Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНАЛЬНОСТИ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ'

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНАЛЬНОСТИ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
586
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКУС КОНТРОЛЯ / ИНТЕРНАЛЬНЫЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Здор Екатерина Юрьевна, Емельянова Елена Владимировна

В статье представлены особенности интернальности локуса контроля студентов, обучающихся на направлении «Психология». У большинства респондентов был представлен средний уровень, а также высокие показатели по шкале интернальности в области достижений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INTERNAL OF LOCUS OF CONTROL OF PSYCHOLOGY STUDENT

The article presents features of the internality of locus of control of students in the direction «Psychology». The majority of respondents were presented with an average level of internality, as well as high scores of internality in the field of achievement.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНАЛЬНОСТИ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ»

состояний и еще и еще меньше у женщин, дети которых страдают истерическим неврозом [2, с.208].

Типы влияния семьи на формирование личности можно представить себе в виде трех основных вариантов: фиксация путем подражания; закрепление негативистических реакций; прямое культивирование реакций ребенка.

Одним из наиболее частых проявлений нарушенных отношений личности со средой являются реакции дезадаптации.

Литература

1. Гарбузов В.И. Нервные дети. - Л.: Медицина, 1990. - 176с.

2. Гурьева В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1996-208с.

3. Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра. - Л.: Медицина, 1984. - 192с.

4. Лангмейер И., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984. -334с.

5. Личко А.Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей.- Л.: Медицина, 1985. -416с.

6. Мастюкова Е.Н. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. - М.,

1992. - 94с.

7. Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ: пер. с англ. Старовойтовой В.В. - М.: Изд. группа «Прогресс» - «Универс»,

1993. - 480с.

8. Bowlby J. Separation anxiety // Int. J. Psychoanal., 1960. - vol.41.- p.69.

9. Durand-Dassier J. Structure et psychilogie de relation. - Paris, L'Epi, 1969.

10. Spitz R. The first day of life. - New York: International Universities Press, 1956.

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНАЛЬНОСТИ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ - ПСИХОЛОГОВ

Здор Екатерина Юрьевна

Студентка,

Педагогический институт Иркутского государственного университета,

г. Иркутск

Емельянова Елена Владимировна

Старший преподаватель, Педагогический институт Иркутского государственного университета,

г. Иркутск

FEATURES OF INTERNAL OF LOCUS OF CONTROL OF PSYCHOLOGY STUDENT

Zdor Ekaterina Yurevna

Student,

Pedagogical Institute of the Irkutsk State University,

Irkutsk

Emelyanova Elena Vladimirovna

Senior Lecturer

Pedagogical Institute of the Irkutsk State University,

Irkutsk

АННОТАЦИЯ

В статье представлены особенности интернальности локуса контроля студентов, обучающихся на направлении «Психология». У большинства респондентов был представлен средний уровень, а также высокие показатели по шкале интернальности в области достижений.

ABSTRACT

The article presents features of the internality of locus of control of students in the direction «Psychology». The maj ority of respondents were presented with an average level of internality, as well as high scores of internality in the field of achievement.

Ключевые слова: локус контроля, экстернальный, интернальный.

Keywords: locus of control, external, internal.

Актуальность. Локус контроля - склонность человека видеть источник управления своей жизнью либо преимущественно в самом себе (интернальный локус контроля), либо во внешней среде (экстернальный локус контроля). Он оказывает влияние на формирование содержания, структуры

и формы проявления целой системы психологических особенностей личности.

Выявленные нами результаты позволят наиболее глубоко изучить особенности интернальности

локуса контроля в юношеском возрасте и в частности студентов-психологов, так как этот вопрос слабо освещен.

Цель исследования. Изучение особенностей интернальности локуса контроля студентов-психологов.

Объект исследования. Интернальность ло-куса контроля студентов-психологов.

Предмет исследования. Уровень интерналь-ности локуса контроля студентов-психологов.

Гипотеза. Мы предположили, что существуют особенности уровня интернальности локуса контроля студентов-психологов.

Методологическая основа. В нашем исследовании мы опирались на теорию Е. Ф. Бажина, Дж. Роттера и др.

Метод сбора эмпирических данных. Методика «Уровень субъективного контроля» (УСК) Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной и Л. М. Эткинда.

База исследования: В исследовании приняли участие студенты ПИ ИГУ, 1-4 курсов отделения гуманитарно-эстетического образования, направления «Психология». Общее количество респондентов составило 97 человек в возрасте от 18 до 22 лет.

Понятие локуса контроля в психологии. Впервые понятие «локус контроля» ввел в 1954 году американский психолог Джулиан Роттер. Он считает, что локус контроля - это ожидание того, в какой степени человек осуществляет контроль за подкрепления в своей жизни. [3, с. 42].

Также, Дж. Роттер в своем понимании локуса контроля выделил основные положения:

1. Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями;

2. Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться [4, с. 51].

Но, по мнению многих авторов, экстерналь-ность и интернальность не являются стабильными, неизменяющимися особенностями личности. Так,

один человек в одних ситуациях, видах деятельности может проявлять экстернальность, а в других интернальность. Локус контроля нужно рассматривать как важнейший фактор развития личности, но при этом учитывать тот факт, что он может претерпевать изменения под влиянием различных внешних и внутренних факторов [1, с. 2].

Люди, которым присущ интернальный локус контроля наиболее активные, независимые, самостоятельны в работе. Они уверенны в себе, в своих силах, ответственны за свои поступки, терпимы, выражено позитивное отношение другим. Интерналы имеют высокую популярность в группе, чаще имеют положительную самооценку. Негативными эффектами данного локуса контроля являются тяжелое переживание неудач, склонность винить себя во всех бедах [1, с. 2].

Люди с экстернальным локусом контроля конформны и уступчивы в поведении с другими людьми, им проще работать в группе, чаще пассивны, тревожны, выражена неуверенность в себе. В группах, как правило, не являются популярными членами, менее терпимы к другим людям [1, с. 2]. Но, при этом они чаще подвержены действиям манипуляторов, более чувствительны, очень зависят от мнения других людей [2, с. 4-5].

Особенности локуса контроля в юношеском возрасте. Юношеский возраст характеризуется наибольшей интернальностью, потому что юноши и девушки стремятся к оригинальности, непохожести на других. Они уже направлены на себя, бурно развивается самосознание, глубокая рефлексия, поэтому можно говорить о том, что локус контроля проявляется интернальностью, они считают, что все успехи или неуспехи являются результатом их собственных действий. При этом юношам и девушкам не стоит забывать о том, что не всё зависит от них, внешние факторы также оказывают влияние на их деятельность.

Анализ полученных данных. По методике «Уровень субъективного контроля» (УСК) Е. Ф. Ба-жина, Е. А. Голынкиной и Л. М. Эткинда мы полу-

Рисунок 1. Показатели общего уровня интернальности локуса контроля студентов-психологов

У 42% студентов-психологов средний уровень интернальности, что говорит об их адекватной оценке различных ситуаций, они понимают, что не всё зависит от них, немалую роль играют и внешние факторы. У 31% низкий уровень выраженности интернальности, такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство

их является результатом случая или действий других людей. И у 27% респондентов высокий уровень интернальности, они считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.

9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

Ид

Ин Ип Им Из Ис

7,68 5,45 2,98 2,85 5,8

Средние значения

8,55

Рисунок 2. Показатели средних значений шкал интернальности локуса контроля студентов-психологов

Высокие показатели получены по шкале ин-тернальности в области достижений (8,55) соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями, респонденты считают, что всего самого хорошего они добились сами, и они готовы с успехом идти к намеченной цели. Также по шкале интернальности в области неудач (7,68), что говорит о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям. По шкале интернальности в семейных отношениях (5,8) -можно говорить о том, что студенты-психологи считают себя ответственными за события, происходящие в их семейной жизни. И по шкале в области производственных отношений (5,45) - это свидетельствует о том, что студенты считают себя и свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности.

Низкие показатели выявлены по шкале интер-нальности в области межличностных отношений (2,98), они указывают на то, что респонденты не склонны брать на себя ответственность за свои отношения с окружающими. А также по шкале интер-нальности в отношении здоровья и болезни (2,85) , то есть студенты-психологи считают здоровье и болезнь результатом случая и надеются на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.

Выводы. Исследование показало, что у большинства респондентов средний уровень общей ин-тернальности, что характеризует их как людей, которые ответственны за свои поступки, решения,

они понимают их значимость в своей жизни, но при этом они осознают, что и внешние факторы влияют на достижение их целей, на жизнь в целом. Также студенты-психологи являются уверенными, целеустремленными людьми, они несут ответственность за атмосферу в семье. Они считают свои действия важным фактором для успешной организации любого вида деятельности.

Выявленные низкие результаты по шкале ин-тернальности в области межличностных отношений позволяют нам в дальнейшем разработать систему коррекционно-развивающих занятий, так как мы считаем, что для будущих психологов очень важно умение нести ответственность за отношения с людьми.

Список литературы:

1. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Ло-кус контроля учащихся среднего профессионального образования // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2016. №2 с. 32-45.

2. Левкова Т. В. Взаимосвязь уверенности в себе и локуса контроля личности у студентов вуза // Вестник ПГУ им. Шолом-Алейхема. 2009. №1 с.60-69.

3. Реан А. А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. — СПб., Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 288 с.

4. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.