степень их готовности к участию в профессиональной судьбе своего ребенка [1]. Результаты опроса свидетельствуют о том, что родители во многом не могут и не готовы помо-

гать своим детям в профессиональном самоопределении. Проведенный опрос позволил выделить ряд существенных моментов.

1. С одной стороны, для родителей приоритетна возможность самореализации в профессии как относительно себя, так и своего ребенка. С другой стороны, самореализо-ванность взрослых в профессиональной сфере не фиксируется. Часть родителей не удовлетворена своим трудом (21 %), некоторые из них хотели бы сменить профессию, если бы была такая возможность (13 %), часть родителей являются безработными (5 %).

2. Несмотря на то, что 90 % респондентов собираются остаться жить в ХМАО -Югре как минимум ближайшие 5-10 лет, только 11 % родителей смогли подробно объяснить, почему они порекомендовали бы своему ребенку сферу деятельности, значимую для данного региона.

3. Привлекательными отраслями профессиональной деятельности родители видят промышленность (нефтяную, газовую) и здравоохранение.

4. Отвечая на вопросы, связанные с наиболее престижными / непрестижными и экономически обеспеченными профессиями, 30 % респондентов вообще не дали какого-либо ответа. По нашему мнению, такое положение дел еще больше затрудняет выбор оптантов, которые зачастую не уверены в том, в каком направлении планировать свою профессиональную деятельность и не всегда могут получить необходимую помощь от своих родителей в этом вопросе.

5. Обращает на себя внимание тот факт, что только 30 % школьников родители помогли в выборе будущей профессии как равноправные участники (совместно обсуждали будущий выбор, взвешивали все «за» и «против», продумывали запасные варианты и т. п.), но принятие окончательного решения оставили на усмотрение ребенка; у 19 % учащихся участие родителей выражалось в родительском давлении, навязывании своей точки зрения по поводу их профессионального будущего; 51 % родителей приняли участие в будущем выборе своего ребенка на уровне соглашения с его позицией («поступай, как знаешь, это твоя жизнь») или оказались безучастны к профессиональной судьбе своих детей.

Сказанное выше, дает нам основание сделать следующие выводы: во-первых, существует проблема низкой психологопедагогической компетентности родителей учащихся в вопросе профессионального самоопределения их детей; во-вторых, родителями недооценивается степень своего возможного участия в будущей профессиональной жизни ребенка.

Для реализации третьего и четвертого направлений нашей работы нами было проведено исследование, основная цель которого заключалась в выявлении степени влияния обучения школьника в профильном классе на его последующий профессиональный выбор [1]. Исследование включало два этапа. На первом этапе нами были опрошены учащиеся 11-х классов школ г. Сургута (170 респондентов), которые вот уже несколько лет специализируется на углубленном изучении отдельных предметов (профилей). Учащимся гуманитарного, химико-биологического, физико-математи-

ческого, экономического классов было предложено ответить на вопросы, включающие основные факторы профессионального выбора (по Климову) [2], а также на вопрос о влиянии реализуемого профиля обучения на их будущий профессиональный выбор. Исследование показало, что большинство школьников определились со своими профессиональными планами (95 %), 2 % учащихся еще находятся на стадии выбора и у 3 % выбор еще не сделан. Многие ребята приняли свое решение, согласовав его с родителями - 61 % школьников, 78 % учеников не имеет запасного варианта выбора на случай неудачи. Обращает на себя внимание тот факт, что 72 % респондентов учитывают свои интересы и склонности при выборе будущей профессии, но вместе с тем отмечают, что профиль обучения оказался значимым для выбора будущей профессиональной деятельности только для 17 % обучающихся.

На втором этапе нами была предпринята попытка проследить дальнейшую профессиональную судьбу наших подопечных. С этой целью мы провели повторный опрос бывших выпускников, цель которого заключалась в выявлении существующей зависимости между обучением в профильном классе и осуществленным профессиональном выбором на стадии адепта (это стадия, на которой человек уже стал на путь приверженности к профессии и осваивает ее). Результаты свидетельствуют, что у 86 % выпускников профессиональный выбор состоялся, 14 % респондентов по разным причинам так и не смогли определиться со своей будущей профессией («нигде не учусь», «сижу дома», «исполнится восемнадцать лет, пойду куда-нибудь работать»). Обращает на себя внимание тот факт, что 29 % школьников реализовали не тот вариант профессиональной мечты, который планировали в школе, и только 3 % смогли использовать запасной вариант на случай неудачи. Большинство выпускников (74,5 %) не видят взаимосвязи между своими интересами, профильным обучением и сделанным профессиональным выбором.

Таким образом, проделанный анализ позволяет подчеркнуть остроту и нерешенность проблемы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения юношества в его конкретной социальной ситуации. Он позволяет сделать следующие выводы.

1. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения должно содержать максимальное количество параметров ориентационного поля профессионального становления, включающих как средства построения личностно-профессионального плана, так и анализ возможных ошибок профессионального выбора.

2. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения должно в большей степени включать методы, способствующие развитию рефлексии по осмыслению всех аспектов выбора профессии, формированию собственной активности и личностной значимости осваиваемого материала, а также возможности его практического применения.

3. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив профессионального становления необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в содержании проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.

4. В программу психологического сопровождения профессионального самоопределения школьников обязательно должен быть включен вопрос о влиянии старших членов семьи на профессиональную деятельность оптанта, а также вопрос о степени и уровнях реализации этого влияния.

5. Сопровождение профессионального самоопределения оптантов должно включать ряд обучающих процедур не только для школьников, но и для их родителей, поскольку последними недооценивается степень их участия в будущей профессиональной жизни своего ребенка, а также существует проблема низкой компетентности родителей в вопросах профессионального самоопределения их детей.

6. Существует проблема недостаточной компетентности педагогов, психологов, представителей администрации в вопросах квалифицированного сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Как показывает практика, многие из тех, кто так или иначе вынужден заниматься данной деятельностью, не в полной мере ориентированы в научно обоснованных подходах к рассмотрению проблемы профессионального самоопределения и, как следствие, затрудняются в предоставлении грамотной психологической помощи личности на разных этапах профессионального онтогенеза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гузич, М. Э. Психологические аспекты профессионального самоопределения школьников в условиях профильного обучения // Сб. мат-лов Всерос. конф. (Якутск, 26 марта 2009 г.). Якутск : Якутский гос. ун-т, 2009.

2. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2004.

3. Постановление Правительства ХМАО - Югры от 8 июля 2010 г. №1б0-п О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Новая школа Югры на 2010-2013 годы и на период до 2015 года». иЯЬ: http://www.admhmao.ru/ (11.01.2014).

4. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2010 года № 246-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Содействие занятости населения на 2011-2013 годы и на период до 2015 года». ИЯЬ: http://www.admhmao.ru/ (11.01.2014).

5. Пряжникова, Е. Ю., Пряжников, Н. С. Профориентация. М. : Академия, 2005.

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». ИЯЬ: http://mosadvokat.org/ (11.01.2014).

Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. Л. В. Шибаева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.