Научная статья на тему 'САНГВИНИК КАК ОПТИМАЛЬНЫЙ ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА ОТРАЖАЮЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ НОРМУ'

САНГВИНИК КАК ОПТИМАЛЬНЫЙ ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА ОТРАЖАЮЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ НОРМУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
448
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНГВИНИК / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НОРМА / ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОТЕРАПИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малахова Асоль Николаевна

Наблюдения из практики психолога изменений консультируемых на устойчивую доминанту типа темперамента «сангвиник» в результате успешной психологической помощи, коррекции, терапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САНГВИНИК КАК ОПТИМАЛЬНЫЙ ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА ОТРАЖАЮЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ НОРМУ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

САНГВИНИК КАК ОПТИМАЛЬНЫЙ ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА _ОТРАЖАЮЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ НОРМУ_

Малахова Асоль Николаевна,

Психолог высшей категории, Гильдия психотерапии и тренинга, Санкт-Петербург, Россия

SANGUINE AS THE OPTIMAL TYPE OF TEMPERAMENT REFLECTING THE

PSYCHOLOGICAL NORM

Malakhova Asol Nikolaevna,

Psychologist of the highest category, The Guild of psychotherapy and training, Saint Petersburg, Russia

АННОТАЦИЯ:

Наблюдения из практики психолога изменений консультируемых на устойчивую доминанту типа темперамента «сангвиник» в результате успешной психологической помощи, коррекции, терапии.

ABSTRACT:

Observations of practice of the psychologist changes advise on sustainable dominant temperament is "sanguine" as a result of successful psychological support, correction, therapy.

Ключевые слова: тип темперамента, сангвиник, психологическая норма, психология, психотерапия, психологическая практика.

Key words: type temperament, sanguine, psychological norm, psychology, psychotherapy, psychological practice.

В психологической науке под термином «темперамент» (лат. temperamentum — «устойчивая смесь компонентов») понимается «устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности»^) . Сам по себе темперамент обусловливает специфику и особенности становления и закрепления поведенческих черт личности, ее характерологических составляющих. Психофизиология также описывает и научно доказывает тот факт, что тип темперамента зависит напрямую от типа высшей нервной деятельности, проявляющегося в сензи-тивности, активности, и в особенностях восприятия окружающей действительности в стимульно-реак-тивном пространстве.

Слову «темперамент» в аналогию по значению определения выступает греческое слово «красис» (др.-греч. краск;, «слияние, смешивание»), которое использовали Гиппократ и Гален. Еще тогда, в поисках истины, мыслители пытались познать и структурно описать личность человека, исходя из соображения о наличии устойчивых черт и особенностей человека.

Устойчивость проявлений личностных особенностей, на мой взгляд, определяется и наличием длительного, стойкого дистабилизирующего состояния человека. Факторами, обуславливающими стойкость и даже стабильность (без явных ремиссий развития наблюдаемых симптомов), могут являться: психотравмирующая обстановка в семье или в иной социальной среде; недостаточность коммуникативно-адаптивного развития личности, и

как следствие незавершенная «нормальная» социализация; физиологические особенности организма, проявляющиеся отягощением восприятия и отреа-гирования окружающей действительности соответственно параметрам адекватности (известны и описаны определенные психологические черты личности «больного человека», такие как: раздражительность, гневливость, подозрительность, тревожность, повышение мышечного тонуса, психоэмоциональное напряжение, формирование «трудного» характера; или же апатичность, вялость, попустительство, психофизиологическая слабость, замедленность реакций, неуверенность, избегание неудач и даже уход от активной коммуникации). В результате функционирования психологических защит (З. Фрейд), призванных снизить «боль для души», а не разрешить сложившуюся ситуацию в позитивном русле, психика человека может годами и даже десятилетиями находится в некоем «анабиозе», который и объясняет эту самую стабильность и стойкость проявляемых во вне личностных черт. В результате мы наблюдаем тот факт, когда «костюм психологического типа темперамента» одет поверх нашей души, чтобы нам жилось несколько легче и адаптивнее.

Становится вопрос - почему же тогда описаны 4 типа по классическому подходу и все они наблюдаемы и узнаваемы? У нас всех есть то общее, что делает нас людьми: если мы радуемся, наши глаза светятся, «горят», улыбка венчает лицо; если грустим или испытываем боль - плачем, кричим, имеем понурый вид, «потухший» взгляд; если чувствуем себя спокойно и удовлетворенно - наши

движения точны, плавны, легки, мышцы тела достаточно расслаблены и мы можем принимать верные, разумные решения и изрекать глубокие мысли. Основой для нашего эмоционального переживания являются наши мысли о той или иной ситуации, преломляющиеся через мнение об этом значимых для нас людей (родителей или лиц, их заменяющих; друзей, авторитетов) и наш собственный опыт взаимодействия с миром (воспринимается ли мир нами позитивно, негативно или нейтрально и толерантно).

Задайтесь вопросом - почему достаточно счастливым себя ощущает только сангвиник?

Холерик загоняет себя постоянным «бегом дня», у флегматика не хватает сил реализовать важные для него цели и мечты, а меланхолик коррелирует между «светлой» и «темной» грустью, порой размышляя о тщетности бытия.

Также мое видение доказывает тот факт, что в рамках детской психологии тип темперамента «меланхолик» является не нормативным и указывает на переживание психотравмирующего опыта или на нарушение функционирования центральной нервной системы.

В своей психологической практике я неизменно наблюдаю достаточно интересные факты:

- при невротизации, личностной тревожности, «панических атаках», агрессивности у личности проявляется тип темперамента «холерик»;

- при выученной беспомощности, избегании неудач, низкой самооценке, апатии, низкой мотивации - «флегматик»;

- при затяжной, хронической депрессии - «меланхолик»;

- в результате гармонизации и стабилизации психоэмоционального состояния, «копинг-страте-гии» разрешения внутренних и внешних психологических конфликтов, познании и осознании, принятии и позитивации «истинного себя» личность человека обретает тип темперамента - «сангвиник».

Еще Карл Юнг в своих работах по классифицированию типологий личности подчеркивал некую приблизительность и относительность данных

описаний, так как каждая личность является уникальной, неповторимой, и на мой взгляд, даже непознаваемой, как образ лабильной, меняющейся в своем развитии, Вселенной.

Список литературы:

1. Маклаков А. Г. Общая психология. Учебник для вузов. — Москва, Санкт-Петербург: изд. Питер, 2005.

2. Малахова А.Н. Особенности личности и психологические аспекты подготовки военнослужащих в экстремальных ситуациях - сборник 3-й Международной конференции «Психолого-педагогические основы профессионального формирования личности в условиях перехода к двухуровневой модели образования», Пенза, 2010.

3. Малахова А.Н. Методика исследования латентных личностных резервов и особенностей личности «Супергерой» - Первый Евроазиатский Конгресс по Психотерапии, Россия, Москва, 2013, Журнал «Психотерапия» №10 (130), Москва, 2013.

4. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. Собрание сочинений в память В. Небылицина. Москва, Наука.. — 1976.

5. Небылицын В. Д. Темперамент. // Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 153—159.

6. Немов Р.С. Психология.В 3-х тома, учебник для вузов, т. 1, М., Туманит. Изд. Центр Владос, 1999.

7. Психология. Учебник / под ред. А.А.Крылова. - М., Проспект, 1999.

8. Русалов, ВМ, Трофимова ИН, О представленности типов психической деятельности в различных моделях темперамента. Психологический журнал. — 2011. — Т. 32/3. — С. 74-84.

9. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности-М., 1995.

УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВОЗРАСТНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ТРЕВОЖНЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ С СДВГ.

Петрова Ирина Николаевна

ООО Трансоверол, Специалист по социальной работе, психолог

г.Москва

THE CONDITIONS THAT DETERMINE THE AGE DISTINCTIVENESS OF ANXIETY DISORDERS IN CHILDREN WITH ADHD.

Petrova Irina

OOO Transoverol, Specialist in social work, psychology

Moscow

АННОТАЦИЯ

В статье говорится, что наиболее значимым при развитии тревоги у детей старшего дошкольного возраста является именно влияние родителей, а также школьная дезадаптация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.