Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВОЗРАСТНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ТРЕВОЖНЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ С СДВГ'

УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВОЗРАСТНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ТРЕВОЖНЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ С СДВГ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
83
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛИ / ВЛИЯНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрова Ирина Николаевна

В статье говорится, что наиболее значимым при развитии тревоги у детей старшего дошкольного возраста является именно влияние родителей, а также школьная дезадаптация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONDITIONS THAT DETERMINE THE AGE DISTINCTIVENESS OF ANXIETY DISORDERS IN CHILDREN WITH ADHD

The article says that the most significant in the development of anxiety in children of senior preschool age is the influence of parents, and school maladjustment.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВОЗРАСТНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ТРЕВОЖНЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ С СДВГ»

движения точны, плавны, легки, мышцы тела достаточно расслаблены и мы можем принимать верные, разумные решения и изрекать глубокие мысли. Основой для нашего эмоционального переживания являются наши мысли о той или иной ситуации, преломляющиеся через мнение об этом значимых для нас людей (родителей или лиц, их заменяющих; друзей, авторитетов) и наш собственный опыт взаимодействия с миром (воспринимается ли мир нами позитивно, негативно или нейтрально и толерантно).

Задайтесь вопросом - почему достаточно счастливым себя ощущает только сангвиник?

Холерик загоняет себя постоянным «бегом дня», у флегматика не хватает сил реализовать важные для него цели и мечты, а меланхолик коррелирует между «светлой» и «темной» грустью, порой размышляя о тщетности бытия.

Также мое видение доказывает тот факт, что в рамках детской психологии тип темперамента «меланхолик» является не нормативным и указывает на переживание психотравмирующего опыта или на нарушение функционирования центральной нервной системы.

В своей психологической практике я неизменно наблюдаю достаточно интересные факты:

- при невротизации, личностной тревожности, «панических атаках», агрессивности у личности проявляется тип темперамента «холерик»;

- при выученной беспомощности, избегании неудач, низкой самооценке, апатии, низкой мотивации - «флегматик»;

- при затяжной, хронической депрессии - «меланхолик»;

- в результате гармонизации и стабилизации психоэмоционального состояния, «копинг-страте-гии» разрешения внутренних и внешних психологических конфликтов, познании и осознании, принятии и позитивации «истинного себя» личность человека обретает тип темперамента - «сангвиник».

Еще Карл Юнг в своих работах по классифицированию типологий личности подчеркивал некую приблизительность и относительность данных

описаний, так как каждая личность является уникальной, неповторимой, и на мой взгляд, даже непознаваемой, как образ лабильной, меняющейся в своем развитии, Вселенной.

Список литературы:

1. Маклаков А. Г. Общая психология. Учебник для вузов. — Москва, Санкт-Петербург: изд. Питер, 2005.

2. Малахова А.Н. Особенности личности и психологические аспекты подготовки военнослужащих в экстремальных ситуациях - сборник 3-й Международной конференции «Психолого-педагогические основы профессионального формирования личности в условиях перехода к двухуровневой модели образования», Пенза, 2010.

3. Малахова А.Н. Методика исследования латентных личностных резервов и особенностей личности «Супергерой» - Первый Евроазиатский Конгресс по Психотерапии, Россия, Москва, 2013, Журнал «Психотерапия» №10 (130), Москва, 2013.

4. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. Собрание сочинений в память В. Небылицина. Москва, Наука.. — 1976.

5. Небылицын В. Д. Темперамент. // Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 153—159.

6. Немов Р.С. Психология.В 3-х тома, учебник для вузов, т. 1, М., Туманит. Изд. Центр Владос, 1999.

7. Психология. Учебник / под ред. А.А.Крылова. - М., Проспект, 1999.

8. Русалов, ВМ, Трофимова ИН, О представленности типов психической деятельности в различных моделях темперамента. Психологический журнал. — 2011. — Т. 32/3. — С. 74-84.

9. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности-М., 1995.

УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВОЗРАСТНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ТРЕВОЖНЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ С СДВГ.

Петрова Ирина Николаевна

ООО Трансоверол, Специалист по социальной работе, психолог

г.Москва

THE CONDITIONS THAT DETERMINE THE AGE DISTINCTIVENESS OF ANXIETY DISORDERS IN CHILDREN WITH ADHD.

Petrova Irina

OOO Transoverol, Specialist in social work, psychology

Moscow

АННОТАЦИЯ

В статье говорится, что наиболее значимым при развитии тревоги у детей старшего дошкольного возраста является именно влияние родителей, а также школьная дезадаптация.

ABSTRACT

The article says that the most significant in the development of anxiety in children of senior preschool age is the influence of parents, and school maladjustment. Ключевые слова Тревога, родители, влияние. Keywords

Anxiety, parents, influence.

Роль органической недостаточности, к которой относится СДВГ, состоит, в частности, в том, что она способствует развитию волевой неустойчивости, легкости возникновения, бурному протеканию, застреваемости и неуправляемости аффектов [3, с. 192].

К психической травматизации особенно чувствительны дети с повышенной впечатлительностью, пугливостью и неуверенностью в себе и с такими чертами личности как тревожная мнительность, склонность к страхам, патологическая фиксация на неприятных переживаниях, тенденция к возникновению внутренних конфликтных переживаний и психологических способов защиты.

Наиболее значимым условиями, способствующими развитию тревоги у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, являются дефекты воспитания, а также проблемы школьной дезадаптации.

Значение отрицательных социально-психологических воздействий в детстве и младенчестве для возникновения психических расстройств стало осмысливаться и признаваться особенно отчетливо в середине прошлого столетия.

Оно связано с именем Р. Спиц, который под названием «госпитализма» описал так называемую «анаклитическую депрессию» у годовалых младенцев, вызванную разлукой с матерью [10]. Возможность возникновения этого состояния в раннем возрасте свидетельствует, с точки зрения автора, об огромном значении для ребенка постоянного общения с матерью.

Отношения между матерью и ребенком изучал и Дж. Боулби [8, с.41-69], который усматривал в нарушениях этих отношений основную причину неправильного развития личности. Он сформулировал положение, гласящее, что если ребенок оказывается в детстве лишенным материнской заботы, то это приводит к необратимым последствиям. Дж.Боулби подробно описал страх быть отлученным от матери и стадии его развития на протяжении первых четырех лет жизни. В привязанности, ласке, добром слове и утешении ребенок нуждается больше, чем в пище. Любое отлучение от матери он воспринимает как угрозу ему самому.

Естественной средой развития ребенка является семья, поэтому его поведенческие расстройства находятся в тесной связи с нарушениями процесса правильного выполнения членами семьи своих ролей.

Дж.Дюренд-Дассер [9] анализирует проблему межличностных отношений, используя понятие симметрии и взаимодополняемости. Правильными он считает отноше^я симметрично взаимодопол-

няющие, а в случае незрелости, вместо симметричных взаимодополняющих отношений возникают отношения ассиметричные.

Влияние родителей является самым значимым и сильным, а, следовательно, и наиболее глубоким и устойчивым. Поэтому аномалии отношений в семье делают ребенка более восприимчивым к отрицательным воздействиям со стороны более широкого социального окружения. При этом на ребенка влияет вся совокупность сознательных и неосознаваемых актов родителей (их несдержанность, слишком эмоциональный подход к ребенку). Ребенок вступает в область патологии, овладевая эффективными способами приспособления к неправильным отношениям в семье своих родителей. Так происходит формирование порочной системы стремлений, искаженного представления о действительности, являющегося причиной возникновения в последующем ряде конфликтов. Привычка в данном случае играет роль фиксатора. Особенно сильное патогенное влияние оказывает неправильное воспитание, то есть воспитание родителями. Вопрос о нарушении отношений между родителями и детьми непосредственно касается не только проблемы неврозов, но и всех пограничных состояний и в детском, и взрослом возрасте. Эти нарушенные отношения нередко связанны с наличием у родителей невротической и личностной патологии.

Среди различных типов деструктивного семейного воспитания имеющих значение для формирования личности, следует выделить следующие:

- нарушение детско-родительских отношений [5, с.416]

- внутрисемейные конфликты [1, с.176; 2, с.208]

- наличие у родителей невротической и личностной патологии [1, с. 176]

- деструктивное влияние матери на психическое развитие ребенка [4, с.334]

Согласно К.Хорни базисная тревога есть целиком и полностью результат нарушений с родителями [7, с.480]. В этих случаях у ребенка развивается «чувство собственной незначительности, бесполезности, покинутости, подверженности опасности, нахождение в мире, который открыт обидам, обману, нападкам оскорблениям, предательству, зависти» [6, с.94]. Окружающая действительность порождает страх. Поскольку ребенок «лишается уверенности в своей нужности, ценности для других...» [6, с.94].

Обнаружено, что 61% матерей и 36% от имели в детстве выраженные признаки нервности, неврозы наиболее выражены у женщин, чьи дети страдают неврастенией и неврозом навязчивых

состояний и еще и еще меньше у женщин, дети которых страдают истерическим неврозом [2, с.208].

Типы влияния семьи на формирование личности можно представить себе в виде трех основных вариантов: фиксация путем подражания; закрепление негативистических реакций; прямое культивирование реакций ребенка.

Одним из наиболее частых проявлений нарушенных отношений личности со средой являются реакции дезадаптации.

Литература

1. Гарбузов В.И. Нервные дети. - Л.: Медицина, 1990. - 176с.

2. Гурьева В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1996-208с.

3. Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра. - Л.: Медицина, 1984. - 192с.

4. Лангмейер И., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984. -334с.

5. Личко А.Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей.- Л.: Медицина, 1985. -416с.

6. Мастюкова Е.Н. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. - М.,

1992. - 94с.

7. Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ: пер. с англ. Старовойтовой В.В. - М.: Изд. группа «Прогресс» - «Универс»,

1993. - 480с.

8. Bowlby J. Separation anxiety // Int. J. Psychoanal., 1960. - vol.41.- p.69.

9. Durand-Dassier J. Structure et psychilogie de relation. - Paris, L'Epi, 1969.

10. Spitz R. The first day of life. - New York: International Universities Press, 1956.

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНАЛЬНОСТИ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ - ПСИХОЛОГОВ

Здор Екатерина Юрьевна

Студентка,

Педагогический институт Иркутского государственного университета,

г. Иркутск

Емельянова Елена Владимировна

Старший преподаватель, Педагогический институт Иркутского государственного университета,

г. Иркутск

FEATURES OF INTERNAL OF LOCUS OF CONTROL OF PSYCHOLOGY STUDENT

Zdor Ekaterina Yurevna

Student,

Pedagogical Institute of the Irkutsk State University,

Irkutsk

Emelyanova Elena Vladimirovna

Senior Lecturer

Pedagogical Institute of the Irkutsk State University,

Irkutsk

АННОТАЦИЯ

В статье представлены особенности интернальности локуса контроля студентов, обучающихся на направлении «Психология». У большинства респондентов был представлен средний уровень, а также высокие показатели по шкале интернальности в области достижений.

ABSTRACT

The article presents features of the internality of locus of control of students in the direction «Psychology». The maj ority of respondents were presented with an average level of internality, as well as high scores of internality in the field of achievement.

Ключевые слова: локус контроля, экстернальный, интернальный.

Keywords: locus of control, external, internal.

Актуальность. Локус контроля - склонность человека видеть источник управления своей жизнью либо преимущественно в самом себе (интер-нальный локус контроля), либо во внешней среде (экстернальный локус контроля). Он оказывает влияние на формирование содержания, структуры

и формы проявления целой системы психологических особенностей личности.

Выявленные нами результаты позволят наиболее глубоко изучить особенности интернальности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.