Научная статья на тему 'Состояние межнациональных отношений и гражданская идентичность в Республике Татарстан (по результатам исследований i квартала 2017 г. )'

Состояние межнациональных отношений и гражданская идентичность в Республике Татарстан (по результатам исследований i квартала 2017 г. ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
365
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИЭТНИЧНОСТЬ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / POLYETHNICITY / INTERETHNIC RELATIONS / CIVIL IDENTITY / ETHNIC GROUPS / INTERETHNIC INTERACTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Титова Татьяна Алексеевна, Фролова Елена Валерьевна

Статья посвящена изучению состояния межэтнических отношений и актуализированности общегражданской идентичности в Республике Татарстан. На основании анализа результатов исследований, проведенных в I квартале 2017 г., авторы приходят к заключению, что оценка респондентами состояния межнациональных отношений в своем населенном пункте носит позитивный характер. Доминирующим типом гражданской идентичности для жителей республики является сдвоенная российско-татарстанская идентичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE OF INTERNATIONAL RELATIONS AND CIVIL IDENTITY IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN (ACCORDING TO RESULTS OF STUDIES OF THE I QUARTER OF 2017)

The article is devoted to the research of the state of interethnic relations and actualization of general civil identity in the Republic of Tatarstan. On the basis of the analysis of the results of studies conducted in the first quarter of 2017 the authors conclude that the respondents’ evaluation of the state of interethnic relations in their locality is positive. The dominant type of civil identity for the residents of the republic is dual Russian-Tatar identity.

Текст научной работы на тему «Состояние межнациональных отношений и гражданская идентичность в Республике Татарстан (по результатам исследований i квартала 2017 г. )»

Титова Татьяна Алексеевна, Фролова Елена Валерьевна

СОСТОЯНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЙ I КВАРТАЛА 2017 Г.)

Статья посвящена изучению состояния межэтнических отношений и актуализированности общегражданской идентичности в Республике Татарстан. На основании анализа результатов исследований, проведенных в I квартале 2017 г., авторы приходят к заключению, что оценка респондентами состояния межнациональных отношений в своем населенном пункте носит позитивный характер. Доминирующим типом гражданской идентичности для жителей республики является сдвоенная российско-татарстанская идентичность. Адрес статьи: www.aramota.net/materials/3/2017/9/50.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 9(83) C. 191-193. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/9/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net

3. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / пер. с фр. и послесл. С. Н. Зенкина. М. - СПб.: Институт экспериментальной социологии; Алетейя, 1998. 288 с.

4. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего // Ницше Ф. Сочинения: в 2-х т. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998. Т. 2. С. 241-408.

5. Ницше Ф. Сочинения: в 2-х т. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998. Т. 1. 832 с.

6. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. К генеалогии морали. Рождение трагедии. Воля к власти. Посмертные афоризмы / пер. с нем. Минск: Харвест, 2003. 1040 с.

7. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого // Ницше Ф. Сочинения: в 2-х т. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998. Т. 2. С. 5-240.

8. Рорти Р. От религии через философию к литературе: путь западных интеллектуалов // Вопросы философии. 2003. № 3. С. 30-41.

9. Рорти Р. Философия и будущее // Вопросы философии. 1994. № 6. С. 29-34.

10. Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1997. 320 с.

11. Фаритов В. Т. Трансгрессия и трансценденция как онтологические перспективы дискурса: дисс. ... д. филос. н. Ульяновск, 2015. 318 с.

12. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления / пер. с нем. М.: Республика, 1993. 447 с.

PHILOSOPHY AS COGNITIVE ACTIVITY: NON-CLASSICAL APPROACHES

Tarasov Oleg Vladimirovich, Ph. D. in Philosophy Bashkir State University (Branch) in Sterlitamak ovtarasov@mail. ru

The article examines the problem of the cognitive status of philosophy in the light of the basic non-classical approaches. The author identifies and analyzes three such approaches: anti-scientistic, anti-substantialistic and scientific-positivistic ones. The following conclusions are justified. Anti-scientism and anti-substantialism due to their absolutizing nature are axiologically and emotionally elevated but cognitively inefficient. The scientific-positivistic approach due to its empirical nature is axiologically and emotionally weakened but cognitively (and creatively) efficient, which means the cognitive status of philosophy can be adequately interpreted only within this approach.

Key words and phrases: cognitive status of philosophy; anti-scientism; anti-substantialism; absolutizing philosophy; scientific-positivistic philosophy; equality of types of philosophizing.

УДК 39(470.41)

Исторические науки и археология

Статья посвящена изучению состояния межэтнических отношений и актуализированности общегражданской идентичности в Республике Татарстан. На основании анализа результатов исследований, проведенных в I квартале 2017 г., авторы приходят к заключению, что оценка респондентами состояния межнациональных отношений в своем населенном пункте носит позитивный характер. Доминирующим типом гражданской идентичности для жителей республики является сдвоенная российско-татарстанская идентичность.

Ключевые слова и фразы: полиэтничность; межэтнические отношения; гражданская идентичность; этнические группы; межэтническое взаимодействие.

Титова Татьяна Алексеевна, д.и.н., профессор Фролова Елена Валерьевна, к.и.н., доцент

Казанский (Приволжский) федеральный университет Taniana.titova@rambler.ru; Elenaieup@mail.ru

СОСТОЯНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЙ I КВАРТАЛА 2017 Г.)

Республика Татарстан исторически является одним из полиэтничных регионов Российской Федерации. Современное состояние татарстанского общества характеризуется этническим, культурным, языковым и конфессиональным многообразием. Актуальность проблемы изучения ситуации в сфере межэтнических отношений определяется потребностями полиэтничного общества Республики Татарстан, поскольку межэтническое взаимодействие оказывает влияние на социальную структуру общества, повседневные поведенческие практики людей, политику государства.

Межэтнические отношения, являясь частью повседневной и профессиональной жизни людей, формируют широкий круг проблем, исследование и решение которых представляется перспективным и актуальным.

Современная этнологическая наука с особым вниманием подходит к проблеме формирования гражданской идентичности. Это, в первую очередь, связано с крупнейшими историческими событиями, произошедшими в жизни нашей страны в конце ХХ в. После распада СССР граждане нового государства, Российской Федерации, находятся в поиске альтернативной (само)идентификации. Одним из признаков этого процесса

192

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

стало употребление в публичном пространстве и, прежде всего, в выступлениях Президента РФ понятия «нация» не в этнокультурном значении, а в смысле государственной гражданской общности. Оно находит выражение через такие определения, как «российская нация», «граждане России», «единый народ РФ» и др.

Целью проведенного исследования является общая характеристика состояния межэтнических отношений и актуализированности гражданской идентичности среди представителей групп этнического большинства в Республике Татарстан.

В исследовании, проведенном в I квартале 2017 г., приняли участие 1500 человек. Это представители следующих этнических групп: татары (48,4% опрошенных), русские (41,5%), чуваши (4,5%), представители иных этнических групп (5,6%).

Исследованием были охвачены следующие города и районы Республики Татарстан: гг. Казань, Нижнекамск, Набережные Челны, Мамадыш, Болгар, Агрыз, Лениногорск, Мензелинск, Зеленодольск, Буинск, Тетюши; районы Мамадышский, Спасский, Агрызский, Лениногорский, Мензелинский, Зеленодольский, Буинский, Актанышский, Тетюшский, Черемшанский, Высокогорский.

Более половины опрошенных (52%) являются уроженцами того населенного пункта, в котором проживают в настоящий момент; четверть опрошенных переехали более 10 лет назад. Менее 10 лет назад переехали 17,5% респондентов, менее года назад - 5,9%.

Распределение респондентов по возрастным группам следующее: 36,6% опрошенных принадлежат к возрастной группе 18-30 лет; 37% - к возрастной группе 31-50 лет; к возрастной группе старше 51 года принадлежат 26,4% опрошенных.

Уровень образования респондентов, принявших участие в исследовании, можно охарактеризовать как достаточно высокий. Более половины респондентов имеют высшее образование, треть опрошенных - среднее специальное.

Распределение респондентов по сферам занятости показывает, что наибольшее количество опрошенных заняты в сфере «промышленность, строительство, транспорт» - 17,6%, а также в сфере услуг - 16,5% (ЖКХ, торговля, общественное питание, гостиничный бизнес, посредничество) и в сфере образования и науки - 14,5%. 20,5% респондентов являются студентами, 9,7% - пенсионерами.

Социально-экономический статус респондентов: 5,9% опрошенных, характеризуя свой уровень доходов, отмечают, что «денег хватает только на питание», 37,6% - «денег хватает на питание и товары повседневного пользования, на более крупные покупки приходится копить», 26,9% - «денег хватает на крупные покупки, но не можем купить новую машину», 15,8% - не можем купить машину или дом, 2,9% - «хватает денег на машину или дом», 8,1% - отказ от ответа, 2,7% - затруднились ответить.

В исследовании также использовались для сопоставления данные мониторинга межэтнических отношений в 2015-2016 гг.

Согласно данным мониторинга межнациональных отношений в Республике Татарстан в 2016 - 1 квартале 2017 г., ситуация в межэтнической сфере республики характеризуется как достаточно стабильная и спокойная.

Результаты изучения социальной дистанции в 2016 г. показали, что межгрупповая дистанция между основными этническими группами (татарами и русскими) невелика [3, р. 2820].

Результаты настоящего исследования показывают, что оценка населением состояния межнациональных отношений в своем населенном пункте в динамике остается достаточно благоприятной (см. Табл. 1).

Таблица 1.

Оценка межнациональных отношений в своем населенном пункте в 2015, 2016 и 2017 гг., %

Как бы Вы сейчас оценили межнациональные отношения в Вашем населенном пункте? Татары Русские Среди всех опрошенных

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Доброжелательные 30,6 26,0 26,4 26,7 26,3 26,8 29,0 26,0 26,5

Спокойные 54,5 56,1 50,6 53,4 56,0 53,1 55,0 55,4 50,7

Внешне спокойные, но внутреннее напряжение существует 9,0 9,7 15,8 14,0 10,0 14,0 11,0 10,8 15,2

Напряженные 0,4 0,7 2,5 1,6 1,3 1,8 0,9 1,1 2,3

На грани открытых столкновений 0,1 0,4 0,4 0,0 0,0 0,2 0,1 0,2 0,3

Затруднились ответить 5,5 7,1 4,3 4,2 6,3 4,2 5,0 6,9 4,9

В сравнении с 2016 годом можно отметить, что несколько увеличилось количество респондентов как среди татар, так и среди русских, считающих, что межнациональные отношения спокойные, но внутреннее напряжение существует. В целом ухудшение положения в сфере межнациональных отношений ощущают 17,8% респондентов, что превышает данные 2016 г. на 5,7%.

Доминирующее большинство (77,2% татарстанцев) оценивают межнациональные отношения в том городе и районе Татарстана, где они проживают, как спокойные и доброжелательные. Русские и татары единодушны в этой оценке (77% татар и 79,9% русских). Внешне спокойными, но с внутренним напряжением межнациональные отношения оценивают 15,8% татар и 14% русских, а напряженными считают около 2% респондентов.

Эти данные по республике заметно отличаются в лучшую сторону, чем в целом по России. Внешне спокойными, но с внутренним напряжением отношения в России в целом оценивают 40%, а доброжелательными и спокойными - 35% респондентов [2, с. 120].

Формирование российской гражданской идентичности в Татарстане находится в общероссийском тренде.

По результатам исследований в 2016 г. было отмечено, что распространённость российской идентичности в Татарстане не меньше, а даже несколько больше, чем в стране в целом. Полученные данные свидетельствовали, что доминирующее большинство татарстанцев - более 85% - ощущают близость с гражданами России, имеют российскую идентичность. Последние общероссийские исследования фиксировали ее у 75-84% россиян [Там же, с. 119]. Данные настоящего исследования подтверждают, что указанная тенденция сохраняется (см. Табл. 2).

Таблица 2.

Гражданская идентичность респондентов (2017 г., %)

Кем Вы себя больше считаете?

Татары Русские Другие народы Итого

Только россиянином 29,1 15,7 21,2 22,7

В большей степени россиянином, чем татарстанцем 16 17,7 13,9 16,5

В равной степени россиянином и татарстанцем 39,9 48,5 41,7 43,7

В большей степени татарстанцем, чем россиянином 10,1 11,4 17,2 11,3

Только татарстанцем 5 6,7 6 5,8

Согласно полученным данным, 71,5% опрошенных имеют сдвоенную российско-республиканскую идентичность, ощущая себя и татарстанцами, и россиянами. При этом 16,5% респондентов в большей степени тяготеют к российской идентичности, а 11,3% - к татарстанской. В целом сопричастность к российской нации в той или иной степени ощущают 94,2% опрошенных1.

Количество респондентов, ощущающих себя только татарстанцами, незначительно и составляет 5-6% среди русских и татар.

Полученные данные свидетельствуют, что в Татарстане поддерживается высокий уровень межнационального согласия, что проявляется в общей благоприятной оценке состояния межнациональных отношений в своем населенном пункте. Доминирующим типом гражданской идентичности является сдвоенная российско-татарстанская идентичность.

Список источников

1. Дробижева Л. М. Российская идентичность в Москве и регионах. М.: Институт социологии РАН, 2009. 268 с.

2. Дробижева Л. М., Арутюнова Е. М., Евсеева М. А., Козлов В. Е., Кузнецов И. М., Мукомель В. И., Рыжова С. В., Титова Т. А., Фролова Е. В. Позитивные межнациональные отношения и предупреждение нетерпимости: опыт Татарстана в общероссийском контексте. М. - СПб.: Нестор-История, 2016. 152 c.

3. Titova T. A., Sabirova A. N., Frolova E. V. Collective Social and Cultural Distance in the Sphere of Interethnic Relations in the Republic of Tatarstan [Электронный ресурс] // The Turkish Online Journal of Design, Art and Communication. 2016. Vol. 6. November. Special Edition. P. 2817-2822. http://www.tojdac.org/tojdac/VOLUME6-NOVSPCL.html (дата обращения: 25.04. 2017).

STATE OF INTERNATIONAL RELATIONS AND CIVIL IDENTITY IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN (ACCORDING TO RESULTS OF STUDIES OF THE I QUARTER OF 2017)

Titova Tat'yana Alekseevna, Doctor in History, Professor Frolova Elena Valer'evna, Ph. D. in History, Associate Professor Kazan (Volga region) Federal University Taniana. titova@rambler. ru; Elenaieup@mail. ru

The article is devoted to the research of the state of interethnic relations and actualization of general civil identity in the Republic of Tatarstan. On the basis of the analysis of the results of studies conducted in the first quarter of 2017 the authors conclude that the respondents' evaluation of the state of interethnic relations in their locality is positive. The dominant type of civil identity for the residents of the republic is dual Russian-Tatar identity.

Key words and phrases: polyethnicity; interethnic relations; civil identity; ethnic groups; interethnic interaction.

1 Приведенные данные включают совокупность респондентов, отметивших позиции «Считаю себя только россиянином», «Считаю себя в большей степени россиянином, чем татарстанцем», «Считаю себя в равной степени россиянином и татарстанцем», «Считаю себя в большей степени татарстанцем, чем россиянином».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.