СОЦИОЛОГИЯ
УДК 39 (470.41)
Этническая идентичность и установки на межэтническое взаимодействие в среде молодежи Республики Татарстан
Ethnic identity and installations on inter-ethnic interaction In youth Republic of Tatarstan
Титова Т.А., Казанский (Приволжский) федеральный университет, [email protected] Фролова Е.В., Казанский (Приволжский) федеральный университет, [email protected] Гущина Е.Г., Казанский (Приволжский) федеральный университет, [email protected]
TOova T., Kazan (Volga) Federal University, [email protected] Frolova E., Kazan (Volga) Federal University, [email protected] Gushchina E., Kazan (Volga) Federal University, [email protected]
DOI: 10.34772/KPJ.2020.139.2.040
Ключевые слова: этничность, этническая идентичность, этноцентризм, межэтническое взаимодействие, молодежь.
Keywords: ethnicity, ethnic identity, ethnocentrism, interethnic interaction, youth.
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения этнической идентичности и установок на межэтническое взаимодействие в молодежной среде полиэтничных регионов Российской Федерации. Цель статьи заключается в анализе особенностей конструирования этнической идентичности в среде молодежи Республики Татарстан. Авторами охарактеризованы индикаторы, определяющие характер установок на межэтническое взаимодействие, в том числе: неуверенность и дискомфорт при общении с представителями других народов, установки на этноцентризм, отношение к мигрантам. Сделан вывод о том, что ориентации на межнациональное взаимодействие в среде молодежи носят в целом позитивный характер. Об этом свидетельствует слабая актуализированность этноцентричных установок, декларируемые установки на конструктивное взаимодействие с представителями иных этнических групп, толерантное отношение к представителям сообществ мигрантов. Показана важность изучения установок на этноценризм и толерантность в молодежной среде в целях поддержания позитивного состояния межнациональных отношений в Республике Татарстан. Материалы статьи могут быть полезными для этнологов, социальных и культурных антропологов, политологов, а также представителей органов и структур, курирующих вопросы межэтнического взаимодействия.
Abstract. The relevance of the article is due to the need to study ethnic identity and attitudes towards interethnic interaction in the youth environment of multi-ethnic regions of the Russian Federation. The purpose of the article is to analyze the design features of ethnic identity among the youth of the Republic of Tatarstan. The authors characterized the indicators that determine the nature of attitudes toward interethnic interaction, including: uncertainty and discomfort when communicating with representatives of other nations, attitudes toward ethnocentrism, and attitudes toward migrants. It is concluded that the orientation towards interethnic interaction among young people is generally positive. This is evidenced by the weak relevance of ethnocentric attitudes, the declared attitudes towards constructive interaction with representatives of other ethnic groups, and a tolerant attitude towards representatives of migrant communities. The importance of studying the attitudes towards ethnocentrism and tolerance in the youth environment is shown in order to maintain a positive state of interethnic relations in the Republic of Tatarstan. Article materials may be useful for ethnologists, social and cultural anthropologists, political scientists, as well as representatives of bodies and structures that oversee issues of interethnic interaction.
Введение. Актуальность изучения стратегий разных социальных группах обусловлена
конструирования этнической идентичности в возрастанием значимости этнического аспекта
идентичности в современном обществе, актуализацией этнокультурных потребностей представителей различных народов,
необходимостью поддержания позитивного межнационального взаимодействия в полиэтничных регионах Российской Федерации.
Современные исследователи, в том числе Л.М. Дробижева, отмечают, что современное общество - это пространство постоянно изменяющихся идентичностей [3]. Одной из базовых социальных идентичностей человека является этническая идентичность.
Под этнической идентичностью исследователи понимают не только самоотождествление, но и представление о своем народе, его языке, культуре, территории, интересах, а также эмоциональное отношение к ним [8].
Ощущение общности с этнической группой позволяет человеку реализовать потребность в тесных социальных связях, подкрепляет чувство эмоциональной защищенности [1].
Идентичность, которая формируется в общественных объединениях, носит групповой характер [10, с.308]
Молодежь, как наиболее активная социальная группа, играет важную роль в указанных процессах, поэтому изучение этнической идентичности в молодежной среде приобретает особую значимость.
Исследования молодежи, деятельности общественных молодежных объединений начались уже в 1960-1970-е гг. В основном это были исследования обобщающего характера, в которых были даны основные понятия [4], определены сущность, роль молодёжи в обществе [5], а также разрабатывалась методология по изучению молодёжи [6] и молодёжных культур, объединений [7].
Одним из крупных исследований о современной молодёжи стала работа, написанная в соавторстве М.К. Горшковым и Ф.Э. Шереги [2].
Среди современных исследований молодежи большую актуальность приобретают
исследования, посвященные различным аспектам и инструментам формирования гражданской идентичности в молодежной среде [9].
Материалы и методы исследования. Основанием для написания статьи стало этносоциологическое исследование, проведенное осенью 2019 г. на территории Республики Татарстан. Целью данного исследования являлся анализ этнической идентичности и характер установок на межэтническое взаимодействие в среде учащейся молодежи Республики Татарстан.
Исследование проводилось посредством сочетания количественных и качественных
методов: массовый опрос через анкетирование, метод фокус-групп.
В исследовании приняли участие 1200 респондентов в возрасте 1987-2004 гг. рождения, проживающих в крупных городах Республики Татарстан. 67,6% опрошенных является студентами высших учебных заведений; 32,4% - средних (специальных) учебных заведений.
Результаты исследования. Респонденты четко идентифицируют свою этническую принадлежность: 44,3% опрошенных считают себя татарами, 39,8% - русскими. 15,9% респондентов отметили принадлежность к иным этническим группам, проживающим на территории Республики Татарстан.
Индикатором субъективной актуальности этнической идентичности является интенсивность переживания индивидом своей принадлежности к этнической группе. При ответе на вопрос «Насколько важно Вам ощущать себя представителем Вашей национальности?» 15,9% респондентов выбрали позицию «очень важно» и 38,3% - «достаточно важно». Если объединить эти ответы, то получится, что для 54,2% опрошенных этническая идентичность является значимой частью социальной идентичности. И лишь 12,3% выбрали позицию «совершенно не важно».
Респонденты, обучающиеся в средних специальных (профессиональных) учебных заведениях, отвечая на вопрос: «Насколько важно Вам ощущать себя представителем Вашей национальности?», несколько чаще выбирают позицию «очень важно»; а студенты высших учебных заведений - «совершенно не важно», что можно объяснить увеличением социальных контактов в среде высшего учебного заведения и снижением потребности в эмоциональной принадлежности к этнической группе.
Обобщенные результаты приведены в таблице 1.
Мнения, высказанные респондентами, участвовавшими в фокус-группах, соответствуют результатам количественного исследования:
«Я себя считаю татаркой, потому что родилась в татарской семье, росла и воспитывалась в татарской семье, в деревенской среде, соблюдали и сейчас соблюдаем все обряды, традиции татарского народа» (фокус-группа, г. Казань).
«Я чувашка и христианка, но как бы это не влияет на меня как-то очень сильно, не несет большой значимости...но если где-то в новостях что-то я услышу о Чувашии, то так тепло становится сразу» (фокус-группа, г. Набережные Челны).
Таблица 1. - Сводные результаты ответа на вопрос: «Насколько важно Вам ощущать себя представителем Вашей национальности?» (%)
Варианты ответа Место учебы
ВУЗ ССУЗ
очень важно 14,4% 19,0%
достаточно важно 39,0% 37,0%
не очень важно 28,1% 27,8%
совершенно не важно 14,2% 8,2%
затрудняюсь ответить 4,3% 8,0%
Итого 100,0% 100,0%
«Что касается моей этнической принадлежности, то я причисляю себя к татарам, но, как и у многих, это тоже особо роли в моей жизни не играет. Ну, скажут «татарин», ну татарин, и что? Мне это как-то неважно. Я себя считаю просто человеком и всё» (фокус-группа, г. Казань).
«Я из смешанной семьи: отец - русский, а мама - татарка, поэтому я не могу сказать, что у меня есть принадлежность к какой-либо национальности. Я считаю себя одновременно и русской, и татаркой. Иногда случается такое, что, в некотором плане, я могу сказать кому-то, что нет, я - русская или нет я - татарка. Это зависит, скорее, от ситуации...» (фокус-группа, г. Казань).
В целом, мы видим, что для более 80% молодежи этническая идентичность важна, но в разной степени. Лишь 13,3% выбрали позицию «совершенно не важно». Таким образом, можно констатировать, что в среде молодых людей
потенциал, связанный с этническим фактором достаточно высок.
Большинство опрошенных ориентированы на позитивную модель межэтнического
взаимодействия.
Более 50% опрошенных отмечают, что никогда не испытывают чувства неуверенности и внутреннего дискомфорта при общении с людьми других национальностей; еще 33,2% выбирают позицию «нет, почти не испытываю». Таким образом, в целом, более 80% опрошенных не испытывают существенных проблем при контакте с представителями других этнических групп.
Следует отметить, что позицию «да, время от времени» чаще выбирают студенты средних специальных (профессиональных) учебных заведений, что свидетельствует о том, что они чаще сталкиваются с проявлениями этнического негативизма. Обобщенные результаты приведены в таблице 2.
Таблица 2. - Сводные результаты ответа на вопрос: «Вызывает ли у Вас чувство неуверенности и внутреннего дискомфорта общение с людьми других национальностей?» (%)
Варианты ответа Место учебы
ВУЗ ССУЗ
да, постоянно 0,7% 0,8%
да, время от времени 8,8% 14,9%
нет, почти не испытываю 35,1% 29,0%
совсем не испытываю 51,3% 48,1%
другое, что именно 0,2% 0,0%
затрудняюсь ответить 3,8% 7,2%
ИТОГО 100,0% 100,0%
Вопрос: «В какой степени Вы согласны с утверждением: «Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные»?» является индикатором актуализированности установок на этноцентризм.
Более трети опрошенных не согласны с этим утверждением или скорее не согласны. Суммируя данные позиции, мы видим, что 71,1% опрошенных не разделяют установок на
этноцентризм.
Студенты средних специальных
(профессиональных) учебных заведений чаще выбирают позицию «скорее согласен», что свидетельствует о более выраженном некритическом предпочтении интересов собственной этнической группы.
Обобщенные результаты приведены в таблице 3.
Таблица 3. - Сводные результаты ответа на вопрос: «В какой степени Вы согласны с утверждением: «Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные» (%)
Варианты ответа Место учебы
ВУЗ ССУЗ
полностью согласен 3,2% 3,3%
скорее согласен 12,6% 17,5%
скорее не согласен 31,6% 37,0%
полностью не согласен 43,8% 25,4%
затрудняюсь ответить 8,9% 16,7%
ИТОГО 100,0% 100,0%
Больше всего респондентов, полностью согласных с утверждением «Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные» проживает в гг. Казань и Альметьевск (24 и 8 человек соответственно); частично согласных - в г. Казань и Набережные Челны (110 и 38 человек соответственно).
Чаще с этим утверждением соглашаются респонденты-мужчины (20% мужчин и 14,9% женщин).
Также респонденты-татары в большей степени склонны разделять эту позицию: в целом, 22,1% респондентов-татар согласились с утверждением; тогда как среди русских доля таких респондентов составила 12,8%; среди представителей иных этнических групп - 16,2%.
В вопросе, связанном с культурной адаптацией мигрантов, респонденты
высказываются более определенно: более 80% опрошенных согласны с утверждением, что мигрантам надо помогать приспосабливаться к
Одним из индикаторов состояния межнациональных отношений является отношение к мигрантам.
Четверть опрошенных не имеет четкой позиции в отношении правового статуса мигрантов («меня это не интересует»), и примерно каждый десятый затрудняется с ответом на этот вопрос. 39% опрошенных, в той или иной степени разделяют позицию, что «Мигранты из других стран должны иметь те же права, что и местные жители кроме права голосовать на выборах». Студенты средних специальных (профессиональных) учебных заведений чаще выражают индифферентную позицию. Обобщенные результаты приведены в таблице 4.
условиям местной жизни. Значимых расхождений по этой позиции у студентов высших и средних специальных (профессиональных) учебных заведений нет. Обобщенные результаты приведены в таблице 5.
Варианты ответа Место учебы
ВУЗ ССУЗ
полностью согласен 33,4% 28,0%
скорее согласен 52,5% 49,1%
Таблица 4. - Сводные результаты ответа на вопрос: «Мигранты из других стран должны иметь те же права, что и местные жители, кроме права голосовать на выборах» %)
Варианты ответа Место учебы
ВУЗ ССУЗ
полностью согласен 12,8% 10,3%
скорее согласен 31,2% 18,3%
меня это не интересует 20,3% 32,4%
скорее не согласен 22,3% 23,4%
полностью не согласен 5,1% 4,1%
затрудняюсь ответить 8,1% 11,6%
Итого 100,0% 100,0%
Таблица 5. - Сводные результаты ответа на вопрос: «В какой степени Вы согласны с утверждением: «Мигрантам надо помогать приспосабливаться к условиям местной жизни (нашим правилам, традициям, нормам и т.п.)» (%)
Продолжение таблицы 5
Варианты ответа Место учебы
ВУЗ ССУЗ
скорее не согласен 8,6% 10,8%
полностью не согласен 1,0% ,8%
затрудняюсь ответить 4,4% 11,3%
Итого 100,0% 100,0%
Заключение. Данные исследования подтверждают, что межнациональное взаимодействие в молодежной среде носит стабильно позитивный характер: свыше 80% молодежи фактически не испытывают сложностей при общении с представителями других народов. И лишь 10% считают, что иногда общение с людьми иных национальностей вызывает у них неуверенность и дискомфорт. Установки на этноцентризм разделяют менее 17% опрошенных.
Ориентации на межкультурные контакты в среде молодежи имеют в целом положительную направленность. Об этом свидетельствуют слабая актуализированность этноцентричных установок, декларируемые установки на конструктивное
взаимодействие с представителями иных этнических групп, толерантное отношение к представителям сообществ мигрант.
Данные исследования могут быть использованы представителями структур, курирующих вопросы межэтнического взаимодействия для оптимизации практических аспектов гармонизации межнациональных отношений, нейтрализации различных проявлений ксенофобии и этноцентризма. Дальнейший мониторинг установок на межэтническое взаимодействие в молодежной среде Республики Татарстан позволит выявить их динамику, что может помочь сохранению позитивного характера межнациональных отношений в республике.
Литература:
1. Titova T. Confessional groups in the republic of Tatarstan: Identity and features of its design [Groupes confessionnels de la republique Tatarstan: Identite et caracttristiques de son projection] / T.Titova, E.Frolova, E.Gushchina, A.Blagoveshchenskaya // Codrul Cosminului. - 2019. - Vol.25, Is.1. - P. 87-94.
2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: ЦСПиМ, 2010. - 592 с
3. Дробижева Л.М. Национально-гражданская и этническая идентичность: проблемы позитивной совместимости // Россия реформирующаяся: ежегодник; отв. ред. М.К. Горшков. - М.: Институт социологии РАН. - 2008. - Вып. 7. - С. 214-228.
4. Иконникова С.Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ / С.Н. Иконникова. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1974. - 167 с.
5. Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. Молодёжь о себе, о своих сверстниках: социологическое исследование / С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский. - Л.: Лениздат, 1969. - 133 с.
6. Ладатко А.А. Неформальные молодежные объединения / А.А. Ладатко. - М.: Высш. шк., 1991. -47 с.
7. Лисовский В.Т. Советская молодежь: идеалы и стремления / В.Т. Лисовский. - М.: Знание, 1971. - 32 с.
8. Спирина Т.А. Трансформации этнической идентичности студенческой молодежи [Электронный ресурс] / Т.А. Спирина, Е.А. Горошко // Молодой ученый. - 2017. - № 19. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/153/43367/
9. Титова Т.А. Ключевые механизмы формирования этнической и гражданской идентичности современной молодёжи в общественных организациях Республики Татарстан / Т.А. Титова, Е.В. Фролова, А.С. Савина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -Тамбов: Грамота, 2018. - № 5(91). - С. 53-56.
10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: Прогресс, 1996. - 342 с.
References:
1. Titova T. Confessional groups in the republic of Tatarstan: Identity and features of its design [Groupes confessionnels de la republique Tatarstan: Identite et caracttristiques de son projection] / T. Titova, E. Frolova, E. Gushchina, A.Blagoveshchenskaya // Codrul Cosminului. - 2019. - Vol.25, Is.1. - P. 87-94.2.
2. Gorshkov M.K., Sheregi F.E. Youth of Russia: a sociological portrait / M.K.
Gorshkov, F.E. Sheregi. - M.: TsSPiM, 2010. - 592 s.
3. Drobizheva L.M. National-civic and ethnic identity: problems of positive compatibility // Russia Reforming: Yearbook; open ed. M.K. Gorshkov. - M.: Institute of Sociology RAS. - 2008. - Issue. 7. - S. 214228.
4. Ikonnikova S.N. Young people. Sociological and socio-psychological analysis / S.N. Ikonnikova. - L.:
Publishing house of the Leningrad University, 1974. - 167 p.
5. Ikonnikova S.N., Lisovsky V.T. Youth about themselves, about their peers: a sociological study / S.N. Ikonnikova, V.T. Lisovsky. - L.: Lenizdat, 1969. - 133 p.
6. Ladatko A.A. Informal youth associations / A.A. Okay. - M.: Higher. school., 1991. - 47 p.
7. Lisovsky V.T. Soviet youth: ideals and aspirations / V.T. Lisovsky. - M.: Knowledge, 1971. - 32 p.
8. Spirina T.A. Transformation of ethnic identity of students [Electronic resource] / T.A. Spirina, E.A.
Goroshko // Young scientist. - 2017. - № 19. - Access mode: https://moluch.ru/archive/153/43367/
9. Titova T.A. Key mechanisms for the formation of ethnic and civic identities of modern youth in public organizations of the Republic of Tatarstan / T.A. Titova, E.V. Frolova, A.S. Savina // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice. - Tambov: Diploma, 2018. - № 5 (91). - S. 53-56.
10. Erickson E. Identity: youth and crisis / E. Erickson. - M.: Progress, 1996. - 342 p.
22.00.04 Социальная структура, социальные институты и процессы