УДК 316.356
Межэтнические браки в оценках молодежи Татарстана: тренды и региональная специфика*
Нагматуллина Л.К.
Кандидат социологических наук,
доцент кафедры социологии, политологии и менеджмента Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н.Туполева - КАИ
Максимова О.А.
Кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и этнической социологии Казанского (Приволжского) федерального университета, доцент кафедры социологии, политологии и менеджмента Казанского национального исследовательского технического
университета им. А.Н.Туполева - КАИ
Представлены результаты исследования, проведенного в Республике Татарстан в октябре-ноябре 2020 г. среди молодежи по вопросам межэтнических отношений. Авторы анализируют готовность молодежи к созданию этнически смешанных брачных союзов, степень значимости и важности этнического фактора при создании семьи, наличие в межнациональных семьях проблемной составляющей. По итогам исследования сформулирован вывод, что пространство гармоничного межэтнического взаимодействия с присутствием в нем взаимного уважения, доверия, согласия, позитивных примеров межнациональных браков формирует прочную основу для толерантного отношения молодежи Татарстана к межэтническим бракам, что важно для поддержания мира и стабильного развития в условиях многонациональной республики.
Ключевые слова: молодежь, межэтнические отношения, семья, межэтнический брак, толерантность.
В настоящее время на фоне мировой эпидемиологической ситуации, роста количества принципиально новых вызовов и угроз глобального характера, активно атакующих страны и изменяющих их привычный экономический уклад и жизненное течение, сформировалось ощущение начала качественно нового этапа развития мирового сообщества.
В этих условиях кардинальное переосмысление происходящего во всех сферах современного отечественного социума, создание оптимально продуманной, долгосрочной стратегии дальнейшего развития и поиск возможных путей противостояния различным вызовам невозможны без участия молодежи. В комплексе исследовательских вопросов изучение
главных жизненных приоритетов и ценностей молодежи в контексте межэтнических отношений на региональном уровне приобретает особую актуальность. Необходимо средствами социологической науки получить достоверную информацию, которая поможет в поиске путей дальнейшего взаимопонимания и доверия между народами многонациональной страны.
* Статья подготовлена в рамках проекта «Молодежь в межэтнических коммуникациях: интолерантность, толерантность, диалог» (рук. проф. Р.Б. Шайхисламов), реализуемого в рамках программы фундаментальных и прикладных научных исследований по теме «Этнокультурное многообразие российского общества и укрепление общероссийской идентичности» 20202022 гг.
В центре внимания исследования, проведенного в форме онлайн-опроса татарстанской молодежи в возрасте от 14 до 35 лет в октябре-ноябре 2020 г., находилось состояние межэтнических отношений в Республике Татарстан (выборочная совокупность составила 2828 чел.). Важным представлялось узнать, в орбите влияния каких норм и ценностных установок находится современная молодежь - представители различных этносов, а также оценки, мнения и точки зрения ее представителей по изучаемым вопросам.
В процессе обобщения материала, полученного в ходе исследования, особое внимание авторов было направлено на аспекты изучаемой проблемы, которые входят в круг их научных интересов и часто становятся предметом анализа в научных публикациях. Поэтому и в этом случае центром внимания и анализа стали вопросы анкеты, направленные на выявление мнений респондентов о межэтнических браках, их готовности к созданию этнически смешанного брачного союза, степени значимости и важности для молодых поколений татарстанцев этнического фактора при создании семьи, наличие конфликтной и проблемной составляющих в таких браках.
В структуре абсолютных жизненных доминант современной молодежи семья по-прежнему является неизменной ценностью, хотя ее структурно-организационная и ценностно-нормативная составляющие порой претерпевают значительные изменения под влиянием реалий сегодняшнего дня. Сколь бы ни был значим материальный достаток, к которому стремится современная молодежь, указывая его в качестве жизненной цели, мнение относительно семейных ценностей всегда занимает одну из верхних строчек в списке значимых приоритетов. Так, по данным исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в июле 2020 г., участие в котором приняли 1,6 тыс. россиян в возрасте от 18 до 30 лет, второе место в списке жизненных приоритетов российской молодежи занимают семейные отношения, молодежь ценит хороший эмоциональный климат в семье [1]. Если проследить динамику изменений мнений респондентов относительно межэтнических браков, то наши сограждане, по данным того же ВЦИОМ, за период с 2010 г. стали более одобрительно относиться к союзу людей разных национальностей (21 %, по сравнению с 10 % в 2010 г.), стали более лояльны к таким союзам (19 %, по сравнению с 4 % в 2010 г.) [2].
В полиэтническом пространстве Республики Татарстан за 2019 г. зарегистрировано 4636 межнациональных браков, что составило 19,2 % от общего количества зарегистрированных браков. Каждый пятый брак в республике - межнациональный [3]. В силу того, что при заключении браков национальность супругов не фиксируется, и в данных офици-228
альной статистики не учитываются незарегистрированные браки, которые достаточно распространены среди молодежи, то, опираясь на данные различных исследований, ученые-социологи отмечают, что в Татарстане около 20-30 процентов заключенных браков - межэтнические [4].
Область межэтнических отношений республики характеризуют исторически сложившиеся благоприятные условия, основанные на принятии толерантности как одного из условий совместного, гармоничного взаимодействия народов на территории проживания, понимании общечеловеческих ценностей. Такая среда способствует формированию у молодежи позитивных взглядов, мнений, установок в отношении представителей различных этносов. Подтверждением этому являются ответы респондентов на вопрос, в котором предлагалось выразить степень согласия или несогласия с предлагаемыми высказываниями. Из числа опрошенных 85,1 % не раздражаются при близком общении с людьми других национальностей; 77,3 % считают, что взаимодействие с людьми других национальностей не бывает источником неприятностей. Наличие таких ответов демонстрирует отсутствие у представителей молодого поколения чувства неприятия людей других этичностей и позволяет выдвинуть предположение о теоретической допустимости в перспективе межэтнических браков в этой категории респондентов, которые при создании собственной семьи скорее будут руководствоваться чувствами, нежели рассматривать этническую принадлежность избранника в качестве определяющего критерия.
Дополнить общее представление о сформированных у молодежи республики установках толерантности к представителям различных этносов позволил анализ ответов на вопрос: «Для меня лично возможно и желательно принять представителя... в качестве близких родственников - мужа, жены, снохи, зятя». Ответ предполагал выбор варианта, наиболее приемлемого для респондентов и в наибольшей степени ими разделяемого. Наибольшее количество опрошенной молодежи готово принять в качестве близкого родственника татар (47,4 %), русских (33,8 %) и далее в убывающем порядке были указаны другие национальности. Такой показатель ответов, в значительной степени, обусловлен объективными условиями, определяемыми этнической структурой населения республики и выборки исследования. Действительно, среди народов, населяющих Татарстан, преобладающие по численности населения - татары (53,2 % от общей численности населения республики). На втором месте русские -более (39,7 %) [5].
Однако неправомерно утверждать, что данные показатели ответов являются лишь отражением этой структуры. Количество контактов людей разных национальностей определяет плотность межэт-
нических браков в конкретной среде. Совместная деятельность индивидов, общие цели и интересы приводят к значительному числу контактов с представителями иных национальностей, позволяют узнать культуру и обычаи других народов [6]. Выбор вариантов ответа, сделанный респондентами, указывает на наличие более глубоких по своей сути и природе связей между представителями разных народов, делающих возможным совместное проживание носителей разных этнических культур на территории республики и готовность к принятию представителей другой национальности в качестве близких родственников. Более того, представители молодежи заявляют о готовности принять в качестве члена своей семьи представителя любой национальности. Так, распределение процентных показателей ответов респондентов, высказавших свое мнение относительно согласия или несогласия принятия такой ситуации в своей семье, выглядят следующим образом: доля тех, кто вполне одобрительно оценивает возможность появления представителя любой другой национальности в семье, в целом согласен принять данную ситуацию, а также и скорее готов согласиться с таким вариантом событий, составила соответственно 30,7, 16,8 и 27,2 % против 6,8, 5,1 и 13,4 % тех, кто не готов принять в качестве члена своей семьи представителя любой национальности. Как видим, доля тех респондентов, кто высказал свое несогласие, численно уступает количеству тех, кто допускает принятие такого сценария в своей семье.
В ходе опроса респондентам предлагалось также определиться со степенью согласия с утверждением: «В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности». Было получено следующее распределение ответов: полностью не согласны с этим утверждением - 28,8 %; в целом не согласны - 16,2 %; скорее не согласны - 25,9 %. Мнения другой части респондентов, которые посчитали необходимым согласиться с предложенным утверждением, распределились так: полностью согласен - 4,7 %; в целом согласен - 7,8 %; скорее согласен - 16,7 % опрошенной молодежи. Полученные результаты выступают свидетельством того, что внутрисемейные отношения в межэтнических браках не рассматриваются молодежью через призму повышенного в них уровня проблем и конфликтов по сравнению с моноэтническими семьями. Гармоничные отношения требуют порядочности и честности. Если нет сотрудничества и взаимопонимания, проблемы будут только нарастать. Межэтнических браков много, но проблемы и радости одинаковы в любых семьях, национальность супругов в этом случае не играет никакой роли [4].
Целостная система совместных действий и общение в семье с присущей ей обоюдной информационной открытостью, правильным распределением внутрисемейных ролей, ориентированностью на
другого, желанием понимать друг друга в процессе диалогового взаимодействия, налаживать и поддерживать отношения с родными людьми формируется безотносительно этнической принадлежности членов семьи. И такой позиции придерживается большинство респондентов.
В совокупности параметров, определяющих состояние межэтнических отношений в регионе, готовность принятия в качестве близких родственников людей других этносов и количество межэтнических браков, несомненно, являются значимыми в определении уровня межэтнической стабильности. Межэтническую брачность можно рассматривать и в качестве катализатора благополучия общества, показателя толерантных отношений между народами [6]. В этой связи в одном из вопросов анкеты, представителям молодежи предлагалось оценить по 10-балльной шкале, насколько выражены осуждение, порицание межнациональных браков на территории проживания. Согласно распределению ответов респондентов по шкале, основная их концентрация наблюдалась в диапазоне от 1 до 5, при этом наибольшее количество опрошенных - 27,3 % оценили степень выраженности осуждения и порицания межнациональных союзов на минимальную величину (по шкале - «1»). Таким образом, отсутствие ярко выраженной тенденции к осуждению и порицанию межнациональных браков показало наличие на территории проживания толерантной среды межэтнического общения, способствующей формированию положительного отношения молодежи к межнациональным бракам.
Такой взгляд на межэтнические союзы усиливает точка зрения респондентов, считающих, что такие браки не разрушают народ. Количество респондентов, твердо заявивших о несогласии с формулировкой высказывания «межнациональные браки разрушают народ» составило 56,9 %; тех, кто скорее не согласен с такой постановкой вопроса - 18; 15,1 % выбрали вариант ответа «в чем-то согласен, в чем-то нет». И лишь 5,9 % респондентов заняли позицию полного согласия с данным высказыванием, а 4,2 % скорее склонны согласиться с ним. По-видимому, немногочисленные респонденты, усматривающие в межэтнических браках угрозу разрушения своего народа, опасаются потери национальной самобытности в таких союзах. Такая точка зрения представляется преувеличенной, поскольку сохранение национальной культуры происходит не на генетическом, а на сознательном уровне [6]. Большинство же респондентов не испытывают опасений относительно того, что межэтнические браки каким-либо образом могут повлиять на народ, разрушить его, способствовать размыванию неповторимых черт этноса, а значит, и не отрицают подобный союз с представителями других народов, готовы встроить его в линию собственной жизни.
В целом можно констатировать, что пространство гармоничного межэтнического взаимодействия с присутствием в нем взаимного уважения, доверия, согласия, позитивных примеров межэтнических браков, формирует прочную основу для решения неотложных задач многонациональной республики.
Литература:
1. Российская молодежь назвала главные жизненные приоритеты. - URL: https://lenta.ru/ news/2020/07/14/youngsters/ (дата обращения: 18.11.2020).
2. Любовь не по расчету, или о браках за пределами привычной среды. Аналитический обзор ВЦИОМ. - URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=10362 (дата обращения: 20.11.2020).
3. Отчет о государственной регистрации актов гражданского состояния в Республике Татарстан по итогам 2019 г. - URL: https://zags.tatarstan.ru/ rus/file/pub/pub_2185286.doc (дата обращения: 21.11.2020).
4. Межнациональные браки: любовь не бывает с акцентом. - URL: https://kazved.ru/news/ society/25-07-2019/mezhnatsionalnye-braki-lyubov-ne-byvaet-s-aktsentom-5705536 (дата обращения: 19.11.2020)
5. Официальный Татарстан. Население. - URL: https://tatarstan.ru/about/population.htm) (дата обращения: 19.11.2020).
6. Зейтунян М.А. Межэтнический брак в системе социально-ценностных взаимодействий студенческой молодежи Республики Адыгеи: автореф. дис. ... канд. соц. наук. - Майкоп, 2006. - URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01002901223. pdf (дата обращения: 20.11.2020).
Interethnic Marriages in the Assessments of youth of Tatarstan: Trends and Regional Specifications
Nagmatullina L.K. Kazan National Research Technical University named after A.N.Tupolev
Maksimova O.A. Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan National Research Technical University named after A.N.Tupolev
The results of a study conducted in the Republic of Tatarstan among youth on the issues of interethnic relations in October-November 2020 are presented. The authors analyze the readiness of young people to create ethnically mixed marriage unions, the degree of significance and importance of the ethnic factor in creating a family, the presence of a problem component in interethnic families. Based on the results of the study, the conclusion was formulated that the space of harmonious interethnic interaction with the presence in it of mutual respect, trust, consent, positive examples of interethnic marriages, forms a solid basis for a tolerant attitude of Tatarstan youth towards interethnic marriages, which is important for maintaining peace and stable development in a multinational republic.
Key words: youth, interethnic relations, family, interethnic marriage, tolerance.