УДК 316
Молодежь Республики Татарстан: стратегии достижения успеха и представления о будущем
Youth of the Republic of Tatarstan: strategies for achievement of success and representation of the future
Титова Т.А., Казанский (Приволжский) федеральный университет, [email protected] Фролова Е.В., Казанский (Приволжский) федеральный университет, [email protected] Хайруллина А.И., Казанский (Приволжский) федеральный университет, [email protected]
^ova T., Kazan (Volga) Federal University, [email protected] Frolova E., Kazan (Volga) Federal University, [email protected] Khayrullina A., Kazan (Volga) Federal University, [email protected]
DOI: 10.34772/KPJ.2020.142.5.038
Ключевые слова: молодежь, социальная группа, стратегии достижения успеха, ориентации на переезд, социальные лифты, представления о будущем.
Keywords: youth, social group, success achievement strategies, orientation to relocation, social elevators, ideas about the future.
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения стратегий конструирования будущего и представлений о социальной успешности в молодежной среде регионов Российской Федерации. Цель статьи заключается в анализе представлений о будущем и стратегиях достижения успеха в среде молодежи Республики Татарстан. Авторами охарактеризованы особенности конструирования стратегий социальной успешности молодежи в современном обществе, выявлены ориентации молодежи на переезд за пределы Республики Татарстан и Российской Федерации. Проанализированы представления молодежи о социальных лифтах и факторах, позволяющих человеку добиться успеха в современном мире. Сделан вывод о том, что около половины молодых людей испытывает чувство неуверенности в завтрашнем дне. Выявлено, что больше всего респондентов беспокоят сложности, связанные с поиском работы и низкий уровень заработной платы. Именно эти причины являются доминирующей мотивацией для желающих сменить место жительства. Показана важность изучения установок, определяющих социальные лифты и стратегии достижения успеха в представлениях молодых людей, которые, согласно результатам исследования, во многом определяются факторами, зависящими от самого человека - такими как образование и личные качества. Материалы статьи могут быть полезными для социологов, психологов, социальных и культурных антропологов, политологов, а также представителей органов и структур, курирующих вопросы молодежной политики.
Abstract. The relevance of the article is due to the need to study strategies for constructing the future and ideas about social success in the youth environment of the regions of the Russian Federation. The purpose of the article is to analyze ideas about the future and strategies for achieving success among the youth of the Republic of Tatarstan. The authors describe the features of constructing strategies for social success of young people in modern society, and identify the orientation of young people to move outside the Republic of Tatarstan and the Russian Federation. The authors analyze the ideas of young people about social lifts and factors that allow a person to achieve success in the modern world. It is concluded that about half of young people feel insecure about the future. It was found that most respondents are concerned about the difficulties associated with job search and low wages. These reasons are the dominant motivation for those who want to change their place of residence. It shows the importance of studying the attitudes that determine social lifts and strategies for achieving success in the views of young people, which, according to the results of the study, are largely determined by factors that depend on the person himself - such as education and personal qualities. The materials of the article can be useful for sociologists, psychologists, social and cultural anthropologists, political scientists, as well as representatives of bodies and structures responsible for youth policy issues.
Введение. Актуальность изучения стратегий конструирования будущего и представлений о социальной успешности в молодежной среде обусловлена необходимостью комплексного изучения социальных и психологических процессов, происходящих в молодежной среде, определения интересов и потребностей молодежи, оптимизации условий социально-экономического и культурного ландшафта для самореализации молодого поколения в регионах Российской Федерации.
Исследования молодежи, традиционно проводившиеся в нашей стране, носили обобщающий характер. В них были даны основные понятия [3], определены сущность, роль молодёжи в обществе [4], а также разрабатывалась методология по изучению молодёжи [6] и молодёжных культур, объединений [5].
Одним из крупных исследований о современной молодёжи стала работа, написанная в соавторстве М.К. Горшковым и Ф.Э. Шереги [1]. Работа затрагивает широкий спектр вопросов молодёжи: от роли молодёжи в современной структуре общества до причин низкой гражданской позиции и этнической, религиозной толерантности.
Социологов интересуют процессы формирования идентичности молодежи в процессе социализации [7;8;10].
Роль общественных организаций в формировании самосознания представителей молодого поколения также находит отражение в современных исследованиях, в том числе в Республике Татарстан [9].
Изучаются также процессы адаптации и интеграции молодых представителей групп мигрантов в принимающее сообщество в регионах Российской Федерации [2].
Материалы и методы исследования. Основанием для написания статьи стало этносоциологическое исследование, проведенное осенью 2019 г. на территории Республики Татарстан. Целью данного исследования являлся анализ стратегий достижения успеха и представлений о будущем в среде учащейся молодежи Республики Татарстан.
Исследование проводилось посредством сочетания количественных и качественных методов: массовый опрос через анкетирование, метод фокус-групп.
В исследовании приняли участие 1200 респондентов в возрасте 1987-2004 гг. рождения, проживающие в крупных городах Республики
Татарстан. 67,6% опрошенных является студентами высших учебных заведений; 32,4% -средних (специальных) учебных заведений.
Результаты исследования. При ответе на вопрос: «Какие факторы Вы считаете определяющими для успешной карьеры в современной России?» позиции респондентов распределились между тремя позициями, каждую из которых отметила примерно пятая часть опрошенных: «образование», «личные качества», «связи, знакомства».
Примерно каждый восьмой респондент отметил такой фактор как «везение», каждый десятый - «происхождение, семья» и каждый одиннадцатый - «национальность».
Таким образом, стратегии достижения успеха в представлении молодых людей во многом определяются факторами, зависящими от самого человека - такими, как образование и личные качества. Также немаловажную роль по мнению молодых людей играют межличностные связи. Результаты поэтапной диагностики представлены на рисунке 1.
Мнения, высказанные респондентами участвовавшими в фокус-группах в целом, соответствуют результатам количественного исследования:
«С поиском работы, это парадоксальная вещь... Но сколько раз мне предлагали работать -это всегда было по знакомству. То есть если у тебя есть знакомства - то у тебя есть всё, но, когда я пыталась сделать это честно, либо какая-то «лажа» низкооплачиваемая, типа менеджера по продажам или администратора, либо тебе нужен опыт. А опыт ты можешь получить только, когда ты работаешь довольно большой промежуток времени, хотя бы полгода или год, в какой-то сфере, за бесплатно чаще всего, то есть делаешь себе в портфолио. То есть эта вот шутка, как бы «для работы нужен опыт, а для опыта нужно работа», она сохраняется всё равно, и получить какую-то вещь, типа хорошей работы без опыта -это очень редко такое бывает, на самом деле, чаще всего на начальном этапе ты получаешь какие-то копейки...» (фокус-группа, г. Казань).
Планируя свое будущее, примерно половина опрошенных допускает возможность смены места жительства (чаще это студенты высших учебных заведений). Каждый десятый опрошенный говорит о возможном переезде в пределах РТ, каждый пятый - в пределах РФ; каждый третий -за пределы РФ.
Обобщенные результаты исследования приведены в таблице 1.
образование
личные качества
связи, знакомства
везение
ваше происхождение (семья) национальность затрудняюсь ответить | 1,2
что-то другое (например, финансы) 0,9
13,8
21,9
21,8
21,3
Рисунок 1. - Сводные результаты ответа на вопрос: «Какие факторы Вы считаете определяющими для успешной карьеры в современной России?» (%)
Таблица 1. - Сводные результаты ответа на вопрос: «Планируете ли Вы по окончании учебы переехать в другой населенный пункт на постоянное место жительства?» (%)
Варианты ответа Место учебы
ВУЗ ССУЗ
да, планирую 56,4% 41,4%
нет, не планирую 43,6% 58,6%
Среди респондентов, декларирующих ориентацию на переезд, татары составляют 46,4%; русские - 54,6%; представители иных этнических групп - 60,2%.
Ориентации на переезд характеризуют молодежь как социальную группу, обладающую высоким потенциалом социальной мобильности, стремлением реализовать себя в профессиональной сфере, добиться успеха в жизни. Обобщенные
результаты исследования приведены в таблице 2.
Иерархия причин возможного переезда свидетельствует, что доминируют стратегии, связанные с перспективами лучшего трудоустройства, карьерного роста, возможности получения более высокой заработной платой.
Результаты поэтапной диагностики представлены на рисунке 2.
Таблица 2. - Сводные результаты ответа на вопрос: «Куда Вы планируете переехать? (из числа планирующих переехать» (%)
Варианты ответа Количество респондентов, выбравших указанный вариант(%)
Пока не определился 37,4
За пределы Российской Федерации 30,3
В другой населенный пункт Российской Федерации 21,2
В другой населенный пункт РТ 1,2
низкий уровень заработной платы
отсутствие перспектив в трудоустройстве по полученной специальности
отсутствие карьерных перспектив высокий уровень коррупции затрудняюсь ответить что-то другое: личные мотивы слабая развитость в культурно-досуговой сфере низкий уровень медицинских и социальных услуг высокая стоимость жилья высокая конкуренция на рынке труда высокий уровень преступности
23,9
7 6,1 4,9
3,8 2,5
19,2
Рисунок 2. - Сводные результаты ответа на вопрос: «В связи с чем Вы хотели бы сменить место жительства? (из числа планирующих переехать)» (%)
Материалы, полученные с помощью качественных методов, подтверждают, что молодые респонденты, выбирая трудовую траекторию, ориентированы на улучшение материального положения, решение жилищных проблем, стремятся к более комфортным условиям существования.
«Хотелось бы уехать. Потому что в нашем мире уже такая открытая информированность, что ты понимаешь, что даже жить обычным человеком среднестатистическим можно в другом государстве гораздо лучше, чем здесь. Хотя бы инфраструктура какая-то, у нас большая территория, но нет мест, где реально можно зарабатывать деньги. Почему у себя в городе я за работу по своей профессии не буду получать больше 30 тысяч, а в другом городе -мегаполисе - гораздо больше» (фокус-группа, г. Набережные Челны)
«В свое время рассматривала, нужно ли мне ехать в Москву, Питер, потому что они считаются первой/второй столицей, они сами по себе города достаточно развитые, но тут еще и жилищный вопрос. Вот в Казани у меня своя отдельная квартира в центре города, и я могу пешком, куда хочу, ходить по центру, а в Питере/Москве я за огромные деньги буду снимать какую-то каморочку на окраине, и вот
эти все блага цивилизации, которые находятся в разных частях города, они, скорее всего, будут мне недоступны и по территориальному признаку, и потому, что я, скорее всего, буду как лошадь пахать, чтобы себе на проживание и пропитание заработать. То есть, мне Питер и Москва нравятся, но, скорее, как туристу. А когда я начинаю просчитывать, стоит ли туда переехать, стоит ли оно того, то для меня, наверное, нет. Пока нет. Но я не говорю это на 100%» (фокус-группа, Казань).
Главным фактором, позволяющим добиться успеха в современном мире, по мнению респондентов, является «упорная работа». Вторым по значимости фактором является наличие знакомств и связей.
Важное значение респонденты придают личным качествам человека («талант, способности», «умение идти напролом») и образованию.
Факторы, не связанные с усилиями самого человека («везение, случай») принимаются в расчет респондентами в гораздо меньшей степени.
Все это характеризует молодых респондентов как реалистов, нацеленных на достижение успеха собственными усилиями.
Результаты поэтапной диагностики представлены на рисунке 3.
1
упорная работа 29,6
наличие знакомств и связей
талант, способности умение идти напролом 15,5
15,2
хорошее образование 12,6
происхождение из богатой, влиятельной семьи 5,9
затрудняюсь ответить везение, случай 4,1
3,3
честолюбие, амбиции 3,3
удачное замужество/женитьба 3,3
занятие противозаконной деятельностью 1,3
что-то другое: личные качества 0,3
Рисунок 3. - Сводные результаты ответа на вопрос: «Что, прежде всего, позволяет человеку добиться успеха в современном мире?» (%)
Более половины опрошенных с оптимизмом смотрят в будущее. Примерно каждый второй опрошенный уверен, что в ближайшем будущем его ожидают востребованная работа и хорошая заработная плата.
Вместе с тем, треть опрошенных не знает, как сложится их будущее после окончания учебного заведения.
Результаты поэтапной диагностики приведены на рисунке 4.
высокий уровень заработной платы
востребованная работа и соответствующая оплата
работа по полученной специальности и достойная оплата
затрудняюсь ответить
не уверен, что мои ожидания будут реализованы к этому времени
боюсь, что придется во всем себе отказывать, чтобы встать на ноги
что-то другое, что именно: продолжу учебу
27,6
Рисунок 4. - Сводные результаты ответа на вопрос: «Каким видится вам ваше будущее через 5-6 лет?» (%)
Материалы, полученные с помощью качественных методов исследования,
показывают, что у представителей молодого поколения присутствует некоторая неуверенность в завтрашнем дне.
«Я не знаю, как у остальных, но конкретно у меня на данном этапе имеется определенный страх будущего. Наверное, потому что, опять-
таки, так же самая тема с работой, окончание института, я нахожусь на том этапе, когда нужно принимать определенные решения. В какую сторону двигаться дальше? Я вот ещё не выбрала, можно сказать, наверное, свой путь» (фокус-группа, г. Казань).
«Ну, по моему мнению, то, что мне через 5 лет будет 22, я не вижу, что в свои 22 я смогу
добиться каких-то высот, я думаю, успешные люди с хорошими зарплатами, которые крепко стоят на ногах, им лет 30 и более, а в 22 рассчитывать на хорошую работу, да еще и по профессии с хорошей зарплатой - то только если работать по профессии и еще где-то на трех работах» (фокус-группа, г. Набережные Челны).
Заключение. Проведенное исследование позволило раскрыть новые аспекты, касающиеся личных и профессиональных траекторий представителей молодого поколения Республики Татарстан.
Результаты исследования выявили такие качества рассматриваемой социальной группы, как мобильность, понимание важности социализирующей роли образования, готовность интегрироваться, социальный оптимизм.
Высока доля молодых людей, ориентированных на ценности модернизации -такие как получение высшего образования, стремление к обеспеченности и материальному достатку.
Важными установками, определяющими социальные лифты и стратегии достижения успеха в представлениях молодых людей, во многом определяются факторами, зависящими от самого человека - такими, как образование и личные качества. Конечно, это характеризует молодежь как реалистов, нацеленных на достижение успехов собственными усилиями. Доля таких людей составляет почти половину опрошенных. Однако не может не тревожить тот факт, что среди ответов молодежи высока доля
тех, кто надеется на межличностные контакты в виде знакомств и связей, на факторы везения, происхождения, национальности и прочее.
Исследование также показывает, что социальная и экономическая нестабильность также оказывают влияние на социально-психологическое состояние представителей молодежи. Около половины опрошенных молодых людей испытывает чувство неуверенности в завтрашнем дне. Больше всего респондентов беспокоят сложности, связанные с поиском работы и низкий уровень заработной платы. Именно эти причины являются доминирующей мотивацией для желающих сменить место жительства. Нереализованные социальные ожидания в перспективе могут стать причиной психологических деприваций и фрустраций. Поэтому актуализируется необходимость работы, связанной с мониторингом различных аспектов жизни молодежи Республики, привлечения
представителей молодежи к разработке программ в области социальной и культурной жизни, формирования психологической устойчивости, а также пропаганды здорового образа жизни. Важным аспектом молодежной политики должна являться помощь студентам различных национальностей, проходящих обучение в ВУЗах РТ. Для достижения этих целей и успешной реализации государственной молодежной политики представляется необходимым объединение усилий государственных и муниципальных органов власти и молодёжных организаций.
Литература:
1. Горшков М.К. Молодежь России: социологический портрет / М.К. Горшков, Ф.М. Шереги. - Москва: ЦСПиМ, 2010. - 592 с.
2. Диаспоры и сообщества мигрантов в Республике Татарстан: этносоциологические очерки. Часть Ш. / В.Е. Козлов, Е.В. Фролова, М.В. Вятчина. - Казань: ЗАО «Мир без границ», ООО Глаголь, 2016. - 152 с.
3. Иконникова С.Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ / С.Н. Иконникова. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1974. - 167 с.
4. Иконникова С.Н. Молодёжь о себе, о своих сверстниках: социологическое исследование / С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский. - Л.: Лениздат, 1969. -133с.
5. Ладатко А.А. Неформальные молодежные объединения / А.А. Ладатко. - М.: Высш. шк., 1991. -47с.
6. Лисовский В.Т. Советская молодежь: идеалы и стремления / В.Т. Лисовский. - М.: Знание, 1971. - 32 с.
7. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты - М., Институт социологии РАН, 2014. - 96 с.
8. Полутин С.В. Молодежь в системе социального воспроизводства: социологический анализ / С.В. Полутин. - Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 2013. -193с.
9. Титова Т.А. Ключевые механизмы формирования этнической и гражданской идентичности современной молодёжи в общественных организациях Республики Татарстан / Т.А. Титова, Е.В. Фролова, А.С. Савина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -Тамбов: Грамота, 2018. - № 5(91). - С. 53-56.
10. Ядова Е.Н. Особенности и практическая значимость характеристик идентичности современной молодежи в процессе социализации / Е.Н. Ядова // Актуальные проблемы психологии труда и развития. Вестник Балтийской педагогической Академии. Вып.50. - СПб., 2013. - С. 127-131.
References:
1. Gorshkov M.K. Youth Of Russia: sociological portrait / M.K. Gorshkov, F.M. Sheregi. - Moscow: Will cspem, 2010. - 592 p
2. Diasporas and migrant communities in the Republic of Tatarstan: ethnosociological essays. Part III. / V.E. Kozlov, E.V. Frolova, M.V. Vyatchina. - Kazan: Mir without borders CJSC, Glagol LLC, 2016. - 152 p.
3. Ikonnikova S.N. Youth. Sociological and socio-psychological analysis / S.N. Ikonnikova. - L.: Leningrad University Press, 1974. - 167 p.
4. Ikonnikova S.N. Youth about themselves, about their peers: a sociological study / S.N. Ikonnikova, V.T. Lisovsky. - L.: Lenizdat, 1969. - 133 p.
5. Ladatko A.A. Informal youth associations /A.A. Ladatko. - M.: Higher school, 1991. - 47 p.
6. Lisovsky V.T. Soviet youth: ideals and aspirations / V.T. Lisovsky. - Moscow: Znanie, 1971. - 32 p.
7. Youth of the new Russia: lifestyle and value priorities-Moscow, Institute of sociology of the Russian Academy of Sciences, 2014, 96 p.
8. Polutin S.V. Youth in the system of social reproduction: sociological analysis / S.V. Polutin. - Saransk: Mordovia Publishing house. UN-TA, 2013. - 193 p.
9. Titova T.A. Key mechanisms of formation of ethnic and civil identity of modern youth in public organizations of the Republic of Tatarstan / T.A. Titova, E.V. Frolova, A.S. Savina // Historical, philosophical, political and legal Sciences, cultural studies and art criticism. Questions of theory and practice. No. 5 (91). - Tambov: Gramota, 2018. - S. 53-56.
10. Yadova E.N. Features and practical significance of characteristics of identity of modern youth in the process of socialization / E.N. Yadova // Actual problems of labor and development psychology. Bulletin of the Baltic pedagogical Academy. Issue 50. - SPb., 2013. - P. 127-131.
22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы