Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ К МЕЖНАЦИОНАЛЬНОМУ БРАКУ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ К МЕЖНАЦИОНАЛЬНОМУ БРАКУ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Ключевые слова
молодежь / межнациональный брак / полиэтническая среда / психологическая готовность / когнитивный / эмоциональный / поведенческий / youth / inter-ethnic marriage / multi-ethnic environment / psychological readiness / cognitive / emotional / behavioral.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Галяутдинова С. И., Гумерова Р. Б.

В данной статье раскрывается структура психологической готовности к межнациональному браку молодёжи в полиэтнической среде. Предложена структура психологической готовности к браку, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Опираясь на имеющиеся в этой области исследования, авторы конкретизируют содержание каждого компонента психологической готовности к межнациональному браку в условиях полиэтнической среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL READINESS OF YOUTH TO INTER-ETHNIC MARRIAGE IN A MULTIETHNIC ENVIRONMENT

This article reveals the structure of psychological readiness for inter-ethnic marriage youth in a multiethnic environment. The structure of psychological readiness for marriage, including cognitive, emotional, and behavioral components. Based on these studies, the authors konkretisiert the content of each component of psychological readiness for interethnic marriage in a multi-ethnic environment.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ К МЕЖНАЦИОНАЛЬНОМУ БРАКУ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ»

PSYCHOLOGICAL SCIENCE

Галяутдинова С.И.

Россия, Башкирский государственный университет, заведующий кафедрой общей психологии, кандидат психологических наук Гумерова Р.Б.

Россия, Башкирский государственный университет, доцент,

кандидат медицинских наук

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ К МЕЖНАЦИОНАЛЬНОМУ БРАКУ В

ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ

PSYCHOLOGICAL READINESS OF YOUTH TO INTER-ETHNIC MARRIAGE IN A MULTIETHNIC ENVIRONMENT

Galyautdinova S.I., Bashkir state University, head of the Department of General psychology, doctor ofpsychology, PhD

Gumerova R.B., Bashkir state University, associate Professor, candidate of medical science, PhD

АННОТАЦИЯ

В данной статье раскрывается структура психологической готовности к межнациональному браку молодёжи в полиэтнической среде. Предложена структура психологической готовности к браку, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Опираясь на имеющиеся в этой области исследования, авторы конкретизируют содержание каждого компонента психологической готовности к межнациональному браку в условиях полиэтнической среды.

ABSTRACT

This article reveals the structure of psychological readiness for inter-ethnic marriage youth in a multiethnic environment. The structure of psychological readiness for marriage, including cognitive, emotional, and behavioral components. Based on these studies, the authors konkretisiert the content of each component of psychological readiness for interethnic marriage in a multi-ethnic environment.

Ключевые слова: молодежь, межнациональный брак, полиэтническая среда, психологическая готовность, когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

Keywords: youth, inter-ethnic marriage, multi-ethnic environment, psychological readiness, cognitive, emotional, behavioral.

Семья как социальная общность во всех цивилизациях является важнейшим элементом глобального развития. Происходящие в современном мире процессы глобализации, влекут за собой и укрепление межкультурных связей. Наиболее зримо это явление отражается в условиях развития межнациональных браков. Как справедливо отмечает Рамазан Абдулатипов: «...видеть в другом человеке -человека, в другом народе - народ, в другом государстве - государство с атрибутами достоинства, индивидуальности и самобытности, любить и уважать других, - тем самым умножая любовь и уважение к себе - вот основы гуманистической культуры межнациональных отношений» [1].

Дискуссионным среди ученых и политиков остается вопрос о том, какой путь наиболее эффективен и оптимален для достижения согласия и гармонизации общественных отношений - нивелирование этнокультурных различий или сохранение социального и этнического разнообразия при условии принятия всеми этносами единой цели.

Следует отметить имеющее место в многонациональном сообществе вопросы межэтнической напряженности, которые могут привести к межэтническим и межконфессиональным конфликтам. На наш взгляд выделение этой актуальнейшей острейшей проблемы современности указывает на необходимость изучения всех аспектов смешанных

браков, ибо крепкие многонациональные семьи, в определенной степени выступают показателем общественного согласия в конкретном полиэтническом регионе.

Изучая взаимоотношения супругов в этнопсихологическом аспекте, можно проанализировать ключевые проблемы общества в целом и проследить многие социальные тенденции, так как именно в семье проявляются этносоциальные установки, ценностные ориентации, складывается мировоззрение личности, формируется качество личности, в том числе, её этническая идентичность.

В российской науке ведущими исследователями, заложившими основы изучения межэтнических, смешанных браков, были Агранович М.Л., Безрукова О.Н., Антонов А.И. и др. К современным исследования проблемы относятся работы Харчева А.Г., Карпухина О.И., Елизарова А.Н., Карабанова О.А. и др. Изучение межэтнических факторов функционирования смешанных семей представлены в работах Уталиева Ж.Т., Гриценко В.В., Титова Т.А. и др. Нельзя не отметить значение для ученых, работающих в этой области, работу Бром-лея Ю.В. «Этнос и этнография».

Как показывает статистика, в таком многонациональном государстве как Россия, каждый седьмой брак является межэтническим.

На территории Башкортостана проживают представители 160 национальностей и 13 входящих в них этнических групп. По данным Управления записи актов гражданского состояния республики -38% зарегистрированных браков - межнациональные.

Брак - социальный институт, представляющий собой совокупность социальных норм, санкционирующих взаимоотношения мужчины и женщины, а также систему их взаимных обязанностей и прав, существенных для функционирования семьи и жизнедеятельности семейной группы.

В типологии брачности выделяют эндогамный брак, когда заключить брак могли только мужчины и женщины, принадлежащие к одной и той же социальной группе или общине. Смешанные в национальном отношении семьи - средство интеграции общества, такие семьи играют важную роль и в процессе изменения этнического состава населения и носят название экзогамных браков.

В России экзогамные браки у различных этносов всегда имели место. Распространение и учащение экзогамных браков обычно свидетельствует о начавшемся сближении между собой и их консолидации, особенно среди близкородственных этнических общностей. Так, в современном Башкортостане наиболее популярным смешанным браком является брак между башкирами и татарами.

Подготовка молодежи к вступлению в брак, к семейной жизни - неотъемлемая составная часть общей системы воспитания подрастающего поколения. Обусловленность изменений семьи культурно-исторической динамикой общественных отношений не только не исключает, но и предполагает необходимость специальной подготовки молодежи к семейной жизни. Это одна из важных задач общества, общественных институтов воспитания. Особенно актуальна она в условиях полиэтнического поликультурного пространства, так как молодые люди не исключают возможности вступления в смешанный брак. В то же время межнациональный брак требует особой психологической готовности к нему. Как отмечает исследователь А.Р.Хабибуллина, нарушение этнической эндогамии означает выход личности из рамки этноцентристского «мы» и психологическую готовность к восприятию иноэтнического «они» [6].

Предметом внимания в нашей работе представлена психологическая готовность молодежи к смешанному браку.

Явление готовности стало объектом специальных исследований середины XIX - начала XX вв. При этом готовность изучается в разных областях психологической науки и в разных плоскостях теоретических и практических подходов.

Обзор источников по определению понятия «психологическая готовность» позволяет нам обратиться к определению, данному В.Дружининым, на наш взгляд, как наиболее полному и точному: «Психологическая готовность является психическим состоянием, которая характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта деятельности на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной

деятельности» [5]. Это состояние помогает успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, личные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать деятельность при появлении непредвиденных обстоятельств.

Психологическая готовность к браку, семейной жизни в разных её аспектах изучалась Т.В. Андреевой, И.В. Гребенниковым, В.А. Сысенко, А.Н. Сизановым и др. В целом, исходя из предложенных авторами определений психологической готовности к браку, к семейной жизни, и, обобщая их, можно предложить следующее понимание анализируемой категории: «Психологическая готовность к браку - это такое психическое состояние, которое позволяет успешно выполнять семейные роли, обязанности, правильно использовать знания о семье, формировать важные качества личности семьянина, осваивать действия, направленные на сохранение семейного благополучия, психологической безопасности семьи» [4]. Результат имеющихся исследований в данной области позволяют также выделить в структуре психологической готовности три основных компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

В контексте рассматриваемой проблемы, а именно, психологической готовности молодёжи к смешанному браку, существует необходимость выделения содержания каждого компонента.

Когнитивная составляющая психологической готовности к смешанному межэтническому браку включает необходимость знаний о культуре, традициях, обычаях, подходах к воспитанию, особенностей выполнений семейных ролей представителями другого этноса. Именно из-за этих расхождений нередко возникают разногласия, доходящие порой до конфликтов. Эмоциональный компонент, естественно, проявляется в любви и уважении друг к другу. В то же время данный компонент готовности к межнациональному браку предполагает обязательное наличие уважения к «инокультуре», национальным чувствам другого этноса, вероисповеданию, проявления терпимости, толерантности, желания понять этнические особенности, желания изучать язык другого этноса.

Наконец, следует рассмотреть содержание третьего, поведенческого компонента. Поведение, ведущее к сохранению крепкой, психологически благополучной семьи, характеризуется проявлением таких умений и навыков, таких действий, которые позволяют противостоять внешним и внутренним угрозам семейного благополучия. В качестве примера следует назвать умение противостоять осуждению, непониманию данного брака со стороны окружающих.

Предложенная выше структура психологической готовности к смешанному браку позволяет, по нашему мнению, разработать программу подготовки молодежи к семейной жизни в условиях полиэтнической среды. Подобные программы должны основываться на научно обоснованных методах изучения структуры готовности, разработках эффективных рекомендаций и реализовываться в

образовательных учреждениях для старшеклассников, студентов колледжей и вузов.

Несмотря на сложные времена, характеризующиеся политическими, социально-экономическими изменениями и кризисами последних десятилетий в нашей стране, межэтнические взаимодействия, в частности, в Башкортостане, не утратили своей толерантности, что проявляется в увеличении числа смешанных браков.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда (грант № 1518-00142).

Список литературы

1. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». М.: Мысль, 1991.

2. Агранович М.Л. Положение молодёжи в России. Аналитический доклад. - М.: Издательский комплекс «Машмир», 2005.

3. Безрукова О.Н. Социология молодежи/ О.Н.Безрукова.- СПб.: С.-Петерб.гос.ун-т, 2004.

4. Галяутдинова С.И., Ахмадеева Е.В., Гуме-рова Р.Б. Проблемы понимания ценностей и психологической безопасности семьи: монография. -Уфа:РИЦ БашГУ, 2014.

5. Дружинин В.Н. Мотивация деятельности в чрезвычайных ситуациях. М., 1996.

6. Хабибуллина А.Р. Межэтнические отношения в Республике Башкортостан в начале XXI века: традиции межнациональных браков/ Вестник Челябинского гос.ун-та.2009.- № 16 (154). История. Вып.32. С. 160-164.

Каменская В.Г.,

Доктор психологических наук, профессор ГОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»

Березина О.Е.,

Учитель ГБДОУ СОШ №507, 196070, Санкт-Петербург

Томанов Л.В.

Кандидат психологических наук, доцент ГОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»

УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЫБОР ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ УЧАЩИМИСЯ 9х

КЛАССОВ

CONDITIONS DETERMING THE CHOICE OF SOCIAL'S PROFFESSIONS BY PUPILS 9th AND

10th classes

Kamenskaya V.G., The doctor of psychological Sciences, Senior professor, SEI HPE «Bunin Yelets State University»,

Berezina O.E. The teacher of Dace GBDOUschool № 507 St. Petersburg,

Tomanov, L.V., Candidate of psychological Sciences, the senior lecturer, SEI HPE «Bunin Yelets State Uni-versity».

АННОТАЦИЯ

Важнейшей задачей современной школы является своевременное и надежное определение профессиональных склонностей учащихся 9х классов, самооценка возможностей освоения выбранного профиля учащихся 9х и 10х классов. На базе школы .№507 Санкт-Петербурга были создана локальная компьютерная сеть, выбраны психологические тесты, решающие задачу профориентации, разработана и включена в локальную сеть самооценочная анкета. Выполнен эксперимент на учащихся 9х классов и в следующим учебным году на учащихся 10го класса с гуманитарным профилем.. В качестве ведущего теста, который был включен в локальную сеть, был выбран компьютерный тест «Ориентир» производства фирмы «Иматон», позволяющий определить профессиональные предпочтения учащихся и их возможности освоения тех или иных профессий. Установлено, что в данной выборке учащихся более высокие значения баллов были получены при оценке учашимися своих возможностей освоения практически всех профессиональных областей по сравнению с желательностью их освоения. Учащиеся 9х классов считают компьютерную диагностику решающим фактором при выборе профиля. В 10м классе в качестве ведущей причины выбора профиля ученики выбирают мнения и советы родителей и учителей. Все остальные показатели самооценочной анкеты при этом остаются мало измененными. Это ставит задачу психологического сопровождения адекватной профессиональной ориентации учащихся саршей школы.

ABSTRACT

The most important task of the modern school is timely and reliable determination of the professional aptitude of students 9 x classes, self-esteem development opportunities the selected profile students 9 x and 10 x classes. On the basis of school No. 507 of St. Petersburg were a local computer network, selected psychological tests, decisive the task orientation, developed and integrated into a local network with self-esteem list. Executed experiment on students and class 9 x the following academic year to students in 10th grade with humanitarian profile. As the leading test, which was included in the local network, has been selected by the computer test "Landmark" production company "Imaton" to determine professional preferences of students and their absorptive capacity of those or other professions. Found that in the sample of pupils higher values of points were obtained when assessing

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.